Еж Руматович Профессионал

Откуда взялась Баба Яга?

Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ?

Итак, сказки — лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения персонажей, более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Главным условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного героя.

Теперь представим себе далекое прошлое славянских племен. Это жизнь народностей, только что перешедших к оседлости, и потому получающих свои первые поля методом сожжения и выкорчевывания леса. Представьте себе территорию Украины и европейской части России до Поволжья — всю в лесах. Вокруг не очень дружелюбные соседи, но они достаточно далеко и так же слаборазвиты. Самое главное, что эти общества живут в матриархате, или только-только вышли из него. В нашем представлении Баба Яга вовсе не баба в возрастном понимании этого слова, а старуха, причем, как правило, мерзкая. Откуда же в названии «баба»?

При матриархате как образе жизни глава, так сказать, старейшина общества — это женщина достаточного возраста для того, чтобы иметь право поучать всех остальных, и достаточно молодая, чтобы быть в состоянии отстоять свое место в обществе физически. То есть не девица, но и не старуха — настоящая баба в нормальном понимании этого слова. С этих старых времен и осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить любого, от Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка. Именно к этой главе и приходят за советом, получением права на собственную жизнь, лечением и всем, что только может понадобиться. Кстати, сказки можно разделить на ранние и поздние. О сроках создания сказок написано много исследований. Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к Бабе Яге за заданиями попадают не только Иваны, но и красные девицы. И те и другие попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются — получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею. В сказках они, так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого не случилось — героя постигла бы незавидная судьба. Есть множество вариантов, но все они сходятся к тому, что его не стало бы как члена этого общества. Кстати, существует много точек зрения о расшифровке слова «Яга». Одна из них определяет это слово как «решающий».

Вернемся к обществу матриархата. Оно, как и все остальные варианты организации совместного проживания больших групп людей, предполагает процедуру посвящения в полноценные члены сообщества. В экзотических племенах устраивают обряды и заставляют проходить мучительные процедуры, в современном нам обществе мы тоже празднуем совершеннолетие, получаем паспорта и образование, которые дают нам новые, недоступные в детстве права. Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать? В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной.

Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были разные — мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях. Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом — не забывайте, что сексопатологов не существовало.

Все остальное вполне воплотилось в выполнении всевозможных заданий сказочным героем: то ее табун нужно выпасти, то свиней раскормить. Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата — женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц — она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее — ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись — убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.

Многочисленные версии более поздних сказок о домах подготовки юношей (семь богатырей или гномов), о тяжелом испытании девушек (Морозко, Белоснежка, Марья- Искусница, Царевна-Лягушка и прочие принцессы) являются просто перефразированием в головах людей стандартной схемы прохождения испытаний при вступлении во взрослую жизнь в своем обществе. Любой должен где-то пожить и что-то сделать, чтобы доказать свою компетентность в текущей жизни. Баба Яга же являлась просто барометром, определяющим качество будущего члена общества. Естественно, подобные испытания не могли восприниматься радостно, и Ягу отнесли к плохим, но необходимым героям. Со временем жрецами и монахами стали мужчины, они же стали править в обществе, а Баба Яга сохранила свои функции и власть в мире сказок.

Опубликовано 3.09.2007
Дата первой публикации 28.07.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (35):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А мне всеж милее версия Проппа, Что Яга это дух предков.

     
  • Да ну нагородили вы друзья. Все очень просто. Стоит почитать труды Коринфского Аполлона Аполлоновича или Рыбакова, Воронина. В язычестве существовал обряд. Умершего мужа хоронили на погребальном костре или домовине. Жена (не имеющая детей)должна была пойти в след за мужем на погребальный костер. Ее опаивали зельем и ретуально вносили на костер. Если она отказывалась принять смерть в след за мужем, ее изганяли из общества. Так как одинокая женщина не имеющая детей ведет к разложению общества. Вот и жила она (на краю света) в лесу на болоте в домике мертвых. Яга - продукт конечный или конченый, ягода, ягодицы. Возникнут вопросы , пишите! С уважением Михаил!

     
  • Очень понравилась работа

     
  • Просто замечательная статья...Спасибо

    Оценка статьи: 5

     
  • Кстати, ни в одной сказке не написано о происхождении Бабы Яги. Интересно было почитать.

     
    • Существует ещё одна версия происхождения Бабы-Яги

      На Полярном Урале, Пай-Хое, в Большеземельской тундре есть реки, несущие в своём названии слово "Яха" (например, Силова-Яха). Обычно это реки не очень крупные и найти их можно только на очень подробном атласе (или на профессиональных топографических картах, но они, к сожалению, доступны только специалистам). Яха - это река на языке северных кочевых народов.
      В то же время у многих кочевых народов, причем не только севера Европы, но и Сибири существует легенда о Золотой Бабе, языческом идоле из золота спрятанном в далекие времена христианизации. Существует множество вариантов этой легенды и точно неизвестен даже размер идола, а где он спрятан - неизвестно тем более. Если такой идол действительно существовал, то запрятан он был Хранителями очень надёжно, а место или забыто, или тщательно скрывается.

      Тогда Баба-Яга (т. е. Баба-Яха) это не старуха, а богиня времён язычества, возможно как-то связанная с реками.
      Непривлекательный образ проявляется в русских сказках, а антагонизм между оседлыми земледельцами и кочевниками (или племенами, живущими за счёт охоты и рыбалки) прекрасно известен. Им приходилось временами контактировать (хотя бы для примитивной торговли или обмена), но это были разные культуры.

      Попутно ещё о двух понятиях, встречающихся в русских сказках: "избушка на курьих ножках" и "русский дух", который быстро замечает Баба-Яга. Многие северные народы строили свои жилища (постоянные, или временные охотничьи) на сваях. Это защита от зверья, от наводнений, а для охотничьих избушек - доступ зимой при глубоком снеге. Вот вам и избушка на курьих ножках (это же сказочный образ, а не летописный факт).
      Оседлые земледельцы смазывали обувь дёгтем для придания водоотталкивающих свойств. Для профессионального охотника это было неприемлемо, поскольку резкий запах дёгтя тут же унюхает зверь и прощай удачная охота. Вот вам и русский дух (то есть запах).

      Это версии, слышанные мной на Севере в бытность работы геологом. Возможно историки думают иначе, но в качестве гипотезы и эти версии имеют право на существование.

       
      • Конечно в качестве гипотезы можно, но ...
        Баба Яга атрибут славянских сказок, а изначально славяне не жили на урале, более того, они не знали что такое севера. Видать и у нас скоро забудут что такое Киевская Русь....
        Кстати, если уж так жалаете обратится к северному наследию, то можно почитать стихотворное изложение северных сказок "у камелька". Там функцию бабы яги исполняет страшное чудищу мужского пола - чтож инициация стрясалась у всех народов, просто север заселялся позже, и уже при патриархате...
        а идол действительно по легендам был, и даже историки его не отрицают, но это не символ инициационного чудища, проживавшего в реальности, а образ богини женсокго начала, так же у всех язычников существовавшего....

         
        • Да, конечно, славянские племена не жили на Урале. Но вот на север они забирались довольно далеко. Задолго до образования Киевской Руси славянские племена добирались до Чудского озера, озера Ильмень, рек Ловать, Волхов и Нева и даже до Белого озера. Кроме того, финно-угорские племена жили в те времена в лесах значительно южнее. Часть их была ассимилирована, часть вытеснена, в том числе и на север. Языческие праславяне двигаясь на север и северо-восток встречались с другими языческими племенами в том числе и финно-угорскими (а слово Яха скорее всего именно финно-угорского происхождения). Потомки этих финно-угорских племен - современные марийцы и удмурты, мордва, коми, ханты и манси. Праславяне селились исключительно возле воды - рек, озер, источников, обожествляли силы природы и умерших предков. Реки, озера считались у них священными и не исключено, что понятие Баба-Яха (или Речная Баба, Речная Богиня) зародилось уже тогда. По одной из гипотез само слово "Русь" имеет тот же праславянский корень, что и "Руса" (река). Тот же корень и в словах "русалка" и "русло". А то, что слово "Яха" в названии рек сохранилось только на крайнем севере, можно объяснить тем, что язычество сохранялось там очень долго (а кое-где сохраняется и сейчас), а южнее оно решительно искоренялось христианством.

          Существует один интересный древнерусский источник: "Сказание о Словене и Русе и городе Словенске" (его я не читал, но читал о нём; но я и не историк). Согласно этому документу праславяне появились на берегах Волхова и озера Ильмень в середине III тысячелетия до н. э. (это вроде бы официальная наука оспаривает) и основали здесь города Словенск и Старую Руссу. На месте Словенска позже вырос город Новгород (потому и "Новый город", что на месте старого), а племена, поселившиеся здесь, назывались Словенами (а это действительно так).

          Сказки, сказания предания долгое время сохранялись исключительно изустно, записаны они были значительно позднее. Так почему бы за это время (плюс давление христианства) бывшей богине не превратиться в отрицательный персонаж?

          Впрочем, я не настаиваю именно на этой версии происхождения слова Баба-Яга. Тема показалась мне интересной и эта версия просто дополнение к Вашей статье.

          Могу привести и другую версию.
          В карело-финнском эпосе "Калевала" есть и коварная хозяйка мрачного мира Похъёлы, старуха Лоухи, собирающаяся выдать замуж свою красавицу дочь. Да не просто так выдать, а предварительно испытав потенциального жениха различными нелегкими испытаниями. Есть и богатыри - красавцы Илмаринен и Лемминкайнен, а также мудрый Вяйнемейнен.
          Есть и сказочные приключения. С карелами древнеславянские племена, безусловно, встречались. Если взять что-то из этого эпоса, "русифицировать" имена, что-то убрать, что-то добавить - вот и основа для "похождений" Бабы-Яги.

          Но это, повторяю, тоже лишь версия. В сказках вообще почти невозможно отделить переработанную, "оволшебненную" быль от вымысла или фантазии. Но на то это и сказки.

           
  • Примите благодарность за добротный материал .
    Очень интересно.
    +5

    Оценка статьи: 5

     
  • Только что прочёл книгу Ника Перумова и Св. Логинова "Чёрная кровь". Там рассказывается о быте наших далеких предков времен раннего патриархата. На выселках там жили "Бабы-Йоги" - ведуньи, знахарки и целительницы, когда-то управлявшие родом, а затем вытесненные шаманами-мужчинами. Считалось, что женское колдовство несовместимо с мужским. На то время, когда развивается действие в повести, осталась в живых лишь одна Баба-Йога, вобравшая в себя колдовскую силу всех своих товарок и предков. Поскольку она одна, у неё уже нет имени, она просто "баба Йога", хотя старый колдун Ромар помнит её еще толковой девкой Нешанкой. Живет она в дремучем лесу, в избушке-срубе, расположенной на двух пнях, как на сваях. Корни пней дают схоство с когтями птицы (отсюда - "избушка на курьих ножках"). Всё описание внутренности дома сходится с описанием в народных сказках. Да и характер Бабы-Йоги описан в соответствии со сказками. Правда, в итоге Баба Йога оказалась одним из самых положительных героев, совершив подвиг самопожертвования во имя сохранения всего рода. Книгу очень рекомендую всем.

    http://www.lib.ru/LOGINOW/black.txt

     
    • Перанов молодец, конечно, и очень многое написал, прекрасная фантастика, но забывать не стоит , что все таки фантастика, впрочем, лазер то же когда то был фантастикой...

       
  • Людмила Есипова Людмила Есипова Мастер 3 сентября 2007 в 07:42

    Яга, она и есть Яга. Разная и тем прекрасная. Мне очень нравится то, что есть и река Смородинка, и Лысая гора и избушки на курьих ножках всамделишные.

     
  • Очень интересно

    Оценка статьи: 5

     
  • Вот недавно же была статья "Кто такой Яг-Морт?"
    https://shkolazhizni.ru/culture/articles/7849/
    Там тоже есть о Бабе Яге пара слов.

    Оценка статьи: 4

     
    • Прочитал по ссылке, про бабу ягу там одно небольшое предположение, что ж о названии споры идут до сих пор, а что до того, кем она приходится этому чудищу - скорее всего не кем, подоплека возникновения у них разная, а если очень попытаться, во всех языках можно очень похожее отыскать - все мы из одного Адама вышли. Этому чудищу , о котором статья была, скорее всего наш леший соответсвует. Он, кстати, то же баловался зазывом и замоачиванием людей, что бы в его лесу остались, впрочем, это уже о другом.

       
  • Как раз на днях с мужем увидела книжку "Сказки мира", и там оказалась русская сказка про Василису Прекрасную.. Я радостно книжку схватила, листаю, мужу показываю, там еще и картинки традиционные.. И в тексте мелькает la Baba-Yaga.. Пришлось ему объяснять, кто это, он понял, что ведьма, а я как раз призадумалась над всем этим..

     
  • Баба Яга отлично пугает детей. Они слушаются когда им напоминают про Ягу, они учаться делать правильные поспупки, чтобы не попасть в избушке к Яге. Этот персонаж очень помогает.

    Оценка статьи: 5

     
  • !!! 5 !!!

    Оценка статьи: 5

     
  • Говорят, где-то на Урале действительно жила такая баба-знахарка... и лечила она тем, что грела людей в печи (отсюда и пошло поверье, что баба Яга в печи всех жарит)... Вот отсюда и пошло поверье в бабу Ягу

     
    • раньше в деревнях всех так лечили. Баню греть было дорого, а теплая печь - самое то и дети вней часто спали, а не на ней. Потом прошло и все забыли.

       
  • А на картинке не Баба Яга, а ее заграничная коллега

     
  • Наиболее правдоподобная версия образования части "Яга", это политическая подоплека )

    На заре становления славянских земель, еще до призвания варягов, когда происходил отход от полу-кочевого образа жизни, славянским племенам очень сильно насаждало племя Ягов (Яги). Это были зверзкие набеги - враг полностью сжигал деревни и поля, полностью убивал население, а маленьких детей (и девушек) забирал с собой - кого на воспитание (насильная женитьба), кого в рабство... Не знаю насчет канибализма, но вполне возможно...

    Сразу же можно вспомнить обычай Бабы-Яги похищать детей, заставлять работать под-угрозой смерти, черепа на шестах перед домом, три всадника-слуги, обладавшие необычайно силой (не олицетворение ли это войска?) или фразу "чую русским духом пахнет"...

    Позже Яги вошли в состав славянских земель, но отличались непокорностью и постоянными бунтами - так возможно и стал образ Бабы-Яги, более родным славянским - помощницей витязям, но с крутым нравом...

    Статья очень интересная! 5 баллов!

    Оценка статьи: 5

     
  • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 28 июля 2007 в 14:34

    Примерно - как этрусков привязывают к русским, та ж система.

    Из Вл. Проппа, Исторические корни Волшебной Сказки:
    "Типы яги.

    Яга - очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В основном сказка знает три разные формы яги. Она знает, например, ягу-дарительницу, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д. Иной тип - яга-похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. Наконец, сказка знает еще ягу-воительницу. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр. Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Все это чрезвычайно затрудняет исследование...

    "Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает". Или: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит". Или еще более откровенно: "Из избушки выскочила баба-яга, костяна нога, ж... жилена, м... мылена".

    Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха безмужняя. Яга - мать не людей, она - мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям. Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живет жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом..."

    Все - гораздо глубже и занимательней, не находите?

     
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 17 августа 2007 в 20:09

      Опять же - у Проппа Яга - хранительница входа в мир мертвых, а герой аки Орфей за Эвридикой туда стремится. Детишки тоже, видимо, бывали у смерти отвоеваны. Но Пропп характеризует и инициацию как умирание и воскресание - для новой жизни.

      Кстати, он пишет: "Леший всегда есть не что иное, как переименованная яга. Тем теснее связь сказочного леса с тем лесом, который фигурирует в обрядах инициации. Обряд посвящения производился всегда именно в лесу. Это -- постоянная, непременная черта его по всему миру. "

      И вообще там всё очень интересно, но я о другом.

      Внимание, вопрос (с):
      Как пишем - Баба Яга или Баба-яга?

      Орфографический словарь
      Баба-яга, Бабы-яги (сказочный персонаж) и баба-яга, бабы-яги (безобразная злая старуха)

      Словарь имён собственных
      Баба Яга, Бабы Яги (персонаж сказок)

       
      • Наверное Баба Яга, как имя собственное. Дело ведь не в персонаже, а в общей сути сущетсва. Кстати, не согласен по поводу лешего и инициации. есть громадные исследования, говорящие о лешем сродни домовому - тот хозяин дома, как себя поведете, такие отношения и будут, а леший то же самое в лесу. К инициации, а соответсвенно и Бабе Яге отношения не имеет. Кстати, очень у многих народов инициация не в лесу, даже если они рядом имеются. У островитян например - на берегу моря и там роль Яги выполняет челюсть акулы, через которую детей в возрасте 5-6- лет бросаютв коморку а потом вытаскивают. У нас возраст по больше, это по мерком общины уже не дети, лет 11-13 Везде присутсвует некое помещение - это точно, но не везде лес. Кстати, вкоком годе Пропп писал? это я к тому, что за последние 30 лет очень много нового в племенах открыли. Например, открыли 2 племени, не известные советской науке, которая была ограничена в возможностях исследований на территори других стран. Может он просто не знал, что лес есть не всегда.

         
        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 20 августа 2007 в 14:59

          Прижизненное: 1946 год - второе издание (1927 - 1-е).
          Но в научном переиздании 1986 года никаких примечаний на этот счет нет.

           
          • последние раскопки курганов (к сожалению совместно с европейцами - денег нет), где были обнаружены "предметы" Яги состоялись, есмли мне не изменяет помять в 1997-99 гг.

             
    • так, собственно об этом и речь. Просто таких исследований много и о том, что я тут написал то же можно найти массу очень сложных исследований, так ведь здесь не этмологи, не лингвисты и не историки, вот и попытался описать как можно проще и доступнее достаточно большой пласт исследований. Писал бы диссертацию, что вполне можно на тэту тему зделать - изложил бы посложнее и выразил бы все версии, а так отобразил только ту, которую считаю правильной. кстати общий принцип Яги дарительницы, опасности и что она вообще то разная я изложил. А про то что она мать зверей не согласен, не буду переписывать строки из других авторов, но у зверей и леса был свой хозяин и это леший, и к Яге он не имеет близкого отношения ни в сказках, ни в исследованиях. кроме того, вопрос стоял не какие типы Яги есть, а откуда этот персонаж взялся.

       
  • Что-то года 3 назад читал насчет сказочных персонажей...
    Автор - Владимир Шемшук...
    Вот там автор пишет о реальности русских сказок и даже привязал наше ЯГА к индийскому ЙОГА

     
    • да об этом много где написанно, к сожалению указанного автора я не читал, но то что к Йоге привязывают слышу впервые, это кстати мало вероятно. Конечно, очень хочется связать то, что сильно похоже, но письменность разная, да и Индия была не просто далекой страной - ее вообще наши предкуи не знали. Конечно можно подумать и о том что совсем давно наши предки вышли из индии и все мы в конечном итоге Арии, но это скорее научная дискуссия, меня же волновал конкретный персонаж в свете того, что известно точно. Вот неизвестно точно о происхождении слова "Яга", так я и указываю, что "по предположению", и что этих самых предположений много.