• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Светлана Смирнова Дебютант

Почему дети идут в школу в 7 лет?

Не секрет, что многие родители испытывают большую тревогу по поводу начала школьной жизни своего чада. Мама и папа боятся, что ребенок к школе не готов, сомневаются в его ученических способностях. «Вдруг не справится, а вдруг будет двоечником»? А тут еще и сам ребенок стал совсем не управляем, не слушается, не хочет разговаривать, конфликтует. В итоге, вся семья получает стресс перед таким важным событием, как 1 сентября.

А это всего лишь кризис 7 лет, который можно пережить спокойно, если во всем разобраться и найти правильный подход.

На пороге 7 лет вы вдруг обнаруживаете, что ребенок зажил своей внутренней личной жизнью. Первые сигналы, которые вас настораживают: замкнутость, странность поведения малыша. Вы обнаруживаете, что больше не можете читать детские мысли и предугадывать желания, возникает ощущение некоторого недопонимания.

Ребенок дошкольного возраста отличается наивностью и чрезмерной импульсивностью: он верит всему, что ему говорят, сначала делает, а потом думает. Войдя в кризис, он начинает размышлять о последствиях своих действий, перестает кидаться необдуманно с места в первое попавшееся развлечение. Импульсивность, конечно, исчезает не сразу. Малыш продолжает проказничать, но уже способен «замести следы». Сломанную игрушку он спрячет, разбитую вазу выкинет и уберет мусор.

Семилетка еще по-прежнему излишне эмоционален, но уже способен управлять своим поведением. Он может скрыть слезы от взрослых: выплачется у себя в комнате и придет к маме, как ни в чем не бывало. Лишь заплаканное личико предательски выдаст его страдания.

На пороге кризиса малыш начинает активно обобщать свой жизненный опыт. Если до этого все переживания существовали в его сознании отдельно друг от друга, то теперь они начинают складываться в общую картинку. С этого и начинается формирование отношения ребенка к самому себе и окружающему его миру. Одно плохое или хорошее воспоминание вытягивает за собой другое, и в сумме получается «какой я для других» и «как мне относится к тому или иному действию».

Распространенный пример из жизни: пухленькие детки резко перестают играть в подвижные игры, потому что происходит суммация всех неудач. Неприятные переживания обобщаются, ребенок осознает свою неловкость и неуклюжесть, он понимает, как выглядит со стороны.

Это постепенные изменения, изо дня в день ребенок все больше отстраняется от неприятных для себя ситуаций, ища более комфортные занятия. К примеру, желание играть во дворе пропадает, и малыш больше времени проводит дома.

Семилетки — это начинающие реалисты. Поверьте моему опыту, мало кто из первоклассников верит в то, что к ним в гости пришел Незнайка. Дети осознают, что чудеса бывают только в сказках: колдунью на улице не встретишь, камень ни за что не превратиться в лягушку и т. п. Но все же дети этого возраста все еще обожают сказки, наполненные волшебством, и очень любят фантазировать.

7 лет — период осознания своего места в системе человеческих отношений. Это объяснятся появлением внутренней позиции, которая определяет отношение ребенка к себе, к другим и к окружающему миру в целом. Другими словами, именно в этом возрасте просыпается желание стать взрослым. Малыш понимает, как хорошо быть большим, ведь можно делать все, что захочется, и ни у кого не спрашивать разрешения.

Но как именно стать большим, малыш понять не может. Простое подражание взрослым, игра, не дает повзросления в полном смысле слова. Вот здесь и рождается кризис, который теперь можно назвать «сильно хочу, но не могу». Игра уходит на второй план, познавательная активность выходит на первое место, следствие — изменение отношения к миру взрослых. Ребенок больше не ищет постоянной защиты и опеки, ему нужны знания, а значит — учителя, наставники, которые поведут его за собой.

Самое время идти в школу, не правда ли? Ведь именно в школе ребенок будет утолять свой познавательный голод.

Но может случиться так, что кризис придет к вашему ребенку раньше, лет в 5. Тогда он будет проходить тяжелее, если родители поленятся создать комфортные условия. Отправлять ребенка в школу, конечно, еще не нужно, но вполне возможно предложить ему кружки и секции. Можно просто заниматься с ним дома. Чем бы вы не заняли ребенка, главное — чтобы он чувствовал, что занимается полезным делом.

Не нужно бояться и впадать в панику при первых признаках кризиса. Чем раньше вы начнете действовать, тем лучше и для вас, и вашего чада.

Ребенок изменился: отворачивается от вас, не реагирует на просьбы… Он не пытается вас разозлить или обидеть, он просто не знает, куда ему деться с начавшейся активной мыслительной деятельностью. Его неадекватное с вашей точки зрения поведение — это всего лишь поиски пищи для ума.

Выход только один — дайте ребенку возможность учиться, заниматься полезным делом, тогда он не станет искать приключений. Полезная деятельность даст вам возможность сотрудничать со своим ребенком, а не конфликтовать.

Помните, что кризис несет смену ведущей деятельности: познавательная заменяет игровую. Учебная деятельность — это не только школа. В широком смысле это возможность получать знания, развивать свои способности, то есть заниматься полезной и осмысленной работой. Не совершайте ошибок, всегда подчеркивайте нужность и важность детских занятий, есть риск обрубить охоту к учебе прямо на корню. Если ребенок видит пользу и необходимость своих занятий, он активен, усидчив и любознателен, и только так он развивается. Ребенок должен осознать себя как трудолюбивого человека. Самое важное, он должен научиться верить в свои возможности и способности. Именно в эту пору есть риск получить комплекс собственной неполноценности.

Поэтому родители должны обратить особое внимание на кризис семилеток и создать наиболее комфортные условия для его преодоления.

Статья опубликована в выпуске 30.03.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: