Вероника Нистоцкая Мастер

Автомобиль, стиральная машинка – произведения искусства? Встречайте, модернизм!

Когда наступил ХХ век, люди из мира искусства осознали, что традиционные представления о природе художественного уходят в прошлое и весь предыдущий опыт должен быть забыт. И тогда возникло модернистское направление в искусстве, которое выдвинуло новые эстетические мерки, новые художественные убеждения и новое понимание соотношения искусства и жизни.

Появилось множество новых творческих коллективов, которые пытались осмыслить новейшие критерии искусства и изобразить что-то принципиально оригинальное. Все это создавало ощущение хаоса, который, однако, спустя некоторое время смог самоорганизоваться. Так возникли новые направления в искусстве, такие, как дадаизм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, концептуал-арт, фотореализм и т. п.

Что касается дадаистов, то их главной идеей было отрицание искусства как такового и художника как профессионального творца. Основой их философии стали психологические теории Фрейда, Юнга и других психоаналитиков. Дадаисты ориентировались на случайность в искусстве, они даже не стремились разработать свой художественный стиль. Поэтому их искания были сравнимы «с поиском иголки в стоге сена», дадаисты бросались из одной крайности в другую. Их главным стремлением было желание удивить обывателя. Излюбленными жанрами стали монтаж, коллаж и «реди-мейд» (т.е. обыденные предметы, представленные как произведения искусства).

Абстракционизм — это направление искусства, которое отказывалось от приближенного к действительности изображения форм. Основными целями абстракционистов были достижение «гармонии», создание определенных цветовых комбинаций и геометрических форм. Все это было направлено на вызывание разнообразных ассоциаций у простых созерцателей. В абстракционизме выделилось несколько заметных направлений: супрематизм и неопластицизм.

Для сюрреализма характерным стало пристрастие ко всему замысловатому, иррациональному и не соответствующему общепринятым эталонам. Основоположником сюрреализма стал А. Бретон. Основой сюрреализма была теория Фрейда о подсознании и его метод «свободных ассоциаций» для перехода из сознания в подсознание. Главными чертами сюрреализма стали: обоснование психического в творчестве; преодоление противоречий между внутренним и внешним (между разумным и безумным, между мечтой и действительностью, между физическим и духовным и т. д.); случайность; «черный юмор», посредством которого нарушался привычный порядок вещей.

Поп-арт стал использовать в своих произведениях реальные предметы широкого потребления. Главным выразителем этого направления стала реклама, благодаря которой художники открыли глаза публике на эстетическую привлекательность товаров. Настоящими произведениями искусства становились автомобили, домашняя утварь, продукты питания в их привлекательных упаковках (например, консервы).

Наперекор поп-арту возник концептуал-арт, который выступал против фетишизации и товарности искусства и стремился к независимости от общества. Художники концептуального искусства придерживались таких принципов, как выдвижение идеи вместо материального объекта, отказ от механических приемов создания произведений и критическое отношение к подчинению искусства рыночным отношениям, рекламе, моде и институтам посредников.

Благодаря развитию прогресса направления в искусстве значительно расширились, что позволило возникнуть такому феномену, как фотореализм. Главным понятием фотореалистов было понятие об острофокусном реализме, т. е. выделение определенных деталей. Представителями этого направления стали Дон Эдди, Дэвид Пэриш, Роберт Бехтл, Жан-Оливье Юпло, Джон Солт, Загер, Ф. Гертш, группа «Зебра» и другие. Фотореалисты стремились при помощи фотографии создавать такую реальность, которая возникает между действительностью и ее изображением средствами традиционной живописи.

Во второй половине ХХ века течения модернизма были подвержены резкой критике. Однако модернизм был необходимым этапом для осознания новых возможностей в искусстве, постановки новых вопросов и получения принципиально новых решений.

Опубликовано 2.03.2011
Дата первой публикации 08.02.2011

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: