Сергей Галанов Дебютант

Что мы знаем о воспитании в Древней Спарте?

Спартанская система воспитания представляет собой (наряду с афинской) одну из двух основных педагогических систем, сформировавшихся в эпоху классической Греции, и оказавших влияние на становление и развитие всей древнегреческой педагогики. Образ спартанского мальчика, стойко терпевшего нечеловеческую боль от спрятанного за пазухой лисенка (и умершего, но не выдавшего своих чувств) наравне с образом бесстрашного царя Леонида, павшего со своими воинами в Фермопилах, но не сдавшегося персидским завоевателям, навсегда останется в памяти как образец мужества и стойкости спартанца — идеального воина — защитника Отечества. И пусть Древняя Спарта не дала Греции ни одного философа, ни один историк не может упрекнуть родину знаменитого спартанского законодателя Ликурга в том, что ее воины хоть раз показали тыл своему врагу.

Одним из самых известных древнегреческих историков и биографов, увековечивших славу спартанского воспитания, является автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаний» Плутарх.

Что же представляет собой быт и воспитание спартанцев? Воспитательный процесс в Спарте, по Плутарху, начинался с самого рождения ребенка и, по сути, не зависел от воли отца, — «он приносил его в „лесху“, место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в „апотеты“, пропасть возле Тайгета».

Когда ребенку исполнялось семь лет, он вместе с остальными детьми попадал в специальный отряд — «агелу», где дети жили и ели вместе, и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником «агелы» становился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях, что указывает на доминирующее влияние физического воспитания перед интеллектуально-эстетическим. Впрочем, как пишет Плутарх, «чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать».

Воспитание девочек в Спарте, в соответствии с общей тенденцией развития этой страны, мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояли физическая сила и выносливость девочек, ведь их готовили в матери будущих граждан-воинов. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже борьбе. Поскольку они должны были участвовать в религиозных торжествах, их учили пению и танцам.

С возрастом воспитание молодых спартанцев становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, как правило, без одежды. Они не принимали теплых ванн и не умащались благовониями (за исключением нескольких дней в году). Спали они все вместе на постелях, сделанных из тростника, собранного собственными руками без помощи ножа.

В этом возрасте к юношам «приставлялся еще другой воспитатель, „педоном“, из числа лучших, достойнейших граждан, сами же они выбирали из каждой агелы всегда самого умного и смелого в так называемые „ирены“». «Иренами» назывались те, кто уже больше года вышел из детского возраста. Двадцатилетний ирен предводительствовал над своими подчиненными в тренировочных сражениях и распоряжался приготовлениями к обеду. Взрослые юноши должны были собирать дрова, подростки — овощи. Все, что они приносили, было ворованным, пишет Плутарх. «Одни отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сесситии, стараясь выказать вполне свою хитрость и осторожность. Попадавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали и кушанья, причем учились нападать на спящих и на плохих сторожей. Кого ловили в воровстве, того били и заставляли голодать: пища спартанцев была очень скудная, для того чтобы заставить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них людей смелых и хитрых».

Так как наказывали только тех, кто попадался, дети старались как можно тщательнее скрыть свое воровство. Вот как описывает один такой случай Плутарх: «…так, один из них, рассказывают, украл лисенка и спрятал его у себя под плащом. Зверь распорол ему когтями и зубами живот; но, не желая выдать себя, мальчик крепился, пока не умер на месте».

Перед самым концом обучения молодые спартанцы должны были пройти еще одно испытание — это была так называемая «криптия». Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был начеку, дабы никто не мог его выследить и застать врасплох. Успешно отбыв криптию, юный спартанец мог быть допущен к участию в принятых в Спарте совместных трапезах мужчин — «фитидиях».

Кроме военно-физической подготовки молодых спартанцев как будущих воинов значительное внимание уделялось их нравственному развитию и умению отличать дурное от хорошего — как будущих граждан.

Юных спартанцев приучали выражать свои мысли колко, но в изящной форме и в немногих словах — многое. Заставляя детей подолгу молчать, их приучали давать меткие, глубокомысленные ответы: «не знающая меры болтливость делает разговор пустым и глупым», — замечает по этому поводу Плутарх.

По мере возмужания и участия в военных мероприятиях воспитание молодых людей становилось уже не таким строгим — им позволяли ухаживать за своими волосами, украшать оружие и платье. Изнурительные военные упражнения делали излишними гимнастику и другую спортивную нагрузку, обязательную в более раннем возрасте.

Воспитание спартанца не прекращалось с наступлением совершеннолетия и обрядом инициации, и продолжалось до зрелого возраста. «Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но отечеству».

Если им не давалось других приказаний, пишет Плутарх, они смотрели за детьми, учили их чему-либо полезному, или же сами учились от стариков. Ведь одно из главных предоставленных спартанским законодателем Ликургом своим согражданам преимуществ, согласно Плутарху, состояло в том, что у них было много свободного времени: «заниматься ремеслами им было строго запрещено, копить же богатство, что сопряжено с массой труда и забот, им не было никакой надобности: богатству уже никто не завидовал и не обращал на него внимания. (…) Вместе с деньгами, — пишет Плутарх, — исчезли в Спарте, конечно, и всякие тяжбы. Ни корысти, ни бедности там не стало больше места, вместо них явилось равное распределение достатка, простота же жизни имела своим следствием беззаботность. Танцы, пиры, обеды, гимнастика, разговоры в народных собраниях поглощали все их время, когда они не были в походе».

Те, кому не было еще тридцати лет, даже не ходили на рынок; продукты закупали их родственники и друзья. Большую же часть времени спартанцы проводили в гимнасиях и «лесхах», где они собирались для бесед друг с другом. «Ни о денежных, ни о торговых делах там никогда не шло речи, — главным предметом их разговора была похвала хорошему поступку и порицание — дурному; но и это было облечено в шутливую, веселую форму и, не оскорбляя никого, служило к исправлению других и наставляло их».

Таковы основные черты воспитания и быта спартанцев по Плутарху. ]

Опубликовано 1.03.2008
Дата первой публикации 09.01.2008

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Замечательная статья ! Автор молодец))) Для программы 6 класса очень полезная информация )Спасибо !

    Оценка статьи: 5

     
  • Очень интересно. Спасибо автору.
    Надо бы почитать про Спарту подробней.

     
  • "слабых и уродливых детей кидали в «апотеты», пропасть возле Тайгета". Археологи исследовали ущелье, найдены останки людей, но только взрослых. Фагментов детских скелетов в нем нет.

     
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 марта 2008 в 00:34

      Да, в версии Плутарха, о которой рассказывает автор, многое не подтверждается современной наукой.

       
      • "Слабых и уродливых детей кидали в... пропасть". Все верно: кидали, но... Слабых и уродливых было очень мало: все спартанцы вели здоровый образ жизни - откуда взяться уродливым детям? То были редкие исключения. Что касается взрослых останков - так расправлялись с особо опасными преступниками. Всех, кто опозорил Спарту, в худшем случае, изгоняли из нее, а не убивали. Спартанцам, покрывших себя позором, предоставляли возможность загладить вину - в очередной битве. И такие проштрафившиеся в новых битвах показывали себя настоящими героями, смывая таким образом прежний позор.
        Спарта - одна из самых ярких и оригинальных страниц в истории человечества. Многие стороны ее жизни вызывают и удивление, и восхищение. Я - горячий поклонник Спарты. Единственная вещь, которая мне не нравится: гомосексуализм, который хоть и не поощрялся, но и не осуждался. Считалось, что воины-любовники будут лучше сражаться, чтобы защитить друга и показать свою смелость и удаль. В Спарте было много такого, что можно было бы перенять и нам. Например, уважение к старости, к женщинам, к своим словам и обещаниям, к умению говорить кратко и по существу, к беззаветному служению Родине...
        Спасибо автору за статью!
        P.S. У Плутарха, кроме "Сравнительных жизнеописаний", есть еще "Застольные беседы", в которых он, помимо прочего, описывает примеры блестящего остроумия и лаконичности спартанцев.

        Оценка статьи: 5

         
  • и оказавшей влияние - неверное окончание.
    он в месте с остальными - надо слитно.

    Хоть где-то имущество и деньги не стояли на первом месте.

     
  • Статья интересная! Узнала много нового! Спасибо большое!

    Оценка статьи: 5