• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ирина Михайловская Мастер

Чем раньше красились женщины и мужчины? Краткая история декоративной косметики

Сегодня женщине преобразиться довольно просто: тон для лица или пудра, тени для век, тушь, губная помада или блеск и др. средства могут украсить женщину или даже изменить до неузнаваемости. Все эти средства есть почти у каждой представительницы прекрасного пола: часто она ими пользуется или нет, они в ее косметичке присутствуют. Разница лишь в цене и количестве, а еще в индивидуальной цветовой подборке.

BonnieBC Shutterstock.com

А как же дело обстояло раньше? Красились женщины или нет? Конечно, да — женщина всегда, в любую эпоху стремилась нравиться мужчинам. Для декоративной косметики использовали разные, порой опасные для здоровья средства.

В Древнем Египте, который считают колыбелью косметики, красили все: губы, волосы, ногти, и вовсю подводили глаза уже с XIX в. до н. э., как можно увидеть на разных археологических находках, где есть изображения людей. Для макияжа глаз богатые египтянки использовали сурьму и измельченные в порошок поделочные камни — малахит, бирюзу и др. Тушь для ресниц состояла из смеси сурьмы и масла (жира). Крестьянки подводили глаза простой сажей.

Область вокруг глаз в Древнем Египте подводили и мужчины. Справедливости ради, надо пояснить, что египтяне так густо красили глаза еще и в медицинских целях, защищая их от сухого песчаного ветра и палящего солнца. А еще макияж имел и религиозную подоплеку: фараон, как божественный сын, не мог показываться на людях с не накрашенными глазами — не положено. С религиозным смыслом красились и жрецы.

Губы красили все египтянки, даже из бедных слоев населения, просто красной глиной. Дамам знатным и богатым готовили помаду из преимущественно темных пигментов — морских водорослей, например, так как египтянки сами по себе смуглые, светлые тона они не использовали. Видимо, чувство стиля и меры — нечто более древнее, чем мы привыкли считать.

Для удобства своеобразным предком тюбика для помады служил полый стебель какого-нибудь растения. Такое приспособление напоминает современный флакончик блеска для губ. Не хватает только кисточки. Однако кто знает? Может, была и прапрабабушка кисточки — какая-нибудь палочка? Наверняка была. Кстати о блеске: в помаду для губ добавляли перламутр из раковин моллюсков, а еще… рыбью чешую.

Как мужчины реагировали на запах такой помады, мы никогда не узнаем. Терпели, наверное, бедные, раз человеческий род не прервался. И конечно, свою косметику египтянки брали в загробный мир. А вдруг там что-то торжественное случится, а она не накрашена? Какой позор.

Знаменитая царица и просто красавица Нефертити красила губы средством с оксидом железа, то есть — с ржавчиной, проще говоря. Может, поэтому она прожила так недолго? Киноварь — тоже распространенный красный красящий пигмент древних красавиц.

Археологи обнаружили не только «тюбики» с губной помадой, но что-то вроде теней для век, спрессованных черных палочек для макияжа глаз и даже стаканчики, по всей видимости — пудреницы, с остатками этой самой пудры из мела и белой глины. И огромное количество флакончиков от масел и благовоний — древние египтяне обожали благоухать чем угодно, лишь бы приятно.

Еще одна древнеегипетская красавица Клеопатра пудрила лицо высушенным пометом крокодила — есть такая информация, в которую верится почему-то с трудом. А вот губы царица красила помадой на основе пчелиного воска, но с добавлением таких пигментов, как толченые красные жуки и муравьи. Видимо, в то время уже использовали кармин — средство из вываренных насекомых, которое смешивали не только с пчелиным воском, но и простым жиром.

Пчелиный воск в губной помаде и бальзамах для губ присутствует и сегодня — это не только отличное питательное вещество, но и эмульгатор, способствующий равномерному смешиванию компонентов косметического средства и его ровному нанесению. Так что права была Клеопатра, которая много чего еще смешивала и вообще любила фармакологию, в частности — косметику и яды. Клеопатра даже написала трактат о лечебных и косметических средствах.

Хна — известный с древних времен и по сей день использующийся для придания оттенка волосам краситель. В древности египтянки красили хной не только волосы, но и ногти, и даже всю ладонь — привилегия богатых и знатных. Вообще, у древних египтянок в моде были ногти… зеленого цвета. Лаки для ногтей делали, к примеру, из янтарной смолы, а еще — на основе льняного или конопляного масел.

Считается, что первый лак для ногтей изобрели в Древнем Китае — около XXX в. до н. э. Он изготавливался из смолы лакового дерева. Знатные дамы Древнего Китая (некоторые мужчины, не занятые военным делом тоже) отращивали очень длинные ногти, демонстрируя свою непричастность к ручному труду. Древние китаянки пудрили добела лицо и тоже красили губы.

Первую твердую помаду изобрел арабский врач Абу-аль-Касим-Захрави — твердые полоски цветной смеси с приятным запахом. А именно помадой подобное средство назвал кардинал Ришелье, который очень любил яблочный аромат, и ему персонально делали мазь с яблочным запахом, которую он наносил на губы и кончик носа, дабы всегда вдыхать аромат яблока. Знаменитый интриган обозвал свое любимое средство помадой.

В Древнем Риме пудру для лица делали из смеси мела и свинца — весьма опасная косметика, как и средство подводить глаза — тот же свинец (измельченный) и вода. Но когда модниц что-то останавливало в стремлении к совершенству? Даже потеря зрения, имевшая место в некоторых случаях, от такой туши для ресниц не пугала упрямых дам. Поговорку «красота требует жертв» — думается, не вчера придумали.

На Руси красавицы придерживались более здорового подхода в косметике — губы подкрашивали свеклой или малиной.

Во времена Средневековья в Европе в моде была естественная красота, как сейчас это называется — натуральная. А моду контролировала церковь, которая прямым текстом объясняла женщине, что она грешна была еще в утробе своей грешной матери, потому нечего себя украшать и радоваться — страдать и каяться надо. Ну еще детей рожать и мужа слушаться.

Все приемы макияжа дам той эпохи сводились в основном к осветлению волос (подражание Деве Марии) и выбриванию бровей, лбов и затылков, чтобы зрительно удлинить овал лица и шею. И ни в коем случае не загорать и не румяниться, надо быть мертвенно бледной и худосочной — таков был средневековый стандарт красоты, воспевавшийся трубадурами. А ярко красились тогда только скоморохи.

Опять-таки: для богачей закон, даже Божий (а многие средневековые католические церковники настаивали, что все, что придет им в голову — непременно Слово Божие, и никак иначе), не писан, и знатные дамы все равно красились, особенно при бургундском дворе — родине такого понятия, как мода.

Как вот на пир или рыцарский турнир пойти не накрашенной? Впрочем, на такие мероприятия церковники не ходили, а значит: «не пойман — не вор». Сохранились некоторые рисунки и находки — баночки, флакончики и т. п. предметы средневековых модниц. После крестовых походов в моду вошли различные притирания и благовония.

А Елизавета I Английская и вовсе не скрывала, что любит пользоваться косметикой — она сильно, до белого цвета пудрила лицо и красила губы в яркий цвет, на портретах с ее изображением это заметно. Губная помада английской королевы-девственницы состояла тоже из пчелиного воска, но уже с более безопасными красящими пигментами растительного происхождения.

В эпоху Людовика XVII губы красили не только женщины, но и мужчины. И не только губы. Вовсю использовали пудру для лица, в основном рисовую, которой в буквальном смысле запудривали не только лицо, но и все знатные головы, точнее — парики, уже прочно вошедшие в моду. Для того чтобы подчеркнуть белизну наштукатуренного лица, наклеивали самодельные мушки, доходя порой до абсурда. В конце XVIII в. в Европе произошел, видимо, какой-то сбой — губы красили только мужчины.

Но вскоре дамы отвоевали себе то, что им принадлежит по праву. Начиная с XX века, заработала и до сих пор набирает обороты косметическая промышленность, постоянно пополняя содержимое косметичек современных женщин.

Статья опубликована в выпуске 15.01.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Решила изучить вопрос. Поздновато, конечно...

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Михайловская-Наталья Дюжинская

    Сударыни! Жаль, что прекратили взаимную переписку на этой теме.
    Читая ее, я - как на семинаре побывал. Действительно, - век живи - век учись. Спасибо за "взгляд из далёка", а то наших студентов-косметологов готовят на .... - даже определение найти тяжело.

    Оценка статьи: 5

  • Василий Россихин Читатель 15 января 2015 в 11:37 отредактирован 15 января 2015 в 11:38 Сообщить модератору

    1.Интересно. Спасибо.

    2. Был у нас такой забавный случай. КАк-то лаборанты ставили в клетки с лабораторными белыми мышами 2 поилки - с обычной и с лимонной водой. Так вот самки пили обычную воду, а лимонной мыли мордочку. (У самцов сие не наблюдалось)
    Вот такие мышиные наклонности!

    3. Косметика и красота - неразрывны. Недавно один возрастной преподаватель (из отставных военных) кафедры косметологии на вопрос о гармонии красоты и косметики выдал интересную мысль -
    "Красивая — это когда красивая, а не когда грудь вываливается и трусы видно".

    Оценка статьи: 5

  • Наталья Дюжинская Наталья Дюжинская Читатель 15 января 2015 в 10:41 отредактирован 15 января 2015 в 10:42 Сообщить модератору

    И сейчас, машалла, есть натуральная косметика, но без ржавчины, свинца и тд и тп.Решила попробовать заказать себе натуральную пудру сирийскую. Состав: цветки жасмина, мелкодисперсная мука, настой квасцов, масло миндаля, масло зародышей пшеницы, вода. Отзывы очень хорошие.Вроде как и есть пудра, качественная,гипоаллергенная, но не могу пользоваться, тк чувствую ее присутствие на лице.А пудра все равно нужна- кожу защитить и освежить

    Оценка статьи: 5

    • Наталья, спасибо, рада, что вам понравилось .
      За такую пудру, да еще с цветками жасмина древние красотки перегрызли бы глотки друг другу .
      Я без матирующей пудры вообще никуда, глаза могу не накрасить, но не напудриться не могу - кожа жирная. А зимой, правильно - для защиты, любая подойдет.
      Недавно мне дарили натуральный шампунь, запах хороший, электризовываться волосы перестали, пока им мыла, но он вообще не пенился, непривычно.

      • Наталья Дюжинская Наталья Дюжинская Читатель 16 января 2015 в 08:30 отредактирован 16 января 2015 в 08:31 Сообщить модератору

        Ирина , да .Натуральные шампуни не пенятся. У меня оливковый с лавром тоже сирийский, натуральный, запах не очень,а результат красивый.Мама носит пудру и помаду Сlinique,я тоже себе купила-придется ей отдать. Не могу носить -чувствую на лице.Так что буду пробовать с жасмином.А Сlinique я для себя открыла духами, были у них 2 чудесных аромата "Аromatics elixir,Wrapiings and Wrapiings,сейчас не вижу,а жаль. Хотя не натуральные, но были близки. Я люблю натуральные духи, хотя дорого стало, особенно сейчас.

        Оценка статьи: 5

        • Наталья, духи натуральные не пробовала никогда, какие они?
          Оливковое масло - универсальное средство и для кожи, и для волос, когда оно и правда ЕСТЬ там, а не на этикетке только .
          Масло лавра у меня в чистом виде есть, мешаю его с глицерином и пантенолом - отличное средство для рук, даже при микротрещинках до крови - заживляет. Вот и натур-косметикс в домашних условиях.
          От чего ушли, до того и пришли - к натуральному.
          Хорошо, только, что без свинца и помета крокодила
          Пудра для меня - средство №1, но на такие жертвы бы не пошла.

          • Наталья Дюжинская Наталья Дюжинская Читатель 17 января 2015 в 10:33 отредактирован 17 января 2015 в 13:10 Сообщить модератору

            Ирина , интересно было почитать о вашем средстве для рук -возьму на заметку, так как моя кожа на руках очень требовательная. Натуральные духи- аттары открыла для себя в ОАЭ ,они на масляной основе.Эмиратские аттары и Саудийские идут в основном на уде -масле агарового дерева,часто добавлено масло таифской розы. Катарские тоже на масле,а вот Амуажи идут и спреи и аттары.У меня в коллекции: Amouage Ubar. Amouage Fate.Если интересно, можно глянуть на их сайте и состав.И еще обожаю духи Abdul Samad AL Qurashi-Моцарт парфюмерии.У меня есть его аромат Al Lolo Al- Maknoon( Драгоценная жемчужина) серебряной серии. К духам идет в бархатном мешочке подвеска в восточном стиле с натуральной жемчужиной, к ней приложен сертификат о подлинности -где выловлена, вес , цвет, размер.Была в ноябре в Истанбуле, там есть его бранч, хотела купить еще Лулу, но Лулу была только из золотой коллекции ( там уд 50 летней выдержки, тяжеловатые для меня.И дорого -730 долларов).Хотя черех 10 минут после нанесения духи раскрылись потрясающе! Ичезла тяжесть уда и пошла эйфория! Может быть, иншалла, следующий раз куплю. К этим духам уже идет жемчужная брошь

            Оценка статьи: 5

            • Наталья, вместо масла лавра можно взять любое другое, тут главное пантенол и глицерин, еще бы хорошо добавить масляные витамины А и Е, они продаются в аптеке, будет еще лучше. Если же все это смешать с расплавленным пчелиным воском - будет твердый крем-плитка, это уже чудо-средство, заживляет любые проблемы на руках и ногах за один-два раза.
              Твердыми духами я прям загорелась, уже сегодня почитала. Промелькнул сайт, где огромный выбор таких духов - мужественно пошла дальше (после праздников не до лишних трат) Но в будущем обязательно приобрету. Флакончик на фото красивый, необычный, еще и украшение.

  • Наталья Дюжинская Наталья Дюжинская Читатель 15 января 2015 в 10:35 отредактирован 15 января 2015 в 10:43 Сообщить модератору

    Ирина! Конечно 5! Очень понравилась ваша статья, стиль, содержание .Интересно!Великолепно!!!!
    Спасибо, уберу в закладки.

    Оценка статьи: 5