Коллекция этих «почти игрушек», собранная Петром Александровичем Сабуровым (1835−1911, посол России в Греции), выставлена в Эрмитаже (часть коллекции была выкуплена, часть Эрмитаж получил в дар).
Как появились эти фигурки? В 1874 году в городе Танагра (в греческой провинции Беотия) археологи начали раскапывать гробницы
Город Танагра был центром производства таких ритуальных куколок. В качестве жертвы богам статуэтки закапывали в землю, их не предполагалось извлекать оттуда. Этот обычай был распространен по всему Средиземноморью.
Статуэтки были необычайно разнообразны, они были как бы копией персонажей тех времен: пастух, мальчик с игрушкой, женщина-пекарь за работой, женщина с тестом, женщины на отдыхе и стоящие просто так.
Надо полагать, что во времена раскопок статуэтки можно было свободно (или относительно свободно) купить и вывезти из Греции, причем в заметном количестве.
Непередаваемая красота танагорок вызвала к жизни заметный интерес среди коллекционеров. Возникло производство подделок, художники тоже пробовали себя в этом жанре.
Известно, что французский художник XIX столетия Жан-Леон Жером выполнил несколько таких статуэток, но, видимо, не смог передать то очарование, которое присуще оригинальным куколкам — их можно и так назвать (один из французских критиков сказал про них: «Парижанки в античном мире»).
Следы увлечения танагорками — на полотне «Работа по мрамору, или Скульптор режет статую «Танагра».
Жан-Леон Жером изобразил себя во время работы на статуей. Работа еще не закончена, он отделывает мрамор (не очень понятно, зачем ему в это время нужна натурщица, камень можно отделывать и без нее). На заднем плане справа стоит фигурка женщины с обручем. Между прочим, слева на стене в рамке — вариант картины «Пигмалион и Галатея»: статуя наполовину мраморная, наполовину — живая.
Можно предположить, что Танагра на картине и в скульптуре — символ самого города Танагра. Статуя под именем «Танагра», действительно, существует, она находится в музее д’Орсе, в Париже. Молодая обнаженная женщина сидит, как-то напряженно выпрямившись, и держит в левой руке статуэтку — уменьшенную копию фигурки с картины.
Был ли знаком Жан-Леон с коллекцией Лувра? Вероятнее всего, что да. Сходство фигурок из музейных собраний с персонажами Жерома очевидно: он слегка изменил позу сидящей женщины и добавил обруч танцовщице.
На картине — скульптор заканчивает отделку статуи. Еще немного — и Танагра займет свое место в музее…
Что еще почитать по теме?
Жан-Леон Жером, «Пигмалион и Галатея». Кто они?
Откуда же пошла миниатюрная скульптура?
Эрмитаж: с каких картин началась жемчужина художественного искусства России?
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...