• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Николай Смирнов Дебютант

Как научить ребенка плавать за один урок?

С приходом лета наступает жаркая пора, а у детей начинаются долгожданные каникулы. Родители, как всегда, с утра до вечера будут заняты на работе. Кто-то из детей отправится для отдыха в различные оздоровительные лагеря. Другие дети большую часть времени будут предоставлены сами себе и, естественно, захотят в жаркую погоду пойти на водоем и искупаться.

Фото: dacasdo, PressFoto.ru

Но, к сожалению, не все из них умеют плавать. И если родители в выходной день дадут своему ребенку несколько полезных советов во время купания, устроят первый урок плавания, научат его не бояться воды, это поможет предотвратить многие несчастные случаи, связанные с утоплением. Данная методика обучения детей плаванию очень простая.

1. Выбор места для купания и обучения плаванию

Прежде чем зайти в воду, необходимо обратить внимание на следующее:

  • на санитарное состояние водоема и можно ли в нем купаться;
  • на температуру воздуха и воды (для детей дошкольного возраста температура воздуха должна быть не менее 25 градусов, а воды — не менее 23 градусов);
  • нет ли на дне коряг, столбов, битых бутылок и арматуры;
  • какая глубина у берега и пологий ли спуск, песчаное ли дно;
  • какое течение и нет ли в этом месте водоворотов.
Санитарное состояние прибрежной зоны очень важно
Санитарное состояние прибрежной зоны очень важно
Фото: fanfo, PressFoto.ru

Если условия для купания приемлемы, то для обучения плаванию потребуется полоса воды вдоль берега примерно 10−15 метров с глубиною не более 1 метра. Обучать плаванию детей можно в возрасте с 4−5 лет. Но важно помнить: вода не должна быть выше уровня груди ребенка и вы должны быть всегда рядом.

2. Учим ребенка не бояться воды

Большинство упражнений в обучении детей плаванию выполняется в форме игры. Если ребенок смелый и не боится зайти в воду, берем его за руку и заходим с ним вместе на глубину ему по пояс.

Упражнение «Морской бой». Встаем лицом друг к другу и, загребая воду ладонями, брызгаем друг на друга. Выигрывает тот, кто заставит другого отступить. Эта игра учит ребенка тому, чтобы он не боялся попадания воды на лицо.

Играем в «Перегонки». На расстоянии 3−4 метров от берега в воду положим плавающие игрушки. Затем становимся с ребенком на берегу лицом к воде и по сигналу бежим к игрушкам, берем по одной и возвращаемся на берег. Выигрывает тот, кто больше собрал игрушек. Цель — научить ребенка правильно передвигаться в воде, помогая себе руками (делая гребки вокруг тела).

Игрушки дарят особенную радость на водном просторе!
Игрушки дарят особенную радость на водном просторе!
Фото: Antartis, PressFoto.ru

Учим ребенка погружаться в воду с головой. Играем в «Насос». Глубина воды должна доходить ребенку до груди. Просим его сделать вдох, погрузить лицо в воду и сделать выдох. Глаза могут быть закрыты. После небольшой тренировки берем ребенка за руки и становимся лицом друг к другу. Затем, попеременно приседая, погружаемся в воду с головой, задерживая дыхание, и делаем в воде полный выдох.

Учим ребенка погружаться в воду с открытыми глазами. Играем в «Смелые ребята». Становимся лицом друг к другу и беремся за руки. После этого по команде вместе с ребенком погружаемся в воду с открытыми глазами. Для контроля можно предложить сосчитать, сколько пальцев у вас на руке, разглядеть какой-либо предмет в воде (например, найти и достать со дна игрушку, которую вы положили).

Выполняем упражнение на всплывание. «Поплавок» или поза «Медузы». Выполняется без помощи взрослого. Глубина воды должна доходить ребенку до груди. Просим его сделать вдох, присесть, руками обхватить колени, а подбородок прижать к груди, задержать на 10−15 секунд дыхание. При этом за счет выталкивающей силы (в легких воздух) тело начнет спиной всплывать на поверхность, как поплавок.

Единожды научившись - не забудешь никогда
Единожды научившись — не забудешь никогда
Фото: serrnovik, PressFoto.ru

Проделываем это несколько раз. После этого усложняем упражнение. Как только тело всплывет, просим ребенка вытянуть руки и ноги и несколько секунд полежать на воде. Голова обязательно должна находиться в воде, лицо опущено вниз.

Это упражнение учит ребенка пониманию того, что при наличии воздуха в легких, его тело всплывает, и он может спокойно держаться на воде.

3. Учим ребенка скользить по воде на груди. Упражнения для скольжения

С помощью этих упражнений учим принимать правильное исходное положение для выполнения скользящих движений. Сделав глубокий вдох и оттолкнувшись ногами, ребенок скользит по поверхности воды до полной остановки. Дыхание нужно задержать до конца упражнения. Голова опущена в воду, туловище, руки, ноги и стопы выпрямлены.

Все упражнения в воде выполняются лицом или боком к берегу.

1. Глубина воды ребенку по грудь. Вы стоите сзади его. Ребенок поднимает руки вверх и накладывает ладонь одной руки на другую. Затем, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, наклоняется вперед так, чтобы его голова, плечи и руки, вытянутые над головой, оказались в воде, и, стоя на одной ноге, другой своей ногой отталкивается от ваших коленей и скользит по поверхности до полной остановки. Обратите внимание, голова должна быть в воде лицом вниз.

Не торопите ребенка, занятия нужно начинать только при желании малыша
Не торопите ребенка, занятия нужно начинать только при желании малыша
Фото: serrnovik, PressFoto.ru

2. То же упражнение, только без помощи взрослого. Называется «Стрела». Ребенок заходит в воду по грудь, делает глубокий вдох, задерживает дыхание и, вытянув руки вперед как можно дальше, отталкивается от дна ногами. При правильном выполнении упражнения ребенок должен проскользить на груди несколько метров.

4. Отрабатываем элементы плавательных движений

Упражнение выполняется на мелком месте у берега, у самой кромки воды, где ребенок может выполнить упор лежа.

Ноги ребенка должны быть вытянуты, плечи в воде, голова над водой. Обратите внимание на стопы. Они тоже должны быть в идеале прямыми. Ноги в коленях также не должны сгибаться. В таком положении ребенок начинает работать ногами вверх-вниз. Затем, не прекращая работу ногами, начинает выполнять дыхательные упражнения — глубокий вдох и выдох в воду.

Повторяем упражнение скольжения по воде с отталкиванием согнутой в колене ногой ребенка от колен взрослого, но с участием в движении вверх-вниз его ног, как в предыдущем упражнении. Обратите внимание, что в процессе скольжения голова должна быть опущена в воду лицом вниз и поднимается только для вдоха. Затем снова опускается и делается выдох в воду.

Плавание - дело серьезное, не терпит суеты
Плавание — дело серьезное, не терпит суеты
Фото: joshhh, PressFoto.ru

Повторяем упражнение «Стрела», но с движением ног, как в предыдущем упражнении.

5. Подключаем руки

Выполняем следующие упражнения.

1. Ребенок стоит в воде. Вода ему по грудь. Он наклоняется вперед так, чтобы его плечи и подбородок находились в воде, и начинает совершать гребки руками сверху вниз. Особенно необходимо следить за правильным входом рук в воду. При взмахе над водой рука слегка сгибается в локтевом суставе, а гребок совершается прямой рукой. Сначала в воду входят кисть и предплечье, затем локоть и плечо. Кисти рук, пальцы и ладонь должны представлять единую опору. При выполнении гребка рука проходит под животом до бедра. Завершая гребок, ребенок поворачивает лицо вбок в сторону гребковой руки. Шея и голова являются осью вращения. После поворота головы рот ребенка оказывается над поверхностью воды, и он может сделать вдох. Выдох делается в воду в процессе гребкового движения другой руки. Затем процесс повторяется.

Следим и помогаем ему правильно выполнять последовательность выполнения элементов упражнения, добиваясь синхронизации: гребок правой рукой, поворот головы — вдох; гребок левой рукой, поворот головы лицом вниз — выдох в воду. Повторяем упражнение 10−15 раз.

Начало упражнения - ребенок стоит по грудь в воде
Начало упражнения — ребенок стоит по грудь в воде
Фото: joshhh, PressFoto.ru

2. Вода чуть выше пояса. Ребенок делает глубокий вдох и ложится животом вниз на воду, вытянув ноги, а также выпрямив руки за головой. Голова опущена в воду, лицом вниз. Поддерживаем его за ладони своими руками. Он начинает работать ногами и поочередно выполнять гребковые движения руками, делая вдох и выдох, как в предыдущем упражнении (плывет «кролем» на груди). Мы медленно отходим назад, помогая ему плыть. Следим за синхронизацией движений рук и ног, за дыханием.

6. Отправляем в «самостоятельное плавание»

Позволяем ребенку от нас «оттолкнуться» и следим, способен ли он самостоятельно проплыть несколько метров. Если у него это получается, значит, цель обучения достигнута. Он научился держаться на воде и немного плавать.

Если же для него способ плавания кролем на груди окажется слишком сложным, то можно обучить облегченным способам плавания.

Умение плавать - навык приносящий удовольствие
Умение плавать — навык приносящий удовольствие
pixabay.com

7. Облегченные способы плавания

Вариант № 1. Ноги двигаются, как при плавании кролем на груди, руки прямые и двигаются одновременно вниз до бедер. Для выполнения этого варианта ребенок сначала скользит в воде с вытянутыми вперед руками. Ладони обращены вниз, лицо опущено в воду, ноги вытянуты. После скольжения он начинает работать, как при плавании кролем на груди, затем начинает прямыми руками одновременно делать гребок вниз и назад к бедрам. Выдох в воду производится, когда руки достигают вертикального положения. Вдох выполняется, когда гребок завершается и голова оказывается на поверхности воды. Затем цикл движений повторяется.

Вариант № 2. Движение ног, как при плавании кролем на груди, руки прямые и двигаются одновременно через стороны от бедер. Ребенок начинает работу сначала ногами, а затем прямыми руками одновременно делает гребок через стороны к бедрам. Выдох в воду выполняется при погружении рук в воду, вдох — при подъеме головы из воды. Затем цикл движений повторяется. Руки работают, как при плавании брассом.

В последующем ребенок сам разовьет и усовершенствует приобретенные знания и навыки. А самое главное — возможно, они ему помогут сохранить здоровье и жизнь в какой-либо чрезвычайной ситуации, связанной с его пребыванием на том или ином водоеме.

Как научить ребенка  плавать за один урок?
Фото: TravnikovStudio, PressFoto.ru

Что еще почитать по теме?

Как научить плавать малыша?
Как научиться плавать?
Как правильно купаться? Памятка отдыхающим

Статья опубликована в выпуске 24.07.2016
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Что за бред, научить ребенка плавать, за один урок. Вы вообще читаете что пишете?

    Оценка статьи: 3

    • Николай Смирнов Читатель 22 июня 2018 в 06:42 отредактирован 22 июня 2018 в 07:19 Сообщить модератору

      Леон Филиш, Здравствуйте! Не только читаю и пишу, но ещё и занимался несколько лет назад обучением детей плаванию, когда работал учителем физкультуры в школе. Для Вас это кажется бредом, а реально из класса в 25 человек после первого занятия уже могли держаться на воде и немного проплыть 3-5 человек. Удачи!

      • Леон Филиш Леон Филиш Дебютант 22 июня 2018 в 11:43 отредактирован 22 июня 2018 в 11:47 Сообщить модератору

        Николай Смирнов, я как инструктор по плаванию вам могу сказать, что вы просто, делаете красочный заголовок и после даете методику и упражнения для обучения. Но! За свои заголовки вы должны отвечать! Это тоже самое написать - "Обучаю вождению на автомобиле за один день". И человек, тоже будет, как вы пишите "держаться за рулем и немного ехать". Вы вводите читателя в заблуждение! Что бы ребенок правильно плыл и уверенно держался на воде, необходимо как минимум 10 уроков.
        Если бы я был модератором сайта, я не пропустил бы такой заголовок.

        Оценка статьи: 3

  • Очень интересные советы. Я всегда полагал, что необходимо научить ребёнка держать голову над водой, а получается наоборот - необходимо научить НЕ бояться быть с головой в воде. Попробую применить этот метод.

  • Наталия Владыкина Читатель 8 августа 2014 в 16:51 отредактирован 26 мая 2018 в 19:39 Сообщить модератору

    Здравствуйте, Николай! Скажите, а допустимо ли обучение плаванию ребенка без предварительного обучения нырянию и если нет, то в чем негативные последствия? (при условии, что ребенок в общем воды не боится, в т.ч. и небольшого попадания воды на лицо) +обучение не описанным способам, а «по-собачьи» и почему, если нет? Я сама не ныряю (могу в принципе, но не люблю) и плаваю по-собачьи.

  • Николай Смирнов Читатель 4 июня 2014 в 08:11 отредактирован 26 мая 2018 в 19:59 Сообщить модератору

    Влада, здравствуйте! Это подготовительное упражнение, чтобы научить ребенка смотреть в воде и не бояться воды. Обычно, мама держит ребенка за руки, когда оба стоят в воде на небольшой глубине. Мама просит его открыть глаза и посмотреть на нее, когда вместе, с закрытыми глазами, погрузятся с головой в воду, присев. И так, несколько раз закрепив навык. Затем, просит ребенка сделать это упражнение самостоятельно. Естественно, вода в водоеме должна быть чистой. Удачи!

  • Влада Мамонтова Читатель 4 июня 2014 в 06:15 отредактирован 26 мая 2018 в 19:59 Сообщить модератору

    Не поняла, как это опускаться в воду с открытыми глазами?? Без очков?

  • Николай Смирнов, статья классная, а название загадочное. Обучение ребенка плаванью - не то дело, которое надо делать быстро, а тем более за один раз

    Оценка статьи: 5

    • Екатерина Акимова, здравствуйте! Я с Вами согласен, что этому надо уделять больше времени. Но мы говорим о первоначальных навыках в обучении, чтобы ребенок хоть как-то смог себе помочь, если попадет в трудную ситуацию. Мой опыт работы в школе показывает, что из класса (5-й класс) в количестве 25 человек, при обучении плаванию в бассейне с первого урока начинают плавать кролем на груди (могут самостоятельно проплыть несколько метров) от3 до 5 человек. Это 15-20%. В дальнешем, на последующих уроках идет совершенствование навыков. Поэтому, я и написал эту статью. Как правило, в соответствии с учебной программой, мы обучали плаванию всего 1 месяц. Летом в каникулы дети уже самостоятельно закрепляли навыки, и на следующий год с первого занятия без всякого учительского шеста прекрасно плавали на глубине и спокойно проплывали в бассейне дистанцию в 50 метров. Спасибо. Удачи!

  • "Вариант № 2. Движение ног, как при плавании кролем на груди, руки прямые и двигаются одновременно через "... Хочется узнать через что двигаются руки! Очевидно должно быть завершение статьи.

    • Алла Рудникова, здравствуйте. Статья напечатана неполностью.
      Окончание статьи: " Вариант № 2. Движение ног как при плавании кролем на груди, руки прямые и двигаются одновременно через стороны от бедер. Ребенок начинает работу сначала ногами, а затем прямыми руками одновременно делает гребок через стороны к бедрам. Выдох в воду выполняется при погружении рук в воду, вдох- при подъеме головы из воды. Затем цикл движений повторяется.
      Руки работают как при плавании "брассом".

      В последующем, ребенок сам разовьет и усовершенствует приобретенные знания и навыки. А самое главное, возможно, они ему помогут сохранить здоровье и жизнь в какой-либо чрезвычайной ситуации, связанной с его пребыванием на том или ином водоеме."
      Спасибо за вопрос! Удачи!