• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юлия Артюхова Профессионал

Что такое «самопрезентация» и зачем она нужна?

С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день. Зачастую, даже не подозревая, что у нас в подсознании существует проект собственной презентации, мы, общаясь с разными людьми, участвуя в различных кампаниях, выбирая себе стиль одежды и поведения, внедряем этот проект в жизнь. Такая стратегия носит название «природная самопрезентация». Существует, как вы уже догадались, и осознанно заранее спланированная тактика позиционирования своей персоны, которая именуется «искусственной презентацией».

I. Понятие «самопрезентации».

Но, прежде чем подразделять понятие «самопрезентации» на виды, необходимо определиться с самим этим понятием. Так вот, «самопрезентация», не трудно догадаться, происходит от американского слова «презентация» и русского «сам себя», хотя сам феномен выявили американцы (в США данное понятие звучит так: «own presentation»). А чтобы понять значение «новоиспечённого» понятия, тоже не придётся много думать, так как оно вытекает из самого определения презентации.

«Самопрезентация» — вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попросту говоря, это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах всего вашего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или общение с родственниками, или же просто прогулка по улицам города.

II. Виды «самопрезентации».

Как отмечалось выше, существует две основных формы «самопрезентации»: «природная» и «искусственная». «Природная самопрезентация» свойственна всем людям без исключения, причём она приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек имеет опредёлённую, так сказать, «окраску» в глазах окружающих: «какой спокойный ребёнок!», «какая темпераментная девочка», «у малыша, видно, семь пядей во лбу». Ещё не подозревая того, человек с ранних лет начинает собирать «головоломку» своего образа. Всё это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований, как говориться, «без масок и увертюр». Я думаю, что здесь не стоит говорить о наследственности и генах, это, скорее, природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания.

Главное «антидостоинство» «природной самопрезентации» — это то, что человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации. То есть, индивидуум не выбирает, положительной ли будет его «природная самопрезентация», или же она будет носить негативный окрас. Можно описать этот процесс, как бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя. И с этим ничего не поделать, правда до тех пор, пока человек не станет способен на реализацию «искусственной самопрезентации».

Главная цель «искусственной самопрезентации» — завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей. (Закрутила — завертела, но зато красиво!) По-другому — для того, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с, так сказать, «потенциальной аудиторией». (Под «потенциальной аудиторией» в дальнейшем будем понимать тех людей, на которых мы направляем «самопрезентацию»).

Представим такую ситуацию — наша «природная самопрезентация» весьма не выигрышно выглядит в глазах значимых для нас персон. Спорить с природой бесполезно, или же очень трудно, а вот искусственно её завуалировать — реально. Для этого, и не только, существует «искусственная самопрезентация». Допустим, ваш темперамент заставляет плясать вокруг вас даже неодушевлённые предметы, а это как нельзя плохо сказывается на деловых и семейных отношениях и позиционирует вас как «психа», «неуравновешенного» и так далее. Нельзя не добавить, что плохая, отрицательная «самопрезентация» имеет свойство удваивать, а то и утраивать свой эффект, соответственно отрицательный.

Следовательно, для того, чтобы не упасть в глазах сотрудников или партнёров по бизнесу, необходимо создать себе имидж спокойного рационалиста, тактика и отчасти прагматика. Это в большинстве случаев, в иных ситуациях или профессиональной деятельности может быть и необходим эмоциональный подход, главное, чтобы ваш «презентационный материал» был уместен и не вызывал критически отрицательного восприятия. В семье, например, чтобы заслужить высокую оценку (сейчас опустим семейные узы, любовь как таковую), зачастую необходимо быть понимающим членом семьи, отличаться самоотдачей ради своей семьи, чтобы наши родственники считали нас достойными и почитаемыми в кругу собственной же семьи. Конечно, на словах всё просто, а на деле куда трудней, ведь природная основа нашей личности так и рвётся наружу, а в особенности то, что, скорее всего, портит наш облик в глазах людей.

III. Критерии эффективности.

Для того чтобы «природная самопрезентация» не «высовывала голову» в неподходящий момент, мешая, тем самым, «искусственной», её необходимо реализовывать в какой-то отдельной области нашей жизни. Если же таковой области нет, то придумать её необходимо так, чтобы наша «сущностная» презентация играла нам на руку.

Например, вы — очень замкнутый человек, интроверт, а работаете в сфере, где нужно много общаться, быть коммуникабельным, предприимчивым, может даже весёлым. В семье — необходимо уделять много внимания родственникам, заботиться, делиться эмоциями, для того, чтобы не нарушить позитивную коммуникативную среду. А так хочется побыть наедине со своими мыслями, замкнуться, углубиться в себя. И это необходимо восполнять, для того, чтобы наша «искусственная самопрезентация», иначе говоря, маска, которую постоянно надо надевать для своего же успеха, не слетела с лица и не разрушила долго выстраиваемый нами же имидж.

Так вот, для интровертов необходимо выкраивать хотя бы час в день для уединения, можно ещё, к примеру, заняться йогой, основу которой составляет самопознание, обретение гармонии внутри себя и так далее. Для экстравертов же лучше заняться какой-либо соответствующей их темпераменту деятельностью, экстримом, например. Эти советы стары как мир, и поэтому не хочется много внимания акцентировать на этом. Больший интерес представляет само искусство «самопрезентации», как вы понимаете, «искусственной»…

Об этом — во второй части статьи.

Статья опубликована в выпуске 25.04.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Юлия Артюхова, говорите с человеком на его личные темы и вы создадите лучшее впечатление на нужного человека не имея крутой тачки, классных шмоток и подарков. Они вам сами это предложат. Уж поверьте.

  • Я бы поставила вопрос иначе

    Думаю, что интроверт не добьется выдающихся успехов, если начнет заниматься публичной деятельностью.
    Лучше всего достраивать искусственный имидж на базовый таким образом, чтобы характеристики личности дополнялись.

    Оценка статьи: 4

  • Анастасия, +1

    Оценка статьи: 5

  • "Самопрезентация» – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций."

    А чем плохи фразы "умение (или неумение) себя вести", "умение себя подать"? Какие дополнительные смыслы дает термин "самопрезентация"?

    "Следовательно, для того, чтобы не упасть в глазах сотрудников или партнёров по бизнесу, необходимо создать себе имидж спокойного рационалиста, тактика и отчасти прагматика."

    Это рекомендация тому человеку, чей "темперамент заставляет плясать вокруг даже неодушевлённые предметы"? Неудачная рекомендация. Горячая личность не сможет носить маску прагматика, эта маска ей совершенно не подходит, не сидит на ней. Темперамент будет все время вылезать из-под маски, и этот человек заработает себе репутацию опасного психа, которому нельзя доверять, потому что у него заявленное поведение не сочетается с фактическим. Вряд ли деловым партнерам захочется выяснять на своей шкуре, чего еще там и с чем у него не сочетается. Гораздо разумнее было бы использовать свои качества в конструктивном русле и создать себе репутацию талантливого стратега, генератора идей, движущей силы. На одних прагматиках бизнес далеко не уедет, умные руководители понимают, что кто-то должен "зажигать".

    "вы – очень замкнутый человек, интроверт, а работаете в сфере, где нужно много общаться, быть коммуникабельным, предприимчивым, может даже весёлым."

    "Мыши кололись, плакали, но продолжали есть кактус." С какого перепугу интроверта понесло на такую работу? Если он не может даже приблизительно определить сферу подходящих ему занятий, то Ваши рекомендации по самопрезентации ему не помогут. Если он мазохист -- тем более.

    • Анастасия, я рассматриваю ситуации из жизни, анализирую их, делаю определенные выводы. Важно здесь не то, какие именно советы (допустим вам они не подходят), а как помочь людям, которым эти советы могли бы быть полезны. Пусть целевая аудитория не большая, но она явная, существует. А на счёт "маски прагматика", я в статье и ответила на ваше высказывание. Человек должен проявлять свою истинную сущность, но в подходящем, как говориться, месте, в подходящее время и с подходящими людьми...

      • Юлии Артюховой

        "Важно здесь не то, какие именно советы (допустим вам они не подходят), а как помочь людям, которым эти советы могли бы быть полезны."

        Не поняла смысла этого высказывания. Для того, чтобы помогать людям следовать каким-либо советам, важно знать, какие именно советы идут в ход, и какой человек их использует.

        "А на счёт "маски прагматика", я в статье и ответила на ваше высказывание. Человек должен проявлять свою истинную сущность, но в подходящем, как говориться, месте, в подходящее время и с подходящими людьми..."

        Я как раз с этой идеей и спорю. Самореализация -- это не малая нужда, которую можно по-быстрому справить в кустиках, а потом выйти и снова стать приличным человеком. Если и дома, и на работе человек поступает вопреки своей природе, то пару часов "оттяга" в неделю его не спасут.

        Вы пишете:

        "Конечно, на словах всё просто, а на деле куда трудней, ведь природная основа нашей личности так и рвётся наружу, а в особенности то, что, скорее всего, портит наш облик в глазах людей. "

        ... и сами опровергаете свои идеи. Если у человека животные инстинкты лезут изо всех дырок, то значит, что интеллектуально-духовная часть его личности, та часть, которая и делает двуногое существо без перьев человеком, слаба и подавлена. Когда человек занят любимым делом, успешен и доволен жизнью, у него преимущественно хорошее настроение, ему не надо бороться с самим собой, и даже проявления бурного темперамента не бывают насколько тяжелы, чтобы сломать налаженные отношения. Всё естественное -- легко.

        Я убеждена в том, что человеку нужно выбирать работу, соответствующую его природным качествам, и общаться с теми людьми, с которыми он чувствует себя легко. Герои Вашей статьи, по-моему, озабочены тем, как им наиболее эффективно съесть кактус, т.е. преуспеть на ненавистной работе и не сорваться, общаясь с психологически несовместимыми людьми.

        "В семье, например, чтобы заслужить высокую оценку (сейчас опустим семейные узы, любовь как таковую)"

        Если опустить семейные узы и любовь как таковую, то это уже не семья, а кооператив или общежитие. Впрочем, как ни назови это сообщество, оно имеет смысл только с психологически совместимыми партнерами. Если человек наступает себе на горло для того, чтобы заслужить одобрение родственников, то говорит это, опять же, о его духовной слабости, инфантильности. Он не любит и не ценит самого себя, поэтому нуждается в чужом одобрении, как наркоман в дозе.

        • Анастасия, по-моему это бессмысленная дискуссия - разговор глухих, как в бессмертной пьесе Грибоедова. Вы человек взрослый и должны понимать, что иногда мы не в силах (духовных, моральных, материальных) выбирать родственников, работу и другие стороны нашей жизни. К тому же, не всегда получается подстраивать такие жизненные станции под себя, свою натуру, эго, в конце концов. В таком случае, прихоится самим подстраиваться.
          Я не даю советы, как "не прогибаться под изменчивый мир, а прогнуть его под себя" - этих советов предостаточно. Меня в данной статье заботят люди, которым удобнее, а может даже и легче, немного поменять себя ради дела, семьи, а не подстраивать сложную систему их жизнедеятельности под свои "эгонейроны". Это тоже самореализация, только в другой плоскости.
          А на счет семейных уз и любви я гипотетически обозначила, без намёка на то, что это не имеет вес. Всё должно быть в купе, к тому же в гармоничной.
          Я рада за Вас, ведь Вы сильная натура - доминируещей частью Вашей жизни, как я поняла, является реализация собственных амбиций, приоритетов Вашего суперэго. Это замечательно!!! Таких людей не много, точнее желающих предостаточно, а вот реализаторов на порядок меньше.
          P.S.: а кактус, кстати, очень вкусная вещь... На любителя правда, но мне понравилось

  • Есть эмпатия, есть харизма, есть очарование, есть умение подать себя, теперь вот есть и самопрезентация. Какие пронырливые люди эти американцы: назовут давно известную вещь другим словом, навесят для вида на нее парочку отличий - и заявляют, что "открыли" или там, "выявили" нечто совершенно новое.

    Статья хорошая, только тема скучная: не наша, не русская. Не верю я в самопрезентацию, сухое это слово и безжизненное понятие. Да и самообманом от него веет очень сильно.

    Оценка статьи: 5

    • Алексею Глазкову

      "Есть эмпатия, есть харизма, есть очарование"

      Это не синонимы самопрезентации.

      Очарование
      1. устар. Колдовство, волшебство.
      2. перен. Чарующая, притягательная сила.
      3. Состояние подвергшегося действию такой силы.
      (Толково-словообразовательный словарь)

      Очарованный человек теряет голову и зачастую сам не может сказать, чем его так привлек очаровательный объект. Это любовь, страсть, влечение. В то время как презентация ориентирована на интеллектуальное восприятие, этот термин присущ деловому миру, работе.


      Харизма
      ХАРИЗМА (греч. charisma - божественный дар, благодать, милость) - наделенность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера - политического деятеля, проповедника, пророка) свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Качество Х. традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо "потусторонними", мистическими силами.
      (Энциклопедия социологии)

      Харизма -- это качество лидера. Если лидер кричит: "За мной!", -- и прыгает с крыши, а его последователи сразу же прыгают за ним следом, то это харизматичный лидер.


      Эмпатия
      способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику — значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.
      (Энциклопедия «Кругосвет»)

      Презентабельность направлена вовне, на то, чтобы произвести впечатление на других людей. Эмпатия -- качество внутреннее, она не всегда проявляется и не всегда принимается объектами эмпатии.

      "есть умение подать себя"

      А вот это самое то. Подходящий синоним. Я бы не стала разделять презентацию на природную и искусственную, положительную и отрицательную. Если идет презентация какого-то товара, то очевидно, что товар будет блестеть и сиять, стоять на красивой полочке в окружении зеркал, а рядом поставят стенды с перечислением достоинств товара. Ессли вещь представляют в грязном подвале, то никто не назовет это презентацией -- хоть положительной, хоть отрицательной.

      Качество "презентабельность", которое указывают в резюме и в перечне требований к соискателям, предполагает именно умение подать себя в хорошем свете. Если презентацией считать всё, перечисленное в статье, то "презентабельность" теряет смысл.

      • Отличную вы работу провернули спасибо, что показали разницу понятий. Только я не о том. Я о том, что слово это режет слух. Российские предприниматели, как всегда, подбирают в свое дело европейские заплатки, хотя правильным было бы разработать собственную модель ведения дел. Подбирают понятия-заплатки, слова-заплатки, а платье-то все равно рано или поздно поедет по швам.

        что такое самопрезентация
        Вот само слово "дело" - кому не понравилось? Зачем надо было заменять его безжизненным "бизнес"? Зачем использовать "тайм-менеджмент" вместо "управления временем"? Зачем "блог" вместо "дневник"? Зачем говорить "самопрезентация" вместо "умение вести себя"? И так ведь интуитивно ясно, что имеется в виду, и все равно любой человек, услышав нерусское слово "самопрезентация", в голове переводит его на привычный нормальный русский: "а, это умение себя подать..." Зачем накручивать и усложнять? Не понимаю.

        и зачем она нужна
        Да затем только, чтобы "выпендриться". Чтобы не отставать от моды и времени. Чтобы показать свою динамичность и "креативность". Чтобы привлекать внимание, "пиариться" и рекламироваться. А на деле практически ничего нового не приходит, ничего благодаря этим словесам не меняется. Старый товар в новой обертке. Обертка
        снимается - а там совковая структура 90-х годов! В большинстве случаев.

        Так что, и не нужно нам это слово - потому что все, что оно обозначает, у нас давно есть и так.

        Оценка статьи: 5

        • Алексею Глазкову

          По поводу тайм-менеджмент, блога и самопрезентации полностью с Вами согласна. По поводу бизнеса -- не совсем. Слово "бизнес" подразумевает зарабатывание денег, а "дело" может быть каким угодно. Если человек говорит: "У меня есть свое дело", то смысл получается туманным. То ли у него своя фирма есть, то ли речь идет о любимом хобби, то ли имеется в виду конкретное занятие на текущий момент. Я бы оставила слово "бизнес" за коммерцией, а "делом" пусть будет хобби и общественная деятельность.

  • Слишком научно, слишком тяжело читается, но правильные выводы содержатся.

    Оценка статьи: 4