• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Как цифра сгубила копирайт? Часть 1. Диски для записи и перезаписи

Я уже писал, какое недовольство у аудиомагнатов вызвало появление магнитофонов. Возможность неподконтрольного копирования и распространения записей било по кошельку правообладателей и производителей. Но компакт-кассеты терпели, ибо понимали, что магнитная запись не столь качественна и долговечна, как механическая запись на пластинке. С каждой перезаписью качество магнитной фонограммы неотвратимо ухудшалось. Что до виниловой пластинки, то ее в домашних условиях не нарежешь.

«Цифровая» же запись при правильном копировании оставалась неизменной (ведь код — это не механические извивы дорожки). Правда, производители первых компакт-дисков надеялись, что технология их производства вряд ли будет доступна в домашних условиях. Но тут CD-магнатам огромную свинью подложили компьютерщики…

Наверное, не все знают, что оптический компакт-диск, в качестве носителя, компьютерщики просто позаимствовали — ведь информация на компьютере существует в виде того же двоичного кода. На компьютерах тут же появились дисководы для CD. Переломным моментом стало поступление в 1990 году на рынок первого CD-R (CD-Recordable) — так называемой «болванки» — диска однократной записи. Тут же появились и CD-рипперы — специальные программы, с помощью которых музыка с лицензионных CD-Audio загружалась в память компьютера. Теперь компакт-диски мог копировать и записывать любой обладатель компьютера с пишущим CD-приводом. Копировать и записывать без малейших потерь качества.

Что уж говорить о «пиратстве» в глобальном масштабе! Особый размах этот процесс получил в странах, где доходы населения не позволяли покупать дорогие лицензионные CD. Вспомните, как в 1995−97 гг. наши рынки были заполнены «пиратской» продукцией из Болгарии. А затем и отечественные флибустьеры подтянулись. Какое-то время это население пытались убедить, что лицензионные диски качественнее «самопальных». Постепенно эта разница стиралась, «пираты» даже стали печатать полноценные брошюры-вкладыши.

Однако магнитная пленка не сдавалась, продолжая сохранять ведущие позиции в сфере быстрой записи и перезаписи. Пока в 1992 году Sony не выпустила особый формат компакта — минидиск (MD). Минидиск совмещал в себе как свойства оптического диска (запись при помощи лазера), так и достоинства кассеты (магнитный принцип записи и перезаписи). Луч, нагревая диск, перемагничивал его, но, в отличие от кассеты, запись оставалась устойчивой к магнитным полям при обычной температуре. И еще: при своих маленьких размерах (7×7 см.) MD мог вместить те же 74 мин. звучания, как и обычный CD (а при понижении качества записи и в 4 раза больше). Подобная вместительность достигалась за счет технологии сжатия звука ATRAC (подробнее о сжатых форматах я расскажу позже). Минидиски были очень популярны на радио и телестудиях, но в массах (из-за дороговизны, установленной Sony на лицензию) не прижились. В то время, как производство CD-R, CD-RW и их проигрывателей не было монополизировано, и их выпускали сотни фирм.

Зато в 1997 году в продажу поступили дисководы CD-RW (CD-ReWritable) и соответствующие им диски традиционного размера. Они довольно быстро подешевели, и теперь потребитель мог перезаписывать один компакт сотни раз.

Принцип записи CD-R и CD-RW был несколько иным, чем CD-Audio. В болванке CD-R между отражающим и защитным слоем располагался слой особого органического вещества, которое под воздействием лазера меняло свою прозрачность. И если код на CD-Audio — это чередование ямок и островков, то на CD-R — чередование темных и светлых участков.

Вещество же рабочего слоя CD-RW обладает другим замечательным свойством — менять под воздействием луча свое фазовое состояние (с аморфного на кристаллическое и наоборот), в результате чего прозрачность слоя также меняется. Когда луч нагревает слой выше критической температуры — вещество переходит в аморфное состояние и остается таким и после остывания. При нагреве ниже критической точки — вещество вновь восстанавливает кристаллическое состояние. Эти особенности позволяют диск и стирать, и записывать.

Специфика «состава» CD-R и CD-RW снижает их «гарантийный срок» по сравнению с CD-Audio. Они более чувствительны к свету и механическим толчкам, поэтому их срок службы, в зависимости от условий хранения и эксплуатации, определяют от 3 до 10 лет (хотя, судя по всему, он дольше).

Прогресс в сфере оптической записи на этом не остановился. В 1995 году на рынке появился новый формат — DVD, призванный воскресить идею создания высококачественного оптического видеоносителя. Для записи и считывания информации в DVD-приводах использовался лазер с меньшей, чем в CD-приводах, длиной волны. В результате достигалось более точное (а следовательно и качественное) воспроизведение.
Сам же диск из-за более узкой нарезки дорожек стал обладать внушительной емкостью. На одну сторону стандартного DVD можно было записать до 4,7 гигабайт информации (в 7 раз больше, чем на CD). Компьютерщики восхищенно цокнули языком и тут же обзавелись DVD-приводами. А сами DVD снова стали использовать как универсальный носитель «цифровой» информации. Стоит ли говорить, что тут же появились DVD-R и DVD-RW…

Не успел потребитель привыкнуть к DVD, как появился очередной оптический носитель — Blu-ray Disc («Диск синего луча»), где для записи используется лазер с еще меньшей длиной волны, чем в DVD (его частота находится в «синем спектре», а не в «красном», откуда и название). В результате на один диск «синего луча» можно записать 50 гигабайт информации. Так, что, дорогие мои современники, покой нам только снится…

Вскоре пришел конец и последнему оплоту магнитной пленки — кассетным диктофонам. Компакт-кассеты сменил другой замечательный универсальный «цифровой» носитель — так называемая flash-память. В среде меломанов популярность «флэшек» оказалась неразрывно связана с распространением так называемых «сжатых» аудиоформатов, наиболее известным из которых, безусловно, является mp3. Именно mp3 вкупе с Интернетом нанес самый страшный удар по кошельку аудиомагнатов и вновь показал насущность нового подхода к проблеме свободы распространения информации и авторских прав.

Статья опубликована в выпуске 6.07.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Кстати ,насчёт mp3.Первое время он считался как-бы пиратским и брендовые производители не выпускали CD-проигрыватели с поддержкой mp3 формата.Зато мелкие малоизвестные производители нормально на этом подзаработали.У меня есть проигрыватель тех годов,что удивительно до сих пор работает.

    • Андрей Андрейченко, они не поэтому их не выпускали. Mp3 является патентованным, как его layer'ом ([форматом | алгоритмом] что ли?), и производители декодеров обязаны платить отчисления правообладателю за каждое произведённое устройство. А это не всегда казалось оправданным.

  • Причина для паники преувеличена - наказали спекулянтов, не более. Артист может и должен зарабатывать на концертах. Продажа альбомов по ценам, превышающим цену носителя и расходы на запись и распространение - чистая спекуляция. Тем более абсурдно запрещать распространение через интернет - все это работает на повышение популярности. Т.е. когда артист приезжает в какой-то город - его знают и идут на концерт.

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Сарычев Андрей Сарычев Читатель 6 июля 2011 в 08:11 отредактирован 6 июля 2011 в 08:12 Сообщить модератору

      Олег Антонов, Это Вы так думаете, а сотрудники ОБЭП - иначе. Они от радости аж визжат поросячьим визгом, когда ловят продавцов или установщиков "пиратских дисков", в том числе скачанное через интернет, и вешают статью 146 ч.3 УК РФ. 1,5 года условно или штраф от 2,5 до 10 тыр рублей. Причём репутация будет очень сильно подмочетна. После такой судимости, у вас будет "обрублен" доступ ко всем кредитам и ипотекам. Не говоря уже о выезде за границу. Вот так вот.

      Оценка статьи: 5

      • Андрей Сарычев, естественно, что уж не повизжать - 9 из 10 таких дел заканчиваются переговорами в тихой комнате и переходом из рук в руки некоторого количества цветных бумаг.

        После такой судимости, у вас будет "обрублен" доступ ко всем кредитам и ипотекам. Не говоря уже о выезде за границу.
        Вообще-то, слава богу, меньше идиотов повесят на себя кредит. Но все-таки хочется спросить, а чем такая судимость отличается от любой другой. Ладно кредит, это личное дело банка, давать или не давать. Но по поводу выезда за границу в законе никакой разницы относительно статьи осуждения нет.
        Глава III Федерального Закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
        Статья 15. Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он: ...
        4. Осужден за совершение преступления, до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

        Оценка статьи: 5

        • Андрей Сарычев Андрей Сарычев Читатель 2 августа 2011 в 20:33 отредактирован 2 августа 2011 в 20:52 Сообщить модератору

          Олег Антонов, У меня со знакомым случай был, когда он был осуждён в 80-х годах за "валютные махинации". То есть просто за то, что разменял рубли на доллары, а потом доллары на рубли. Хоть эту статью сейчас и отменили, но поездка на ПМЖ в Австралию с семьей - круто обломилась.
          К стати, сейчас даже "тёмной комнаты" не надо. Всё поставлено на современные рельсы. Сотрудники милиции просто выдают реквизиты своего личного расчетного счета для оплаты "штрафа". После оплаты которого, забирают чек, чтобы не было никаких доказательств. Потерпевший даже не догадывается, куда он перечислил деньги. По желанию "осужденного" даже могут рассрочку платежа предоставить, если сумма большая, а доход маленький. Круче даже, чем в современных супермаркетах! Примерно так же налоговики промышляют.

          Оценка статьи: 5

  • Blu-ray, а не blue. Торговая марка же. И, на самом деле, не голубой, а фиолетово-синий (не путать с ультрафиолетовым). http://en.wikipedia.org/wiki/Laser