• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Внимание, конкурс!
Владимир  Жестков Грандмастер

Что посмотреть в Косово?

Впервые о существовании Косово я узнал в 1970 году, когда в составе комсомольской группы колесил на автобусе по дорогам Югославии. Мы побывали во всех шести республиках и не попали только в Косово.

Впереди появился тоннель В.Жестков, личный архив

На вопрос:

 — А что, мы в Косово не едем?

Последовал ответ:

 — Да там смотреть нечего. Сплошные поля. Это же житница югославская, да и не республика это вовсе, а автономный край.

Побывать не побывали, но название в памяти застряло. Затем, когда начались печальные годы кровавого развала Югославии на те самые республики, все чаще стало звучать — Косово, Косово, Косово… Ну, а дальше все хорошо помнят: жестокая война со взаимными обвинениями в геноциде противной стороны, последующее признание многими странами (108 на сегодняшний день) независимости Косова и отказ России в этом признании.

Не хочется влезать в историю конфликта, он продолжается там уже много веков, практически с тех времен, как на этих землях появились славяне. Каждая сторона конфликта имеет убедительные для себя объяснения прав на эту территорию. Однако, даже не вникая в эти объяснения, стоит, наверное, задуматься над некоторыми цифрами и фактами.

Численность населения в Косово в конце ХХ века планомерно увеличивалась с 1,43 млн.чел. в 1976 году до 1,73 млн.чел. в 2011 году, при этом доля албанского населения увеличивалась одновременно, достигнув 92%. И если до 1989 года в Косово был свой парламент и двуязычие, то с приходом к власти Милошевича парламент был распущен, вещание государственных каналов на албанском языке прекращено, сворачивалось преподавание в школах на албанском, из государственных органов в массовом порядке увольняли албанцев. Все это вызвало массовые забастовки и столкновения на этнической почве. Итог всем известен.

Теперь там мир и покой, который, правда, поддерживается постоянным контингентом «голубых касок», размещенных вдоль границы с Сербией. Война закончилась, появились возможности посмотреть, что же такое Косово, и мы на это решились.

Чтобы попасть туда, мы использовали самый простой способ — пересекли границу на автомобиле. Ехали мы из Албании по автобану, который был пробит через горный хребет, разделяющий две страны. Мы смотрели на горы, разделяющие Албанию с Косово, и никак не могли понять, каким образом здесь за очень короткое время прошло около миллиона беженцев, в основном стариков, женщин и детей. Мужчины остались защищать свои дома от югославской армии, которая шла с огнем и мечом по приказу Милошевича. Представить трудно, что для маленькой нищей Албании с населением около 2-х миллионов означал такой наплыв беженцев, но страна это вытерпела. Честь ей и хвала за это.

Не будем затрагивать правомочность американских бомбардировок территории Сербии, это дело большой политики. Как только сербские солдаты ушли под давлением миротворческих сил, косовские беженцы вернулись на свою родину, при этом около пятисот тысяч не нашли своих домов, от них остались одни руины.

Еще накануне наш гид, он же сегодняшний водитель, сообщил, что нередко косовские пограничники не пропускают русских туристов, если у них отсутствует действующая шенгенская виза. Какое отношение «шенген» имеет к Косово, непонятно, но с пограничниками спорить бессмысленно. Мы твердо сказали, что поедем в любом случае, а если не повезет и нас не пропустят — что ж, значит, так тому и быть. Будем пытаться попасть туда другим путем.

Тут надо немного опередить события и отметить совсем невозможное: валютой республики Косово, казалось бы, никоим образом к «зоне евро» не относящейся, является евро. А о том, что везде у официальных зданий на флагштоках рядышком висят государственные флаги Косово и Евросоюза, наверное, даже упоминать нечего.

Вот и развилка: налево узкая дорога уходит в Кукес, знакомый нам по прошлому году, а направо прямо в горы устремилось 4-полосное шоссе. Горная преграда стремительно приближалась. Казалось, дорога воткнется в нее и все — дальше пути нет. И вдруг шоссе нырнуло в круглую нору, пробитую несколько лет назад, чтобы появиться вновь на белом свете почти через восемь километров, оставив горы позади.

Еще несколько мгновений — и указатель на трех языках (албанском, сербском и английском) явственно известил, что Косово приближается.

К удивлению, на наши краснокожие паспорта албанские пограничники даже не посмотрели, их интересовали лишь документы на машину, которые были изучены досконально. Еще больше нас удивил их косовский коллега: он молча махнул рукой, запуская нас на территорию своей страны.

Пересечение границы с Косово внешне абсолютно ничем не проявилось. Поначалу возникло впечатление, что машина развернулась и едет обратно. Впереди расстилался тот же самый пейзаж, который мы оставили позади за горной цепью: сильно холмистая местность, перемежающаяся небольшими зелеными долинами, но небольшой поворот дороги — и все резко изменилось. Холмы как бы осели вниз, став совсем небольшими, а долины стали занимать все большее и большее пространство.

Пара десятков километров — и прямо вдоль шоссе вытянулись развалы, заваленные фруктами и овощами. Впереди Призрен — один из древнейших балканских городов. Часа полтора мы провели в этом старинном городке и покатили дальше в Приштину, столицу этой частично признанной республики.

Мы ехали по Косову полю и не могли оторвать глаз от окон, настолько удивительно спокойными, возделанными и ухоженными показались нам окрестности тех полсотни с небольшим километров, что мы проехали по косовским дорогам. Холмистые поля расстилались под солнечным небом. Далекие, но хорошо видные со всех сторон на горизонте горы надежно прикрывали их от непогоды.

Дальше Приштины нам на полном серьезе порекомендовали не ездить, там начиналась зона, контролируемая ООНовскими военными, и могли возникнуть совершенно не нужные осложнения с нашим нахождением на этой территории. Этот ненавязчивый совет да приближение вечера вынудили нас повернуть назад.

Косовская сторона была полностью безлюдной, ни таможни, ни пограничников. На албанской границе нам проштамповали паспорта, предварительно внимательно их изучив, а машину только что не разобрали по винтикам. Работала таможенная служба очень споро, и много времени мы не потеряли. Дальнейшая дорога до нашего временного пристанища была долгой, но спокойной.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 12.12.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: