Статья дня
Марк Блау   Грандмастер      24     Распечатать

Когда бриллианты стали лучшими друзьями девушек?

В Европу эти блестящие камни попадали из Индии — страны чудес. Их называли арабским словом «алмаз». Они были тверже всего на свете. И красивее всего. Потому каждый из них и стоил целое состояние. Только короли могли позволить себе бриллиантовые украшения. Сверкающими камнями украшали скипетры и короны.

Читает Дмитрий Креминский
Скачать в mp3 (6.6 Mb / 07:09 мин.)

Цена на этот товар все время росла. Хотя бы потому, что к XVIII веку индийские запасы драгоценных камней исчерпались. А во вновь открытых бразильских месторождениях крупных алмазов не находили.

Новое месторождение драгоценных камней было обнаружено в 1866 году на юге Африки. В долине реки Оранжевой нашли первый алмаз, через год — еще один. А уже через три года на эти земли устремился поток искателей счастья. Началась «алмазная лихорадка».

Главное месторождение обнаружили на ферме, которая принадлежала двум братьям-бурам по фамилии Де Бир, Дидерику Арнольдусу и Йоханнесу Николасу. Братья не стали заниматься добычей алмазов. Здравомыслящие крестьяне, они поняли, что защитить свалившееся на них несметное богатство им не под силу. Решив не участвовать в этой азартной и опасной игре, де Биры взяли свою долю деньгами: 6300 фунтов — за такую сумму они продали участок, купленный за десять лет до этого по цене 50 фунтов, и уехали из Южной Африки. Оставив, правда, свое имя крупнейшей алмазодобывающей компании.

Компанию «Де Бирс» (De Beers) создал в 1881 году политик, предприниматель и британский империалист до мозга костей Сесиль Родс (Cecil John Rhodes) (1853−1902). А уже в 1883 году компания Родса стала владельцем главного алмазного месторождения в Южной Африке, находившегося в городе Кимберли.

Без «алмазной лихорадки» этого города никогда бы не было на карте. Но на поиски драгоценностей слетелись тысячи юных и не очень юных авантюристов. Они были готовы жить в палатках, в пыли и грязи, питаясь жареными гадюками и мучаясь от жажды, ради того, чтобы быстро разбогатеть. Даже свой поселок они назвали «Большой куш» («New Rush»). Но когда в 1873 году на месте нескольких горняцких поселков решили образовать новый город, столь вульгарное название покоробило высокое начальство. И новый город был назван по имени тогдашнего министра колоний Великобритании, Джона Вудхауса, графа Кимберли (John Wodehouse, 1st Earl of Kimberley) (1826−1902). Чуть позже, уже по имени города, геологи назовут кимберлитом голубую алмазоносную глину вулканического происхождения.

Благодаря разработке южноафриканских месторождений алмазов на рынке стало больше. По расчетам специалистов, если бы все добываемые в Кимберли алмазы начали свободно поступать на рынок, стоимость алмазного сырья снизилась бы с 500 долларов за карат до десяти центов. Цена алмаза стала бы не намного выше цены простого угля, который является ближайшим родственником царя драгоценных камней. Но компания «Де Бирс», став монополистом на рынке алмазов, сделала все, чтобы цены на драгоценные камни не снижались.

Причин для этого было, по крайней мере, две. Первая — шкурная: не допустить снижения доходов компании. Вторая причина была более фундаментальная: беспокойство за судьбу человечества. И тут нет никакого ерничества. Европейцы помнили, как в XVI-м веке Испания наводнила континент дешевым американским золотом. Помнили они и чем такая интервенция драгоценного металла закончилась. Драматически упали цены на серебро. Европейская экономика, базировавшаяся на серебряном денежном обращении, обвалилась. Результатом стало всеобщее обнищание. Что и привело, в конце концов, к Тридцатилетней войне (1618−1648), уничтожившей народу не меньше, чем чума.

Удешевление алмазов было равносильно попытке ограбить всех европейских монархов и владык сразу. Какой «битвой народов» это бы отозвалось, представить можно, но страшно.

Стабильно высокая цена на рынке драгоценных камней поддерживалась придуманной «Де Бирс» системой реализации своей продукции. Алмазное сырье продавали десять раз в год только в Лондоне и только избранным контрагентам из числа широко известных специалистов по огранке бриллиантов. Каждый из этих счастливчиков получал партию камней по определенной цене (около 2,5 млн. долларов). Торг был не уместен. Перепродажа запрещалась. Отказ от покупки мог привести к тому, что на следующую распродажу строптивца могли бы и не пригласить.

В результате такой политики продаж бриллианты по-прежнему оставались дорогой игрушкой. Но все же этих игрушек стало больше. И эти игрушки были востребованы. К концу XIX-го — началу XX-го века богатых людей в Европе и Америке прибавилось. Многие уже могли себе позволить купить украшения, бывшие раннее привилегией королей.

Новым богачам, знавшим цену деньгам, алмазы приглянулись не только своим чарующим блеском. Оказалось, что они — самые лучшие аккумуляторы богатства. Драгоценные камни можно было легко скрыть от посторонних глаз, а уничтожить сокровище было практически невозможно. К тому же алмазам не страшна была инфляция, о чем беспокоилась в первую очередь фирма «Де Бирс».

И еще одно — блеск бриллиантов буквально завораживал женщин. И если говорится, что путь к сердцу мужчины идет через желудок, то путь к сердцу женщины без всякого сомнения пролегал через ювелирный магазин. Обручальное кольцо с бриллиантом стало почти стандартным свадебным подарком жениха невесте. А еще лучше — два кольца: одно — на помолвку, другое — на обручение.

Тенденцию эту заметил еще основатель компании «Де Бирс». Сесиль Родс предполагал, что ежегодно на продажу должно выпускаться столько бриллиантов, сколько играется свадеб. Не больше.

После окончания Второй мировой войны по всему миру начался свадебный бум. Узнав, что такое смерть, люди страстно захотели продолжать жизнь. И компания «Де Бирс» переориентировалась на нового клиента. Бриллиант — должна была сказать новая реклама — не столько предмет роскоши, сколько символ любви, вечной, как алмаз.

И реклама сказала свое слово. В 1947 году молодая копирайтер Фрэнсис Джерети (Frances Gerety) из рекламного агентства, работавшего по заказу «Де Бирс», создала слоган: «Бриллиант — навсегда» (A diamond is forever). Не знаю, попал ли этот слоган в книгу рекордов Гиннесcа как самый знаменитый и самый «долгоиграющий».

Говорят, что Фрэнсис надо было срочно сдавать работу, а слогана, блестящего, как бриллианты, которые он был призван рекламировать, все не было. Фрэнсис устала как собака. «Боже, — взмолилась она — пошли мне эту фразу». И тут же ее рука вывела простые и чудесные слова. Воистину, Божий дар. По крайней мере, таковым оказался этот рекламный слоган для компании «Де Бирс».

К 1950-му году в Америке 80% пар, вступавших в брак, заказывали обручальные кольца с бриллиантом. И сегодня около 70% американских невест получают в подарок такое кольцо. Мало того, этот обычай со временем переместился в Азию и Европу. А Френсис Джерети замуж так и не вышла.

24 комментария (комментировать)
Теги: бриллианты, алмаз, драгоценности, африка, интересный факт
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 17.11.2009
Дата первой публикации 10.11.2009

Обсуждение статьи:

  • Марк Блау,
    Знаете ли вы что?…

    • Подсчитано, что меньше одного процента женщин когда-либо будут обладать бриллиантом весом от одного карата и больше.
    • Бриллианты бывают не только прозрачные, но и желтые, зеленые, розовые, голубые и даже черные.
    • Один бриллиант весом в два карата стоит больше чем вдвое больше, чем два бриллианта в один карат.
    • Алмаз состоит из чистого углерода.
    • Алмаз – полупроводник.
    • Атомный вес алмаза 12,0107, атомное число – 6.
    • Считается, слово «карат» произошло от названия бобов растения «караб», которые использовались в древности в качестве меры веса.
    • Алмазы впервые были обнаружены в Индии 2800 лет назад.
    • У круглого бриллианта 57 граней.
    • Древние греки верили, что алмазы – это осколки звезд, упавшие на землю.
    • Температура плавления алмаза – 4000 градусов по Цельсию.
    • Самый крупный из найденных алмаз весил 3106 карат.
    • До недавних пор самым крупным бриллиантом считался «Великая звезда Африки» - 530 карат.
    • Сегодня крупнейших бриллиант – «Золотой юбилей» фантазийного желто-коричневого цвета - 545,67 карата.
    • Подсчитано, что за всю историю человечества было добыто около 500 тонн алмазов.
    • В Индии около четверти миллиона человек работают в алмазной отрасли.
    • 25% всех экспортных поступлений Израиля – от алмазов и бриллиантов.
    • Алмазы считаются символом силы, смелости и непобедимости.
    • Говорят, что на стрелах Амура наконечники - алмазные.
    • Слово «алмаз» произошло от греческого «адамас», что значит «непобедимый».
    • Только один алмаз из миллиона весит один карат и больше.
    • Традиция обручальных колец с бриллиантами восходит к эрцгерцогу австрийскому Фердинанду, который в 1477 году подарил такое кольцо Марии Бургундской.
    • Обручальное кольцо носят (кроме как в нашей стране) на безымянном пальце левой руки. Это дань поверию древних египтян, что вена любви (vena amoris) проходит от сердца к кончику безымянного пальца левой руки.
    • Необработанный алмаз выглядит как стекляшка и большинство людей даже не обратили бы на него внимания.
    • В среднем в процессе обработки алмаз теряет около 50% своего оригинального веса.
    • Платон писал об алмазах как о живых существах, обладающих небесным духом.
    • Промышленная добыча алмазов началась в Южной Африке в 20-х годах ХХ века.
    • Песню «Бриллианты – лучшие друзья девушки» исполнила в фильме 1953 года «Джентльмены предпочитают блондинок» секс-символ и звезда Голливуда Мэрлин Монро.

    • Марина Жданова, очень ценные дополнения. Ссылка на отрывок из кинофильма "Джентельмены предпочитают блондинок" - в моем ЖЖ

      Оценка статьи: 5

      • Марк Блау,
        Провинившегося или неугодного придворного султан лично поил кофе в который предварительно насыпали мелкую бриллиантовую крошку. Считалось, что это даже делало кофе особенно вкусным. В течение дня почти невесомые бриллианты наносили тысячи мельчайших порезов на стенки кишечника и пищевода несчастной жертвы. Через неделю обреченный умирал от внутреннего кровотечения и перитонита.

        Оценка статьи: 5

        • Андрей Владимиров, Интересно, а стеклянная пыль не нанесёт такие же увечья? Поди, стенки кишечника и пищевода не металлические и не каменные.

          Оценка статьи: 5

    • Марина Жданова, класс...
      Во-первых не знала, что алмазы плавятся! Это открытие!
      Во-вторых: в России придумали огранку бриллиантов (впоследствии так и называлась "русской") в 120 и больше граней.

      Оценка статьи: 5

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 17 ноября 2009 в 23:19

        читать дальше →

  • alfia lambert alfia lambert Читатель 17 ноября 2009 в 17:30

    Уже в начале прошлого века бриллианты подразделялись на коммерческие (нам их дарят) и коллекционные (мужчины покупают их для себя в качестве инвестиций). Последних (как бриллиантов, так и мужчин) - наперечет. После того, как начали добывать алмазы в Канаде, запустили проект Blood Diamond. Теперь все неограненные алмазы путешествуют через границы со специальным сертификатом, где указывается, что они не используются для приобретения оружия.

    Оценка статьи: 5

    • Уже в начале прошлого века бриллианты подразделялись на коммерческие (нам их дарят) и коллекционные

      Промышленные забыли.

      Оценка статьи: 5

      • alfia lambert alfia lambert Читатель 18 ноября 2009 в 03:45 отредактирован 18 ноября 2009 в 04:04

        Нет, Сергей В. Воробьев, не забыла. Я писала о бриллиантах, а не об алмазах. Писала я в связи с комментарием Дилии Статеевой. Более-менее понятию "промышленный бриллиант" (сейчас их не существует вообще, есть лишь промышленные алмазы), соответствуют кольца, которыми делали узоры и/или надписи на сапфирах. В средние века влюбленные оставляли надписи на зеркале/стекле любимой. Я видела персидское кольцо тех времен, оно выглядит странно на наш взгляд: бриллиант (не алмаз) имеет форму пирамиды и острый конец торчит вверх.

        Оценка статьи: 5

  • Что касается термина «Русская огранка»…Это бриллианты высочайшего качества – только такие называют бриллиантами «Русской огранки». Кстати, «Русская огранка» - это не только устойчивый профессиональный термин, но и зарегистрированная торговая марка, принадлежащая гранильному предприятию «Кристалл», которое находится в Смоленске. Это крупнейшее российское предприятие по огранке бриллиантов.
    Не вдаваясь в подробности, понятные только специалистам, «Русскую огранку» характеризует исключительно точная геометрия ребер и граней, отсутствие царапин и прочих следов обработки, другие стандарты, жестко регламентирующие параметры бриллианта. А еще ее отличает матовый рундист (поясок), известный в мире ювелиров под названием «frosted girdle» - замороженный рундист. По желанию заказчика на него могут лазером нанести любую надпись.
    Если интересна тема бриллиантов можете посмотреть сайт «Кристалла» http://www.kristallsmolensk.ru/.
    Кстати, несмотря на кризисные времена интернет-продажи бриллиантов идут очень даже живенько…

    • alfia lambert alfia lambert Читатель 18 ноября 2009 в 18:58

      Girdle (самая широкая часть бриллиантовой огранки), маркированная силуэтом полярного медведя, является фирменным знаком канадских бриллиантов. В дополнение к нему они могут выгравировать имя, дату или слова любви по желанию клиента, если позволяет размер камня. Довольно часто находят повод делать это бесплатно.

      Оценка статьи: 5

    • Марина Жданова,
      По-моему там вокруг этого Кристалла масса мелких фирмочек-деток, которым почему утекают все доходы от реализации бриллиатов, а на государственном предприятии денег нет особо...или я что то путаю?

      Оценка статьи: 5

  • Марк Блау, брильянты - лучшие друзья не только девушек, но и дедушек =)

  • Очень познавательная статья, спасибо!

  • Точно помню - читал эту статью. Но почему не подписался тогда на комменты - не пойму.

    Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (24)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: