Фэн-шуй и непознанное
Юрий Москаленко Грандмастер

Ген долголетия: как дожить до 100 лет?

Как шутят геронтологи — специалисты, изучающие биологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним — до бессмертия рукой подать. В частности, японские ученые уже заявили о том, что механизмы памяти и старения будут окончательно «расшифрованы» к 2012 году. А к концу первого десятилетия XXI века на практике начнут применять несколько десятков различных способов продления жизни.

Дело нахождения «эликсира бессмертия», над которым так бились тысячи средневековых алхимиков, в надежных руках. Как оказалось, для этого вовсе не обязательно употреблять магическую жидкость, основу которой составляют три капли молока девственницы. Надо просто научиться воздействовать на ген долголетия.

Начало активной атаки на старение было положено в середине 70-х годов прошлого века, когда немецкий профессор Либберт в ходе эксперимента над одним из видов мексиканской агавы (в Мексике их более 130 видов), добился того, что ее продолжительность жизни увеличилась в 10 раз. Но эта победа так и осталась без должного внимания: одни не поверили, что такое возможно, другие предложили Либберту исследовать белых мышей. Словом, получилось, как в мультяшной песне старухи Шапокляк — хорошими делами прославиться нельзя.

А доктор Вальтер Геринг из Базельского университета заявил, что ему удалось выявить ген долголетия, отвечающий за продолжительность жизни. Имеющие его особи живут дольше, как минимум, в полтора раза.

Не остались в стороне и исследователи-биологи. Так, в экспериментах, проведенных во Втором Московском медицинском институте, подопытным мышам вводилось маточное молочко пчел. В результате продолжительность жизни животных увеличилась вдвое.

Итак, на сегодняшний день установлено, как минимум, пять-шесть способов продлить долголетие.

Первый — работа с генетической схемой по принципу сбоя пластинки. Если в бороздке пластинки появляется щербинка, игла вынуждена возвращаться на более ранний круг, и не может потом перескочить на следующий. В организме держится определенный уровень ключевых метаболитов — продуктов жизнедеятельности, и удаляя их, ученые как бы возвращают жизнь на более раннюю стадию.

Этим способом в середине нынешнего века московский ученый Николай Исаев сумел «продлить» жизнь картофелю и клену. Он предложил устроить «генетическую щербинку» в самом «золотом» возрасте — от 20 до 40 лет. Тем самым можно добиться того, что человек сам себе будет продлевать жизнь, накапливая положительные эмоции. Учеными давно доказано, что стрессы ведут к сокращению жизни.

Второй способ — воздействие на железы внутренней секреции. Его самый горячий защитник — американский исследователь Роберт Уилсон, который разработал для женщин сложный курс лечения. Он включает в себя специальную диету, прием витаминов и солей, а также инъекции женских половых гормонов эстрогена и прогестерона. Как говорит сам ученый, ему удалось не только приостановить возрастные сдвиги, происходящие в организме, но, и вызвать нечто вроде обратного процесса. Когда дело дойдет до мужчин — пока что неизвестно. Надо сказать, что далеко не всем представителям сильного пола понравилось «женолюбие» Уилсона. Мол, мужчины и так живут меньше женщин, а Роберт тратит свои лучшие годы именно на них…

Третий способ — воздействие на головной мозг, в частности, на гипоталамус, который «отвечает» за температуру тела. Если в него вести раствор натрия и калия, то можно регулировать температуру. Первыми «подопытными кроликами» стали обезьяны, которым удалось снизить температуру тела на 6 градусов, при этом животные не теряли жизненный тонус. Ученые считают, что при температуре тела в 35 градусов Цельсия, человек может прожить, как минимум, 200 лет, а при 33 градусах и того больше — лет 600−700. Весь вопрос, как воздействовать на гипоталамус? В настоящее время фармацевты работают над созданием чудо-пилюль. Положил в рот, запил водой — и живи два столетия.

Четвертый способ — двойное воздействие: на гипоталамус и органы внутренней секреции одновременно. Например, российский ученый Дмитрий Милованов уверен, что ему удалось найти ген молодости, который запускается после того, как блокируются четыре компонента, подавляющих его. Три из них Дмитрию удалось нейтрализовать, с четвертым проблемы…

Пятый способ — «расшифровка» генов, влияющих на долголетие и возможность искусственного создания их благоприятного сочетания. Например, американцы обнаружили мутацию некоего гена FOXO3a у своих соотечественников японского происхождения, все испытываемые были старше 95 лет. Их опыт был подтвержден немецкими исследователями, которые обнаружили, что у людей, достигших 100-летнего рубежа, мутация гена FOXO3a присутствовала практически всегда.

И, наконец, шестой интересный подход: продление жизни с помощью лечебного голодания. Впервые взаимосвязь низкокалорийной пищи и продолжительности жизни была замечена в 30-е годы прошлого века, когда ученые установили, что «недоедавшие» крысы живут дольше «переедавших». При этом количество белков и витаминов животные получали в одинаковых количествах. Чуть позже данный эффект был неоднократно подтвержден в опытах с круглыми червями, дрозофилами, а также с собаками и обезьянами.

Подведем краткие итоги. Как бы нам «дотянуть» до того счастливого момента, когда появятся пилюли долголетия?

• Прежде всего, режим питания — пища не должна быть высококалорийной, особенно у тех людей, которые не успевают «сжигать» калории с помощью утомительного физического труда.
  • Второе — активное занятие спортом и сексом. Последнее способно продлевать жизнь за счет «гормона счастья». А потому секс должен быть не «онанизмом в половые органы», как метко охарактеризовал проституцию Фридрих Энгельс, а взаимоприятным процессом.
  • И что еще немаловажно: ограждайте себя от стрессов. Порой наши сегодняшние неприятности — всего лишь песчинка во всей жизни, но мы, жалея себя, превращаем песчинку в глыбу. Помните: кто чаще улыбается, тот дольше живет…
Статья опубликована в выпуске 1.03.2010
Обновлено 21.07.2020

• Насчет тренировки мозга. Запоминание нового вызывает электрические потенциалы в гиппокампе, а он, в свою очередь, вызывает электрические потенциалы в коре мозга. Причем, после значительной умственной нагрузки мозг может оставаться в тонусе до нескольких месяцев.
    А теперь аналогия с детьми. Они постоянно, каждый день, открывают для себя что-то новое. Как сказал Сократ: "Мы молоды пока продолжаем учиться"

• Здравствуйте,
    могу немного добавить из своего личного опыта. На мой взгляд молодости способствует не только физическая активность, очень важно также не дать своим мозгам, как говориться, заржаветь. Одно время мы всей семьёй увлекались игрой-тренировкой "Школа памяти", тренировали память. Я участвовала наравне со своими детьми, и через какое-то время не только не отставала от них, а иногда даже стала опережать. И, главное, я заметила, что сама стала выглядеть значительно моложе и бодрее, глаза заблестели ярче, кожа на лице стала более гладкой и элластичной. Безо всякой косметики
    И моя работа инженера-программиста не даёт мне застояться, постоянно меняютсяс ЭВМ, операционные системы, СУБД, языки программирования и т.д., может поэтому мне никто не даёт моих лет, выгляжу значительно моложе.

• Птичка, золотые слова! Чем дольше человек сохраняет творческую активность и не дает мыслям ржаветь - тем дольше организм "забывает" о том, что существуют болезни и надо собираться за "белыми тапками". В жизни немало историй, когда творческие люди жили долго и счастливо!

• от 3 марта
    Может кому интересно:
    Ученые вычислили ген, который препятствует большинству живых организмов жить до предела своих биологических возможностей (у человека этот предел оценивается 150 годами). "Удалив" этот ген из организма самок мышей, ученые смогли существенно продлить этим животным жизнь (Центр диабета и эндокринологии при Университетском колледже Лондона). Установлено, что удаление гена S6K1 у мышей приводит к увеличению их продолжительности жизни в среднем на 20%( Science 9 -2009).

Была выведена порода мышей, у которых названный ген отсутствует. Это привело к тому, что организм данных мышей начал самостоятельно вести себя так, словно бы находился на жесткой безкалорийной диете. Это еще раз доказывает важность умеренного питания в деле укрепления здоровья. Эти мыши оказались полностью невосприимчивыми к диабету второго типа. Уровень заболеваемости мышиным эквивалентом остеопороза тоже снизился - у них более крепкие кости. Если перевести мышиную жизнь в человеческий эквивалент, то люди смогут получить дополнительно где-то 16 лет жизни. Правда, если такой жизни как сегодня, то лучше на зачинаться.

• Владимир Дубровский Владимир Дубровский Дебютант 3 марта 2010 в 16:33 отредактирован 3 марта 2010 в 16:34 Сообщить модератору

Юрий Москаленко, хорошая статья.

В процессе поиска гена долголетия обратить внимание на "Здоровый образ жизни": зарядка ножками-ручками, закаливание - обливание или купание, поменьше есть и позитивно относится к жизни.
    В общем то прописные истины, приглашаю во Всесоюзную здравницу - Крым.

• В своё время один из Рокфеллеров поставил себе задачу дожить до 100 лет. Использованные самые передовые изыски позволили дожить до 99-ти. Тоже не очень плохо.
    Гены генами, а связи связями. Скоро появится очередное открытие - "Ученые выявили ген, ответственный у ученых за открытие новых генов".
    А по длительности жизни: раньше - молодильные яблочки и живая вода, сегодня - гены, завтра - протеом, послезавтра - ...снова молодильные...

• Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 2 марта 2010 в 10:06 отредактирован 2 марта 2010 в 10:09 Сообщить модератору

А что такое старение? Чем оно обусловлено, что происходит с организмом?
    А ведь ответов на эти вопросы пока нет. Узнаем на них ответы, будем думать и о долголетии, а пока методом "тыка".
    Есть такая болезнь - прогерия- ускоренное старение. Есть сообщения, что это генетическое заболевание. Есть ген старения и есть ген долголетия?
    На фото дети
    С сайта http://www.my-photo.ru/photo.php?z=u2yz&p=197328

• Игорь Абрамов, нет одного гена старения и одного гена долголетия. Есть множество генов, которые отвечают за определенные функции, которые связаны с продлением или укорачиванием жизни, с омоложением или старением. Они срабатывают в определенных условиях, определенных сочетаниях или в случае мутации.

• Марианна Власова, по-моему вы попали в точку - это система, а не ведро с мячиками по имени гены. Тут еще вопрос - воздействуем на одни гены - получаем, вроде, положительный результат по долголетию, но может эти мышки с жуткой патологией других органов. По омолаживающим кремам - там рак за углом нигде не притаился? Что-то проскакивало, когда использовали стволовые клетки.

• А теперь от себя

Юрий Москаленко,

Статья понравилась - таки чувствуется медицинское образование , как говорится - "кто на кого учился"
    ...Я считаю генетическую компоненту определяющей - если ей не мешать, конечно .
    Но есть ещё одна штука, достаточно любопытная - моя двоюродная бабушка, когда родилась её 2-я дочь, сказала - "Она рано постареет,так как родилась на старую луну", и так и произошло - будучи на 7 лет моложе своей старшей сестры, она лет с 30 стала выглядеть потихоньку всё старше её, а сейчас, когда старшей 75, а младшей 68, чисто внешне все считают, что младшей уже под 80 или больше...
    ...Мне на вид не дают мои 53, более того, иногда принимают за маму внука, а не за его бабушку , первый раз это была педиатр, когда дочку выписали из роддома и мы пошли на 1-й приём,педиатр приняла меня за маму и спросила у моей дочки - "А сестрёнка маме помогает?" (дочке было 28 ).Потом это вошло в норму, и я уже спокойно реагирую на "мамочка, так определитесь со своей коляской - вы в какую кассу хотите заехать" ( а поначалу, конечно, млела от радости ).
    У нас алкоголь продают с 21 года - у дочки ещё пару лет назад спрашивали паспорт при покупке спиртного .
    Папе моему 83 - но по шустрости он опережает многих 70-летних, и меня считает тормозом, это при том, что я дольше 10 минут находиться в спокойном состоянии не могу, постоянно какие-то бредовые идеи в голове. которые требуют немедленного исполнения.
    ...Естественно, я не могла не заинтересоваться - и в силу преподавания у эзотероиков у преподавателя астрологии взяла книгу с фазами луны за последние если не 1000 лет, то уж 500 точно (название что-то типа "эвфемизмы"..или "эвфемиды", точно не помню, так как на тот момент интересовалась другим). ...Проверили даты рождения - и таки да, я и мои родители родились в новолуние, причём я - на первые часы луны , папа - в первые сутки, мама - на 3-й день. А вот дочка - хоть луна была и новая,но было лунное затмение...
    ...Хоть я, честно говоря, считаю все эти молодые-старые луны по большому счёту мракобесием (таки я материалист до мозга костей, увы...или к счастью...), но вот такая информация имеет место быть.
    ... А вы знаете, на какую луну родились - и есть ли корреляция между фазой луны и темпом старения?

• Юрий Лях Читатель 2 марта 2010 в 15:22 отредактирован 2 марта 2010 в 15:27 Сообщить модератору

Ирина Баумане, по фазам -полюбопытствовал - на http://www.astrolab.ru/cgi-bin/moon.cgi прикинул - у меня - предноволуние (по сути - "старая луна"). Но пока было все нормально - и выглядел нормально, когда началась нервотрепка на всех фронтах - догнал свой возраст.
      Встречал мнение - если жена существенно моложе - муж тоже стареет медленнее. И наоборот - если жена существенно старше - муж тоже быстрее состаривается, а жена - становится моложе. А что будет с молодым человеком, если у него жена существенно старше, а любовница (или даже две) - существенно младше ;) ? Какая программа победит?

• Ирина, когда-то и я знал, на какой фазе луны родился, но потом эти знания задвинули новые знания.
      Но очевидно фазы Луны можно разычкать в Интернете и проверить. Я тоже выгляжу несколько моложе своего младшего брата.
      Что касается того, что ваш папа и в 83 года "шустрит", так это просто здорово! У меня дедушка был моторным лет до 90, потом начал сдавать, а бабушка "летала" до 91 года.
      Очень надеюсь, что хотя бы одной капелькой долголетия они поделились и со мной.
      А вообще года прибавляет любимое занятие. Если его нет, то как в пословице: "Скучен день до вечера, когда делать нечего!"
      Так что желаю, Ирина, творческого долголетия!

• Юрий Москаленко,

Мыши доказали: продление жизни в полтора раза — реально

Профессор биологии Леонард Гуаренте (Leonard Guarente) и его коллеги из Массачусетского технологического института (MIT) обнаружили ген и кодируемый им белок Sirt1, который может послужить ключом к похудению без диет, сокращению риска многих болезней и продлению жизни на 50%.
    Найденный ген отвечает за депонирование или выдачу жиров в специальных клетках, служащих кладовыми организма.
    Как известно, в норме организм пускает на топливо для своего движения белки и углеводы из пищи, а жиры — откладывает "на чёрный день".
    Лишь при недостатке калорий организм начинает сжигать жир.
    Выяснилось, что этот механизм регулируется с помощью Sirt1.
    Теоретически, с помощью этого белка организм можно обмануть и заставить расстаться с жиром, не прибегая к фактическому ограничению в пище.
    В свою очередь, известно, что умеренность в питании способствует продлению жизни и снижению риска ряда болезней (рак, диабет, болезни сердца).
    А сокращение рациона наполовину при прочих равных условиях вполне может привести у млекопитающих к полуторному росту срока жизни.

ССЫЛОЧКА
    : http://www.membrana.ru/lenta/?3201

• Юрий Москаленко,

«Ген долголетия» продлевает жизнь при нехватке пищи

Американские исследователи обнаружили ген, отвечающий за увеличение продолжительности жизни при жестком ограничении потребления калорий. Открытие позволяет по-новому взглянуть на феномен, известный на протяжении последних 70 лет.
    В 30-х годах прошлого века ученые пришли к выводу, что существенное сокращение калорийности корма при сохранении базовых питательных элементов способно продлить жизнь лабораторных животных почти в полтора раза. Данный эффект был неоднократно подтвержден в опытах с круглыми червями, дрозофилами, а также млекопитающими - мышами, собаками и обезьянами, однако его причины долгое время оставались неизвестными. Влияние пониженного потребления калорий на замедление процессов старения у людей пока считается неподтвержденным.
    Ученым из американского Института биологических исследований Салка удалось обнаружить «ген долголетия» у круглых червей-нематод. Известно, что относительно короткий жизненный цикл этих существ значительно продлевается при ограничении питания. По мнению биологов, это явление представляет собой адаптационный механизм, помогающий животным пережить период бескормицы и дождаться оптимальных условий для продолжения рода.
    Тем не менее, нематоды, лишенные гена под названием PHA-3, жили при ограничении питания ничуть не дольше, чем в нормальных условиях. Искусственная стимуляция экспрессии PHA-3, напротив, приводила к дополнительному увеличению продолжительности жизни червей.
    Человек и другие млекопитающие обладают тремя генами, близкими по структуре к PHA-3. Данная группа генов регулирует синтез гормона поджелудочной железы глюкагона, отвечающего за поддержание уровня глюкозы в крови. Ранее замедление процессов старения было принято связывать с генами, регулирующими выработку и функции другого гормона поджелудочной железы – инсулина.
    В ближайшее время ученые намерены исследовать функции генов, близких к PHA-3, у других видов животных. Если эти исследования приведут к аналогичным результатам, это может стать новым косвенным подтверждением эффективности популярных ныне низкокалорийных диет. В то же время исследователи не исключают, что открытие молекулярных механизмов эффекта долголетия рано или поздно приведет к разработке лекарств, позволяющих продлить жизнь без изнурительных диет.

ССЫЛОЧКА: http://mygenome.ru/news/22/

Выявлены еще 3 гена, вызывающие старческое слабоумие

Ученые идентифицировали три новых гена, которые связаны с развитием болезни Альцгеймера у двадцати процентов людей.
    Исследователи называют это самым существенным открытием в данной области за последние 15 лет.
    Два масштабных исследования выявили три гена, которые, как и известный уже ген APOE4, являются существенными факторами риска старческого слабоумия.
    Профессор генетики британского Университета Кардиффа Джулия Уильямс говорит по этому поводу следующее: "Если бы мы могли устранить вредные эффекты этих генов в ходе лечения, то смогли бы сократить количество людей, пораженных с болезнью Альцгеймера, на двадцать процентов".
    Во всем мире от болезни Альцгеймера страдает около 26 миллионов человек, никаких эффективных методов лечения этого заболевания до сих пор не создано.
    По прогнозам экспертов, число пациентов с болезнью Альцгеймера к 2050 году может составить уже более 100 миллионов человек.

ССЫЛОЧКА: http://mygenome.ru/news/178/

• Юрий Москаленко,

Найден ген, который мешает нам жить

Оказывается, жить так же долго, как галапагосская черепаха, человеку мешает не только экология, стрессы и вредные привычки.
    Как выяснили британские ученые из Центра диабета и эндокринологии при Университетском колледже Лондона, контролем за продолжительностью жизни занимается ген S6K1. Удаление этого гена может значительно продлить существование организма. Об этом сообщает RussiaNewsReport.ru.
    Ученые, как водится, начали с мышей. В результате эксперимента на свет появились мышки, у которых названный ген отсутствует. Их жизнь в среднем увеличилась на 20% - с 950 до 1110 дней.
    В человеческом эквиваленте прибавка бы составила около 15 лет жизни. Кроме того, эти мыши оказались полностью невосприимчивыми к диабету второго типа. Кости у них более крепкие, нежели у их сородичей, по-прежнему обремененных «геном смерти».
    И, наконец, организм данных мышей начал самостоятельно вести себя так, словно бы находился на жесткой безкалорийной диете. Это еще раз доказывает важность умеренного питания в деле укрепления здоровья.
    Считается, что за последние 100 лет самую долгую жизнь среди женщин прожила француженка Жанна Кальман. Она умерла 4 августа 1997 года в возрасте 122 лет и 164 дней. Рекорд долголетия у мужчин принадлежит Хабибу Мийану из Индии. Он скончался в 2008 году в возрасте 129 лет.

ССЫЛОЧКА: http://mygenome.ru/news/193/

Генетики учатся омолаживать сердце

Японские ученые обнаружили ген, который способен замедлить старение сердечно-сосудистой системы.
    Группа ученых из японского университета Киото (Kyoto University Graduate School of Medicine) сообщила о том, что им удалось обнаружить ген, способный значительным образом замедлить процесс естественного старения сердца и помочь сердечно-сосудистой системе выполнять функции, необходимые для поддержания жизнедеятельности человеческого организма.
    Согласно тексту статьи, опубликованной в свежем номере американского издания Journal of the American Heart Association, воздействие на ген PI3K может в несколько раз снизить риск развития инфарктов и инсультов, вызванных возрастом сердечно-сосудистой системы. В результате экспериментов, проведенных на лабораторных мышах, исследователи выделили одну из вариаций гена PI3K, которая в несколько раз смертность, связанную с пожилым возрастом животных. В ближайшее время генетики собираются выступить с докладом на одном из мероприятий, посвященных проблеме сердечно-сосудистых заболеваний и путям ее решения.
    "Возраст был и остается главным фактором риска развития сердечных заболеваний, от которых страдает огромное количество людей во всем мире, - рассказал руководитель экспертной группы, доктор Тетсуо Шиои (Tetsuo Shioi), на страницах научного журнала. - Теперь мы можем говорить о том, что возрастные изменения можно замедлить, снизив смертность современного человечества".

ССЫЛОЧКА: http://mygenome.ru/news/195/

• Ирина Баумане Ирина Баумане Читатель 2 марта 2010 в 00:39 отредактирован 2 марта 2010 в 00:42 Сообщить модератору

Юрий Москаленко,

Ученые разгадали секрет старения

Эти аварийные сигналы побуждают митохондрии клетки к продуцированию окисляющих "свободнорадикальных" молекул, которые, в свою очередь, заставляют клетку разрушиться или прекратить делиться.
    Они исследовали общий процесс, каким образом клетка стареет, то есть, как она перестает делиться, что сказывается и на сердечной деятельности, и на коже - к примеру, появляются морщины.
    По мнению специалистов, теперь, после открытия подобного механизма, станет легче бороться с возрастными изменениями и такими болезнями, как диабет, сердечно-сосудистые нарушения, рак. При этом об эликсире вечной молодости, по их словам, речи не идет.
    ССЫЛОЧКА : http://mygenome.ru/news/274/

• Юрий Москаленко,

Определенные гены, унаследованные от обоих родителей, могут заставить человека с возрастом по ряду биологических признаков быть на целых 8 лет «старше» тех, у кого этот генетический материал отсутствует. Подобное сочетание генов имеется примерно у 7% населения.

Еще 38% людей из-за генов в среднем «старее» своих сверстников на 4 года. У 55% населения этот генетический материал вообще не встречается.

Таким образом, ученым удалось показать, что старение и изнашивание организма связаны не только с ходом времени, влиянием окружающей среды и вредными привычками, но и наследственностью — некоторые люди с рождения обречены на раннюю старость.

Как ожидается, результаты исследования ученых Университета Лестера лягут в основу новых программ мониторинга здоровья населения, позволят выявлять «предрасположенных к раннему старению» уже среди молодых людей и разработать специальные диеты и профилактические методики.

Как сообщалось ранее, британские специалисты сейчас работают над средством, которое на генетическом уровне может предотвратить старение кожи. Старение кожи имеет несколько ключевых причин, среди которых ослабление способности клеток удерживать воду. Потеря воды и вызывает образование морщин. Как оказалось, за этот процесс отвечают 700 генов. В случае поддержания их активной работы, морщины на лице человека появляться не будут, отмечают ученые. Сейчас специалисты занимаются созданием нового поколения косметологических средств, которые будут действовать на генетическом уровне и призваны дарить людям вечную молодость.

А ученые из Петербургского института геронтологии изобрели препарат, способный на десятилетия увеличить жизнь людям. В его основе содержатся пептиды – они восстанавливают синтез белка, и это предотвращает старение.
    ССЫЛОЧКА: : http://mygenome.ru/news/265/

• Крысы, которые живут впроголодь и в холоде, живут значительно дольше тех, которые существуют в комфортных условиях.
    По замыслу мы, народ, должны жить если не вечно, то долго
    А живем недолго потому, что наш человек настолько терпелив, что у него кариес сразу переходит в гангрену

• Василий, святая правда! Суета сует не поззволяет нам должным образом заботиться о здоровье. Мы только и ждем удобного случая, чтобы болезнь шарахнула так, что ни встать ни сесть, после чего кричим караул. Это называется жареный петух...

• Юрий Москаленко, Очень интересно. По поводу 3 пункта - понижение температуры - два момента:
    1 - не нарушится ли процесс расщепления пищи и синтеза своего белка
    2 - организм повышением температуры борется с инфекцией. Не собьется ли этот механизм.

• Юрий, судя по опытам, процесс расщепления пищи не изменяется. Да и температура будет повышаться в той мере, в какой необходимо. Могу судить по супруге. Ее нормальная температура около 35 градусов, а при болезни все равно повышается...

• Юрий Москаленко,
    Как там у прозаика: "Белые тапки - эмблема печали!"

• Как там у поэта: "Лет до ста расти нам без старости, год от года расти нашей молодости"!

• Хотелось бы не только до ста, но и больше. 5

• Отличная статья. К сожалению, мы знаем обо всем этом мало. Разве что о 6 способе - голодании.