Александр Смирнов Грандмастер      12     Распечатать

Откуда в русские сказки пришла Баба Яга? Из древности...

Есть в русских сказках ряд «проходных», а точнее, постоянных, действующих лиц. Меняются сюжеты и главные герои, а на втором плане действуют всё те же волшебные животные-помощники, Змей, Кащей, Баба Яга. Почему они так популярны, что просто-таки «кочуют» по сказкам?
pixabay.com

Остановимся пока на Бабе Яге – наверное, популярнейшей персоне из всех названных.Тем более что все они пришли из древних мифов.

Мы привыкли видеть Бабу Ягу разбитной старушкой, с непременный атрибутами: избой на курьих ножках, ступой и метлой. В общем, персонаж скорее весёлый... Впрочем, это уже совсем современное восприятие, сложившееся под влиянием кино. Где Яга и не страшная вовсе.

Напрасно! То есть хорошо, конечно, но не стоит забывать, какой была Яга изначально. Кто она вообще? Изначально это вовсе не лесная ведьма, какой предстаёт в нынешних сказках. Хотя существо, действительно, необычное. Не от мира сего... в буквальном смысле. Представительница мира потустороннего.

Поскольку изначально Баба Яга – мертва. Костяная нога и дом «на курьих ножках», соответственно, указывают на разложившуюся плоть и погребение в домовине – установленном на столбах «доме мёртвых». Погребения в домовинах, подобных домам живых – один из распространённых у праславян способов погребения. Умерший родственник – такой же член рода, только ушедший в другой мир. И рядом с поселением живых строили «деревню для мёртвых» с приподнятыми на столбах домиками.

Вот и «избушка на курьих ножках», и костяная нога. А помните классическое «приветствие» Яги: «Русским духом пахнет»? Не русским, конечно. Человеческим. Герой сказки жив, и ему в этом доме не место – вот Яга и чует.

Да и само действие сказки переходит в мир потусторонний. Где же ещё искать Кащея? Герой идёт то за тридевять земель, то не знаю куда. На самом деле – в мир потусторонний, он же мир мёртвых. Живым туда не попасть – отсюда и вся эта символичная неопределённость.

И появляется Яга, находящаяся между мирами. Помните, избушка обычно стоит на краю леса? И это символично, и, вообще-то, архетипично. Яга героя поит-кормит, парит в баньке да спать укладывает. Догадались, что это символизирует? Похоронный обряд: обмывание и ритуальную трапезу. Сон – символическая смерть. В сказке герой после еды-баньки-сна отправляется в искомом направлении. На самом деле – в потусторонний мир, куда нет хода живым. В царство Кащея. Или Змея... Точнее, в архаичном варианте, Ящера, культ которого был распространён у славян и которому приносили жертвы. В том числе человеческие жертвы.

Мрачно выходит? Может, зря многие думают, что в «настоящих», не облагороженных, русских сказках всё об одном? Всё «снизу» да «спереди»?

Может, и об одном – да не о том! Точнее, не только о «том». Вспомним, что первоначально сказки (а точнее, мифы!) предназначены вовсе не для развлечения. Это скорее рассказ об устройстве мира, о жизненных этапах, через которые должен пройти каждый. Увы, смерть – неотъемлемая часть жизни. Не зря погребение и сейчас окружено множеством обрядов, пришедших из тех, мифологических, времен.

Предположу, что неспроста герой сказки побеждает своих потусторонних противников. А и на похоронах справляли тризну – пир и воинские игры, символизирующие победу жизни над смертью. Ведь архаичный человек (и охотник, и тем более – земледелец) видел: всё в природе умирает и вновь возрождается.

Может, неспроста и нынешняя Баба Яга – столь весёлый и позитивный персонаж?

12 комментариев (комментировать)
Теги: мифология, мифические существа, сказки, славяне, история
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 16.03.2016

Обсуждение статьи:

  • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 16 марта 2016 в 00:36   # Ответить 2 +1

    Александр, Вы имеете полное право рассуждать о Бабе Яге, но посоветовала бы Вам прежде о ней получше узнать, а то негоже выходит.Воздержусь от оценки в надежде, что Вы получше разберетесь в этом древнем образе, а то, прямо слово, неловко.

    • Александр Смирнов Александр Смирнов Грандмастер 16 марта 2016 в 06:16   # Ответить 0 +1

      Валентина Пономарева, поправьте, где ошибся!! не вопрос. самомму интересно. а сильно не прав?

      Комментарий отредактирован 16 марта 2016 в 06:16

  • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 16 марта 2016 в 09:36   # Ответить 0 +1

    Я конечно. не спец, но читал, что древние славяне своих хоронили огненным погребением, а мертвых врагов закапывали в землю, ухудшая им посмертие. Про висячие(стоячие?) городки мертвецов возле славянских деревень слышу в первый раз.
    А насчет змея-горыныча, он же змей-Тугарин, то был у кочевников середины первого тысячелетия хан Тугоркан из рода Шарукана(тотем - змея).
    Этот Тугоркан-шаруканид и стал Тугарином змиевичем, или змеем-тугарином

    Оценка статьи: 4

    Комментарий отредактирован 16 марта 2016 в 09:37

    • Александр Смирнов Александр Смирнов Грандмастер 16 марта 2016 в 17:40   # Ответить 0 +1

      Игорь Вадимов, было. разные этносы славян, разные периоды. кажется... кажется! огненное - позже. точно не помню. но селения и домики мертвых - точно наше )))

  • Сергей Белов Сергей Белов Читатель 18 марта 2016 в 23:43   # Ответить 0 +1

    Баба Яга в древности - Баба Йога (Йогиня), отчего и обладала такими сказочными (паранормальными) способностями!!!

    Оценка статьи: 2

Посмотреть все комментарии (12)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: