Еж Руматович Профессионал      40     Распечатать

Откуда взялась Баба Яга?

Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ?

Итак, сказки — лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения персонажей, более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Главным условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного героя.

Теперь представим себе далекое прошлое славянских племен. Это жизнь народностей, только что перешедших к оседлости, и потому получающих свои первые поля методом сожжения и выкорчевывания леса. Представьте себе территорию Украины и европейской части России до Поволжья — всю в лесах. Вокруг не очень дружелюбные соседи, но они достаточно далеко и так же слаборазвиты. Самое главное, что эти общества живут в матриархате, или только-только вышли из него. В нашем представлении Баба Яга вовсе не баба в возрастном понимании этого слова, а старуха, причем, как правило, мерзкая. Откуда же в названии «баба»?

При матриархате как образе жизни глава, так сказать, старейшина общества — это женщина достаточного возраста для того, чтобы иметь право поучать всех остальных, и достаточно молодая, чтобы быть в состоянии отстоять свое место в обществе физически. То есть не девица, но и не старуха — настоящая баба в нормальном понимании этого слова. С этих старых времен и осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить любого, от Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка. Именно к этой главе и приходят за советом, получением права на собственную жизнь, лечением и всем, что только может понадобиться. Кстати, сказки можно разделить на ранние и поздние. О сроках создания сказок написано много исследований. Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к Бабе Яге за заданиями попадают не только Иваны, но и красные девицы. И те и другие попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются — получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею. В сказках они, так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого не случилось — героя постигла бы незавидная судьба. Есть множество вариантов, но все они сходятся к тому, что его не стало бы как члена этого общества. Кстати, существует много точек зрения о расшифровке слова «Яга». Одна из них определяет это слово как «решающий».

Вернемся к обществу матриархата. Оно, как и все остальные варианты организации совместного проживания больших групп людей, предполагает процедуру посвящения в полноценные члены сообщества. В экзотических племенах устраивают обряды и заставляют проходить мучительные процедуры, в современном нам обществе мы тоже празднуем совершеннолетие, получаем паспорта и образование, которые дают нам новые, недоступные в детстве права. Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать? В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной.

Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были разные — мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях. Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом — не забывайте, что сексопатологов не существовало.

Все остальное вполне воплотилось в выполнении всевозможных заданий сказочным героем: то ее табун нужно выпасти, то свиней раскормить. Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата — женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц — она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее — ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись — убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.

Многочисленные версии более поздних сказок о домах подготовки юношей (семь богатырей или гномов), о тяжелом испытании девушек (Морозко, Белоснежка, Марья- Искусница, Царевна-Лягушка и прочие принцессы) являются просто перефразированием в головах людей стандартной схемы прохождения испытаний при вступлении во взрослую жизнь в своем обществе. Любой должен где-то пожить и что-то сделать, чтобы доказать свою компетентность в текущей жизни. Баба Яга же являлась просто барометром, определяющим качество будущего члена общества. Естественно, подобные испытания не могли восприниматься радостно, и Ягу отнесли к плохим, но необходимым героям. Со временем жрецами и монахами стали мужчины, они же стали править в обществе, а Баба Яга сохранила свои функции и власть в мире сказок.

40 комментариев (комментировать)
Теги: фольклор, яга, древний мир, сказки, славяне, общество
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 3.09.2007

Обсуждение статьи:

  • Виктор Губерниев Виктор Губерниев Мастер 3 сентября 2007 в 12:57   # Ответить 0 +1

    Только что прочёл книгу Ника Перумова и Св. Логинова "Чёрная кровь". Там рассказывается о быте наших далеких предков времен раннего патриархата. На выселках там жили "Бабы-Йоги" - ведуньи, знахарки и целительницы, когда-то управлявшие родом, а затем вытесненные шаманами-мужчинами. Считалось, что женское колдовство несовместимо с мужским. На то время, когда развивается действие в повести, осталась в живых лишь одна Баба-Йога, вобравшая в себя колдовскую силу всех своих товарок и предков. Поскольку она одна, у неё уже нет имени, она просто "баба Йога", хотя старый колдун Ромар помнит её еще толковой девкой Нешанкой. Живет она в дремучем лесу, в избушке-срубе, расположенной на двух пнях, как на сваях. Корни пней дают схоство с когтями птицы (отсюда - "избушка на курьих ножках"). Всё описание внутренности дома сходится с описанием в народных сказках. Да и характер Бабы-Йоги описан в соответствии со сказками. Правда, в итоге Баба Йога оказалась одним из самых положительных героев, совершив подвиг самопожертвования во имя сохранения всего рода. Книгу очень рекомендую всем.

    http://www.lib.ru/LOGINOW/black.txt

    • Еж Руматович Еж Руматович Профессионал 4 сентября 2007 в 13:31   # Ответить 0 +1

      Перанов молодец, конечно, и очень многое написал, прекрасная фантастика, но забывать не стоит , что все таки фантастика, впрочем, лазер то же когда то был фантастикой...

  • Галина Синаревская Галина Синаревская Профессионал 3 сентября 2007 в 14:13   # Ответить 0 +1

    Примите благодарность за добротный материал .
    Очень интересно.
    +5

    Оценка статьи: 5

  • Дмитрий Шипитко Дмитрий Шипитко Дебютант 3 сентября 2007 в 21:43   # Ответить 0 +1

    Кстати, ни в одной сказке не написано о происхождении Бабы Яги. Интересно было почитать.

    • Гали Низамутдинов Гали Низамутдинов Читатель 11 сентября 2007 в 15:19   # Ответить 0 +1

      Существует ещё одна версия происхождения Бабы-Яги

      На Полярном Урале, Пай-Хое, в Большеземельской тундре есть реки, несущие в своём названии слово "Яха" (например, Силова-Яха). Обычно это реки не очень крупные и найти их можно только на очень подробном атласе (или на профессиональных топографических картах, но они, к сожалению, доступны только специалистам). Яха - это река на языке северных кочевых народов.
      В то же время у многих кочевых народов, причем не только севера Европы, но и Сибири существует легенда о Золотой Бабе, языческом идоле из золота спрятанном в далекие времена христианизации. Существует множество вариантов этой легенды и точно неизвестен даже размер идола, а где он спрятан - неизвестно тем более. Если такой идол действительно существовал, то запрятан он был Хранителями очень надёжно, а место или забыто, или тщательно скрывается.

      Тогда Баба-Яга (т. е. Баба-Яха) это не старуха, а богиня времён язычества, возможно как-то связанная с реками.
      Непривлекательный образ проявляется в русских сказках, а антагонизм между оседлыми земледельцами и кочевниками (или племенами, живущими за счёт охоты и рыбалки) прекрасно известен. Им приходилось временами контактировать (хотя бы для примитивной торговли или обмена), но это были разные культуры.

      Попутно ещё о двух понятиях, встречающихся в русских сказках: "избушка на курьих ножках" и "русский дух", который быстро замечает Баба-Яга. Многие северные народы строили свои жилища (постоянные, или временные охотничьи) на сваях. Это защита от зверья, от наводнений, а для охотничьих избушек - доступ зимой при глубоком снеге. Вот вам и избушка на курьих ножках (это же сказочный образ, а не летописный факт).
      Оседлые земледельцы смазывали обувь дёгтем для придания водоотталкивающих свойств. Для профессионального охотника это было неприемлемо, поскольку резкий запах дёгтя тут же унюхает зверь и прощай удачная охота. Вот вам и русский дух (то есть запах).

      Это версии, слышанные мной на Севере в бытность работы геологом. Возможно историки думают иначе, но в качестве гипотезы и эти версии имеют право на существование.

      • Еж Руматович Еж Руматович Профессионал 11 сентября 2007 в 20:19   # Ответить 0 +1

        Конечно в качестве гипотезы можно, но ...
        Баба Яга атрибут славянских сказок, а изначально славяне не жили на урале, более того, они не знали что такое севера. Видать и у нас скоро забудут что такое Киевская Русь....
        Кстати, если уж так жалаете обратится к северному наследию, то можно почитать стихотворное изложение северных сказок "у камелька". Там функцию бабы яги исполняет страшное чудищу мужского пола - чтож инициация стрясалась у всех народов, просто север заселялся позже, и уже при патриархате...
        а идол действительно по легендам был, и даже историки его не отрицают, но это не символ инициационного чудища, проживавшего в реальности, а образ богини женсокго начала, так же у всех язычников существовавшего....

        • Гали Низамутдинов Гали Низамутдинов Читатель 12 сентября 2007 в 15:09   # Ответить 0 +1

          Да, конечно, славянские племена не жили на Урале. Но вот на север они забирались довольно далеко. Задолго до образования Киевской Руси славянские племена добирались до Чудского озера, озера Ильмень, рек Ловать, Волхов и Нева и даже до Белого озера. Кроме того, финно-угорские племена жили в те времена в лесах значительно южнее. Часть их была ассимилирована, часть вытеснена, в том числе и на север. Языческие праславяне двигаясь на север и северо-восток встречались с другими языческими племенами в том числе и финно-угорскими (а слово Яха скорее всего именно финно-угорского происхождения). Потомки этих финно-угорских племен - современные марийцы и удмурты, мордва, коми, ханты и манси. Праславяне селились исключительно возле воды - рек, озер, источников, обожествляли силы природы и умерших предков. Реки, озера считались у них священными и не исключено, что понятие Баба-Яха (или Речная Баба, Речная Богиня) зародилось уже тогда. По одной из гипотез само слово "Русь" имеет тот же праславянский корень, что и "Руса" (река). Тот же корень и в словах "русалка" и "русло". А то, что слово "Яха" в названии рек сохранилось только на крайнем севере, можно объяснить тем, что язычество сохранялось там очень долго (а кое-где сохраняется и сейчас), а южнее оно решительно искоренялось христианством.

          Существует один интересный древнерусский источник: "Сказание о Словене и Русе и городе Словенске" (его я не читал, но читал о нём; но я и не историк). Согласно этому документу праславяне появились на берегах Волхова и озера Ильмень в середине III тысячелетия до н. э. (это вроде бы официальная наука оспаривает) и основали здесь города Словенск и Старую Руссу. На месте Словенска позже вырос город Новгород (потому и "Новый город", что на месте старого), а племена, поселившиеся здесь, назывались Словенами (а это действительно так).

          Сказки, сказания предания долгое время сохранялись исключительно изустно, записаны они были значительно позднее. Так почему бы за это время (плюс давление христианства) бывшей богине не превратиться в отрицательный персонаж?

          Впрочем, я не настаиваю именно на этой версии происхождения слова Баба-Яга. Тема показалась мне интересной и эта версия просто дополнение к Вашей статье.

          Могу привести и другую версию.
          В карело-финнском эпосе "Калевала" есть и коварная хозяйка мрачного мира Похъёлы, старуха Лоухи, собирающаяся выдать замуж свою красавицу дочь. Да не просто так выдать, а предварительно испытав потенциального жениха различными нелегкими испытаниями. Есть и богатыри - красавцы Илмаринен и Лемминкайнен, а также мудрый Вяйнемейнен.
          Есть и сказочные приключения. С карелами древнеславянские племена, безусловно, встречались. Если взять что-то из этого эпоса, "русифицировать" имена, что-то убрать, что-то добавить - вот и основа для "похождений" Бабы-Яги.

          Но это, повторяю, тоже лишь версия. В сказках вообще почти невозможно отделить переработанную, "оволшебненную" быль от вымысла или фантазии. Но на то это и сказки.

  • Ирина Соболева Ирина Соболева Дебютант 17 сентября 2007 в 18:35   # Ответить 0 +1

    Просто замечательная статья...Спасибо

    Оценка статьи: 5

  • Виктор Покидько Виктор Покидько Мастер 18 сентября 2007 в 13:54   # Ответить 0 +1

    Очень понравилась работа

  • Mihail  Blagoveshenskiy Mihail Blagoveshenskiy Читатель 24 июля 2012 в 11:50   # Ответить 0 +1

    Да ну нагородили вы друзья. Все очень просто. Стоит почитать труды Коринфского Аполлона Аполлоновича или Рыбакова, Воронина. В язычестве существовал обряд. Умершего мужа хоронили на погребальном костре или домовине. Жена (не имеющая детей)должна была пойти в след за мужем на погребальный костер. Ее опаивали зельем и ретуально вносили на костер. Если она отказывалась принять смерть в след за мужем, ее изганяли из общества. Так как одинокая женщина не имеющая детей ведет к разложению общества. Вот и жила она (на краю света) в лесу на болоте в домике мертвых. Яга - продукт конечный или конченый, ягода, ягодицы. Возникнут вопросы , пишите! С уважением Михаил!

  • Максим Блау Максим Блау Профессионал 24 июля 2012 в 13:39   # Ответить 0 +1

    А мне всеж милее версия Проппа, Что Яга это дух предков.

Посмотреть все комментарии (40)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: