• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Гвозденко Грандмастер

Водились ли на Руси крокодилы?

До XIX века официальная версия зарождения Русского государства основывалась на «Сказании о Словене и Русе». Оно было включено в Патриарший летописный свод, а также многочисленные хронографы. По некоторым данным, сказание написано неизвестным монахом в XVII веке по заказу новгородского митрополита. В XIX веке отношение к «Сказанию» изменилось, основой истории стала «Повесть временных лет».

Фото: Budgme, pixabay.com

В «Сказании о Словене и Русе» говорится о том, как два потомка Иафета, сына библейского Ноя, скифские князья Словен и Рус долго странствовали по свету, пока не осели рядом с Ильмень-озером. Здесь и была основана первая столица славяно-русского государства — Словенск Великий, прародитель Великого Новгорода.

В документе летописного свода встречается много необычных легенд. По одной из них, в устье Волхова некогда обитал крокодил, пожиравший всех, кто ему не покорялся. В пресноводное превращался сын князя Словена Волхов. С помощью колдовства он превратился в страшного зверя и залег в реке Волхов, перекрыв ее. Непокорных ловил и пожирал либо топил.

Устье реки он выбрал не случайно. Рядом находилось языческое капище, место поклонения Перуну. По легенде, эту нечисть удушили сами же бесы, а тело крокодила выбросили напротив капища. Поклонники Перуна похоронили Волхва, насыпав большой курган. Спустя три дня после тризны курган провалился в преисподнюю. А на этом месте возникла ужасная яма, которую не заполняет даже вода.

Н. К. Рерих, «Идолы», 1901 г.Источник: artchive.ru
Н. К. Рерих, «Идолы», 1901 г. Источник: artchive.ru
Фото: Источник

Можно было только удивиться фантазии автора, использовавшего такой необычный образ, чтобы вызвать отвращение от язычества. Удивиться, если бы не один фрагмент летописи Пскова.

«В лета 7090 (1582). Поставиша город земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша крокодили люгии звери из реки и путь затвориша; людей много поедоша. И ужасошася людие и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша».

Обычно летописцы-хронографы придерживались фактов. А посему выходит, что летом 1582 года в реке Великой водились аллигаторы, нападавшие на людей. Но как это возможно в климатических условиях северных земель? Как они выживали зимой?

Одним из объяснений может служить любовь новгородских и псковских купцов к обитателям домашних зоопарков. Диковинных зверей держали знатные люди, они пользовались популярностью на ярмарках. Купцы посещали страны Ближнего Востока, бывали на берегах Нила. Вероятно, кто-то из них, впечатлившись видом крокодила, решил привезти диковинку на родину, на Русь.

Перевозили крокодилов, скорее всего, в баржах, предназначенных для транспортировки осетров. Это были баржи с отверстиями в бортах, через которые поступала речная вода. Возможно, по пути крокодилам удалось сбежать. Каким же был ужас предков, заметивших в реке невиданных чудовищ!

Новгородцы были хорошо знакомы с псковскими летописями, об этом факте мог знать и неизвестный монах, написавший «Сказание о Словене и Русе». Так родилась легенда о княжеском сыне-колдуне, который обернулся крокодилом и охранял языческое капище.

Статья опубликована в выпуске 31.07.2018
Обновлено 7.10.2022

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: