Статья дня
Александр Смирнов Грандмастер      103     Распечатать

Что такое покаяние и почему оно «не работает»?

Общаясь с православными, я нередко слышу о покаянии. Причем чаще всего в определенном контексте: что христианин если и согрешит, то после покается. Да, я знаю, что покаяние — это таинство. И этот аспект обсуждать не могу, да и не собираюсь. Но есть и иная сторона, внутренняя: то, что происходит при покаянии в нашей душе. Точнее, должно было бы происходить, понимай мы смысл покаяния.

DJP3tros, Shutterstock.com

Обратимся к первоисточнику. На мой взгляд, сущность покаяния выражена в словах: «Иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Да и в церковных «инструкциях» отражена та же позиция. «Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным». «Покаявшийся грешник получает в Таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу». Наконец, греческое «метанойя» (покаяние) переводят как «изменение ума», «переосмысление, поворот», «перемена образа мыслей». То есть покаяние должно бы сопровождаться такими внутренними переменами, при которых «омывшись от грехов, мы снова обретаем благодать, утерянную в падении. Быв грешными — становимся святыми».

Это важнейший момент! Слишком глубоко укоренилось представление о том, что покаянием можно искупить грех, очиститься от него. Даже поговорка сложилась: «не согрешишь — не покаешься». И ведь не на пустом месте она возникла! Вот, например, в Евангелии от Луки читаем: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Да еще идея первородного греха, этой изначальной «испорченности» человека и как следствие невозможности достичь совершенства. Третий барьер на пути к самоизменению — невозможность достичь спасения собственными силами, а только милостью божьей. И наконец, идея милосердия божьего. Этот комплекс представлений, на мой взгляд, закрывает для подавляющего большинства христиан путь к действительным переменам.

А ведь иной, подлинный смысл покаяния известен. Но он сложен, он требует серьезнейших усилий в работе над собой. Куда проще «грешить и каяться»! Но это путь тупиковый, вообще ни имеющий с покаянием ничего общего. Ибо хотя здесь и есть признание собственной греховности и конкретных грехов, отсутствует самое главное: внутренние изменения. Человек как был, так и остается грешником, готовым снова совершать неприглядные поступки и снова в них каяться. Да, при этом он понимает, что поступает нехорошо, что совершает грех. Но считает, что не грешить — не в человеческих силах; что бог простит; а самое главное — что можно и нужно покаяться… Круг замкнулся. Покаяния, метанойи, не происходит! Но ведь априори предполагается, что человек исповедуется в грехах — а это возможно, лишь если он эти грехи осознает, осознает собственно их нежелательность, греховность. Далеко не всегда это происходит!

Как «раскаяние в целом»: «живу как все без особых грехов», так и экзальтированное «великий я грешник и нет мне прощения» одинаково бессмысленны и даже вредны, поскольку являются психологическими защитами, призванными не допустить до осознания то, о чем мы боимся сказать даже самим себе. Раскаяться можно, только осознавая совершенное, отдавая себе отчет в происходящем. Поэтому «грехи» должны быть конкретны, и работа над их недопущением и искоренением потребности в них в дальнейшем тоже конкретна. Только так, через осознание, действительно возможно «обратиться к Господу и оставить грехи», «сотворить себе новое сердце и новый дух».

Многие ли из «грешащих и кающихся» помнят, что покаяние сравнивают со вторым Крещением? Вспомним, что крестятся один раз и навсегда! Так и подлинное покаяние (а другим оно быть не может!) ведет к тому, что грехи больше не возвращаются… или по крайней мере не возвращаются с прежней силой. По логике, покаяние ведет к подлинному очищению от греховных страстей, постепенно, но неуклонно очищая человека. Многие ли «кающиеся» становятся лучше, избавляются от нежелательных помыслов, побуждений, поступков? Нет? Так может быть, это следование ложному пути, проще говоря — самообман?

На первый взгляд, в христианстве вообще нет идеи приближения к совершенству. Ведь мы грешны изначально, от рождения! Идея греховности постоянно подчеркивается и представителями церквей, и самими верующими. Как тут не быть убежденными в неисправимой порочности своей натуры? Да и спастись можно лишь божественным изволением, а не собственными усилиями. Зато можно усердно молиться, поминая собственную ничтожность и греховность и прося бога о милости. А потом снова грешить…

Но в христианстве есть и другая сторона. Даже формально при покаянии человек очищается от грехов. То есть идея очищения, освобождения от греха церковью признается! И если его не происходит — значит, либо не работает таинство (для верующего так вопрос не стоит), либо нет раскаяния со стороны самого человека. И формальное, внешнее покаяние — не более чем самообман и самоуспокоение, заодно дискредитирующее само таинство в глазах неверующих. А как вы думали? Именно так и скажет атеист: таинство не работает! И будет прав, оно действительно не работает, если человек после «покаяния» остается таким же, каким был.

На мой взгляд, христианство могло бы быть мощнейшей духовной практикой. Для этого нужно немногое: четко представлять цель — то, к чему мы стремимся; столь же ясно представлять, какими мы должны стать для достижения этой цели; осознавать свое нынешнее состояние и перемены, которые придется осуществить в себе, чтобы стать такими, как нужно. Тогда идея покаяния обретет совсем другой смысл, а главное — откроется путь к реальному самоизменению.

И завершу еще одной цитатой, четко и недвусмысленно описывающей то, к чему нужно стремиться:

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

103 комментария (комментировать)
Теги: моральные принципы, грех, христианство, христианские традиции, вера, культура
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 3.12.2011
Дата первой публикации 01.12.2011

Обсуждение статьи:

  • Отличная тема! Спасибо!Лично мне статья очень понравилась,так как вижу частенько,как люди,считающие себя верующими,рассуждают именно так- не согрешишь,не покаешься.
    Стыдно за них и противно,честное слово,и обидно.

    Оценка статьи: 5

    • Василиса гребенькова Василиса гребенькова Читатель 3 декабря 2011 в 12:52 отредактирован 3 декабря 2011 в 23:41

      Милена Женина, Вы зайдите в церковь и посмотрите кто стоит в очереди к священнику на исповедь.Убийцы, насильники,ворье не исповедывается. На исповедь в основном стоят старушки, старички, молодые и среднего возраста женщины и мужчины, которые запутались в своих семейных проблемах.Кроме как грехов блуда и детоубийства (аборты), чревоугодия и гордыни эти люди в основном в своей душе не имеют.
      Однажды я со своей престарелой родственницей пошли в церковь на утреннюю молитву и исповедь. Я исповедалась раньше ее, затем она идет и с возмущением говорит: а батюшка-то пьяный! Я спросила, что случилось. Оказывается, родственница стала рассказывать священнику о своем взрослом сыне и про ее невоздержанность на язык по поводу его поведения (видимо других грехов у нее уже не может быть в принципе), прося простить ей этот грех. В ответ на исповедь батюшка посоветовал ей применить насилие-стукнуть сынка сковородкой по голове. Так что исповедь исповеди рознь!Батюшки тоже бывают юмористично настроенными в ответ на проблемы, им доверяемые.

      • Василиса гребенькова, если бы!Просто старушки сами ходят,а крутизна всякая (и убийцы в их числе)домой священника заказывают,вот ми и не видим их.А я и не про это совсем.А про рассуждения, типа: а,сегодня сбегаю на ночь к мужу подружки,а в выходной схожу покаюсь,Бог простит.Вот что-то типа этого.

        Оценка статьи: 5

        • Василиса гребенькова Василиса гребенькова Читатель 3 декабря 2011 в 13:23 отредактирован 3 декабря 2011 в 18:32

          Милена Женина, сожалению у нас в России приходят в церковь в основном,только когда случаются неприятности и горе.А если у девушки в личной жизни все в порядке, либидо в наличии и гормон в крови играет- зачем ей вообще ходить в церковь да еще на исповедь, не пойдет она замаливать этот свой грех, который она и грехом-то не считает.Вот если бы ей с детства внушали что бегать по чужим мужикам-грех, и она была бы верующим человеком,тогда бы она сто раз подумала, прежде чем сделать этот шаг. Но каждому воздастся по Вере его.

          • Юрий КОСАГОВСКИЙ Юрий КОСАГОВСКИЙ Читатель 6 декабря 2011 в 06:34 отредактирован 6 декабря 2011 в 06:36

            .


            Василиса Гребенькова, хочу сказать несколько слов о том
            сколько раз на дню обращаться к богу

            =====================================================


            мы невольно каждый час восхищаемся миром в котором живем
            и наше восхищение и есть естественное обращение к богу
            - и он удовлетворен нашей радостью

            вера - не в хождении в церковь
            а в праведности и счастьи

            цель бога - счастье человека
            (как впрочем и всех его живых творений)

            если ты счастлив
            (а стало быть и праведен
            - т.к. без праведности не может быть счастья)

            то церковь действительно не обязательна
            - она помощь для тех кто сбился с пути

            бог сделал совершенные существа
            которые вовсе не нуждаются
            в бесконечном управлении кем-то со стороны

            в другом случае - если они нуждаются
            то тогда творения бога ущербны
            - что кощунственно думать

            это если бог есть...
            а если бога нет (для материалистов)
            то природа делает совершенные организмы

            как ни крути - мир гармоничен
            и фундамент его - свобода и счастье


            .

        • Мария Сокуева Мария Сокуева Читатель 3 декабря 2011 в 17:28 отредактирован 3 декабря 2011 в 17:29

          Милена Женина,

          Не ходят такие в церковь, так, иногда захаживают. Но и за это слава Богу. Есть такая икона Божией Матери «Нечаянная Радость» . Так вот на ней изображен злодей ,который каждый раз перед тем как идти на злодеяние молился Царице Небесной. И за то, что он так Ее почитал Она испросила ему у господа просветления ума и покаяния. Так что пусть ходят каются. Бог всех любит, как Он говорил: «стучите и отворят вам».

  • Василиса гребенькова Василиса гребенькова Читатель 5 декабря 2011 в 10:34 отредактирован 5 декабря 2011 в 16:15

    Одной старушке стало плохо во время службы, она упала в обморок, так мы ее за руки-за ноги вынесли на свежий воздух, посадили на лавочку. Такие случаи не редкость с людьми, которые болеют. А "скорой" не нужно было показывать свое врачебное искусство в церкви, вынесли бы на свежий воздух или в салон "скорой" и там разбирались. Массовая некомпетентность.
    В очереди к Поясу все прошло нормально, соблюдался порядок который поддерживался полицией и казаками, никто никого не затоптал.

    • Иван Бухой Иван Бухой Читатель 6 декабря 2011 в 00:45

      Василиса гребенькова, кого выносить ?! Эпилептика с не купированным приступом ? Надеюсь, Вы не врач по профессии...

      Оценка статьи: 5

  • Иван Бухой, если этого больного нельзя вынести из церкви, то в церкви есть спокойные места, где он может полежать без риска быть затоптанным.

    • Иван Бухой Иван Бухой Читатель 6 декабря 2011 в 19:00

      Василиса гребенькова, его в этот момент трогать нельзя, не считая необходимых мероприятий. Да и речь про другое - многие даже в храме по ближнему могут пройтись...

      Оценка статьи: 5

  • Василиса гребенькова Василиса гребенькова Читатель 6 декабря 2011 в 20:19 отредактирован 6 декабря 2011 в 20:23

    Иван Бухой,я хожу в церковь только когда в ней мало народу или вообще никого нет, т.к. живу практически рядышком с ней. Мое любимое время- с 12 до 15 час дня, еще лучше- с 7.30 до 9.00. Я не верю, что в храме по лежащему могут пройтись, это не то место и не те люди.

  • а у меня есть знакомые в храме, кто МОЖЕТ!
    они работают в храме!

    статья тупая!

    в жизни бывает так,что ситуации нельзя Ни предвидеть,ни предвосхитить.

    но если Не действовать - заметут!

    Оценка статьи: 2

  • Владимир Рывкин Владимир Рывкин Читатель 20 февраля 2012 в 17:53

    Покаяние – это:
    - во-первых, безоговорочное признание греховных своих деяний, мыслей, намерений злом, вредным плодом;
    - во-вторых, однозначное, категоричное решение не повторять подобного греха.
    Предательство своего покаяния должно завершаться добровольным отшельничеством, уходом из человеческого общества. В противном случае покаяние не искренно, ложно, презренно.

  • Андрей Максимов Андрей Максимов Читатель 21 февраля 2012 в 11:57

    Рабство унижает человека до того, что он начинает любить свои оковы. (с)
    Кайтесь, господа, кайтесь...))

    Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (103)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: