Александр Захаров
Александр Захаров Профессионал

Каковы основные права потребителей?

В 1985 году была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», которая определила основополагающие права потребителей. Практически все эти права нашли отражение в российском законодательстве о защите прав потребителей. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил, установленных законодательством.

Этот принцип и реализуется в Законе Р Ф «О защите прав потребителей», который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора.

Если стороны специально не оговаривали условия о качестве, то потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению. Если же потребитель при заключении договора поставил продавца (исполнителя) в известность о конкретных целях приобретения товара (услуги), то невозможность использования товара (услуги, работы) для необходимых потребителю целей будет считаться недостатком товара.

Однако свобода договора не означает, что качество товара будет зависеть только от желания сторон. Обязательные требования к качеству некоторых товаров могут устанавливаться в стандартах. Поэтому закон специально закрепляет правило, в силу которого если предметом договора является товар (работа, услуга), качество которого должно соответствовать обязательным требованиям стандартов, то переданный потребителю товар (услуга, работа) должен соответствовать этим требованиям.

Применение в повседневной жизни различных механизмов, которые могут выйти из-под контроля человека, не позволяет полностью исключить причинение вреда. Чтобы свести до минимума возможность возникновения вреда при реализации товаров (работ, услуг), в Законе «О защите прав потребителей» и уделяется такое большое внимание реализации права потребителей на безопасность.

Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.

Государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению.

Дополнительным препятствием поступления в продажу небезопасных товаров является государственная система сертификации. Сертификация — это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов. Товары, подлежащие сертификации, не могут реализовываться без сертификата. Ответственность за наличие сертификата несет продавец.

Еще одной гарантией обеспечения безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя используемых им товаров (работ, услуг) является и предусмотренная законом обязанность изготовителя в необходимых случаях разработать и указать — в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом — специальные правила использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Продавец же обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Кроме вышеперечисленного, законом установлена обязанность изготовителя (исполнителя) приостановить производство товаров (работ, услуг), если будет установлено, что при соблюдении потребителями правил эксплуатации и хранения эти товары причиняют или могут причинить им вред. Если установить причины вреда не представляется возможным либо невозможно устранить эти причины, изготовитель обязан снять товары с производства. Одновременно изготовитель и продавец товара обязаны принять меры к отзыву опасного товара, уже приобретенного потребителями. Отзыв товаров от потребителей осуществляется за счет изготовителей. Это означает, что убытки, причиненные отзывом товара, изготовитель должен возместить как потребителям, так и продавцам в полном объеме.

С правом потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) связано право потребителей на возмещение ущерба. Это право также закреплено в законе.

Ответственность изготовителя (исполнителя) за произведенный товар (работу, услугу) ограничивается сроком службы или сроком годности товара (работы, услуги), а если эти сроки не установлены, то изготовитель (исполнитель) обязаны обеспечить безопасность товаров (услуг) в течение десяти лет с момента передачи потребителю. Если же в нарушение требований законодательства изготовитель (исполнитель) не установил срок службы на товар, на который установление такого срока обязательно, он будет нести ответственность за ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей в течение всего времени службы товара, независимо от времени причинения такого ущерба.

На практике нередко возникают ситуации, когда товар (работа или услуга) причиняет вред лицам, которые никак не связаны с производителем этого товара. Например, при возгорании телевизора зачастую ущерб причиняется не только имуществу владельца телевизора, но и имуществу других лиц, например, соседей. Данная ситуация предусмотрена законом, в силу которого право требовать возмещения вреда может любой потерпевший, независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с причинителем вреда.

В соответствии с требованиями Закона Р Ф «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей, возмещается в полном объеме. При причинении вреда здоровью потребителя возмещению подлежат утраченный заработок или его часть, размер которого рассчитывается по правилам, установленным ГК РФ; расходы на лечение, дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование, а также другие расходы, вызванные повреждением здоровья.

Если повреждено либо уничтожено имущество потребителя, то это поврежденное имущество должно быть восстановлено.
Если восстановить его невозможно, потребителю должна быть предоставлена вещь того же рода и качества, что и поврежденная.
В случае, когда этого сделать нельзя, потребителю должны быть возмещены убытки.
Под убытками понимается стоимость утраченного имущества, расходы, которые произвел или должен будет произвести потребитель в связи с утратой имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые получил бы пострадавший потребитель, если бы его право на безопасность товара (работы) не было бы нарушено (упущенная выгода).

Опубликовано 14.01.2007
Дата первой публикации 04.01.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да статья хорошая, Все изложенно правильно. На практике тоже применяется четко. Нужно только знать куда обратиться и что сказать. Мне пришлось воспользоваться этим правом. Купила на рынке неисправный электрический чайник. Когда обратилась к продавцу, он отправил меня к такой-то бабушке и сказал что если эспертиза подтвердит, и с чувством полного достоинства администрация рынка дала адрес и телефон. Они были полностью увереные что гос.эксперт в гос.торг.надзоре отфутболит меня. что и было попытались сделать тамошние сотрудники. Но я возмутилась. Ведь если бы они принимали на экспертизу товар купленный на рынке и давали заключение, то тогда бы и нечестные продавцы бы тоже исчезли. Кому охото платить штрафы и еще оплачивать саму экспертизу. Хех услышав мои аргументы мне дали заключение. Я пошла на рынок, а там продавец опять за свое, тогда я пригрозила что пойду в налоговую и тогда их раскрутят по полной. На этом прения все закончились и мне все полностью возместилось. Главное сами потребители не теряйте лицо. Умейте грамотно и спокойно обьяснить несговорчивому продавцу на что вы пойдете. И не устраивайте базар, не теряйте собственное лицо.
    Но вот что интересно, права то потребители все знают и закон на их стороне.
    А кто защетит от покупателя? Я сама занималась торговлей. При чем молочной продукции и сталкивалась с таким бредом... в плоть до того, что подвергались таким нападкам и крикам.
    В краце интересный случай. Дама хотела молоко стерилизованное очаковского завода, но на этот момент оно перед ней закончилось и продавец предложил ей такое-же но леанозовское. Она подняла такой крик, что мы ее пытаемся обманут. Оказывается у нее язва и эта язва другое молоко не принимает. При чем изначально она его взяла, сходила домой и отлила больше половины пакета. А потом вернулась и стала требовать возврата денег, ссылаясь на закон о защите прав потребителя.И это делают 50% покупателей в продуктовых магазиназ. А знаете зачем. Очень просто, холявщики, они берут 1/3 купленного продукта оставляют дома, а потом приходят и начинают орать, что их обманули и в таком духе, верните деньги назад.ВО КАК БЫВАЕТ!
    Хотя в правилах четко сказано продукты питания возврату и обмену не подлежат. Но ведь есть и такое что продают некачественный товар, фальцифицированный. И как быть?

    Оценка статьи: 5

     
  • Отличная работа. Все понятно и ясно. Но вот на практике бывает очень трудно что-либо сделать. Недавно сам в этом убедился...

    5

    Оценка статьи: 5