• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Имира Виленская Профессионал

Уинстон Черчилль. Какими были его детские годы?

Черчилль родился семимесячным, во время бала, который был устроен его будущей бабушкой в Бленхеймском замке, родовом поместье рода Мальборо. Матушка Уинстона, несмотря на «интересное» положение, бал пропускать не захотела. Мальчик родился в дамской раздевалке, на сваленных в кучу пальто, куда будущая мать едва успела добежать после бурного тура вальса.

Унинстон Черчилль в возрасте 7 лет wikipedia

Несмотря на раннее появление на свет, рыжий младенец оказался очень крикливым, активным и достаточно крепким. Кто тут поторопился — сам ли мальчик, поспешив родиться, или будущие его родители, не дождавшиеся венчания — выводов делать не будем, оставим этот факт истории. Ведь важно не то, КОГДА Уинстон родился — а то, что он РОДИЛСЯ.

Мать будущего светила политики и пера, урожденная Дженни Джером, была дочерью американского миллионера, признанной красавицей своего времени, и приходилась дальней родственницей тогда еще никому не известному Франклину Рузвельту. Ее своенравный и независимый характер отчасти определяло богатство отца, ведь именно он настоял перед свадьбой, что капитал Дженни будет независимым от мужа. Возможно, что на характер повлияло и наличие индейской крови в жилах девушки — по преданию, среди предков рода Джеромов были ирокезы. Этот факт, впрочем, не подтвержден историческими документами. Одно можно утверждать смело — во внешности красавицы отчетливо проглядывали креольские черты. Кроме того, она была не обделена умом, остра на язычок, экстравагантна и общительна.

Отец Уинстона, Рандольф Черчилль, был третьим сыном седьмого в династии герцога Мальборо. По английским законам, владения и титул наследует старший сын — остальным приходится довольствоваться только громким именем и пробивать себе дорогу в жизнь самостоятельно. Для этого у знатных обладателей имен, но не титулов и состояний, было два основных пути — военная служба и политика. Рандольф сделал ставку на политику и не прогадал. Знатное имя, связи и природные способности помогли ему выдвинуться в первые ряды английской политической элиты.

Женитьба на богатой и красивой наследнице американского миллионера едва не помешала карьере политика. Страсть между Рандольфом и Дженни вспыхнула стремительно, и уже через три дня после знакомства последовало объявление о помолвке. Члены благородного семейства герцога Мальборо были против невесты без титула, поставив свадьбу под запрет, пока сын не получит место в парламенте.

Рандольф выиграл выборы, а принц Уэльский после путешествия в Америку составил весьма высокое мнение о семье Дженни, обеспечив тем самым поддержку ее кандидатуре в супруги Рандольфа. Свадьба состоялась, невеста получила титул Леди Рандольф Черчилль, и первым плодом этой любви стал Уинстон.

Между тем новоявленную леди Дженни в родовом поместье Черчиллей не любили. Она превосходила многих не только красотой, но и умом, да и ее независимость раздражала благородное семейство. Старшая герцогиня, бабушка Уинстона, открыто заявляла, что не потерпит, чтобы «этот недоносок» унаследовал титул герцога.

Этого и не случилось, в семье старшего брата Рандольфа, восьмого графа рода Мальборо Джорджа Чарльза Спенсера-Черчилля, единственным ребенком был сын, впоследствии передавший титул своему старшему сыну. Завет старшей герцогини свершился. Уинстон остался без наследного титула.

Мальчик рос здоровым разговорчивым ребенком, хотя и без особого внимания со стороны родителей — они почти не занимались воспитанием сына. Главным его другом, советчиком и помощником в детстве была няня по фамилии Эверест. Любовь к ней Черчилль сохранил на всю жизнь — портрет няни был неотъемлемым атрибутом во всех его рабочих кабинетах.

Учился Винни (именно так называли его в детсткие годы) плохо. Гувернантки, учителя и даже отец считали его безнадежно тупым и бездарным. Он не понимал математики, не мог освоить классические языки. Его речь была сбивчивой и невыразительной, он заикался и шепелявил. Однако характер имел упрямый, был самоуверен, надменен, и обладал очень хорошей памятью.

Увлечением юного Черчилля были игры в военные сражения. Его детская коллекция игрушек составляла около полутора тысяч оловянных солдатиков, и он вместе с братом часами разыгрывал сражения.

В возрасте семи лет его определили в подготовительную школу для детей из семей аристократов, где он впервые столкнулся с требованиями дисциплины. Упрямство и нарушения правил дисциплины сыграли дурную роль — он не раз был высечен розгами… Когда это обнаружила няня, приезжавшая проведать ребенка, его перевели в другую школу. Но воспоминание застряло в памяти крепко-накрепко: пройдет больше десяти лет — и восемнадцатилетний Уинстон вернется в эту школу, чтобы свести счеты с обидчиком. Месть не состоится — школа к тому времени окажется закрытой, а воспитатель, приложивший розги к мягкому месту Винни, уже давно покинет этот мир.

Планировалось, что после подготовительной школы Уинстон будет учиться в Итоне, знаменитой престижной закрытой школе. Но родители побоялись, что он не справится с высокими требованиями и строгой дисциплиной, и отдали Винни в Хэрроу (в этой школе тоже обучались дети аристократов), в армейский класс, где требования к знаниям были мягче.

Однако и в Хэрроу Уинстон вечно был последним в классе — и по успеваемости, и по дисциплине. При этом по-прежнему оставался самоуверенным и надменным. Однажды директор школы сделал ему замечание: «Черчилль, я имею серьезные основания быть тобой недовольным» — на что тот холодно ответил — «а я, сэр, имею весьма серьезные основания быть недовольным вами».

Отец Черчилля хотел видеть сына юристом, но детское увлечение военными играми сформировало другую цель — поступление в пехотное училище. Правда, там требовалась серьезная подготовка и знания, которых у Уинстона не было. И он поступил в кавалерию, где конкурс был значительно ниже. Кавалерия была, мягко говоря, не самым престижным подразделением. Отец Уинстона был расстроен, и высказал мнение, что толку из сына не выйдет.

Вопреки прогнозам отца, толк из Уинстона Черчилля вышел. Его роль политика в мировой истории широко известна. Его речи — пример высшего ораторского мастерства. Его книги и публикации принесли ему изрядное состояние, в том числе Нобелевскую премию. Его шутки до сих пор присутствуют едва ли не во всех цитатниках. Он прожил 90 лет, и остался величайшим британцем в истории.

Статья опубликована в выпуске 22.07.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Имира, замечательная статья получилась, человек он был воистину гениальный, а почему-то многие гении учились погано. Трех томник его мемуаров читается настолько легко, что доставляет удовольствие, Нбелевскую в области литературы он, наверное, по праву получил, хотя и не был литератором. Уникальная была личность в истории ХХ века.

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Жестков, спасибо.
      Персона и впрямь неординарная.
      Кстати - Эйнштейна в детстве тоже считали тупым недоумком. читала про его детство разные источники - часто было очень похоже с детством Черчилля в плане оценки потенциальных способностей ребенка. Но вот Черчилль оказался мне интересней и симпатичней, чем Эйнштейн, как-то о нем не захотелось писать.

  • Ах, какая чудесная фотография в заголовке статьи! Да, это уже он, та же осанка, тот же взгляд, только пока без сигары во рту
    Спасибо за статью!

    Оценка статьи: 5

  • Да, действительно, как принято говорить нынче - разная ментальность. У нас, если взять только выпускников Николаевского кавалерийского училища - Лермонтов, Мусоргский, Сухомлинов, Плеве, Самсонов, Маннергейм, Мамонтов, Шкуро, Эрдели, Богаевский, Улагай, Дутов, Фицхелауров...
    А ведь это - ДАЛЕКО НЕ ПОЛНЫЙ перечень!

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересная статья, Имира. Оригинальное решение - посмотреть на известного политика через его детство.
    И вообще... Странные ребята, эти англичане! Конкурс в кавалерийские офицерские училища был НИЖЕ, чем в пехотные?!! Для нас это просто немыслимо. Кавалерия в своё время была элитой российской армии и попасть в неё было на-амного труднее, чем в пехоту.

    Оценка статьи: 5

    • Константин, спасибо большое!
      Черчилль и в кавалерию-то попал только с третьего захода, все по баллам недотягивал. А конкурс в кавалерию был и впрямь значительно ниже. Там условием был самостоятельный уход за лошадьми, а эти знатные ребята утруждать себя такой работой не хотели, видимо. И бытовало мнение, что в кавалерию идут самые тупые. Правда, потом он достаточно быстро перевелся-таки в пехотное отделение. Нет, что ни говори - тупым он не был, а вот упрямым - это да. И делал только то, что считал нужным.

  • Я немножко читал его мемуары о его молодых годах, о начале службы, об участии в боевых стычках. Читать его тексты интересно, но он "немножко краснобай" и любил оживляжи. Мне нравится его признание, почему он любил свиней.

    Оценка статьи: 5

    • Имира Виленская Имира Виленская Профессионал 22 июля 2014 в 08:47 отредактирован 22 июля 2014 в 08:47 Сообщить модератору

      Сергей, краснобайство было его способом заработка - не зря ж он говорил - "я не пишу книгу, я зарабатываю состояние" - и замечательно преуспел в том

      Мне нравится история про то, как он в автомобиле дорогу потерял - шофер сбился, и не знал, куда ехать. Он спросил у прохожего - "Где я нахожусь" - и прохожий ответил "в автомобиле". "Вот ответ, достойный нашего парламента" - сказал шоферу Черчилль. "Во-первых - краткий и хамский. Во-вторых - совершенно ненужный. И в третьих, не содержащий ничего такого, что спрашивающий и сам бы не знал"