• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Музыка Возрождения: какой она была? О шансоне и не только

Ренессанс (XIV — XVI века), последовавший за Средневековьем, затронул всю Европу, неравномерно, но мощно, отражаясь в каждой сфере жизнедеятельности человека, и чуть ли не в первую очередь науку и искусство. О литературе и живописи эпохи Возрождения обычно имеют достаточно полное представление. А вот в том, что касается музыки — нет. В чем причина — сказать трудно. Меж тем в Европе сейчас наблюдается довольно сильный интерес к музыке этой эпохи.

Трудно сказать, дала ли музыка что-нибудь сопоставимое с творчеством Леонардо да Винчи или Микеланджело, но играла она все большую роль. Музыка звучала уже не только в церкви, но практически в любом доме: от нехитрого дома простолюдина до королевского дворца.

Появились новые инструменты: струнные — виола (со всеми разновидностями), щипковые — лютня. Но музыка по преимуществу оставалась вокальной, а принцип музыкального развития — полифоническим, то есть многоголосным.


Музыкантов в эпоху Ренессанса было много, поэтому достаточным будет рассмотреть творчество только некоторых из них.

Ars nova

Ars nova — «новое искусство», это направление возникло во Флоренции, захватило Францию. Эта школа стоит на границе Средневековья и эпохи Возрождения.

Франческо Ландини (предположительно 1325 — 1397 годы) — композитор, певец, поэт и мастер по изготовлению инструментов. Был он сыном известного итальянского художника Якопо дель Казентино (школа Джотто). В детстве в результате оспы ослеп, получил прозвище Чьеко (Слепец). Начал петь и обучаться игре на музыкальных инструментах, «чтобы каким-нибудь утешением облегчить ужас вечной ночи».

Рано начал писать стихи и сочинять музыку. Играл он чуть ли не на всех музыкальных инструментах, но больше всего любил органы (в том числе — их чинил и даже изготовлял). За свои стихи Ландини был награжден лавровым венком — а наградил его Петр I (только здесь речь идет о Петре I Кипрском: короле Кипра, Армении и номинальном короле Иерусалима). Это была большая честь с учетом того, что награжден Франческо Ландини был в присутствии своего тезки и друга Франческо Петрарки.

Слепой композитор оставил после себя множество произведений: мотеты, мадригалы, баллаты — музыкально-поэтические жанры в Италии того времени. Чистая лирика, шутливое морализаторство, «охотничьи» или «рыбацкие» песни (с типичным хвастовством — дескать, смотрите, какую рыбу поймал) — как видим, вся тематика уже светская, не связанная с церковной жизнью.

Слепой музыкант Франческо Ландини — не единственный представитель Треченто в музыке. Многие имена сохранились, сохранились и записи произведений итальянских композиторов эпохи Возрождения — главным образом, в сборнике, который находился все прошедшие века в библиотеке Флоренции. Кстати, внучатый племянник Франческо Ландини — итальянский мыслитель-гуманист Кристофоро Ландино. Но это уже немного другая история.

Во Франции наиболее известным представителем Ars nova был Гийом де Машо.


Гийом де Машо (1300 — 1377 годы) — крупнейший представитель Ars nova, но уже во Франции. Машо был придворным короля Иоанна (Яна) Люксембургского, водил знакомство с другими королями. Работал каноником в знаменитом Реймском соборе, пережил чуму. Его перу принадлежит множество баллад, песен и «Месса Нотр-Дам». Эта месса считается первой мессой, написанной одним композитором целиком.

В честь Машо был назван кратер на Меркурии. Там он находится в замечательном соседстве с кратерами прочих деятелей гуманитарного направления: Баха, Бетховена, Гайдна, Шопена, Глинки, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Стравинского… Хороши кратеры на Меркурии!

Нидерландская школа

Нидерландская школа «работала» не в Нидерландах. Валлонцы и фламандцы, посвятившие свою жизнь музыке, создавали свои произведения в Италии, Франции и Германии. Меж тем сами они восприняли опыт англичанина Джона Данстейбла (Данстейбл Джон (1370 или 1390 — 1453 годы) — английский композитор, музыкальный теоретик, астроном, астролог, математик).


Одним из ярких представителей этой школы был Гийом Дюфаи (1400 — 1474 годы). Предположительно, он был незаконнорожденным сыном священника. Жил и работал в Италии.

Крупнейшим представителем этой же Нидерландской школы был Орландо (ди) Лассо (1532- 1594 годы), он жил в Баварии (Германии). Это был очень плодовитый композитор, написал огромное количество произведений духовной и светской музыки: от «Слёз Святого Петра» и «Покаянных псалмов Давида» — до шансонов «Раздаётся на пирах питие в трёх лицах» или «Глядела в замке дама с интересом / На мраморной статуи естество».

Ко всему прочему, Лассо писал с одинаковым мастерством на 5 языках (нидерландский, немецкий, французский, итальянский, латынь). Итальянский мадригал на итальянском он мог написать во время пребывания во Франции, французский шансон на французском в Германии, немецкую застольную песню на немецком — во время пребывания в Италии.

Другой представитель Нидерландской школы — фламандец Йоханнес Окегем (1425 — 1497 годы) — жил и умер во Франции. Так же, как и еще один представитель Нидерландской школы — Жоскен Депре (1450 -1521 годы), который прожил всю жизнь во Франции. Мартин Лютер называл последнего «повелителем нот». В честь Депре тоже назван кратер на Меркурии. В соседстве с кратерами Толстого и Тургенева. Хороши кратеры на Меркурии!

Работая в разных странах, мастера франко-фламандской или «нидерландской» школы воспринимали и культурные явления этих стран, оставаясь верными своему стилю — строгому, отточенному многоголосному письму. Чуть ли не единственными композиторами этой школы, работавшими на родине, были Якоб Обрехт и Якоб Клеменс-не-Папа.


Якоб Обрехт (1458 — 1505 годы) — фламандский композитор, у него пел в хоре и учился музыке Эразм Роттердамский — еще один великий гуманист Возрождения. Правда, умер Обрехт все-таки не на родине, а в Италии, во время эпидемии чумы.

Якоб Клеменс-не-Папа (1510 — около 1556 г.) — автор месс, мотетов, хоральных песнопений на народном голландском языке и французских песен-шансонов. Жизнь прожил на родине, свое странное прозвище получил (предположительно) от своего издателя, который хотел отличить этого Якоба Клеменса от папы Климента и от поэта Клеменса Якобуса Папы.

Всех «нидерландцев» рассмотреть сложно, да и не нужно. Важно понимать, что эта школа сыграла очень важную роль в развитии музыки. И так же, как невозможно представить себе историю живописи без нидерландской школы живописи (какая наша жизнь без Босха!), так же невозможно представить себе историю музыки без этой музыкальной школы. Влияние полифонии «нидерландцев» можно проследить вплоть до Баха, в их творчестве одновременно получили развитие и церковная музыка, и светская (французский шансон, итальянские и немецкие песни).

Шансон

Французский шансон — это не то, что мы слышим сейчас, даже из Франции. И уж тем более не то, что передают по радио «Шансон». Это, конечно, песня, но песня многоголосная. В музыкальном отношении — куда более сложная, чем современная песня.

Одним из авторов шансона был Клеман Жанекен (ок. 1475 — 1558 г.). Он был французом и принадлежал к «парижской» школе шансона. Песни его расходились по миру, вызвали ряд подражаний, а вот о жизни Жанекена мало что известно.

Что пели и сочиняли в других странах — можно будет прочитать в следующий раз.

(Послушать, как звучала музыка Ренессанса, можно в комментариях.)

Статья опубликована в выпуске 6.09.2011
Обновлено 16.11.2017

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Галя Константинова,
    читаю Ваши замечательные стати и думаю, чтобы было, если б в те времена современный рэп услышали..да ладно рэп..хоть джаз?!! Подумали бы: "Вот он, конец света!! Дьявол, дьявол!!!"..ну что то типа этого, наверное..и всех музыкантов - в костер..

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Галя Константинова,
      очень сон навевает...

      Оценка статьи: 5

      • Наташа, толстые романы тоже часто сон вызывают. Даже если умные. )))ОДнако, вряд ли человечеству будет шибко лучше без толстых романов.

        Вы знаете, в философии и психологии есть такое понятие: "клиповое сознание". Вот там, в этом сознании все веселенько и коротко. Помелькало перед глазами, "попрыгало" в ушах - и ладненько, и забыл. Ничего не требует чувств, умственных усилий, даже просто воспоминаний. Такое вот современное явление, чему масс-медия активно способствуют.

        Считается, что именно в музыке Возрождения все гармонично. Еще в классицизме. В барокко есть уже крохотный надлом, в романтизме - сами понимаете, в 20 веке - мало не покажется. Так что все своим чередом. Искусство же в основном отражает происходящее. (Хотя и генерирует тоже).

        • Галя Константинова, Ничего не требует чувств, умственных усилий, даже просто воспоминаний.
          Ну неправда же... И чем плохо это "клиповое сознание"? Это же концентрат, самый-самый "атом"! Например, зачем "словоблудничать" и "заумничать" на пару "абзацев", если можно сказать, к примеру: "Флешбек - это чекпойнт" - и сразу все понятно...))) "Клипы"-то разные бывают...
          ЗЫ: Спасибо маме Африке за джаз, рок и рэп, а то так и слушали бы классические-народные-бла-бла интерпретации...

          Оценка статьи: 5

        • Наташа, забыла. Где-то еще читала, что "тот" человек мог по-другому чувствовать время. Мы его ощущаем, как нечто быстротекущее и рваное. Тогда могло быть другое ощущение. Но - не помню )))

          К тому же, тогда драматизма хватало в обыденной жизни (эпидемии и прочее). От искусства ждали умиротворения. Может быть, и так.

          • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 8 сентября 2011 в 20:55 отредактирован 9 сентября 2011 в 06:45 Сообщить модератору

            Наташа, частично вспомнила. Да, есть весьма распространенное мнение, что «те» люди по-другому воспринимали время и жили в другом ритме (впрочем, это очевидно). И пульс у них был не 100, как у нас (у меня, во всяком случае))). У Генри Пёрселла (о нем речь позже) есть пьеса под названием: «Очень быстрый матросский танец». Так вот, под этот очень быстрый танец можно запросто укачать ребенка, уснуть самой и успеть проснуться. Кстати, кто отслеживает годы жизни тех композиторов, наверное, уже удивился. Ох, и подолгу они жили.