Это событие изобразил Бартоломеус ван дер Гельст (1613−1670). Художник родился в Харлеме, в 1640-х годах заработал славу отличного портретиста. Кроме портретов, ван дер Гельст писал картины и библейские, и мифологические.
На этом групповом портрете — 25 человек почти в полный рост (размер полотна 232 см на 547 см). В сопроводительном тексте музея Рейксмюсеум персонажи перечислены поименно (вероятно, потому, что в таких случаях каждый вносил свою плату в зависимости от величины и места на портрете, и это было где-то записано).
Картина изумляет тщательностью изображения деталей: костюмы, обстановка, сервировка стола. Одна из особенностей полотна — некоторые персоны смотрятся намного крупнее окружающих: стоящий слева с красным поясом, сидящий в центре с голубым шарфом и справа — с питейным рогом изобилия в левой руке.
Достаточно много известно о том, кто держит в руке рог — это капитан Корнелис Янц Витсен, бургомистр Амстердама, управляющий голландской Ост-Индской компанией, член Адмиралтейства. Он был знаменит еще и тем, что покровительствовал художникам, помог Рембрандту, когда у последнего возникли денежные затруднения с покупкой дома. У Корнелиса была прекрасная библиотека, он покровительствовал философу Адриану Коэрбаху — предшественнику эпохи Просвещения.
У Корнелиса Витсена был сын — Николас Витсен (1641−1717). Пятнадцатилетним юношей он сопровождал отца в его поездке в Англию, то есть с раннего возраста вращался в дипломатических кругах. Николас — доктор права, выпускник Лейденского университета. Кроме того, еще в школе он получил навыки рисунка и гравирования.
В 1664—1665 годах он побывал в России с голландским посольством. Его дневник содержит зарисовки русских городов, быта и нравов тогдашней Руси. В 1693 году открыл собственную торговлю с Россией. Близкий друг Николаса — Андриес Виниус — обучал голландскому языку русского царя Петра I.
Надо полагать, что все персонажи картины внесли весомый вклад в становление независимости Нидерландов и достижение мира. Видимо, все они были одержимы идеей сохранить память о себе, донести ее до потомков. И художник блестяще (и в буквальном, и в переносном смысле) выполнил их пожелания.
Благодаря Бартоломеусу ван дер Гельсту потомки знают не только, как выглядели их предки, но и как в те времена сервировали стол, что подавали к столу, как одевались в торжественных случаях.
Сервировка стола: ножи, вилки, тарелки, блюда, кувшины, белые скатерти, салфетки, бокалы с подставкой и без, пироги, булочки, маслины.
Одежда: шитая золотом, белые манжеты, шелковые перевязи и пояса, шорты, гетры, ботфорты, шпоры, шляпы с перьями и с шелковой подкладкой, отложные воротники и «мельничный жернов».
Прически: волосы длинные, волосы короткие, лысины (парики еще не вошли в обиход).
Офицеры гражданской гвардии Амстердама празднуют заключение мира…
Что еще почитать по теме?
Рембрандт: почему его называли мастером философского размышления?Питер де Хох «Приятная компания». Зачем на картине нищий?
Почему художник Александр Юрков забросил краски и «пишет» картины листьями?
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...