Борис Рохленко   Грандмастер      27     Распечатать

Исход. Куда уходят евреи?

И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского

Библия, Исход, 3,17.

Предыстория: Иосиф попал в Египет, когда братья продали его в рабство. Там, после некоторых приключений, он занял высокий пост при дворе фараона, а братья, спасаясь от голода, пришли просить у него помощи. Открывшись им, он простил родных и пригласил в Египет весь свой род.

В Египте род Иосифа размножился и разбогател настолько, что фараон решил его не просто ограничить в правах, а извести совсем. Для начала евреев заставили делать тяжелые работы — но это не помогло. Опасаясь, что евреи при случае вступят в сговор с врагами, фараон дал приказ убивать всех мальчиков-евреев при рождении. А когда повитухи отказались от этого, приказал египтянам мальчиков топить, а девочек оставлять.

Еврейский Бог увидел это и решил вывести евреев из Египта. Для этого Бог избрал Моисея и дал ему помощника — Аарона.
«10. И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
14. и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить…
15. ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его…
17. и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения.» (гл.4)

И Он повелел Моисею:
«10. Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (гл. 3).

В книге Исход есть указание, что вышло шестьсот тысяч мужчин. Если считать, что у мужчины была только одна жена и только двое детей — из Египта вышло два с половиной миллиона человек!

(Представить себе такую толпу невозможно. Допустим, что мы построили всех этих людей в колонны по 100 человек в шеренге. Разделили их на дивизии (название условное) по 100 шеренг — 10 000 человек в дивизии. Расстояние от человека до человека — полтора метра. Одна дивизия — 150 метров. Длина всей колонны — 36 километров! И это только люди! А скот, повозки?

Скорость пешехода — 4 километра в час. В такой массе — 3, а то и 2 километра в час. Так если голова колонны выйдет из Египта, то хвост пройдет через египетскую границу через 18 часов. Это если идти без перерыва. С перерывами — сутки. Моисей просил трое суток для выхода из Египта (5,3)).

У евреев была какая-то посуда, одежда, скотина. Но Господь распорядился взять у египтян все, что можно:
«21. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками:
22. каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.» (гл.3)

Итак, Бог повелел Моисею явиться к фараону и убедить его отпустить евреев. Фараон заупрямился. Богу понадобились некоторые усилия для того, чтобы убедить фараона, что с ним (Богом) шутить не стоит, надо делать то, что велят. Эти усилия — десять египетских казней.

И фараон не выдержал, сдался после того, как в Египте погибли все младенцы мужского пола.
«30. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в [земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.
31. И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы…»

И вот свершилось — евреи уходят!
«37. И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;
38. и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.
41. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью». (гл.12)"

У евреев было подозрение, что фараон захочет всех вернуть, а если не удастся — то просто перебить. Поэтому Моисей вел толпу днем и ночью. Но и Господь не оставлял свой народ:
«21. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.
22. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа.» (гл.13)

Когда Моисей узнал, что египтяне настигают колонну, он поднялся на видное место и дал сигнал всем ускорить движение. Это привело к желаемому результату: море начало закрываться после выхода евреев на сушу. Все! Победа! Ушли!

Библейский рассказ иллюстрировался несчетное количество раз. Художники делали это и по заказу, и по вдохновению. Кого-то привлекали бедствия евреев в Египте, кого-то жизнь Моисея, кого-то — переход через море. Кто-то пытался передать сам исход, изобразить толпу идущих в неизвестность людей.

Гюстав Доре. Переход через Красное море. Английский художник Давид Робертс (1796 — 1864) запечатлел самый начальный момент исхода: поток евреев, уходящих из города. Робертс в 1838—1840 годах был в Египте, в Палестине, в Иордании, в Ливане, зарисовывая руины. Изображенный им город — как бы реконструкция города времен фараонов. Гигантские, роскошные постройки, возведенные руками тех, кто покидает Египет.

Величайший график всех времен и народов Гюстав Доре изобразил гибель фараонцев: хаос, накрываемые волнами толпы пеших и конных воинов, нагромождение тел и волн. Последние евреи уже на горе, справа и слева вдали за горой видны колонны ушедших вперед беженцев. Те, кто последними взобрался на гору, смотрят на тонущих преследователей. А над горой — Моисей с простертыми вверх руками и сияние Господне.

И. Айвазовский. Переход через Красное море. Иван Константинович Айвазовский тоже нарисовал переход через море, финал: египтяне тонут, Моисей как бы посылает им знак, что им уже не спастись, а справа — ушедшие от преследователей, свободные евреи, за которыми виден божественный столп света. Свет прорывается сквозь облака, освещая лижущие берег волны и солдат фараона, которые уже никогда не выберутся на сушу.

Аркадий Острицкий. Ночь исхода. Современный израильский художник Аркадий Острицкий — автор картины «Ночь исхода» — говорит о своей работе:

«Я готовился к этой картине почти 20 лет. Вообще полотно такого рода начинается с исторической базы. А дальше — немножко фантазии, немножко ассоциативного ряда… В любой картине невозможно отразить реальные события. И тем более — события двух- или трехтысячелетней давности. Мне пришлось вживаться в ту атмосферу: быт, государственное устройство, династии, движение людских масс, войны… И надо было еще и представить себе весь процесс перемещения этой громадной толпы и в пространстве, и во времени.

Люди идут нескончаемым потоком, над которым поднимается пыль. Это видно на картине — как бы завеса пыли. И свет сверху! Ни одного факела — и все залито светом! Небесное освещение — именно это определило цветовую гамму картины.

Вот есть цветовая гамма, композиция, приблизительное представление, кого и куда поставить. А как их одеть? Как причесать? Какими атрибутами их снабдить? Одежда, обувь, вооружение, прически… Масса деталей, которые зритель должен принять как реальные, настоящие: повозки, утварь, оружие, окружающая обстановка…

А что делать с лицами? Я решил следовать за мастерами Возрождения: на историческом фоне написать портреты современников. И не только родных, но и соратников по цеху, и друзей, и единомышленников.

Евреи уходят. Остались позади пирамиды. Толпа идет на Моисея — он в красном одеянии, в его руке — жезл. За ним стоит Аарон, который внятно повторяет сказанное Моисеем. О радости свободы поют музыканты. Почти против Моисея — молодая пара с младенцем: это первый еврей, рожденный свободным, не в рабстве.

Трое здоровых парней толкают телегу. На телеге не то свое, не то взятое у египтян… Впереди бык, который тянет эту телегу. А они помогают вытолкнуть ее на гору. Тот, что в центре этой группы — счастлив до слез, что он сейчас свободен и богат. В один день. Слева от него — циник: «Успокойся, не принимай все близко к сердцу. Завтра все будет иначе.» А справа — мрачный богатырь. Этому абсолютно все равно: в тюрьме работать, в рабстве работать, на свободе работать…"

Исход завершился: Господь вывел евреев из Египта. Увел в пустыню, по которой они странствовали 40 лет, пока не дошли до заповеданной Господом земли. Но это — через 40 лет. А пока — люди идут, идут в неизвестность. Они не знают, что их ждет. Но они знают, от чего уходят — от рабства.

27 комментариев (комментировать)
Теги: писание, евреи, искусство, история
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 21.09.2010

Обсуждение статьи:

  • Сергей . Сергей . Читатель 21 сентября 2010 в 08:04   # Ответить 0 +1

    Комментарий был удален

    • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 22 сентября 2010 в 05:59   # Ответить 0 +1

      Сергей ., справедливо!

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 24 сентября 2010 в 00:10   # Ответить 0 +1

        Борис Рохленко, справедливо будет, когда Сергей . пояснит оценку, а пока я ее убираю, как ни забавно смотрится его комментарий.

        скриншот
  • Анастасия Гош Анастасия Гош Дебютант 21 сентября 2010 в 10:01   # Ответить 0 +1

    Борис Рохленко, очень интересная статья. Читается на одном дыхании.Но все-таки интересно правда это или преувеличение.

    • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 22 сентября 2010 в 04:03   # Ответить 0 +1

      Анастасия Гош, c той стороны Красного моря, с египетской, мы приехали с частным экскурсоводом из Александрийского университета. Он как раз защищался по египетским казням, толковый такой араб.Очень грамотный юнош. Мы стояли с мужем ровно в том месте, где по преданию море расступилось. Там море как море - пустыня красная, а вода синяя-синяя. Борис лучше знает как оно на Синае... Уже намного потом ученые вычислили, что именно в этом месте разлома или хрен знает чего случается обмеление Красного моря. Теперь каждый лоцман-боцман знает эту банку. И там действительно банка. Давайте договоримся, что буквально, побуквенно ни Тору, ни Библию Новую не читаем: мы читаем ради еше раз колом по голове затесать - общечеловеческие ценности усваивать, учиться идти каждый в себе от рабства (как по Чехову - выдавливать из себя раба чего угодно) через осознание своего достоинства. Мне одинаково отвратителен постулат богоизбранности одного народа как и богоизбран постулат стремления к свободе любого народа!

      Оценка статьи: 5

      • Анастасия Гош Анастасия Гош Дебютант 22 сентября 2010 в 10:49   # Ответить 0 +1

        Лаура Ли, простите мое невежество в этом вопросе. Спасибо, что просветили.

        • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 23 сентября 2010 в 00:54   # Ответить 0 +1

          Анастасия Гош, а вот вчера наткнулась на работу наших ученых, смоделировавших ситуацию когда Моисей перевел народ по дну. Оказывается при восточном ветре в 65 миль в час в определенное время года при определенном уровне воды в Ниле, происходит осушение на 4 часа вот этой самой банки. Сейчасч попробую найти фото

          ehow.com

          Оценка статьи: 5

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 24 сентября 2010 в 00:07   # Ответить 0 +1

        Лаура Ли, Вам же не отвратительны слова "невесты Христовы" в отношении монахинь? Почему же понятие богоизбранность воспринимают как некие преференции от Бога? Избраны для чего? Для служения!
        "И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем." (Исход, 24:3)
        Евреи отдали себя Богу под горой Синай, приняли без вопросов его указания, обещали ему служить. Что они за это такого ценного поимели? Землю Израиля? Сколько там того Израиля...

        • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 26 сентября 2010 в 05:00   # Ответить 0 +1

          Марианна Власова, интерпретации и экстраполяции современного популярного иудаизма в большинством примитивно понятый Завет. О, если бы так бы и интерпретировался вопрос богоизбранничества как мессианство, служение ( в чем не отказать - служение было, есть и будет: мы свидетели живые, иначе бы рассеянный народ растворился). Но любая хорошая идея (берем социализм, коммунизм) для подкрепления истинности всегда объявляется сверхданной. А какая конфессия этим не грешит? Я стояла на горе, где 10 Заповедей были спущены, а большинство людей туалет искали в киоске с сувенирами. Мекку берем - главная проблема не хадж, а где пописать в Мекке. Вот может Боря расскажет как с этим делом солдаты решают вопросы по пятницам у Аль_Аксы?

          Оценка статьи: 5

  • Юрий Лях Юрий Лях Читатель 21 сентября 2010 в 12:14   # Ответить 0 +1

    Борис Рохленко, очень интересно. Понравился числовой прикид людей. Как всегда, к аналогичного рода писаниям много вопросов, ну , например:
    - с первой строки - откуда пришел Иосиф, спасаясь от голода и почему не стал где-нибудь свое благословенное государство - как говорят сейчас, не было начального капитала и управленческого опыта?
    - у египтян тоже были могущественные боги - почему они не защитили свой народ, ну, или, не договорились с еврейским богом?
    - для путешествий ювелирные украшения - самое бесполезное, ну, разве что, сразу за территорией Египта где-то его припрятать (типа - на беспроцентный депозит), а через 40 лет - забрать. А может так и было - где там наши черные археологи?
    Ну и много сейчас попыток научных трактовок такого отлива. А с египетскими детьми - может, какая-то болезнь (кстати, сколько, хоть примерно , их умерло?, ну прикидочно) - думаю, еще будут гипотезы.

    Комментарий отредактирован 21 сентября 2010 в 12:14

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 21 сентября 2010 в 14:12   # Ответить 0 +1

      Юрий Лях, предполагается, что любой читатель если не читал Библию, то вкратце знает ее содержание... Хотя бы кто такой Иосиф, что у него там было с братьями и женой Потифара...
      Что касается того, почему не защитили египетские боги - весь Ветхий Завет доказывает могущество Бога единого.
      Золотые украшения пошли на жертвоприношения в пути, никто их не припрятывал. Это не материальные ценности, а опять же - богу богово.

    • Брианти Гору Брианти Гору Читатель 23 апреля 2012 в 22:59   # Ответить 0 +1

      читать дальше →

      Комментарий отредактирован 25 апреля 2012 в 14:12

      • Пауль Кренц Пауль Кренц V.I.P. 24 апреля 2012 в 11:27   # Ответить 0 +1

        Брианти Гору, Тору Вы, врядли, внимательно читали.
        Там ни в коем случае нет чего либо связаного с негативными эмоциями, тем более- ненавистью.
        Вы, наверное. слыхали притчу о раби, который на просьбу объяснить Тору, ответил:
        -Тора-это "не желай,и не делай другому того чего ты не желал бы себе. А, все остальные(656) положения в ней,- это
        руководство к тому как делать это.
        Приводимые Вами ссылки- это не что иное. как частные мнения авторов.
        Посоветовал бы почитать "Сила Каббалы" Йегуда Берг.
        Бестселлер.
        Откроет глаза на многое.
        Это учение, в котором основой является смирение и любовь к Себеподобному(независимости от происхождения) и помогла выжить народу, обладающим им.

  • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 29 сентября 2010 в 14:51   # Ответить 0 +1

    Уважаемые коллеги!
    Спасибо за комментарии и оценки!

  • Пауль Кренц Пауль Кренц V.I.P. 19 декабря 2010 в 14:50   # Ответить 0 +1
    Исход. Куда уходят евреи?

    "Они не знают, что их ждет. Но они знают, от чего уходят – от рабства."

    И это движение продолжается
    и будет продолжатся, покуда жив Человек.
    Картина гениальна!
    Несомнено автор знаком со многими (теперь уже ставшими более известными) философскими источниками и в т. ч. Каббалой

  • Сергей В. Воробьев Сергей В. Воробьев Комментатор 24 апреля 2012 в 18:56   # Ответить 0 +1

    Когда Моисею узнал - jgtxfnrf/

    Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 25 апреля 2012 в 14:11   # Ответить 0 +1

      Сергей В. Воробьев, спасибо, поправили.

Посмотреть все комментарии (27)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: