• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Виктор Покидько Мастер

Что такое плагиат?

«Плагиат (от латинского plagio — похищаю), умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское изобретение (полностью или частично). За такие действия предусмотрена уголовная и гражданская ответственность».

Да, воровать и присваивать себе чужой труд не хорошо. Но очевидно, что это понимают не все. Есть, например, люди, которые могут что-либо придумать и сами же могут реализовать свою идею, но есть люди, которые не могут ничего придумать, но могут в совершенстве повторить то, что кто-то придумал. И, наконец, люди, которые не могут ничего придумать и не могут ничего повторить — это прекрасные исполнители и помощники.

Но человек постоянно совершенствуется и ему хочется чего-то большего от жизни: он начинает подражать и копировать более талантливых и успешных коллег. Другими словами — учиться чему-либо. Здесь, кажется, как раз, и зарыта собака, часть людей, научившись какому-либо ремеслу, начинает создавать собственные творения, используя накопленный предыдущими поколениями опыт, а другие так и остаются не способными к творчеству. Вот эти-то люди в силу своей закомплексованности и пытаются чужой труд выдавать за свой, чтобы не казаться хуже других или просто заработать на этом.

Желание «не казаться хуже других» и толкает людей на подобные поступки. С этим явлением в нашей жизни приходиться сталкиваться довольно-таки часто. Естественно, что гениев очень мало, хотя и в их жизни и деятельности встречаются курьезы. Например, параллельное изобретение беспроводной передачи информации русского ученого А. С. Попова и итальянского радиотехника Г. Маркони.

Но, так как в науке и технике все изобретения и открытия популяризируются и регистрируются, то украсть ни идею, ни принцип работы не представляется возможным. Но вот в сфере творчества люди, менее одаренные, «берут» чужие идеи и выдают их за свои. Иногда переделывают какие-то части, а иногда, даже не стесняясь, просто подписываются своим именем под чужим трудом.

Интересная история в этом плане произошла с очень популярной в свое время, мелодией «Ламбада», авторство которой принадлежало одному не очень известному композитору. Его новая композиция, остававшаяся практически не замеченной, через некоторое время стала хитом, и покорила многие страны на всех континентах. Своей популярностью она была обязана двум предприимчивым молодым людям, которые увидели в этой композиции то, что другие почему-то не замечали.

Они сделали новую аранжировку, изменив немного саму композицию, дав, таким образом, мелодии новую жизнь. Когда музыкальное произведение стало приносить баснословные доходы, автору не составило труда доказать в суде свое авторство и отсудить у предпринимателей десятки миллионов долларов. Оказывается, если в композиции используется более семи нот, стоящих подряд из другого произведения, только тогда это считается плагиатом.

В некоторых энциклопедических статьях, посвященных плагиату, можно встретить пояснение: «Следует отличать плагиат от литературной преемственности, например, традиция стихотворений — „памятников“ в русской литературе: к оде Горация „Exegi monumentum“ („Памятник“) в русской литературе XIX -XX веков обращались М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, В. В. Капнист, А. Х. Востоков, С. А. Тучков, А.С. Пушкин».

Такая традиция преемственности существует и у авторов монументальных музыкальных произведений. Например, третий акт оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» начинается прекрасной лирической песней Марфы «Исходила младешенька», основанной на подлинной народной мелодии. А в первой картине четвертого акта значительное место занимает красочная вокально-танцевальная сюита. Протяжная хоровая песня «Возле речки, на лужочке», бойкая плясовая «Гайдучок» и величальная «Плывет, плывет лебедушка» основаны на народных мелодиях.

В свою очередь, Д. Шостакович в своих симфонических произведениях использовал музыку из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». А в симфонии «Памяти жертв фашизма и войны» хорошо известной любителям музыки, в коде звучит каноническая тема песни Соловьева-Седого «Любимый город».

Или скажем, как относиться к теоретическим изысканиям А. Эйнштейна? Например, наиболее революционной стала его работа «К электродинамике движущихся тел», в которой с необычайной ясностью были изложены идеи частной теории относительности (ЧТО), разрушившей классические представления о пространстве-времени, существовавшие со времени Ньютона.

Однако, ряд важных положений этой теории были сформулированы еще Г. А. Лоренцем и А. Пуанкаре, идея как, говорится, витала в воздухе. Но только Эйнштейну удалось объединить все самые важные положения новой теории и ясно на физическом языке сформулировать ее постулаты, прежде всего, принцип относительности и принцип существования предельной скорости распространения сигнала.

Но и сейчас еще можно встретить высказывания, что теория относительности была создана до Эйнштейна. Но, поскольку в ЧТО важны не столько формулы (многие из них действительно были известны ранее из работ Лоренца и Пуанкаре), сколько правильные физические основания, из которых эти формулы следуют, только Эйнштейну удалось раскрыть физическое содержание теории относительности.

Но давайте перейдем от истории к проблеме плагиата в журналистике. Очень красноречиво высказался в свое время о плагиате в СМИ журналист «Комсомольской правды» Андрон Калашников: «Плагиат — незаживающая рана на теле журналистики. Происхождение этой раны ни у кого не вызывает сомнений: пренебрежение правилами элементарной гигиены.

Вместо того, чтобы бегать по городам и весям, собирать полезную для общества информацию, корреспонденты некоторых изданий посредством сидячего образа жизни и чтения материалов коллег наживают массу болезненных неприятностей. А вместо того, чтобы этот вредный для здоровья образ жизни поменять на полезный, — расчесывают неприятности, нанося раны организму…" («Плагиат — болезнь грязных рук»).

Как все, наверное, поняли, речь идет об авторах, которые используют новости, информацию и работы других авторов, размещенных в Интернете, который стал для многих журналистов своеобразной палочкой-выручалочкой. Но и здесь, как в любом другом деле, палка о двух концах. Одно дело — просто скачать какой-нибудь эксклюзивный материал, изменив название и поставив под ним свою подпись, отдать материал в печать, а другое — творчески использовать необходимый материал, указав его автора и источник. Но делать это надо всегда корректно, не нарушая закон и права автора. Ну, а то, что человек, ворующий чужие работы, расписывается в бессилии создать что-то самостоятельно — это очевидно.

И самое интересное, что продукт умственного труда или творческой деятельности в нашем обществе почему-то полноценным продуктом почти никто не считает. Хотя «Закон об авторском праве и смежных правах» существует и, по идее, должен защищать автора. Но единственное, что автор может получить от этой защиты, это возможность гордиться тем, что она у него есть.

Статья опубликована в выпуске 8.12.2006
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень злободневная тема!

  • да вы что?
    Сами же пишете:
    «Плагиат (от латинского plagio – похищаю), умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское изобретение (полностью или частично). За такие действия предусмотрена уголовная и гражданская ответственность».
    Выделю для усиленного привлечения внимания - умышленное присвоение авторства .
    А вы - рассуждаете. Теория относительности Энштейна - плагиат или не плагиат?
    Если бы Энштейн написал - всё это придумал я. В каждой его статье и работе - есть список материалов, которые он использовал, с авторами и издательскими реквизитами.
    Что вы путаете божий дар с яйшницей. Как только рука поднимается.
    Вы, что ли не пользовались интернетом при написании этой статьи - и данные о учёных и другое. А ведь кто-то это всё написал в интернете. Что - тоже плагиат? Горация всего наизусть знаете?
    Что вы людям то рассказываете? Теперь читатель будет думать, что журналисты все - ворьё.
    Стыдно должно быть.

    • Георгий, если вы внимательно читали, то я именно хотел сказать, то о чем вы пишите. Ничего нового нет, все уже было писано переписано,вы в чем-то правы. А по поводу Энштейна есть много слухов, домыслов, но я о них не писал, и не писал, что великий физик-теоретик и философ плагиатор, а лишь, только то что он единственный, кто смог грамотно и аргументированр описать законы, в которые мало кто верил, просто читайте внимательней,

      Да и где написано, что журналисты все ворье, не придумывайте того чего нет. А при чем здесь Гораций, или вспомним еще Шолохова?

      Оценка статьи: 5

      • Хорошо. Тогда зачем ссылаетесь на Энштейна в рассуждениях что можно отнести к плагиату, а что нет - это ли не пример возможности.
        такое впечатление - что у вас Энштейн попал в отрицательные примеры, а в положительных...
        А Горация - вы сами цитировали, вернее ссылались на него.
        Я же против всего остального не выступаю...
        А финал - что журналисты не бегают, а сидят у интернета - сам напрашивается вывод - плагиатом занимаются - понимай ворьё.

        • Георгий, есть, например версия, что законы как бы «открывала» жена Енштейна, а не о он сам, я просто не хотел об этом писать, думал, кто знает поймет, а кто нет, так и будет. Вообщето вокруг Енштейна много различного толка мнений, но не хочется об этом сейчас говорить, что было, то было, и его заслуги несомненно заслуживают внимания. А по поводу журналистов я ведь не писал, что все, В семье не без «плохого ребенка»...

          Оценка статьи: 5

          • Что-вы, что-вы. Язык мой - враг мой. Я не хотел, чтобы вы оправдывались. Это я так пытаюсь разобраться (для себя) в принципах изложения. Увидел вас в ретинге. Очень вдохновлён вашей статьёй - поэтому и "зацепили" некоторые моменты. И тема - близка (о культуре). Коллеги говорят что я взрываюсь, когда не понимаю. А в русском языке - ещё очень много непонятного для меня.
            Благодарю за сведения об Энштейне.

  • А мне понравилась статья- автор молодец!

  • Да-а. В наше время, когда уже обо всем переговорено по миллиону раз, сложно написать что-либо новое в истинном смысле этого слова. Я дизайнер, и когда пишу статьи, естественно! , использую чужие материалы - книги, иллюстрации. Ну как можно описать, например, исторические стили без этого? А сколькими людьми это уже проделано! Столкнулась с тем, что некоторые вещи не могу выложить на свой сайт, именно потому, что не хочу выглядеть лентяйкой и плагиатором. Хотя пишу сама. Но кого это волнует, если на многих сайтах уже есть нечто похожее.

    • С картинками сложнее всего - можно, конечно, указать, где взяли, только это не гарантия того, что не нарушили права настоящего автора.

      Но с текстами, господа хорошие, обращаюсь к авторам, которые взяли моду брать чужой текст и менять чуть-чуть каждое предложение - так нельзя! Ну не умеете придумать что-то интересное - просто прочитайте об этом интересном, закройте журнал (книжку, станицу чужого сайта) и - вспомните, что такое изложение. Я скоро начну зверствовать по-настоящему и позорить прилюдно тех, кто не понимает, где свое, а где чужое и что можно, а чего нельзя.

      Пользуясь случаем, сформулирую еще раз: если в тексте осталась чужая фраза - укажите автора в скобках. Если кусков несколько - укажите источник полностью - в тексте. Если чужих слов больше, чем ваших - ставите ссылку в соответствующем поле. Если текст собран из разных источников - две ссылки, остальное в тексте.

      И учтите, мне есть чем заниматься, количество авторов прибавляется с каждым днем, поэтому, заподозрив плагиат, откладываю статью в сторону, пока не появится время ее проанализировать подробно.

      Марина, это все - не к Вам, конечно.

  • "Что такое плагиат?"

    Виктор Покидько, есть такие понятия как компиляция - попробуйте и об этом тоже ...

  • Имя Автора
    Владимир Шебзухов

    Предстал пред дедом мудрецом
    Младой изобретатель

    — Прости за беспокойство, дед!
    Я изобрёл велосипед!
    Не быть тому лишь хвастовством…
    О нём мечтали, кстати…

    Советы – для тебя пустяк!
    Подскажешь, если что не так…

    Хоть мудрецу немало лет,
    Взобрался на велосипед,
    Затем перекрестился…
    С восторгом прокатился.

    Изобретатель у ворот
    Глядел в томленьи деду в рот.
    Дождался, наконец, творец,
    Что выказал ему мудрец.

    — Таков совет смогу я дать –
    Сумей колёса поменять:

    Переднее, чтоб было сзади,
    А заднее, чтоб – впереди!
    Коль справишься с работой за день,
    То к вечеру ко мне приди…

    И оба рады были встречи,
    Едва настал заветный вечер.

    — Я сделал всё, как ты сказал.
    Колёса тот час поменял.
    Но… ничего не мог понять!
    Не стал я на тебя роптать
    И не гневил Создателя.
    Не понял сам чего… видать!
    А, что же изменилось, дед?

    Готовый ждал творца ответ –
    Ф.И.О. изобретателя!