• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Профессионал

Человек для дачи или дача для человека?

Сакральное понятие «дача» появилось в шестидесятых годах прошлого века и, конечно, сразу обросло мифами и легендами. Центральное место в культе занимает представление об идеальной Даче.

Платоновская Дача — суть место, предназначенное для любования природой и распивания чая с вишневым вареньем за большим круглым столом. Происходит сие волшебство теплым летним вечером, на таинстве непременно присутствуют счастливые дети, внуки и домашние животные. Большая дружная семья умиленно обводит взором свои ухоженные владения, наблюдая буйное спонтанное созревание овощей и фруктов.

Добрая бабушка чуть поодаль варит в медном тазу малиновое или же крыжовенное варенье, ласково предлагая подбегающим внучатам отведать пенку; а буде случится неожиданный гость, или сосед заглянет на огонек — и ему достанется красоты, ласки и крепкого ароматного чаю…

Однако реальность не оставляет от хрустальной мечты даже осколков. Чаще всего дачная каменистая почва обильно полита трудовым потом и усеяна упаковками из-под таблеток. И дача выступает уже не идиллическим Беловодьем, а ареной суровой борьбы слабого человеческого организма с природой и собственным идиотизмом. Основные потери в этой войне несет организм.

Итак, воодушевленные легендой неофиты (или же старые искушенные дачники), встав субботним утром затемно, отправляются к даче своей мечты. Жаждущее сна и отдыха тело, естественно, выдает сосудистую реакцию в виде повышения (реже — понижения) давления, головокружений, тошноты. Для страдающих ишемической болезнью сердца и гипертензией риск сосудистых катастроф повышается в разы. С учетом того, что состав воздуха в городе и на даче различается весьма существенно, шансы неадаптированного организма благополучно пережить выходные не так уж и велики.

Впрочем, это цветочки. И пешая прогулка на три-пять-семь километров с неподъемным рюкзаком за спиной — тоже еще не ягодки. Настоящая мясорубка начинается по прибытии на плацдарм. Понятно, что за неделю театр военных действий успевает обрасти сорняками, которые необходимо срочно выполоть. И организм обнаруживает, что у него, оказывается, есть спина и суставы.

В лучшем случае приступ радикулита сразу уложит дачного труженика на травку, и как раз через сутки он сможет осторожненько добраться до города. Но чаще многократно повторенное упражнение «согнулся-разогнулся» приводит к тупой постоянной боли в пояснице, не настолько сильной, чтобы прекратить работу, и упорный труд во имя великой идеи продолжается. Межпозвоночные диски, изрядно тронутые остеохондрозом, пережимают проходящие в них артерии и вены.

Однако ни головная боль, ни онемение в руках, ни дрожащие ноги не могут отвлечь борца за урожай от его цели.

Чаще всего дачные угодья требуют полива. Курсирование от грядки к грядке с полными ведрами или со шлангом в руках довольно быстро напоминает, что полиартрит тоже никуда не делся — а такого рода нагрузки, помноженные на холодную воду, приводят к стремительному его прогрессированию.

Граждане же, страдающие остеоартрозом коленных и тазобедренных суставов, могут сразу занимать очередь на операцию по эндопротезированию. Спешу утешить: сейчас такие операции проводятся в основном успешно и обходятся относительно недорого. Средств, вырученных от продажи дачи, как раз хватит на лечение и реабилитацию.

Однако солнце уже в зените. Бледное городское тельце, жадно впитывающее животворные лучи ультрафиолета, быстро краснеет и покрывается волдырями. Густо смазанная сметаной спина (народная мудрость плохого не посоветует!) становится идеальным инкубатором для развития инфекции, вроде фурункулов, абсцессов, в запущенных случаях — флегмон.

С повышением температуры дачник борется аспирином — и снова в бой. Потому что соседи зорко следят друг за другом, и каждая минута передышки покрывает лентяя неувядаемым позором в глазах соплеменников.

Между тем сосудам явно легче не становится. Наклоны, солнце, непривычная работа обеспечивают труженику гипертонический криз, часто в комбинации с приступом стенокардии. В этом смысле больше всего страдают незащищенные от атеросклероза мужчины, те самые любящие сыновья и хорошие мужья, которых вывозят на дачу трудолюбивые матери и жены.

Дорогие женщины! Понятно, что всем нам лестно продемонстрировать соседке своего послушного и заботливого сына (мужа, зятя). Но подумайте — не слишком ли дорого вам обойдется дополнительное ведро смородины? Потери среди мужского населения и в мирное время слишком велики, стоит ли подвергать близкого человека дополнительному риску?

Инфаркты и инсульты настигают мужчин трудоспособного возраста гораздо чаще, чем женщин. И выезд на дачу вполне способен стать той самой соломинкой, за которой — тяжелая болезнь, долгое дорогое лечение и инвалидность в перспективе.

Однако близится вечер трудного дня. Дачники доползают до своих домиков и забываются недолгим тревожным сном, чутко отслеживая — а не забрались ли на участок воры, мечтающие поживиться на халяву яблочком или пучком укропа.

На следующий день у тружеников разламывается голова, гудит спина, не ходят ноги и не сгибаются натруженные пальцы в жилочках. Сил хватает ровно на добраться до дома и вызвать скорую.

Особо стойкие, впрочем, еще успевают устроить небольшой семейный скандал ленивым домочадцам-уклонистам, выглядящим вызывающе отдохнувшими. Выходные считаются прожитыми не зря.

Правда, цена килограмма помидоров, складывающаяся из затрат на дорогу, разнообразных удобрений, вызова спецбригады скорой помощи и долгого недешевого лечения у кардиолога или невропатолога, оказывается вполне сопоставимой со стоимостью свежевыловленных омаров, доставленных чартерным рейсом — но разве это имеет значение!

А ведь жизнь могла бы быть такой счастливой! Вспомните вашу мечту, дорогие дачники — зеленая лужайка, большой стол, самовар, мангал с шашлычком, свежий воздух и приятная компания.

Вспомните, что вы хозяева даче своей, а не наоборот! И тогда на помощь вам с удовольствием придет специально обученный волшебник, который ликвидирует грядки и засеет землю пушистой газонной травой.

А вы сможете наконец извлечь из подсобных помещений запылившийся круглый стол, купленный в прошлом веке, но так ни разу и не использованный. Повесить между двумя яблонями гамак, тоже довольно старый — признайтесь, ведь он лежит где-то в кладовке, просто все не хватало времени на такие глупости, правда?

Вкопать два столба для детских качелей — из-за дачи вы почти не видите внуков, верно?

Позвать старых друзей и подруг, торжественно водрузить старенький, но вполне исправный самовар на льняную скатерть…

И тогда теплый летний закат, озвученный детским смехом, собачьим лаем и щебетанием разнообразных птиц, вернет вам ощущение радости жизни, о котором вы как-то позабыли в многолетних дачных страданиях.

А кто помянет урожайность и сорняки — тому штрафную чашку чая. С вареньем.

Статья опубликована в выпуске 21.06.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (107):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хахаха, но нет только в радость и по принципу, что выросло то выросло, дача это отдых, а не пахота, в особенности если есть еще и основная работа

    Оценка статьи: 5

    • Лидия Богданова, а фитнес - только в радость или пахота? А семейное гнездышко с мытьем окон на N-ом этаже и кухонным мартеном? И так далее. Уж не говоря об "основной работе", даже желанной, добровольно выбранной.

      • Нина Бочарова, фитнес тем более, если не стоит проблема похудеть У меня ее нет, я вот сегодня после фитнеса зашла и пышек налопалась, ну очень захотелось А мытье окон, да еще на N-ом этаже, это, вообще, мужская работа, а вдруг голова закружится Я понимаю о чем вы, если серьезно, да есть такие вещи, которые мы делать не хотим, скрипя сердцем, но и тут надо убедить себя сделать это с желанием Дача это не личный дом крестьянина, на котором он выращивает себе еду, без которой зимой помрет, это так, баловство Кто не любит землю вообщем то там и не работает и посадить цветочки в клумбочках и посеет газонную травку.

        Оценка статьи: 5

        • Лидия Богданова, полностью с вами согласна. Только маленькая заметка: хлопотнее газона трудно что-либо придумать. Но вы абсолютно правы. Не люблю горы, да еще и ледяные, - не лезу. Кто не любит землю - на асфальт, на песочек, максимум в парк. Помните у Маяковского: и знал лишь Бог седобородый, что это животные разной породы...

  • Насчет кесаря и слесаря - правда. Коллега на 6-м десятке упорно ходит в горы каждый отпуск и на госпраздники. По ледникам!!! В компании собственных повзрослевших учеников. Кайфует. Другая - ее ровесница - шантажирует двоечников: не возьму в лыжный 30-км поход не сдавших зачет по геометрии!!! Действует.
    А я копаюсь в огороде. Прививаю яблони. Сажаю розы - и нюхаю. Без помидоров и укропа лета не представляю. А июльский завтрак на веранде - ... И мульчирую, и практически не копаю, зять подарил такую штуку с колесом, универсальный плоскорез, у нас делают. А если что-то не вырастет или хитиновые гости съедят, так рынок никто не отменял.
    Это не просто хобби, это голос крови и зов предков. Вас уже не зовут - и радуйтесь с гаджетами в гамаке, я с ними тоже на качельке отдыхаю, но после фитнеса в грядке. Никто железками не гремит, потом не воняет, соловьи пол-лета надрываются, нарциссы с жасмином, сирень с пионом соревнуются. Ночью звездная симфония - шезлонг на газон, пледом укутаться, рядом маттиола и душистый табак. А помощников зовем мебель затащить - их же старую - или кувалдой поиграть, чего-нибудь забить. Да, и на дерево за яблоками залезть, чтобы не побились.
    Об одном жалею, климат позволяет этому счастью только полгода цвести, отсюда, видимо, и загадочная национальная мечтательность.

    • Нина Бочарова, как хорошо вы пишете и точно!!
      Это не просто хобби, это голос крови и зов предков
      -нарциссы с жасмином, сирень с пионом соревнуются.
      - шезлонг на газон, пледом укутаться, рядом маттиола и душистый табак.

      Оценка статьи: 5

  • Статья просто отличная. Смеялась в голос, так хлестко написано.

    В восторге от формы, но не от содержания. По поводу негативного влияния на здоровье - не соглашусь категорически. В подростковом возрасте именно на даче я избавилась от постоянных простуд. Теперь дача помогает сдерживать у ребенка аденоиды. В дачный сезон мы просто о них не вспоминаем. И мама на пенсии. Жить для себя не привыкла. Не приучена. Зимой хворает. А как только дача - бодрится и едет. Устает, это да. Но если без фанатизма - лучше дачи досуга для среднего класса не придумаешь.

    Оценка статьи: 5

  • Живенько написано… ипохондриком.

  • Надя Новоселова,
    И организм обнаруживает, что у него, оказывается, есть спина и суставы
    Во-Во!

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья ) даже на даче нужно подходить ко всему с умом!

  • Надя Новоселова, спасибо за статью, весьма колоритно и с юмором. Комментарии тоже очень интересные. Я сама не понимаю, зачем потом и кровью бороться за урожай, когда все продается и крутить в промышленных масштабах невкусное варенье, которое потом никто не есть. Но с другой стороны, если живешь в частном доме, то руки чешутся что-нибудь посадить. Когда я жила с мамой, то беременная вскапывала огород - и не потому, что меня кто-то заставлял, а просто хотела помидоры посадить. И они у меня действительно в тот год просто перли и были очень вкусные!
    А у мужа мне почему-то ничего не хочется делать: сил не остается с детьми, да и свекровь орудует в огороде сама. Но ничего: я уже начала наводить там свои порядки

  • гамак между яблонями!?а если кора перетрётся?

  • Анекдот в тему: маленький медвежонок Мишутка рассказывает маме, как провёл день. И на пасеке побывал, и в озере купался, рака поймал, и мальчика на велосипеде напугал, и малину кушал, в конце спрашивает:"Мама, а я тут ещё такого зверя странного скушал, но не знаю как называется: спинка у него чёрная, пузико белое и лапки в земле?" "Сдаётся мне, Мишутка, что ты дачника сожрал..."

    Оценка статьи: 5

  • Прикол: для одних дача -- это по сути загородный дом, там они лишь отдыхают, напрягаются лишь стрижкой газона, изредка жарят шашлыки и купаются в бассейне (монолитном или надувном). Крысота.
    Другие компенсируют себе ботанические амбиции, или выращивают плоды земли, которые явно выгоднее покупных, по причине "полного органического земледелия". И не факт, что теряют среди грядок здоровье. У некоторых это пресловутое здоровье только укрепляется, если ковыряться без надрыва.
    У нас было всего 4 сотки. Две под газоном, две возделывались. Папа купил маме дачу при одном условии -- он пахать не будет! Поэтому на выходные папа вывозил всех-всех (и кота тоже) на дачу, сам сидел в шезлонге на газонной половине, читал книгу, гладил кота, и наблюдал за нашей копотнёй среди грядок. Мы же с мамой и братом пололи, поливали, подвязывали, сажали-сеяли. Спина ни у кого не болела ни разу. Вообще ничего не болело и никто не падал в обмороки, мозолей не натирали. Только вот душа заболела раз, когда наш урожай стали собирать соседи. Приедешь -- голые ветки. Мама психанула и весь участок стал газоном. Но нам стало скучно туда ездить... Так и продали.

    Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий,
      Вообще любое дело нужно начинать с изучения вопроса. И соответственно с понимания цели. Есть литература по садоводству, но самое блестящее произведение (в нашем случае, всем рекомендую!) - автор Курдюмов. Парень окончил Тимерязевскую академию, пишет книги, а зарабатывает в том числе восстановлением запущенных садов, которые прежние хозяева "направили" на выращивание дров. В инете его легко найти. Огород без проблем", "Сад без проблем" и т.д..
      А что касается стрижки газонов и ухода за цветочками, то это занимает время не меньшее, чем огород...

      • Докладываю

        Олег Ветер, с Курдюмовым состоял в переписке. Он просто кумир садоводов. Мой приятель в Кишинёве в восторге от него. По наводке Курдюмова чего он только не вытворял с обрезкой деревьев, безотвальной копкой и пр.
        Курдюмову нравились и мои закидоны, напр. ситечко на горловину лейки, чтоб не забивалась при поливе.

        Оценка статьи: 4

        • Олег Ветер Читатель 22 июня 2011 в 15:23 отредактирован 22 июня 2011 в 15:25 Сообщить модератору

          Сергей Дмитриев,
          Да уж... Мне больше всего это нравилось, как он с деревьями ... У него подход такой: Зачем вам 4-5 деревьев? за которыми вы через 2 года перестанете ухаживать. Зачем их растить на дрова? Затенять участок? Чтобы яблоки по периметру собирать на высоте 4 метра? Составьте список, потом его хренак на половину!!! Не давайте дереву расти!! Оно с горя заплодоносит, надо ведь потомство успеть оставить. Берем, тут отрезали, там надломили, все зацвело, и осенью 5 ящиков яблок! Которые вы сами точно не съедите...

      • Ксения Печий Ксения Печий Профессионал 22 июня 2011 в 13:25 отредактирован 22 июня 2011 в 13:26 Сообщить модератору

        Олег Ветер, ну так а я о чём?
        Курдюмова вон на Петровке (книжный рынок в Киеве) можно полное сочинение собраний купить! Что мама и сделала. Сейчас она всё равно огородник, а не дачник, в селе. В клубе органического земледелия состоит. Грибы на пнях выращивает. Нравится ей это всё.
        Я же не вижу себя кротом... Правда с удовольствием собираю плоды с деревьев и кустов. Орехи посбивать, вишню сорвать, яблоки-крыжовник-малину собрать -- да без проблем!
        С газоном да -- еженедельная возня. Ну и что?
        За цветочками тоже уход непыльный, если подобрать правильно (это я вам как ландшафтный дизайнер ;) )
        Так что: кесарю кесарево, слесарю слесарево.

        Оценка статьи: 5

        • Ксения Печий,
          Ну и молодца! Это я как дачник дизайнеру. Ктайцев или корейцев надо нанимать. Видел как-то на колхозных полях бригаду.. Производительность как у спец.обученных колхозников-стахановцев. Все окучено, ни травинки, все по струнке.

          • Олег Ветер, мы не баре, чтобы людей нанимать. Люди маленькие, живём скромно, не шикуем -- всё сами.

            Оценка статьи: 5

            • Ксения Печий,
              Так баре - те ни черта не делали, только приезжали в усадьбу покутить, да оброк собрать. Кажется так называлось. А мы живем в стране победившей демократии. Можем себе позволить друга с Ю.В.Азии пригласить и попросить помочь поделиться опытом.

              • Олег Ветер, в наших краях люди неевропеоидной рассы -- диковина. Да и нанимать их никто не будет. Говорю же -- всё сами!
                Тут соседей нанимать и то -- себе дороже. Хочешь, чтобы сделано было хорошо -- сделай сам. Огород прополоть и я могу. Что изредка и делаю.
                Родственника (вроде же своя кровь!) мама наняла скосить траву, так гад скосил на десять см выше земли! Сорняки, как гидра лернейская, от ствола по шесть прутьев поотбивали каждый! Вот уже тогда я строительных рукавицах и вооружённая злостью вылезла на огород и повыдёргивала всё к чёртовой матери. Так же мы с мамой уже и жать учимся помаленьку. Каждый "работник" хочет и денег, и пообедать на хозяйский счёт, а поработать или не шатко, не валко, или растянуть на человекодни... Беда прямо. А мама на пенсию живёт. Да и я не могу назвать себя состоятельным человеком: сезонник...
                Так что повторюсь -- сами всё, сами!

                Оценка статьи: 5

                • Олег Ветер Читатель 22 июня 2011 в 15:18 отредактирован 22 июня 2011 в 15:24 Сообщить модератору

                  Ксения Печий, тогда читайте про мульчу! А вот , кстати, мы еще не рассмотрели вариант ДАЧА - как инвеситиционный объект. Купил , отремонтаровал, продал на след. год и получил прибыль. Не знаю, проходит этот вариант или у нас сложности (пока купишь, оформишь, зарегистрируешь..., пройдет 5 лет). По спутниковому TV была целая программа , как в США это дело за пару месяцев проворачивают. Капает с каждого объекта по 50 тыс.$, и без особого напряга. Даже интересно: Тут картон, там гипсокартон, тут картину, тут стенку перекрасили...

                  • Олег Ветер, давно читал, как один мужик подрабатывал перепродажей авто. Купил, подшаманил, иногда просто сменил обивку и вычистил пепельницы. Зарабатывал в среднем $500 с машины. Не ахти какие деньги, но это происходило во время перестройки, когда все валилось. Он нашел нишу и тем жил. Вижу некую аналогию с дачами.
                    С дачами есть другой вариант. У нас есть брошенные участки, земли вокруг много. Один знакомый кадр скупает их, если там есть строения. Разбирает их и продает стройматериалы.

  • Обыкновенная тенденциозная статья. Таких статей можно сотню наклепать: Человек для машины или машина для человека? Да кто то просто за руль держится, а кого то хлебом не корми - дай в мотор залезть, коробку перебрать. Человек для телевизора(компьютера, кухни, вышивания, детей, работы ...) или ....
    Каждому свое, вот и все!

    Оценка статьи: 1

  • Анна Дуварова Анна Дуварова Мастер 21 июня 2011 в 22:54 отредактирован 21 июня 2011 в 22:54 Сообщить модератору

    Народ смотрю тут поделился на тех, кто "за", и кто "против". Конечно, нельзя всё обобщать. В мегаполисах тоже дачники разные бывают. Есть те, которые засветло в электричку и на дачу, а есть те, у кого дача на Рублевском шоссе.
    Понятия "дача" и "дачник" так многогранно, как если бы мы стали обобщать всех представителей вида Homo Sapiens. И из общего было бы только название вида, а всё остальное различно.

    Оценка статьи: 5

  • Много написано и много надумано. Читать все не стал, многое понятно и без трения глаз об экран. Многие статьи в Школе, вижу, что пишутся они часто в столицах. В провинции другие расстояния, время, затраты и много чего не так. Я еду до дачи 10 минут. Ей уже 20 лет, но не скажу, что я опытный садовод-огородник. Не помню случая, чтобы кто-то умер на своем клочке земли, заработал инфаркт или радикулит.
    Здоровье-да, пузо растряс-да, надышался свежего воздуха, увидел и услышал птичек, согласен. У меня на участке много ящериц, встречались ежи. Как не порадоваться этому. Не все же время зарабатывать болезни. И чай мы пьем. И кофе.

    Не надо так мрачно о нормальном времяпровождении. Спугнете ненароком тех, кто только-только думает о таком приобретении.

    • Сергей Чернев, Вы правильно говорите, ДРУГАЯ точка зрения лишь относится к той ситуации, когда народ приезжает на дачу вкалывать! Неконтролируемое увеличение объемов, площадей, понятное отсутствие возможности все успеть и сделать качественно + оставить при этом время на отдых (птичек послушать, на качелях покачаться, в бассейне поплескаться...)

      • Олег Ветер, моя проблема на даче состоит в том, что с одной стороны соседи работают и слушают тупую музыку. С другой-поработав,ят шашлыки, пьют и горланят на всю Ивановскую опять же тупые песни. Я приезжаю туда с женой и собакой поработать, отдохнуть и прислушаться к природе. Не к соседям, орущим друг другу через три поля: Вань, тебе сколько налить? Утрирую, но орут точно через поля. А визгливые женско-деревенские голоса достают регулярно. Надеюсь, отличие деревенских голосов на высоких тонах, от нормальных, не орущих рядом с тобой, Вы знаете. Так что с отдыхом на даче получается не всегда. Особенно по выходным. Но у нас есть возможности бывать и в будние дни, когда вокруг пустота. И это счастье!

        • Сергей Чернев, одна из моих клиенток продала семейную писательскую дачу в очень престижном и красивом районе и купила в диком захолустье именно из-за соседей. Дачи стали скупать нувориши и дама просто не выдержала шума! Пока будние: всё хорошо. На выходные начинается: "переговоры" через залив, чтобы вся слободка слышала, квадроциклы, скутера, громкая музыка, визги приглашённых купальниц-девчёнок, дискотеки, стрельба по банкам и прочее...

          Оценка статьи: 5

  • Вся статья в названии, остальной ужас можно и не писать..))
    Если выбрать второе, дача для человека, то и жизнь будет в удовольствие. Это я как дачник с 20 летним стажем говорю.

    Оценка статьи: 4

  • Надя Новоселова,

    Всё очень живописно описано.

    Оценка статьи: 5

  • Оксана С Оксана С Читатель 21 июня 2011 в 17:00 отредактирован 21 июня 2011 в 17:01 Сообщить модератору

    Надя Новоселова, статья как будто о моей маме написана!
    Наверное, память о советском дефиците всего - это уже ничем не искоренить. Поэтому "спасает" дача. Под Киевом, "недалеко", всего полтора часа электричкой. Зато лес рядом.
    Вообще-то проблем с садом-огородом всего две: либо нет урожая (всё вымокло, высохло, было сожрано вредителями, поклевано птицами и т.п.), либо урожай такой, что уже и насолила-намариновала-наварила, соседям по мегаполису пораздавала, а он всё не заканчивается, и что-то надо делать, ведь бросить жалко.
    Или вот еще: посадить ведро картошки, чтобы потом столько же и выкопать. Едим то, чем побрезговала медведка: ей что покрупнее и получше, людям - размером с зеленый горошек.
    На все уговоры посадить цветочки и травку, чтобы не нервничать по поводу "вымокнет-высохнет", ответ прост: "Так я ж всего понемножку высаживаю, чтоб было что поесть там, на даче". В итоге на дачу (для еды) везется все: от кусочка мяса-колбаски до тех же морковки-картошки. Ну разве что петрушка колосится под забором всегда.
    И каждый год "наша песня хороша, начинай сначала".

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 июня 2011 в 17:13 отредактирован 21 июня 2011 в 17:17 Сообщить модератору

      Оксана С, в Украине (только ли в Украине?) если не потоп, то засуха. Если не засуха, то колорадский жук. Если не жук, то оранжевая революция. И когда они там умудряются что-то еще вырастить?
      А в деревнях чаще соседей признают по заднице, а не в лицо. И многие выживают именно за счет огородов.

      Да, и главное: старым людям (как моей 85-летней бабушке) остался один смысл как-то шевелиться - огород. Их этому в военно-послевоенные годы приучили. Поэтому они до 90-лет по ланам и скачут. А мы, "умные", будем уже лет в 50-60 сиднем на месте сидеть...

      • Игорь Ткачев, в деревнях да, согласна, многие выживают именно за счет огородов.
        Мама в Украине, я - в России. Но здешние городские огородники - стопроцентная копия украинских.
        Конечно, есть и те, кто творчески, научно подходит к процессу садоводства, кому это в кайф.

        Оценка статьи: 5

    • Оксана С,
      Cажательно-копательная болезнь она заразна! И практически не лечится. Все начинают с малого. Потом площадь ВОЗДЕЛЫВАНИЯ увеличивается, посевы расширяются. Объемы растут, радуют первыми урожаями. Но наступает время, когда все это начинает (по разным причинам) превышать возможности садовода-любителя. По большому счету можно посадить 1 яблоньку, на которую привить 5-6 сортов, но которую нужно обязательно формовать. пару кустов смородины, пару малины, да разбить 2 насыпные грядки: под клубнику и под зелень. Все! На остальное ни сил, ни времени не хватит. Все остальное отборного качества дешевле выбрать на рынке и оплатить.

      • Олег Ветер, изначально мотив был "чтобы обеспечить семью овощами фруктами: и летом свеженьких поесь, и на зиму заготовить". Причем, у мамы всегда установка "только тяжкий труд облагораживает человека", ведь так жили ее родители, и родители родителей и далее вглубь поколений. А так как проработала всю жизнь бухгалтером (сейчас на пенсии), то вкалывать на даче надо в два раза больше. Какая селекция?! Какая формовка?! Что за "интеллигентские штучки"?! Только разбросать тачку навоза, согнуться пополам и копать, копать, копать... Нет, конечно, опрыскать дерево или побелить - это да. А дальше просто переживать "выростет-не выростет".

        Довод моей сестры (высказанный и Вами), и я с ней (и с Вами)абсолютно согласна: Все остальное отборного качества дешевле выбрать на рынке и оплатить - НЕ ПРИНИМАЕТСЯ.

        Оценка статьи: 5

        • Олег Ветер Читатель 21 июня 2011 в 18:01 отредактирован 21 июня 2011 в 18:02 Сообщить модератору

          Оксана С,
          Экстенсивный путь развития (т.е. приростом площадей!). Мои родители такие же. 73 года, все болит... В наличии соток 50 под картошку (как , знаете, в деревнях за садом... и до оврага). Вот это все каждой весной - засеять картофелем!) Мешков 15-20-ТУДА. Мешков 15-20 осенью выкопать, просушить, перетаскать, отвезти в город в гараж. Амортизаторам машины - КОНЕЦ (под замену), безина - ???? - много, таблетки от радикулита, давления, суставов на суммы ПРИЛИЧНЫЕ. + я в помощь из Москвы - туда - обратно ( + покушать + подарки). Вообщем арифметика простая: поехал осенью на рынок, выбрал, купил хорошую картошку и отвез аккуратно в гараж. Затраты - минимальны! УБЕДИТЬ НЕ ВОЗМОЖНО. УМРЕМ САМИ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ХОТИТЕ ПОМОГАТЬ.

  • Надя Новоселова,
    Как увидела название - подумала, что нужно обязательно показать бабушке. Мы ей это уже лет 10 доказать пытаемся. Дача в 35 соток была куплена, чтобы "бабушка на пенсии не скучала". Теперь вся семья практически не имеет выходных и поминает тот день недобрыми словами. У матери из-за этого начала сильно болеть спина. А еще прибавьте лунный календарь, органическое земледелие и все дурости, которые "одна баба сказала, а другая считает непреложной истиной", и скандалы из-за этого.
    Врагу не пожелаешь.

    Оценка статьи: 5

    • Иван Петров Читатель 21 июня 2011 в 14:29 отредактирован 21 июня 2011 в 14:31 Сообщить модератору

      Хельга Тарасова, иметь участок в 35 соток это большая удача! Это настоящая дача!
      Советую вам собраться всей семьей и построить посреди участка большой не менее 10х5х1.5м бассейн. Если вы в средней полосе - обезательно крытый и обогреваемый. Вложитесь во все современные системы фильтрации воды. Все проблемы с мая по сентябрь исчезнут. А бабушке уже сегодня запаситесь набором красивых купальников.

      • Иван Петров,
        Не уверен , что после возведения бассейна с мая по сентябрь все проблемы исчезнут... Наверное, прежние покажутся мелкими шалостями, а возникнут более глобальные: чем заполнять, как все это поддерживать, чтобы не запузырилось и т.д.

        • Иван Петров Читатель 21 июня 2011 в 17:05 отредактирован 21 июня 2011 в 17:09 Сообщить модератору

          Олег Ветер, про проблемы я имел в виду больше медицинского характера, обильно упомянутые в статье. Сейчас строят бассейны не с хлорированием, а с озонированием. Про оздоровительное воздействие можно читать в соответствующих сайтах.

          • Иван Петров, Я Вас понял. От части все правильно: лучше бассейн и травка, чем сажательно-копательная болезнь. То есть не ДАЧА, а ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ. Но вот по собственному опыту могу сказать, что даже такой подход не помогает. Нужно и окружающий дом участок сождержать , и дорожки поддерживать , и всему свойственно ветшать все же. Нужен тогда наемный работник! Но вот я как-то стал склоняться к выводу, что проще деньги, которые я трачу на это "поддержание, взносы, пикники", проще потратить раз в год на хороший отдых где-нибудь в Австрии, в Альпах или путешествии. Питание, дом, машина, красоты... все включено ведь. Деньги такие же!

            • Олег Ветер, мы с вами думаем и действуем правильно и одинаково! Но я совсем немного впереди. Отдохнув однажды "где-нибудь" я решил, что одно другому не помеха. И вот этот комментарий пишу разместишись под пальмой у собственного домика на средиземном море. В основном я живу здесь зимой - с октября по апрель. Но летом старые кости погреть тоже приезжаю. В хорошую погоду на родине хорошо - на травке и бассейне. Не хочу раздражать классовых ненавистников. Рядом со мной много россиян. В основном это пенсионеры - нефтяники, газпром, энергетики. В будущем многим я думаю, это станет нормой - работать в суровой россии - пенсия на теплом море.

      • Иван Петров, "и построить посреди участка большой не менее 10х5х1.5м бассейн. Если вы в средней полосе - обезательно крытый и обогреваемый. Вложитесь во все современные системы фильтрации воды" - это случаем я не заблудился? Это Россия-матушка или земля обетованная?

