• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Когда появился первый видеомагнитофон?

11 ноября 1952 года, 55 лет назад, в Беверли Хиллс, штат Калифорния, Джон Маллин и Уэйн Джонсон продемонстрировали своим коллегам первый видеопроигрыватель. Это был прообраз видеомагнитофона, который спустя почти четыре года представили на суд широкой публики Рей Долби, Чарльз Гинзберг и Чарльз Андерсон. Чудо техники было размером с добротный холодильник. Сразу же на выставке компания Columbia Broadcasting System (CBS) заказала три таких видеомагнитофона, по 75 тысяч долларов каждый. Эта последняя дата, а именно 14 апреля 1956 года, почему-то и считается датой рождения видеомагнитофона.

Сегодня я хочу восстановить историческую справедливость и рассказать об одном из отцов-изобретателей видеопроигрывателя Джоне (Джеке) Т. Малине, который прожил относительно долгую жизнь, родившись за год до начала Первой Мировой войны и почивши опять же за год до наступления XXI века — в 1999 году.

Итак, с чего началась работа Джона по созданию видеопроигрывателя? До начала Второй Мировой войны он уже имел кое-какой опыт работы с электроникой, 29-летнему Маллину было поручено тщательно исследовать все, что удалось накопить немецким изобретателям в области звукозаписи и «живой» трансляции. Первое, что поразило американца по прибытии в Англию (в Германии находиться было рискованно) — что немцы имели возможность передавать выступление симфонического оркестра хоть всю ночь напролет, тогда как ВВС прекращала свои трансляции около полуночи, и затем следовал перерыв до утра.

Джон был потрясен, ибо американские технологии начала и середины 40-х годов не позволяли так «консервировать» звук, чтобы он мог звучать с таким высоким качеством, как у немцев. Запись по длительности не превышала 15 минут и «жила» незначительный срок. А вот немецкая электроника заметно превосходила американскую. И поэтому Маллин поставил перед собой цель — докопаться до истины.

Очевидно, он не был одним из самых выдающихся электронщиков своего времени, во всяком случае, добраться до «святая святых» центра по разработкам новой электронной техники ему так и не довелось, когда союзные войска были в Берлине, Маллина откомандировали всего-навсего в… Париж. И только после завершения войны в Европе Джон оказался во Франкфурте-на Майне, где немцы когда-то проводили эксперименты с применением высокочастотной энергии в качестве средства для глушения двигателей самолета в полете.

А уже в 1946 году будущий изобретатель видеопроигрывателя отправил из Германии в США пару образцов современных немецких магнитофонов. Причем, чтобы «железки» дошли без происшествий, ему пришлось разобрать технику на мелкие блоки и отправлять по частям.

Спустя некоторое время в апреле 1948 года были смоделированы два первых аппарата, позволяющие делать длительные устойчивые записи. Чуть позже к Маллину присоединился Уэйн Джонсон, с которым они шаг за шагом продвигались к намеченной цели. И как уже было сказано выше, спустя четыре с половиной года состоялась первая демонстрация видеопроигрывателя. Так как работы носили засекреченный характер и были рассчитаны (по крайней мере на первом этапе) для применения в военных целях, первый показ не был официально прорекламирован, военным очень не хотелось светиться. Вот почему «пальма первенства» в 1956 году была отдана другим…

Основной проблемой при записи телевизионного сигнала является занимаемая этим сигналом широкая полоса частот, которая в сотни раз шире звукового. И при высокой скорости ленты долгое время не удавалось «зафиксировать» телевизионный сигнал. Как раз первым это удалось сделать Маллину и Джонсону…

Нельзя не сказать и о разработках советских ученых. Они работали практически параллельно с американцами и уже в 1958 году во ВНИИ звукозаписи начали вести исследования по записи телевизионных сигналов на магнитную ленту. Работа продолжалась около двух лет и завершилась созданием экспериментального видеомагнитофона, на котором запись производилась с помощью четырех магнитных головок, закрепленных на периферии диска, вращающегося со скоростью 15 000 об/мин.

А 21 февраля 1960 года Центральное телевидение СССР впервые передало в эфир экспериментальную программу, записанную на видеомагнитофоне. Сначала был показан в прямом эфире небольшой концерт. По окончании прямой трансляции этот же концерт был повторен в эфире в записи. Это и стало началом видеомагнитофонной эры в нашей стране. Остается сказать, что назывался первый отечественный видеомагнитофон — «Кадр-1».

Промышленное производство видеомагнитофонов «Кадр-1» было запущено в 1964 году на Новосибирском заводе точного машиностроения (НЗТМ). Этот оборонный завод имел некоторый опыт в производстве аппаратуры магнитной записи, выпуская самые популярные в то время бытовые магнитофоны «Мелодия» и «Комета». Первыми видеомагнитофонами оборудовались телестудии.

К массовым покупателям первые бытовые записывающие видеомагнитофоны хлынули с прилавков магазинов спустя еще пять лет — 7 июня 1969 года. Естественно, в Японии. А в СССР они начали поступать в конце 80-х годов. Сначала в магазины «Березка» за чеки. Прекрасно помню, что в 1988 году во Владивостоке видеомагнитофон предлагался по цене равной полутора автомобилей «Волга». Правда, мой знакомый привез себе «видак» не из Японии, а из Италии, в апреле 1989 года.

Сегодня ажиотаж на видеомагнитофоны пошел на убыль, теперь это такой же атрибут дома, как и стиральная машинка. А Джон Маллин так и не стал миллионером. Он творил не ради славы и денег. Он был одержим собственно творчеством…

Статья опубликована в выпуске 11.11.2007
Обновлено 11.03.2021

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Впервые наш советский бытовой видеомагнитофон я увидел в Воронеже в конце 70-х. Там же, в магазине впервые увидел себя на экране телевизора - работала телекамера, снимавшая посетителей.

    • Очень туманна видится картинка магазина конца 70-х с камерой передающей прямой сигнал на TV. Тем более в Воронеже...

      Видеомагнитофон за пол-волги - круто блин...
      Помню первый фильм который я смотрел по видаку назывался "Поездка в Америку"... Потом ещё долго пересматривал... моменты в которых нигеры из парикмахерской обсуждали Мухамедов Али нра...
      По сей день функционирует... Orion - ...пт!

  • Анатолий Медведев Читатель 6 января 2008 в 07:37 отредактирован 20 мая 2018 в 17:03 Сообщить модератору
    немного дополнительной информации

    Статья интересная. Хочу коротко добавить о том,что лично мне пришлось впервые столкнуться с переносным видеомагнитофоном ( скорее всего это был репортерский вариант) с видеокамерой в 1972году. Тогда несколько аппаратов фирмы AKAY поступили в МВД СССР для оперативных нужд.Они были еще катушечными а по размерам напоминали наши
    репортерские магнитофоны ( ремень через плечо,плюс видеокамера размером с кинокамеру КВАРЦ).

    Оценка статьи: 5

  • Александр Морозов Читатель 30 сентября 2008 в 05:23 отредактирован 21 мая 2018 в 19:08 Сообщить модератору

    Уважаемый автор! Позвольте поблагодарить Вас за интересный рассказ, но, на мой взгляд, он несколько не полный. Вы верно заметили, что именно Джон Маллин привёз в США пару разобраных ленточных аппаратов AEG-Telefunken Magnetophon model K-4, собрал их и даже продемонстрировал Бингу Кросби, но, не обладая коммерческой жилкой, свой приаритет в становлении магнитной записи в Америке упустил. Кросби для его шоу требовались десятки аппаратов, а Маллин мог выдавать по одному в год. Заказ вместе с финансированием перешёл к маленькой электротехнической фирме из Калифорнии - AMPEX. Там справились с заказом. С аппарата AMPEX model 200 началась история развития магнитной аудиозаписи в США. AMPEX стала знаменита и авторитетна. На базе лентопротяжного механизма AMPEX model 200 к началу 50-х годов начались попытки создания видеомагнитофонов. Гигантская и богатейшая RCA с работавшим в ней Владимиром Зворыкиным также пошла по этому пути. Принципиально важно, что это- метод ПРОДОЛЬНОЙ записи видеосигнала. Этот же метод использовали англичане из BBC в своих аппаратах V.E.R.A. Но построенные по такому методу аппараты были безперспективны. Гигантская скорость прохождения ленты относительно неподвижных головок, нестабильный сигнал, невозможность монтажа... Максимальное время записи- 15 минут. В 1956 году AMPEX представила аппарат VR-1000. Он отличался от всех тем, что в аппарате был успешно реализован ПОПЕРЕЧНЫЙ метод записи 4-мя вращающимися на барабане головками на медленно транспартируемую ленту (Quadruplex). Дальнейшим развитием стал наклонно-строчный метод, по принципам которого уже 50 лет выпускаются ВСЕ профессиональные и бытовые видеомагнитофоны с записью на магнитную ленту, и именно поэтому "...«пальма первенства» в 1956 году была отдана другим…", а именно: фирме AMPEX, основанной в 1944-м году нашим бывшим соотечественником Александром Матвеевичем Понятовым и группе из 6-ти работавших в ней инженеров: Charles Ginsburg, Charles Anderson, Ray Dolby, Alex Maxey, Fred Pfost, Shelby Henderson. Видеомагнитофон сразу же попал в разряд товаров "двойного применения", и был запрещён к вывозу в соц.страны. В СССР свой видеомагнитофон с небольшим опозданием в 2-3 года "изобрели заново сами".