Обсуждение статьи «Что такое харакири и сэппуку?»

Александра Симонова Александра Симонова Мастер 24 апреля 2007 в 20:54       Опубликовано

На сайте появилась моя статья "Что такое харакири и сэппуку?"


  • Валерий Помещик Валерий Помещик Профессионал 25 апреля 2007 в 09:47   # Ответить 0 +1

    Да, впечатляет. Но хочется более согласиться с последней фразой!

  • Виктория Бобылева Виктория Бобылева Грандмастер 25 апреля 2007 в 10:25   # Ответить 0 +1

    ой, как страшно...Откуда такие познания?

    • Александра Симонова Александра Симонова Мастер 25 апреля 2007 в 10:43   # Ответить 0 +1

      Да, Виктория, сама когда писала как-то... бррр...
      Но может быть кому-то интересно будет?
      А натолкнуло на это веение меня статья, которая недавно появилась в Школе Жизни про самоубийства.
      Но больше я такие темы затрагивать не буду.

      • Марианна Власова Марианна Власова Главный редактор 25 апреля 2007 в 11:02   # Ответить 0 +1

        А хотелось бы чисто японских подробностей: одно ли и то же "харакири" и "сэппуку" (в Википедии написано, что это другое прочтение тех же иероглифов, а почему?), а еще - я читала, место, где сделано сэппуку (в доме или в саду, например), говорит о том, почему человек ушел из жизни.
        В дурацкой книжке про ниндзя (случайно заглянула, посмотреть, чем сотрудник увлекся) впервые встретила упоминание, что женское сэппуку делается вообще по-другому - перерезается артерия на горле, причем с одной и другой стороны, а лодыжки связываются перед этим, видимо, чтобы лежать в достойной позе. Это правда?
        А еще говорят - позорная смерть для самурая - отсечение головы, но есть вроде бы свидетельства, что друг мог помочь в неудавшемся харакири, именно отрубив голову раненому...

        На самом деле, у каждого свой путь, своя вера в то, как надо жить и умирать, и вот именно японская культура ухода из жизни меня всегда завораживала. Иметь основание, не иметь пути назад, сделать все правильно...

        • Александра Симонова Александра Симонова Мастер 25 апреля 2007 в 11:15   # Ответить 0 +1

          Марианна, я действительно хотела обо всем этом писать. Мой муж (каратист) даже прочитал мне лекцию на тему разницы между сэппуку и харакири.
          Но когда я начила писать и читать про все это, закралось сомнение в том, что это будут публиковать в Школе. А марать свою душу в крови ради простого интереса оказалось страшновато. Поэтому я выбрала просто эпизоды из жизни. Конечно, это все несмешно, но мне показалось, что подробности могут повергнуть читателей в шок. Но если действительно интересно, я напишу.
          Надо будет только поставить предупреждение: женщинам и детям не читать.

        • Александра Симонова Александра Симонова Мастер 25 апреля 2007 в 11:51   # Ответить 0 +1

          одно ли и то же "харакири" и "сэппуку"?

          Нет, сэппуку может делать только воин-самурай после смерти своего хозяина. Нельзя говорить, что это одно и тоже. Иероглифы действительно одни и теже, а читается по-разному это правда. Переводим в зависимости от контекста.

          место, где сделано сэппуку (в доме или в саду, например), говорит о том, почему человек ушел из жизни.

          Приближенные ко дворцу самураи делали сэппуку во дворце сегуна. Самураи более низкого уровня в саду дома хозяина.
          Перед смертью обычно оставляют трехстишие, в котором и указывают причину смерти.

          женское сэппуку делается вообще по-другому - перерезается артерия на горле, причем с одной и другой стороны,

          Женщинам "позволительно" просто перерезать себе горло. Дело в том, что женщины боятся резать себе живот и чаще остаются живы, а горло - надежнее. Остаться живым после попытки харакири - позор.

          а лодыжки связываются перед этим, видимо, чтобы лежать в достойной позе. Это правда?
          Истинная правда. Упасть на спину - позор. Женщина должна умереть в целомудренной позе.

          Мурашки по коже еще не бегут? Едем дальше.

          позорная смерть для самурая - отсечение головы

          Да, но если это сделал враг

          но есть вроде бы свидетельства, что друг мог помочь в неудавшемся харакири, именно отрубив голову раненому...
          Нет, немного не так. Когда делается харакири, самурай прилюдно распарывает себе живот (способов множество), но он сразу не умирает. Он сначала мучается в свое удовольствие (все смотрят как кишки вылезают наружу), а потом друг (если не т друга, то кайсяку, который хорошо владеет мечом) отрубает ему голову.

      • Владимир Кузнецов Владимир Кузнецов Дебютант 18 мая 2007 в 11:28   # Ответить 0 +1

        имхо, это нормальная тема, просто пример другой культуры и я сомневаюсь ,что кто-нибуть из читателей рискнёт повторить хоть подобие этого, так что бояться нечего

        Оценка статьи: 5

  • Елена Колосова Елена Колосова Профессионал 25 апреля 2007 в 11:10   # Ответить 0 +1

    Красивая статья, но жутковатая, на мой взгляд

  • Надежда Рубцова Надежда Рубцова Мастер 25 апреля 2007 в 18:44   # Ответить 0 +1

    Последняя фраза вносит диссонанс.Логичнее было бы сказать: учитесь у японцев не боятся смерти.Смерть - естественное продолжение жизни.

    Оценка статьи: 5

    • Александра Симонова Александра Симонова Мастер 25 апреля 2007 в 19:19   # Ответить 0 +1

      А смерти никто и не боится. Дело не в этом. А в том, что по вере христианской нельзя уходить из жизни таким способом, нужно преодолевать препятствия. Если Бог тебе послал испытание, значит ты можешь через это пройти.

      Японцы не христиане, у них другая вера. Жить с позором - недостойно. В японии 30 тыс. самоубийств совершается в год. Ужасно. Их не учат жить, преодолевая. А красиво умирать - это для них целая наука.

      • Александра Сергиенко Александра Сергиенко Профессионал 15 мая 2007 в 12:06   # Ответить 0 +1

        НАсчет того, что никто не боится смерти - не согласна. Просто этот страх подсознательный. Это самый большой, пожалуй, человеческий страх, а от него все остальные уже исходят...
        а статья познавательная, хоть и жутковатая... Правда, не страшнее некоторых фильмов. я бы сказала - в меру кроваво

        Оценка статьи: 5

        • Александра Симонова Александра Симонова Мастер 15 мая 2007 в 12:38   # Ответить 0 +1

          НАсчет того, что никто не боится смерти - не согласна.

          это был всего лишь комментрарий, на фразу Надежды

          учитесь у японцев не боятся смерти.

          Я имела ввиду, что зачем я буду давать такие советы, если сама этого не боюсь? Может другим это и не поможет не бояться, поэтому я посоветовала не отчаиваться и искать выход, который всегда есть.

      • Эллен Бэлль Эллен Бэлль Мастер 13 июня 2007 в 18:31   # Ответить 0 +1

        Боится, боится... Еще как!

        Оценка статьи: 5

  • Александра Симонова Александра Симонова Мастер 4 мая 2007 в 13:25   # Ответить 0 +1

    Содержание статьи изменено с учетом замечаний читателей.

  • Елена Иванова Елена Иванова Читатель 5 мая 2007 в 14:11   # Ответить 0 +1

    Откуда такая любовь к Японии, интересно?

    Оценка статьи: 5

    • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 18 мая 2007 в 05:14   # Ответить 0 +1

      Вы мну спросите - почему я лублу Ниппонию, и я вам честно отвечу - не знаю ^^ Японию можно любить, просто потому что это интересная и необычная страна! Как и другие страны.

      Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 8 мая 2007 в 12:28   # Ответить 0 +1

    Страсти-то какие! Но все-равно пятерка заслуженная - с толком все обсказано

    Оценка статьи: 5

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 18 мая 2007 в 05:12   # Ответить 0 +1

    Прикольно использовать в качестве иллюстрации картинку с Кэнсином
    А вот как ушёл из жизни Таданобу, один из вассалов Минамото-но Ёсицунэ.
    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Владимир Кузнецов Владимир Кузнецов Дебютант 18 мая 2007 в 11:26   # Ответить 0 +1

    большое спасибо, очень интересная статья.. 5-ка и в избранное..
    различие между сэппуку и харакири знал, но некоторые детали были для меня новы..

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Мансурова Татьяна Мансурова Профессионал 18 мая 2007 в 18:17   # Ответить 0 +1

    Скажу мало. Спасибо большое, статья очень интересная, может вам продолжить серию статей про самураев?

  • Елена Бойд Елена Бойд Профессионал 19 мая 2007 в 00:25   # Ответить 0 +1

    "Что-то типа «суши». Никто из японцев никогда так не скажет, потому что правильно говорить «суси»."
    Не в обиду автору - японцы говорят сущи, с мягким щ. и с ударением на у , или о-сущи в более вежливой форме Учу, ем, разговариваю с коренными, поэтому знаю

    слово сеппуку японцы употребляют между собой, тогда как харакири более принято употреблять в разговорах с европейцами и другими не-японцами. Канжи тоже немного разные, но понятие одно, как и способ уйти из жизни

    Верьте мне люди - уточнила сегодня с коренными японцами в моем оффисе - получила двухчасовую лекцию по этому поводу. Объясняло четыре разных человека, с рисованием канжи и историческими дополнениями...



    Автору ставлю 5 с огромтым плюсом потому что
    1. Написано с интересом узнать и поделится
    2. побудило интерес к изучению
    3. В закладку - и буду вас читать

    Оценка статьи: 5

  • Василий Гончаренко Василий Гончаренко Профессионал 19 мая 2007 в 23:13   # Ответить 0 +1

    Лишний раз убедился - "Восток - дело тонкое"

    Оценка статьи: 5

  • Елена Шуваева-Петросян Елена Шуваева-Петросян Профессионал 22 мая 2007 в 14:29   # Ответить 0 +1

    "И проснувшись утром, японец думает о смерти и каждый день старается прожить как последний".

    А это можно взять на заметку

    Оценка статьи: 5

  • Евгений Баскаков Евгений Баскаков Мастер 13 июня 2007 в 17:24   # Ответить 0 +1

    Зная Японцев не думаю что сеппуку применяли как казнь. Дело в том что как таковая казнь заменялась на одобрение если повинный совершит самоубийство. А так обычно не церемонились в этом плане.

  • Эллен Бэлль Эллен Бэлль Мастер 13 июня 2007 в 18:29   # Ответить 0 +1

    Мое любопытство оказалось гораздо сильнее моей впечатлительности, я не могла не дочитать до конца.
    5, потому как очень интересная статья.. Но страшно. Особенно это: "Женщина обязана была покончить жизнь самоубийством в случае смерти мужа или нарушения слова, данного мужу. При этом использовать нужно было кинжал, который муж подарил в день свадьбы или отец на день совершеннолетия."
    Уф, как же я рада, что мой муж всего лишь француз и не дарил мне кинжала, и хоть я ворчу на него, но теперь вижу его явное преимущество перед мужем-японцем! Мне же даже данное ему слово не обязательно держать, если по-гречески скрестить за спиной пальчики. Ведь никогда не знаешь..
    А вообще это очень интересно, откуда берутся обычаи и почему то, что кажется диким одним, для других совершенно закономерно?..

    Оценка статьи: 5

    • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 13 июня 2007 в 18:46   # Ответить 0 +1

      А вот в аниме "Виндария" у Марин тоже был маленький нож, который сделал для неё отец, она отдала его Идзу, когда тот отправился в путь. Она и не думала, что он изменит и ей, и своей родине...

      Оценка статьи: 5

    • Александра Симонова Александра Симонова Мастер 13 июня 2007 в 21:10   # Ответить 0 +1

      Но ведь сэппуку уже запретили. И все это в прошлом. Но выходить замуж за японца я бы не советовала все равно. Только японки смогут с ними ужиться, по-моему...

      • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 13 июня 2007 в 21:20   # Ответить 0 +1

        Знаете, и не каждая ведь японка! Вот в аниме "Токийские крёстные" молодая девушка вышла замуж за мужчину, из хорошоей вроде семьи, его родители построили им дом, у них ещё остались фотки счастливого начала их супружеской жизни... А потом? Она горбатилась в ночном клубе на должности хостесс, залазила ради него в долги, а он только пил, да играл в лотереи и в патинко (лохотроны японские). В конце концов её ребёнок родился мёртвым, она с отчаяния двинулась и украла чужого младенца в соседней палате, так муж, чтобы не пришлось отвечать, взял да и отнёс его под вечер на ближайшую помойку. Ребёнок бы погиб в огромном неуютном Токио, если бы не трое бомжей - 45-летний Джин, бросивший свою семью, 55-летний Хана - трансвестит, оказавшийся на улице после смерти любовника, и 14-летняя Миюки, которая пырнула кухонным ножом отца, за то, что тот выгнал её котёнка, и сбежала из дома. Так началась эта рождественкая история, а кончилась она очень хорошо, только не для той несчастной женщины и её мужа...

        Оценка статьи: 5

        • Александра Симонова Александра Симонова Мастер 13 июня 2007 в 21:35   # Ответить 0 +1

          Денис, какие ужасы. Больше не буду читать Ваши комментарии - сплошной садизм. Ну зачем Вы так? Да еще на ночь глядя.

          • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 13 июня 2007 в 21:38   # Ответить 0 +1

            Зря, зря. Аниме это очень хорошее, душевное, тёплое. Его надо бы по телику в Новый год вместо "Иронии судьбы" крутить, а то уже в зубах навязла вместе с оливье этим... Обязательно посмотрите, очень советую, тем более что продаётся в России на лицензии.

            Оценка статьи: 5

        • Владимир Кузнецов Владимир Кузнецов Дебютант 14 июня 2007 в 12:59   # Ответить 0 +1

          реальность не всегда совпадает с тем что в фильмах/мультфильмах/книгах, в них как раз стараются усложнить всю ситуацию, сделать так, чтобы было побольше интриги и тд.. а на самом деле, это скорее редчайшие исключения.. если судить об их быте только из мультиков, то сокрее всего мнение будет ошибочное и далёкое отреальности..

          Оценка статьи: 5

          • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 14 июня 2007 в 13:26   # Ответить 0 +1

            Но вы же, скорее всего, сами смотрите фильмы не для того, чтобы увидеть там то же, что и в реальности, а для того, чтобы увидеть. то, чего там нет! Обычного-то дерьма в жизни хоть отбавляй, склероз, подагра, изжога и прочая муровина...

            Оценка статьи: 5

      • Эллен Бэлль Эллен Бэлль Мастер 13 июня 2007 в 21:48   # Ответить 0 +1

        Да это не только за японца, все-таки различия в менталитете, культуре всегда дают о себе знать. Со своим всегда проще, это точно.

        Оценка статьи: 5

  • Эллен Бэлль Эллен Бэлль Мастер 13 июня 2007 в 18:30   # Ответить 0 +1

    Жаль, что нельзя поставить две пятерки, вторую я бы поставила за последнюю фразу!

    Оценка статьи: 5

    • Александра Симонова Александра Симонова Мастер 13 июня 2007 в 21:08   # Ответить 0 +1

      Спасибо. И не жаль, что нельзя поставить вторую, главное - добрые отзывы. За такой комментарий спасибо.

      • Влада Рыбалко Влада Рыбалко Читатель 17 июня 2007 в 19:52   # Ответить 0 +1

        "Во-первых, настоящее ритуальное сэппуку могло использоваться в виде казни самурая, которое заключалось в обезглавливании по приказу, а не вспарывании живота самостоятельно. "

        - Наверное неоднозначно сформулировано, т.к. вызывает сомнения.

        Не совсем так.

        Во время ритуального самоубийства, самурай вспарывает живот - обязательно. Голову отсекает - друг - для облегчения страданий самурая. Обычно это свидетельствует о благосклонном отношении Сегуна, который позволил самураю сделать харакири.

  • Яна Калиниченко Яна Калиниченко Читатель 20 июня 2007 в 17:55   # Ответить 0 +1
    )

    А по-моему ничего жуткого в статье нет (тема непривычная, но при отсутсвии зрительных образов не такая уже устрашающая), всё написанно очень корректно)
    спасибо)

    Оценка статьи: 4

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 19 декабря 2007 в 03:16   # Ответить 0 +1

    Вот вам ещё про Кэнсина, он замечательный самурай и просто человек. Я мангу про него купил племянникам одной моей знакомой.

    Оценка статьи: 5

  • Андрей Ващенко Андрей Ващенко Дебютант 6 мая 2008 в 13:45   # Ответить 0 +1
    Потрясающе

    Вот уж просветился, так просветился.
    СПАСИБО.
    Я похоже эту разницу надолго запомню.

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт