Борис Рохленко   Грандмастер      2     Распечатать

Абрахам ван Стрий, «Служанка и гусар». Что она от него хочет?

Абрахам ван Стрий (1753–1826) – нидерландский художник, жил в Дордрехте. Учился живописи у своего отца, работал в его студии, был зарегистрирован в гильдии св. Луки, впоследствии стал её руководителем. Его темы – пейзажи, бытовые сценки, портреты. Одна из его жанровых картин – «Служанка и гусар».

Действие происходит в гостиничке, в её прихожей (одновременно и зал приёмов). Когда-то это место знавало лучшие времена, оно было не просто забегаловкой, а хорошо отделанным местом отдыха. Чего стоит резьба на дверном косяке! И располагается гостиница в высоком доме, в несколько этажей (сколько – сказать нельзя, но в левом верхнем углу полотна видны ступени, ведущие наверх). А сегодня финансы не позволяют вовремя сделать ремонт: краска на стенах лупится, штукатурка трескается и местами облетела.

Гусар с саблей между ног держит в руке полную рюмку, как бы поднимая тост за служанку, которая стоит перед ним с кувшином. Судя по цвету его лица, рюмка не первая, хотя всё указывает на то, что ему пора в путь: и сабля наготове, и кивер на голове, и баул под ногой, и седло лежит на полу – ждёт хозяина.

Очень может быть, что вояке надо было явиться на службу утром, но его бодрящая трапеза затянулась почти до обеда (судя по солнцу). А у него, что называется, пошло: ему хочется продолжать, нет никакого желания останавливаться. Служанка пытается его уговорить: мол, пора в путь, как же ты поедешь, остановись. И даже делает ему «ну-ну-ну»! А военный настроен решительно!

Очевидно, что он – постоялец этого заведения, то есть его командиры определили ему именно это место для жительства (в те времена не было достаточного количества казарм для солдат). Может быть, и со служанкой у него вполне хорошие отношения: она и переживает за него, и отказать ему не может.

Между тем город давно бодрствует, народ готовится к обеду: за дверью видна рыбная лавочка с покупателями.

Гостиница, очевидно, обслуживает не только военных, но и крестьян из соседних деревушек, и горожан: на стене висит расписание движения лодок по каналу и объявление об аукционе скота.

Гусар не красавец, но форма! Кивер с галунами, жилет с меховой оторочкой и позументами, сапоги, лосины (или что-то вроде этого)! Он просто неотразим! И художник с большой любовью и со всеми подробностями это всё нарисовал. Безусловно, и до сих пор форма действует на женщин безотказно (то есть человеку в форме очень трудно отказать). А тогда!..

Вот что писал Генерального штаба Генерал-Майор Пузыревский в своей книге «Развитие постоянных регулярных армий и состояние военного искусства в век Людовика ХIV и Петра Великого», (1889, Санкт-Петербург):

» Средние века знали «ливрею». Каждый феодал имел излюбленные цвета, в которые одевал в парадных случаях свою челядь. Желающие почтить князя являлись чествовать его с частью одежды его цветов. В 1476 году при французском дворе лейб-гвардия носила уже «ливрею», т. е. одежду цветов французского короля.

Форменная одежда постоянных армий имеет корни не в стремлении рационализировать обмундирование:

необходимо иметь возможность в бою отличать своих от чужих;

необходимо в мирное время сделать солдата ответственным за грабеж и обиду граждан, чего нельзя добиться, если по внешнему виду солдата не видно, к какой части он принадлежит;

необходимо солдату затруднить дезертирство, что облегчается, если военное платье резко отличается от штатского костюма.

Наконец, требования дисциплины: сомкнутость, установление общего духа в тактической единице, её сколачивание – достигается гораздо скорее, когда она одета однообразно.

А «без формы – нет дисциплины», полагал уже Фридрих Великий».

Но вернёмся к картине. Ещё секунда – гусар выпьет налитое, поднимется и поскачет к своему командиру. А служанка будет ждать его возвращения...

2 комментария (комментировать)
Теги: рецензии, художники, картины, живопись, искусство
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 5.03.2016

Обсуждение статьи:

  • Михаил Драйшпиц Михаил Драйшпиц Читатель 5 марта 2016 в 22:35   # Ответить 0 +1

    не поскачет - седло небрежно брошено под ноги прохожим. Не аккуратный гусар-пьянчужка.

    • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 5 марта 2016 в 22:53   # Ответить 0 +1

      Михаил Драйшпиц, с этим не поспоришь: вряд ли пьянчужка может быть аккуратным.

Посмотреть все комментарии (2)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: