Галя Константинова Грандмастер

Философский пароход. Как их уехали?

«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно.» (Л. Троцкий)

«…В Москве шел слух, что в командующих рядах нет полного согласия по части нашей высылки; называли тех, кто был за и кто был против. Плохо, что „за“ был Троцкий. Вероятно, позже, когда высылали его самого, он был против этого!» (М. Осоргин. Как нас уехали)

Поразительный «гуманизм». 1922 год — лихой год, хотя на смену военному коммунизму пришел НЭП. Руководило действом ГПУ, но все же «повода расстрелять» в данном случае искать не стали. В. Ленин предложил заменить смертную казнь высылкой. Может, посчитали, что оппоненты не так страшны, но лучше бы от них избавиться «без объяснения причин».

«… Вслучае новых военных осложнений… все эти непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политической агентурой врага. И мы будем вынуждены расстреливать их по законам войны. Вот почему мы предпочитаем сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность.» (Л. Троцкий).

Ни добавить, ни убавить, очень логично и цинично.

Еще одна волна, точнее, маленькая рябь русской эмиграции. Но зато какая!

А пароходов на самом деле было два. Эти два немецких парохода и стали символом одного «философского парохода», неким собирательным именем для насильственного выдворения из страны людей, у которых и в мыслях не было становиться эмигрантами.

«…— Вы как хотите уехать? Добровольно и на свой счет? — Я вообще никак не хочу. — Он изумился. — Ну как же это не хотеть за границу! А я вам советую добровольно, а то сидеть придется долго. Спорить не приходится: согласился добровольно». (М. Осоргин. Как нас уехали)

Ох уж эта вечно недовольная всем интеллигенция, которой все неймется. Занятно, что политических деятелей той эпохи среди высланных было совсем мало, а больше всего врачей… Но почему же тогда «пароход» философский? А он философский и был.

10 августа 1922 года ВЦИКом принимается декрет «Об административной высылке». Весь август составляются списки — главным образом, Москва, Петроград, Украина, Казань. Списки составили немалые, параллельно шли аресты и обыски, только вот не всех удалось найти. Арестованные под угрозой смертной казни давали подписку о невозвращении на родину. К сентябрю все было закончено и оформлено, и в «Правде» вышло сообщение о высылке.

Высылали всех частями. Большую часть — в Европу. Кто же были эти страшные враги советской власти?

Немецкий пароход «Обербургомистр Хакен» («Oberbürgermeister Haken»), вышедший из Петрограда 29 сентября 1922 года, имел на борту: философов Н. Бердяева, С. Франка, М. Ильина (Осоргина), С. Трубецкого, М. Новикова, Н. Цветкова и других. Люди уже тогда с мировым именем. Если над философами принято смеяться, то зачем же их нужно так бояться? А ведь некоторые из них и до этого подвергались бесконечным арестам, запугиваниям.

Первый пароход «Oberbürgermeister Haken» (Источник: ru.wikipedia.org) Второй немецкий пароход «Пруссия» («Prussia»), вышедший из Петрограда 16 ноября, имел на борту: философов Н. Лосского, Л. Карсавина (преподавал в Германии, Франции, Литве, погиб-таки в лагерях Коми АССР), И. Лапшина (автор многих книг, переводов, статей в словаре Брокгауза и Ефрона), а также профессоров университетов, студентов и других.

Оба парохода прибыли в порт города Штеттин. Дальше жизнь кого соединяла, кого разъединяла. И спорили друг с другом яростно — на то они и гуманитарии. И переезжали. Основная географическая линия: Германия, а после прихода к власти национал-социалистов — Париж.

И нельзя не признать, что многие уехавшие остались живы только благодаря этому декрету о высылке. Как на этой картине: один (П. Флоренский) погиб в лагерях, второй (С. Булгаков, высланный в Константинополь, затем — Прага) умер в Париже — парадоксом не назовешь, и то, и другое — репрессии разного вида. Расчищение идеологического поля.

И. Ильин и С. Трубецкой (рисунок Матусевича на борту "философского парохода", ru.wikipedia.org) Разные они все были. Неоднозначные, непростые. Жизнь на чужбине многих развела. Но к чести той эмиграции всегда нужно помнить, что перед подавляющим большинством не стоял вопрос: за кого? Родиной они считали Россию, кто бы ею не правил, многие не приняли другого гражданства. И немало уже написано о том, как русская эмиграция в войну старалась всеми силами помочь, а ведь многие подвергались преследованиям или погибли.

Об известных именах всегда можно найти достаточно информации. Хотя иногда может возникнуть путаница. Один профессор Стратонов (Всеволод Викторович, знаменитый астрофизик из Москвы) умер в Праге, покончил жизнь самоубийством в 1938 году. Другой профессор Стратонов (Иринарх Александрович) из Казани, высланный тогда же, в начале войны был старостой патриаршьих приходов в Париже. Он собирал одежду и лекарства для пленных советских солдат. Был арестован гестапо и погиб в концлагере.

Но «на пароходе» были люди, которые мало известны. И давно пришло время по крупицам «собирать» нашу общую историю. Многое уже делается: пишутся книги, проходят выставки, снимаются фильмы. Но изучение этого вопроса только начинается.

«Философский пароход», символ и главный приз фестиваля «Русское Зарубежье» (скульптор Галина Шилина, ru.wikipedia.org) В августе 2003 года в Стамбуле состоялся философский конгресс «Философия лицом к глобальным проблемам». Лайнер с участниками конгресса назвали «философским», как память, как символ возвращения (Константинополь, будущий Стамбул, был одним из первых центров высылки).

В том же году на набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге установлен памятный знак с надписью: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки».

Нельзя помнить выборочно. Особенно в той части, которая касается истории.

Опубликовано 14.07.2010
Дата первой публикации 25.06.2010

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В районе московского Усачевского рынка (м. Спортивная) есть деревянный домик - это мемориальный музей П.Корина, ученика Нестерова. Там и "Русь уходящая" и много другого, щемящего душу.

    Оценка статьи: 5

     
  • Галя Константинова, спасибо хоть, что не утопили вместе с пароходом. Было и такое!

     
  • "Ленин в детстве терпеть не мог манную кашу. Чего только не выдумывали родители, чтобы он ее съел, ну хотя бы несколько ложечек! Так и говорили, впихивая Володе ложечку за ложечкой: - За маму! За папу! За веру! За царя! За отечество! Hа маму и папу Володю еще хватало. А вот веру, царя и отечество он очень сильно возненавидел..".

    А за "философский пароход" ВИЛ большое спасибо, - тут я полностью согласен с комментом Игоря Абрамова.

    Оценка статьи: 5

     
  • Галя Константинова, Познавательно. Еще одна крупица истории, о которой мало кто слышал.

    Оценка статьи: 5

     
  • Страна осталась тогда без многих светлых трезвых умов, как лоботомия.

    Оценка статьи: 5

     
  • Да, даже сейчас об этом читать тяжело.

    Оценка статьи: 5

     
  • В.Зеньковский писал: "Когда власть в 1922 г. изгнала из России виднейших представителей религиозной и философской мысли (о. С.Булгаков, Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин, Н.Н.Алексеев, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский), их философское творчество, затихшее было в России, расцвело как раз в эмиграции, дав целый ряд замечательных философских трудов. Философы, оставшиеся в России (Лопатин, скончавшийся от голода, Флоренский, сосланный в Сибирь, Шпет, отправленный в ссылку, замолчавший Лосев, судьба которого осталась неизвестной), сошли со сцены...".
    "Благодаря Ленину, Зарубежная Россия получила когорту блестящих ученых и интеллектуалов, чья деятельность, в значительной мере субсидируемая ИМКА, призвана была заложить основы культуры русской эмиграции".
    Не было бы счастья, да несчастье помогло.

    Оценка статьи: 5

     
    • Игорь, . Но все же - зацвести на чужой почве - немного не то.

      А знаете, когда часто слышишь, что "Расея гибнет", иногда хочется ответить, что после всего пережитого в 20 веке ужаса любая страна бы загнулась, скорее всего. А мы держимся - факт. Потеряв в революциях и войнах гигантское количество людей. Однако, держимся несмотря ни на что. Мое мнение. ))

       
      • Галя,"Потеряв в революциях и войнах гигантское количество людей", я бы уточнил, "потеряв в революциях, войнах и репрессиях цвет нации !!"

        Оценка статьи: 5

         
  • Галя Константинова, статья задевает за живое! Сколько еще белых страниц в нашей истории. Хочется, чтобы не было ничего забыто.

     
  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 29 июня 2010 в 19:22 отредактирован 29 июня 2010 в 19:23

    Спасибо большое, Игорь.
    Придется, видимо. дописывать. А пока Раиса Блох (Петербург - Париж-немецкий концлагерь), стихи должны быть многим знакомы (пел Вертинский):

    Принесла случайная молва
    Милые, ненужные слова:
    Летний Сад, Фонтанка и Нева.

    Вы, слова залётные, куда?
    Здесь шумят чужие города
    И чужая плещется вода.

    Вас не взять, не спрятать, не прогнать.
    Надо жить — не надо вспоминать.
    Чтобы больно не было опять.

    Не идти ведь по снегу к реке,
    Пряча щёки в пензенском платке,
    Рукавица в маминой руке.

    Это было, было и прошло,
    Что прошло — то вьюгой замело.
    Оттого так пусто и светло.

     
  • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 29 июня 2010 в 16:12 отредактирован 29 июня 2010 в 16:13

    Часто бывает, что некоторые статьи заинтересовывают настолько, что в руки "случайно" попадаются другие статьи из печатных СМИ в которых вскользь упоминаются фамилии, которые заинтересовывают.
    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

     
  • Галя, каждый раз думаю: слава Богу, что не расстреляли. Слава Богу. Очень страшна вынужденная, не добровольная эмиграция, но она много лучше бессмысленной смерти.

     
  • Кого-то высылали, кто-то сам бежал.
    Сложный вопрос.

    Оценка статьи: 5

     
    • Игорь, а у многих и выбора не было: бежать или оставаться.

      Но вопрос сложный, согласна.

       
      • Галя,да, погрузили, как скот и вывезли. Ленин, по всей видимости, избавлялся от "будущей оппозиции"(???).
        С Горьким получилась промашка. Как его не обхаживали, как не превозносили, а появились "Несвоевременные мысли" и Сталин решил избавиться от "строптивца".
        Керенский "добровольно" бежал, а ведь отказался возглавить в сороковых годах движение против СССР.

        Оценка статьи: 5

         
  • Конечно, из сегодняшнего дня все смотрится не так трагично, но ведь эти люди покидали родину, и у них разрывалось сердце...
    Галя Константинова, наверное, у вас есть чем продолжить тему?

    Оценка статьи: 5

     
    • Любовь, спасибо. Есть, конечно, чем продолжить, вопрос только в востребованности подобных материалов. Русское Зарубежье - огромная тема, десятки миллионов судеб. Но и там не все так просто и замечательно.

      А то, что (мягко говоря) переживали - да, все, очень сильно.

       
  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 26 июня 2010 в 14:33

    Крамольная мысль - если я был бы в рядах революционеров в те годы, я бы одобрил высылку. Достаточно гуманно и эффективно... скорее - чтобы не раздражать мировое сообщество.

    Чисто по-человечески - жалко. Что есть история?... Эмоционально подкрашенная статистика?

    Оценка статьи: 5

     
    • Почему крамольная? Из "недовысланных" мало кто спасся в дальнейшем. Но впечатляет просто железная, я бы сказала чеканная логика: все равно ведь придется когда-нибудь расстрелять, так пусть убираются сейчас подобру-поздорову. Цените наш гуманизм.

      А еще можно перефразировать известное "всех не перестреляете" на "всех не навыселяете". Всегда ведь кто-то мешает - сегодня одни, завтра другие.

      И еще представьте: просыпаетесь Вы, газетки покупаете, знакомые заходят в гости. Такие простенькие темы: нас расстреляют или пошлют подальше? Как, еще не решили? А когда решат? Сколько ждать: день, месяц, два?

      Что такое история - хороший вопрос.