        • Игорь Ткачев, извините вы подзадержались в развитии. Специально разьясняю. Наши "дачи" т.е. участки непригодной земли раздали народу в 60-70 годы ввиду невозможности обеспечить население продовольствием от колхозов. Т.е. трудящийся должен был неделю трудиться на производстве, а в выходные обеспечивать себя продуктами. Причем на земле нельзя было ничего путного построить. Даже баню. Дачами все это назвать никак нельзя. После 90-х многие ограничения сняли. Но естесственные - плохая земля, отсутствие дорог, коммуникаций, старые строения и главное людская инерция - остались. С продовольствием уже давно другая ситуация. Российский частник не знает куда девать мясо, молоко, овощи и пр. по демпинговым ценам. Т.к. предприниматели завозят все, что угодно из стран, где снимают по 4 урожая в год. Картошка или помидор, выращенный на садовом участке, сейчас в разы дороже и хуже по качеству купленного на рынке или супермаркете. Беспокойство автора о вредном влиянии садов на здоровье народа обосновано. В результате уже давно - последние 10 лет - те, кто заводит дачи, под огород отводит немного места. У меня картошки, например, 2 грядки по 10 метров. А на участке строят хороший дом с удобствами, беседки, бани, бассейны, игровые площадки и пр. И процесс далее пойдет именно в этом направлении. Старые участки будут перекупаться, обьединяться и застраиваться по новому. С бассейнами!

  • Судя по количеству комментариев, тема очень актуальная, задела всех за живое. Но написана с медицинским уклоном, наклонился - радикулит, побегал с холодной водой - артрит, обгорела спина под солнечными лучами - фурункулы и флегмоны. А где душа, которая из мегаполиса вырвалась на свежий воздух? Все владельцы садово-огородных участков , мне кажется в предках имели крестьянские корни и вот поэтому они с удовольствием и остервенением "пластаются" на этих неудобях. У нас в России мало плодородных земель, чтобы вырастить урожай действительно надо пролить семь потов. И все равно, дача ли участок ли, это хорошо

    Оценка статьи: 5

    • елена семичева,
      1) У нас-то в России МАЛО ЗЕМЕЛЬ (пригодных)? Да у руководства страной мозгов нет все, что дадено природой, не использовать!!!! И туризм у нас не развит по той же причине, что пальмы не растут...
      2) Вообще-то для того, чтобы переключиться с мегаполиса на природу, не обязательно сеять и пахать. Можно просто съездить на озеро, в горы, в лес, в пустыню.. Если очень хочется, можно и пикник организовать, можно и просто пузырек выпить... Рыбку половить, за собой убрать... Объясните, почему именно дача?

  • Надя Новоселова, вы наверно все-таки пишете не о дачах, а о садовых участках. Это большая разница. На садовый участок выезжают действительно на выходной. На даче живут весь летний период. Моя дача, например, размером 25 соток, у реки, на нем 2 больших дома (газ гор.вода отопление канализация кондиционирование), баня, гараж, большой крытый плавательный бассейн. Согласитесь описываемая вами "дача" к настоящей даче не имеет никакого отношения. А жить в современной даче еще лучше, чем это было 100 лет назад. Спутниковое ТВ и интернет к этому распологают.

    • Иван Петров, здорово, когда можно себе и квартиру в мегаполисе позволить, и дачу в стиле рококо. С газом, кондиционером и вертолетной площадкой. (Правда, на кой ляд Вам там интернет и сателлит-ТВ - не уразумею...).

      В том-то и дело, что русский (да и не русский тоже) человек рвет себе пуп, чтобы у него и дача была как терем. И когда средств на это хватает с трудом, то какая это релаксация? Это постоянная головная боль: где достать денег, как закончить ремонт, оградиться от воров и расхитителей своей дорогой собственности...

      И потом, за всем этим счастьем нужен постоянные уход и ремонт. Снова, здорово, когда можно вызвать специалиста почистить камин. Или целую бригаду сменить старые обои на новые. Но это не про нас.

      Все это требует ухода, содержания, постоянной работы. Не знаю, кому это будет в радость.

      • Игорь Ткачев, насчет вертолетной площадки ирония зряшняя. 40 лет назад на дачах не было площадок для авто. Сегодня - у всех. Бассейнов не было совсем. Сегодня - через одного. Авиалюбителей сегодня единицы. Но это больше связано с законодательством. (до 70-х годов садоводов тоже было мало). Учитывая динамику цен на вертолеты (например ROBINSON) через двадцать многие вместо джипа будут покупать вертолет.
        Интернет конечно нужен чтобы общаться с вами. Кстати стоит это почти ничего. Безлимитный интернет от МТС всего 100р\месяц. Т.е 2 пачки сигарет которые некоторые выкуривают за день. Установка спутникового ТВ от ТРИКОЛОР-ТВ всего 7000р. И 15 каналов цифрового качества - твои бесплатно. Хочешь еще 60 - платишь всего 600р\год. Можно перечислять дальше ... Важно понять что статья не отражает дачные возможности современного россиянина. Отстала от жизни лет на 20.

        • Иван Петров, чего это Вы мне прайс-лист выставили? Я не про то, что все почти задарма, а про то, что глупо на дачу ездить, чтобы в интернете ковыряться или телевизор смотреть.

          "Данные возможности современно россиянина"... "Через дачу бассейн"... эк Вы какой. Во мне просыпается классовая ненависть.

          И откуда такие вот берутся, а?

          • Игорь Ткачев,

            сообщество вроде про то что глупо на дачу ездить чтобы выращивать помидоры и солить их. В супермаркете больший выбор и дешевле.

            я предлагаю альтернативные варианты. классовую ненависть мы уже проехали.

            берутся из тех, кто не ждет манны небесной. я более 20 ти лет руковожу собственной фирмой, начал с нуля. у вас такая возможность тоже была. Есть и сегодня. Удачи.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 июня 2011 в 10:03 отредактирован 21 июня 2011 в 10:12 Сообщить модератору

    Надя Новоселова, "и ему достанется красоты, ласки и крепкого ароматного чаю..." - а бабушка та еще игрунья-) "Красоты и ласки"-)

    Во многом согласен... дача (огород, поле, лан) - как поле боя. Поле брани. И поле глупости. Наряду с самыми благими намерениями.

    Большинство наших родителей и прародителей - именно из тех "старых псов", которых новым трюкам уже не научить. Они, как робинзоны, прячущие сухари под подушку, несмотря на вновь обретенное изобилие, будут до потери сознания ковыряться на своих грядках, закатывать центнеры помидоров и огурцов в банки, переживать, что те портятся-взрываются и т.д.

    Однако при размеренной, "платоновской" работе на даче и отдыхе, положительный эффект очевиден.

    • "И ты, Брут!?

      Игорь Ткачев, хорошо, что хоть последней строчкой разбавлено кислое восприятие дачной темы.

      Оценка статьи: 4

      • Сергей Дмитриев, да что там душой кривить! Конечно, здорово выехать на дачку, например, своих знакомых, и побаловаться шашлычком, пивком, погреться на солнышке...

        И совсем другое дело, когда дача, или при-какой-то там участок, порой совсем не в трудном финансовом положении, превращается в дополнительный источник дохода. Тогда - прощай благотворное влияние на душу и тело.

        У меня, например, хватает знакомых, которые так ожесточенно и самоотреченно вкалывают на своих участках, словно собираются забрать все эти огурцы и помидоры с собой в лучший мир.
        Хотя, это уже то поколение, которое и с артритом, холециститом и полиомиелитом сидеть где-ить в шезлонге не будет. Им огуречено-помидорные трудности подавай-)

        Лишь бы меня не мучили-(

  • Надя Новоселова, статья очень понравилась. Особенно приятно, что это мнение женщины
    "Потому что соседи зорко следят друг за другом, и каждая минута передышки покрывает лентяя неувядаемым позором в глазах соплеменников" - это вообще шедевр. Моя тёща имеет полный букет болезней от аллергии до варикоза и все равно садит на даче картошку, чтоб земля не пустовала, "а то что соседи подумают?"
    Прежде, чем что то делать в этой жизни, подумайте зачем?

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 21 июня 2011 в 09:27 отредактирован 21 июня 2011 в 09:28 Сообщить модератору
      "Надеюсь, верую..,

      Андрей Сугоняко, вовеки не придёт ко мне позорное благоразумие", (В.М.)

      "Но жалок тот, кто всё предвидит,
      Чья не кружится голова.
      Кто все поступки, все дела
      В их переводе ненавидит." (из Е.О. А. Пушкина)..

      Оценка статьи: 4

  • Надя Новоселова, прекрасная статья! Не слушайте завистников с обгоревшими спинами!)

    Оценка статьи: 5

  • Пессемист, выпив рюмку коньяка, сморщится и скажет: "Клопами пахнет!" Оптимист, раздавив клопа, радостно воскликнет: "Вот, коньячком запахло!"
    Автор - из пессимистов! Жалко даму, жалко и тех, кто с ней согласен.
    Мой отец каждую пятницу ехал на свою дачу, копался там в земле, что не мешало ему выпивать там свои 100 грамм, днем вздремнуть и пообщаться с соседями.
    Более того, он уходил от этих бесконечных семейных ссор и претензий со стороны родственников. Дача помогала ему сохранять здоровье и нервы. Тут автор пытается свалить смертность мужчин на "дачный труд". Статистика говорит немножко о другом: ежегодно 100 тысяч мужчин умирают от инфартов и инсультов и "любимые" жены занимают в причиных этой статистики далеко не последнее место.
    В понедельник он ехал на работу. А работа у него была не мед - он до 82 лет был начальником снабжения на небольшом заводе. Посильный труд на даче поддерживал его жизненный тонус. Может быть, ему это и помогло прожить до 92 лет.

    • Нафтали Штейман, где Вы, право, видели таких русских (или белорусских, украинских), что на дачу едут исключительно "выпить сто грамм, вздремнуть и пообщаться с соседями"??? В наше-то время?

      Я вот, наблюдая за своими бабушками, соседями и знакомыми (особенно неугомонными женщинами) вижу именно то, что дача - это далеко не место отдыха, а место тяжелой работы. Почти битвы. Битвы за урожай. И место, где нервы не успокаивают, а наоборот портят.

      В том-то и дело, что многие на даче отдыхать не умеют.

      • Игорь Ткачев,
        Cогласен. Но вернее сказать, каждый отдыхает, как он себе это представляет. И замечу, что чаепитий под вишневое варенье давно не наблюдал! ... Я в прошедшие выходные на даче ругался с таджиком, который ничего не покосил... Под вечер пришел подвыпивший сосед и говорит: Здорово, я тут твою машину случайно , так сказать, захреначил... Но ты покрась, скажи потом скока я тебе должен, и тока без обиды!... Умилительно! Упоительные вечера! Что еще добавить?

        • Олег Ветер, блаженны те, кто ездит на дачу исключительно с водителем, на все готовое.
          И у моих соседей со мной (нормальных таких людей, героев нашего времени) отчего-то получается один разговор: падем выпьем, а?...
          Один сосед без спроса перерыл мне пол участка (ремонтировал сток). Сначала воняло неделю, теперь все в грязи. Ему красот (я за него счастлив).
          Другой своих кур ко мне выпустил. Куры - твари глупые, перерыли все перед домом. Воронка, как после взрыва. Да еще и насрали.
          А третий приперся с бутылкой. Полчаса я его вежливо отшивал. Пока чуть не подрались. Он обиделся, теперь со мной не разговаривает (как же, я же ему в душу плюнул. В самую ее ейную суть!).

          Нет, я человек желчный, раздражительный. Соседи меня бесят-(((

          • Игорь Ткачев, а тема соседей-это нескончаемая больная тема!Со мной два года судился сосед из-за клочка земли,который он по пьяни отдал сам предыдущему владельцу моего дома. Когда судья сказал,что такие дела длятся годами, я не поверила.Но оно так и получилось.

            Оценка статьи: 5

            • Таша Бай, "дела длятся годами" и съедают столько нервов и здоровья...
              Если по-правде, то я со своими не ссорюсь. Пускай копают, пускай краской воняют, пускай куры ходЮт... Я не настолько рачительный и домохозяйственный. Да и мертвую стерильность не люблю.
              Вот только не терплю, когда мне в рот начинают вливать: "Ну, давай выпьем! Уважь! Ты че такой необщительный? Че, брезгуешь?".
              Вот такие морды не терплю.
              А так, на природе, все же лучше, чем в нагромождении камня, вони и эгоизма, под названием "город". Отсюда весь год и живу там, где меня не достают-)

              • Игорь Ткачев, а я к сожалению или к радости-эстетка.Люблю,чтобы было красиво,люблю природу.А так как возможности выезжать у меня мало,то я на своем приусадебном участке создаю кусочек природы:насадила деревьев,кустарников,цветов.Участок малюсенький,но у меня в приоритете сад,а не огород.Но "добрый" сосед,бывший строитель,а по призванию Плюшкин,так и норовит мне все изгадить.То битумом забор зальет,так что шикарное дерево погибло,то под мне под забор свои трофеи запихает:старые чайники,чемоданы и прочую рухлядь.Я тоже не ругаюсь,но моему эстетическому нутру очень больно это лицезреть.

                Оценка статьи: 5

                • Таша Бай, каждому - свое. И здорово, когда ты знаешь, что хочешь, у тебя на это есть возможности и тебе не клюют в затылок "как надо".
                  Для одних огород, участок, дача - поле битвы. Или просто перпетум работы. Дай бог им сил.

          • Игорь Ткачев,
            Аналогично. Причем, мы меняемся тоже... Раньше, порой, пузырек с соседом, потом еще, потом музыку на полтоварищества, а утром с 7-00 косишь траву и никаких те головных болей... А сейчас? Сосед с порога орет на все товарищество "СКУ-КО-ТИ-ЩА!!!!!!!" Это значит, пузырь проглотил, вышел подышать. Потом начинаются хождения от участка-к участку...Братания, обнимания и приглашения к костру. Потом - музыка до 2-00 ночи и крепкий (неспокойный) сон до полудня в воскресенье. Далее - покос трав, и чуть позже проверка "на выхлоп" : пронесет его или нет... Замечательно! Но, как говорит, отдыхает. Разряжаться-то надо. Не всю жизнь в офисе торчать.

    • Олег Ветер Читатель 21 июня 2011 в 08:45 отредактирован 21 июня 2011 в 10:21 Сообщить модератору

      Нафтали Штейман,
      В пределах "разумного", согласен: Да. Расслабиться, пообщаться, на свежем воздухе побыть, за травкой поухаживать. Но нельзя превращать дачу в филиал общества "трудовые резервы". Без фанатизма! Даже, если цель - газон, цветники и бассейн. В глянцевых журнальчиках красивых картинок насмотрелись..., проходили, знаем как это дается без помощи садовника, наемного работника и т.д.. У меня у самого участок 24 сотки. При этом мы сажаем только цветы, даже газон не стал сеять, хватает луга.. И при этом май превращается в трудовые будни. Покупать рассаду по 150-300 р. за 1 цветочек - дорого (на мой взгляд), поэтому растим.. А также: земля, песок, удобрения, инвентарь, инструмент, шланги, взносы целевые и членские, обезболивающие, бензин, продукты на пару дней. Это вариант "ничего не сажаем" (только поливаем и стрижем)!. Но еще есть дом, который нужно бы поддерживать. Это подразумевает: оплата коммунальных услуг, поддержание электрики, сантехники, газ.оборудования, состояния всего строения в сохранном и красивом состоянии..

  • Олег Ветер Читатель 21 июня 2011 в 08:18 отредактирован 21 июня 2011 в 09:03 Сообщить модератору

    Все правильно, предостерегающе изложено! Прежде чем впрягаться в эту кампанию, нужно представить , для чего дача (участок) тебе нужны? Урожаи выращивать? Траву до одурения стричь, пиво пить, привезти родственников и друзей: мол, строю вертолетную площадку..." Когда задумаешься, что все перечисленные варианты целей - полный абсурд, то как-то невольно приходишь к выводу, что действительно не стоит даже затевать. Хотя у меня дом всеже есть...

  • Надя Новоселова, Жесть! Хотя это не дача, а более благозвучное слово "фазенда". А на фазенде, как известно трудится рабыня Изаура. Мы - не РАБЫ. У нас - "Дача"!

  • Надя Новоселова, выражусь, как истинный овощевод: "хрен редьки не слаще!"
    Устройство газона и уход за ним - ещё более трудоёмкое дело, чем выращивание овощей и фруктов. Не там копаете, истина от Вас сокрыта.

    Оценка статьи: 1

  • Какое-то странное представление о современной даче, пусть даже с огородом. Учитывая то, чем нас кормят магазины, это прекрасная возможность хотя бы летом есть нормальную зелень, яблоки, ягоды. Это как минимум. Для моих детей дача - помимо воздуха, красоты, озера и т.д. - возможность получить реальные трудовые навыки и познания. У нас нет деревенских бабушек. И первые коровы и куры детям встретились именно на пути на дачу. Да и добираются большинство явно не на электричках. Да, все это требует труда (та же прополка), но это в любом случае лучше, чем сидеть (лежать) перед телевизором. Согласна в этом с первым комментом. Не видела ни одной семьи, регулярно ездящих на дачу (только именно свою!), которая не любила бы это место. А у автора есть своя дача? Грустно как-то читать такие статьи. Они появляются достаточно регулярно. Д, у дач есть масса минусов (например, музыкальные предпочтения соседей - от РадиоДача до караоке). Но плюсов явно больше.
    Всем привет с моей дачи.

    • Ольга Бахтина, ой вы знаете, что касается караоке и музыкальных предпочтений соседей. Мои родственники живут в частном доме в поселке, где много дач. и так соседи достали по выходным своими караоке... Портить людям праздник не хочется, а делать что-то надо. мы их к себе позвали, вместе с караоке и синтезатором. а им предложили шашлычок и свои голоса (те еще голоса, но под шашлычок, да под водочку -нормально)))

      Так душевно вечер провели! Потом уже без зазарения совести просили их быть потише, если, например, ребенок болел или поздно очень.

      так что хорошие коммуникации -наше все. шансон тоже пели -да.

      Оценка статьи: 4

  • статья о том, как сменить труд на даче на гиподинамию.

    Оценка статьи: 3

    • Ответ.

      Евгений Миловидов, и человек для дачи и дача для человека.
      В статье излишек банальных сентенций. На самом деле всё динамичней и азартно: Постройка дома, рытьё колодца, заборы, посадки, первые урожаи - всё это оставило лучшие воспоминания. Это была полная мобилизация всех сил и изобретательности.
      А разведение червей? А посадки облепихи, кизила, разной смородины? Никакого унынья и лени. Это был лучший, "срок в 15 лет" жизни. И никакого негатива ! Вопрос в заголовке просто праздный, риторический и надуманный.

      Оценка статьи: 4