Владимир Рогоза Грандмастер      7     Распечатать

Как Петр I из дворянских недорослей воспитывал боевых офицеров?

В период правления первых царей династии Романовых, проводивших существенные преобразования в русской армии, были заложены основы для создания национального офицерского корпуса, сформировать который еще предстояло Петру I.

Создавая регулярную армию, Петр I особую роль отводил командным кадрам. «Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равным отеческим образом содержать», — отметил он в одном из приказов. Царь-реформатор стремился не просто организовать подготовку офицеров как военных профессионалов, но и дать им особый социальный статус. «Офицерам всем дворянство и первое место», — пометил Петр I в своей записной книжке. Этому принципу он следовал неукоснительно. Царь намеренно ставил офицеров не просто вровень с родовым дворянством, он отдавал им первенство, видя в них не только военных профессионалов, но и свою опору в деле переустройства государства.

А.Е. Коцебу. Сражение под Нарвой Формируя офицерский корпус, Петр I взял за основу чины, уже использующиеся в русской армии и соответствующие определенным военным должностям. Но развитие армии привело к возникновению еще и промежуточных чинов: секунд-поручика или подпоручика, капитан-поручика, штык-юнкера.

Созданную систему офицерских чинов Петр закрепил в Воинском уставе 1716 года. В нем воинские чины подразделялись на четыре группы: генеральские, штаб-офицерские, обер-офицерские, унтер-офицерские. К генеральским чинам были отнесены чины от генералиссимуса до бригадира, к штаб-офицерским — от полковника до майора (последний подразделялся на две степени: премьер- и секунд-майор), к обер-офицерским — от капитана до прапорщика. К унтер-офицерам были отнесены младшие командиры, не являющиеся офицерами: урядник, вахмистр, фурьер, каптенармус, подпрапорщик и капрал.

Офицер пехоты (1700-1732 гг.) Рис. В.И. Семенова Преимущественное положение офицеров в государстве вело к тому, что дворяне, как правило, выбирали военную карьеру. Но стать офицером, даже во времена Петра I, было нелегко. Первоначально командный состав создававшейся регулярной армии комплектовался из дворян поместной конницы, начальных людей полков нового строя и стрелецких частей (хотя к стрельцам у царя было большое предубеждение), солдат и сержантов Преображенского и Семеновского полков, иностранных офицеров, принятых на русскую службу.

Петр осознанно делал ставку на русские кадры. Еще в 1697 году были отправлены за границу для обучения воинской науке 150 стольников, сержантов и солдат. Ускоренная подготовка офицеров шла и в России. В Москву вызывали из поместий молодых дворян и офицеров городовых полков. Под руководством боярина А. М. Головина обучали их основам военной науки и после проверки на годность к офицерской службе, которую нередко проводил сам царь, назначали на командные должности во вновь формируемые части. Специальные учебные команды и школы были созданы в первых регулярных полках: в Семеновском — для подготовки пехотных офицеров, в Преображенском — артиллеристов и инженеров.

Сухарева башня в Москве, в которой размещалась Навигацкая школа С началом Северной войны производство в офицеры дворян, которые не служили в войсках, было практически прекращено. Основными способами комплектования офицерского корпуса стали: производство из солдат, унтер-офицеров и выпускников военно-учебных заведений, привлечение на службу иностранных офицеров. Теперь, чтобы стать офицером, дворянин должен был начинать службу простым солдатом и осваивать с «азов» основы военного дела или проходить курс наук в одном из учебных заведений: Морской академии, Навигацкой и Инженерной школах, Гардемаринской роте.

Особой заботой царя была подготовка морских офицеров, артиллеристов и инженеров. В 1701 году он писал в указе: «…Быть математических и навигацких, т. е. мореходных хитростных наук учению… И тех наук ко учению усмотря избрать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением.» Окончание учебного заведения еще не означало автоматического производства в офицеры. Подавляющее большинство выпускников направлялось в войска унтер-офицерами и, только делом доказав профессиональную пригодность, получали первый офицерский чин. А выпускникам Навигацкой школы до производства в офицеры предстояло прослужить несколько лет волонтерами на военных кораблях Англии, Франции, Испании или Голландии.

А.Е. Коцебу. Победа при Полтаве Происходящие в армии перемены в различных слоях дворянства воспринимались по-разному. Дети мелкопоместного дворянства сызмальства были приучены к мысли, что им предстоит нелегкая армейская служба, раны, а то и гибель в боях за Отечество. Для них введенная Петром система давала перспективы хорошего служебного роста и возможности занять высокое место в государственной иерархии. Родовитое дворянство, напротив, болезненно восприняло необходимость посылать своих отпрысков на учебу за границу или отдавать их в солдаты, где они начинали службу вместе с неродовитыми дворянами и бывшими холопами. К тому же перспективы получения офицерского чина и служебного роста для них теперь зависели не от родовитости, а от личных качеств.

Важную роль в становлении офицерского корпуса России сыграла разработанная Петром I «Табель о рангах». Еще в 1713 году царь поручил Сенату изучить существующие в различных странах Европы принципы чинопроизводства. Первый проект нового документа, названного «Табелью о рангах», был доложен Петру дипломатом графом А. И. Толстым. Царь неоднократно переделывал первоначальный вариант «Табели», привлекал к этой работе государственных деятелей, передавал его для обсуждения в Сенат, Военную и Административную коллегии. Наконец, 24 января 1722 года «Табель о рангах» была утверждена Сенатом.

Драгунский офицер (1700-1732 гг.) Рис. В.И. Семенова «Табель» состояла из росписи чинов по трем ведомствам — военному (гвардия, сухопутные войска, флот, артиллерия), статскому (гражданскому) и придворному, которые делились на 14 классов, а также — 19 разъяснительных статей. Внесенные в него классы представляли перечень конкретных званий и должностей (например, генерал-фельдмаршал — I класс сухопутных чинов, обер-фискал — VII класс статских чинов, фендрик — XII класс гвардейских чинов, гофмейстер пажей — XIV класс придворных чинов и т. д.). Разницы между должностью и чином первоначально практически не существовало, и в «Табель» было включено 262 должности-чина. Офицерские чины, сложившиеся к тому времени, вошли в «Табель» лишь с небольшими изменениями.

Военные чины были значительно выше соответствующих им по классу гражданских и придворных чинов. C получением человеком любого сословия первого офицерского чина фендрика, а с 1730 г. — прапорщика, он становился потомственным дворянином. На гражданской службе потомственное дворянство давал только чин коллежского асессора (VIII класс). В армии чины одинакового наименования в зависимости от рода войск находились в различных классах, в привилегированном положении находилась гвардия — первенство в два чина по сравнению с сухопутными войсками, а также — моряки и артиллеристы, они опережали «сухопутчиков» на один чин.

Петр I не стал отказываться от лучших традиций, сложившихся в армии при его предшественниках, но соединил их с передовым европейским опытом. Это позволило ему создать поистине универсальный офицерский корпус. Петровский офицер мог водить солдат в атаку, воодушевляя их собственным примером, а через несколько дней уже скакал в одну из европейских стран с дипломатическим поручением. Как и задумывал Петр I, офицеры стали его надежными помощниками в реформировании не только армии, но и всего государственного устройства.

Статья продолжает цикл об истории российского офицерства:
Как в России создавался офицерский корпус?
Как изменялся офицерский корпус России в послепетровское время?

7 комментариев (комментировать)
Теги: российская империя, реформы, петр, военное дело, государство, обустройство, история
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 30.05.2009
Дата первой публикации 26.05.2009

Обсуждение статьи:

  • Интересная статья. 5! Основательная и познавательная.

    Оценка статьи: 5

  • Да, очень интересная статья

    Оценка статьи: 5

  • На то и царь-реформатор, что все успевал!

    Оценка статьи: 5

  • Коллеги, спасибо.

  • "Основными способами комплектования офицерского корпуса стали: производство из солдат, унтер-офицеров и выпускников военно-учебных заведений"...
    Наполеоновский принцип - Каждый солдат носит в своём ранце маршальский жезл - в действии? За век до того, как под Тулоном сначала Франция, а потом и весь мир узнают, что есть, есть такой артиллерийский офицер?!
    Но... Владимир, по наполеоновским маршалам мы знаем, кто был сыном бочара, кто мельника, кто конюха... А у нас? Есть на примете какая биография, что вот, смотрите - тоже?..

    Оценка статьи: 5

    • Известный покоритель Кавказа генерал от инфантерии граф Николай Иванович Евдокимов. Родился когда его отец, набранный по рекрутчине, служил солдатом в артиллерии на Кавказе, а чин прапорщика получил, когда сыну было 9 лет. Сам Н.И. Евдокимов начал службу на Кавказе в 16 лет вольноопределяющимся, т.е. солдатом, имеющим право ускоренного производства в чины. Почти 4 года в нижних чинах, затем за боевой подвиг произведен в прапорщики и начался его стремительный взлет. Чины до полного генерала и ордена не по выслуге, а за боевые отличия, как и титул графа.

Посмотреть все комментарии (7)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: