• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Чьими именами названы типографские шрифты?

Количество гарнитур шрифтов, применяемых в настоящее время, очень велико. Всем находится работа. Ведь кроме книг, шрифты сейчас применяют и при создании веб-сайтов. А ведь компьютерный экран — это совсем другая медиа-среда и, значит, совсем другое восприятие шрифта.

Фото: Depositphotos

Относительно недавно появились особенные гарнитуры, предназначенные для мобильных телефонов и планшетных компьютеров. Они замечательно смотрятся именно на небольших экранах.

Какого-то принципа наименования гарнитур шрифтов не разработано. Бывает, что название дают по тому печатному органу, где впервые эту гарнитуру применили.

Например, такова история названия гарнитуры Times. Этот новый шрифт был придуман Стенли Морисоном (Stanley Morison; 1889 — 1967) в 1929 году. Редакция лондонской газеты «Таймс» (The Times), которой к тому времени исполнилось уже 100 лет, решила полностью изменить внешний вид газеты. Старый шрифт, которым набирали газету, тоже решили заменить на новый, более компактный, более красивый и лучше читаемый.

Раненый британский офицер читает в The Times новость об окончании Крымской войны. (Картина «Мир заключён», Дж. Э. Милле, 1856 г.)
Раненый британский офицер читает в The Times новость об окончании Крымской войны (Картина «Мир заключён», Дж. Э. Милле, 1856 г.)
Фото: ru.wikipedia.org

А главное, консервативная «Таймс», которую читали министры и государственные деятели королевства, должна была выглядеть иначе, чем бульварные газеты, которые набирали старым шрифтом. И вот с 1932 года газету «Таймс» стали печать новым шрифтом, который сейчас стал одним из самых известных и узнаваемых в мире.

Times New Roman
Times New Roman
Фото: ru.wikipedia.org

Много шрифтов было названо именами знаменитых печатников или изготовителей шрифтов.

Одна из наиболее распространенных «именных» гарнитур — баскервиль, названа по имени английского типографа Джона Баскервиля (John Baskerville; 1706 — 1775).

Как уже было сказано, создателями шрифтов чаще всего становились ювелиры. Джон Баскервиль, прежде чем стать шрифтовиком, работал учителем чистописания. То есть умение красиво выписывать буквы у него было. Баскервиль также научился отливать буквы и гравировать их, создавая красивый, хорошо читаемый шрифт.

Baskerville
Baskerville
Фото: netpeak.net

Вообще, Баскервиль оказался универсальным печатником. Он собственными руками изготовлял все, что было необходимо в печатном деле: не только шрифт, но и типографскую краску, и даже бумагу.

Одно из изобретений Баскервиля — веле́невая бумага. Это название происходит от французского слова «velin», что означает тонко выделанную кожу, пергамент. Веленевая бумага варилась из чистой целлюлозы, без следов древесных стружек. В результате бумага получалась качественнейшая, плотная, без водяных знаков. Она в самом деле была похожа на тонкий пергамент, который очень часто применяли в рукописных книгах. Первые партии веленевой бумаги были изготовлены в Англии в 1757 году.

Другой известный «именной» типографский шрифт называется гарамон в честь французского гравера и изготовителя шрифтов Клода Гарамона (Claude Garamond; 1499 — 1561). Гарамон был владельцем типографии и гравером, чьи шрифты впервые появились в книгах, которые издавали в Париже в первой половине XVI века. Шрифты радовали глаз настолько, что другие шрифтовики не считали грехом позаимствовать разработки Гарамона.

Stempel Garamond
Stempel Garamond
Фото: ru.wikipedia.org

Как видим, пиратство появилось на самой заре книгоиздательства. Впрочем, и сам Гарамон не стеснялся использовать и творчески перерабатывать шрифты Альда Мануция.

Шрифт Альда Мануция
Шрифт Альда Мануция
Фото: ru.wikipedia.org

Свою известность Клод Гарамон смог монетизировать, разработав курсивный шрифт для издания греческих классиков, финансированного самим королем Франциском I (1494 — 1547). Этот король известен тем, что во время своего правления стал поощрять во Франции искусства и науки. Именно в это время французское высшее общество стало приобретать то, чем в дальнейшем прославилось — красоту и изящество.

Нельзя сказать, что Клод Гарамон сказочно обогатился, участвуя в королевском проекте, но известность он получил именно в это время. Его латинские шрифты стали использоваться при публикации государственных актов и судебных постановлений. Таким образом, деятельность Клода Гарамона оказала влияние не только на книгопечатание во Франции, но и во всей Западной Европе

Гарнитура шрифтов «Гарамон» до сих пор является одной из самых популярных в мире. Например, все американские издания книг о Гарри Поттере были набраны этим шрифтом, не только красивым, но и разборчивым, который легко читать даже детям.

Итальянец Джамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni; 1740 — 1813) был потомственным типографом и шрифтовиком. Еще его дед был наборщиком в типографии Ватикана. Обучившись ремеслу типографа от отца, в 18 лет он поступил на службу туда же, в типографию при Святом Престоле. Здесь ему было поручено разобраться с гарнитурами шрифта Гарамон, которые папа Сикст V приобрел для ватиканской типографии еще в XV веке.

Бодони
Бодони
Фото: ru.wikipedia.org

Бодони не только успешно разобрался со старинными гарнитурами, но создал на основе шрифта Гарамона свой шрифт, которому впоследствии было дано его имя. Шрифт Бодони красив, но из-за того, что его буквы сильно вытянуты вверх, относительно плохо читается. Поэтому его чаще всего используют для набора заголовков или объявлений.

Поскольку в Ватиканской типографии, где трудился Бодони, печатались и книги на славянских языках, он разработал около 80 кириллических шрифтов.

Кстати, среди гарнитур кириллических шрифтов есть несколько, названных в честь художников-шрифтовиков, их разработавших. Так, Вадим Владимирович Лазурский (1909 — 1994) в 1957—1961 годах разработал шрифт для набора художественной литературы и изданий по искусству, который получил название «гарнитура Лазурского», или попросту Лазурский.

Гарнитура «Банниковская», (Bannikova)
Гарнитура «Банниковская», (Bannikova)
Фото: ru.wikipedia.org

График Галина Андреевна Банникова (1901—1972) в 1950 году создала гарнитуру, которая также использовалась для набора книг по искусству и художественных произведений. Шрифтовая гарнитура «Банниковская» (или «Bannikova») считается оригинальной кириллической гарнитурой, которая не имеет прототипа в латинице. А специалисты типографы числят этот шрифт одним из лучших, которыми набирают книги на русском и других кириллических языках.

Статья опубликована в выпуске 30.06.2017
Обновлено 3.06.2022

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 29 сентября 2019 в 03:31 отредактирован 29 сентября 2019 в 03:34 Сообщить модератору

    ...Тогда уж ещё одну, "со значением" ПС: ...Я в искалке поискал образцы шрифтов , но близких к моему совсем мало.

  • Кажется, удаётся послать ещё одну самоделку

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 29 сентября 2019 в 03:08 отредактирован 29 сентября 2019 в 03:21 Сообщить модератору

    Почему больше никто не отозвался на интересную тему? Приходится "отдуваться" за всех. Недавно, "Вы не поверите?!", но я изобрёл-"создал" новый шрифт. Я ж с притязаниями на звание пром- и граф-дизайнера и часто пробавляюсь плакатами за чистоту обочин дорог. Так вот мне стало влом выводить прямые линии букОв и я стал наносить их тампонированием кистью. "Эффект превзошёл ожидания" - это об этом случае. Я написал плакатик "MADE" IN USA" . Оказалось, что тампонированием легче выдерживать прямую линию, а неровные кромки линий приятней воспринимаются глазом. Такой шрифт отдалённо напоминает шрифт Альда Мануция. Посмотрите мои самоделки и ЗАцените. Я потерял старую мыльницу, а новую, старенькую ещё не активировал, но обещаю теперь, что покажу "MADE IN USA' в "продвинутом" шрифте. Мне давно хотелось применить восклицательные знаки в виде перспективы телеграфных столбов, как бы усиливающую звук. И вот случай подвернулся... Другие послать не получается,увы.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 30 июня 2017 в 01:23 отредактирован 30 июня 2017 в 01:24 Сообщить модератору

    Статья невыносимо познавательная, НО..."не раскрыта тема" сочетаний цветов фона и шрифта, а это часто делается с грубейшими ошибками в ущерб чёткости чтения. Предлагается продолжить тему "на современном уровне" - о шрифтах на экранах мониторов и на автомобильных ТОРПЕДО.
    "По наблюденьям долгих лет" экрана компьютера я пришёл к выводу, что лучше всех читается тёмно-фиолетовый шрифт, он часто встречается на продвинутых в этом отношении сайтах.
    Мне нравится шрифт шапки ШЖ. Много и других, демократичных и не очень строгих шрифтов.
    Оценка статьи - безоговорочно 5. Ждём-с интересных продолжений.
    ПС: Когда я немного поработал в НИИ игрушек и колясок, в отделе перспективных разработок (КОПР), в рабочее время посещал лекции по дизайну и, частности, - о шрифтах, поэтому статья мне напомнила былые порывы)