Владислав Котовцев
Владислав Котовцев Профессионал

Чем может быть опасен телефонный опрос?

Время от времени, снимая трубку зазвонившего телефона, мы слышим стандартные слова: «Здравствуйте, вас приветствует компания (следует ее название). Мы проводим телефонный опрос на тему… Согласны ли вы ответить на наши вопросы?» Если трубку снимаю я, разговор бывает коротким: «Извините, ни в каких телефонных вопросах не участвую». И всё. На дальнейшие «почему» я отвечать не обязан (либо можно ответить классическим детским «по кочану»).

Перед Новым годом нас опять «осчастливили» таким звонком. На сей раз трубку взяла жена. Поскольку на первый вопрос она ответила «да», нехитрый психологический механизм завертелся и стал набирать обороты. Ради интереса я снял трубку параллельного аппарата и стал слушать. Молодой человек допытывался, чем мою жену привлекает ассортимент товаров в супермакетах системы «Фитюлечка» (назовем их так), а чем — в супермакетах системы «Фигулечка». Дальше пошли расспросы, сколько времени в среднем жена тратит на покупки, какие категории товаров нужно добавить в ассортимент и так далее. Где-то минут через двадцать жена не выдержала и сказала, что ей нужно уходить (первая ошибка; ее ответ выглядел как извинение). Звонящий сказал, что через несколько дней ей перезвонит. Жена опять сказала «да» (вторая ошибка).

И действительно, через пару дней «вопрошатель» позвонил снова. Видя, как жена превращается в кролика, гипнотизируемого телефонным удавом, я не выдержал и вмешался, прямо сказав, что у жены просто не хватает решимости отказаться от дальнейшего участия в их опросе. И вот тут-то из трубки на меня поперла откровенная агрессия! «Мы разговаривали не с вами. С вашей женой уже начали работать, и нужно довести работу до конца». На это я ответил: «Молодой человек, вы в своем уме? Вы говорите так, будто мы вам чем-то обязаны. Вы требуете там, где вообще не имеете права что-либо требовать. Почему это мы должны играть по вашим правилам? Забудьте этот номер и больше не звоните!»

Через несколько дней нам снова позвонили и все по тому же поводу. Теперь меня пыталась увещевать какая-то девица, разглагольствуя о «недопустимости незавершенного опроса». По-видимому, их натаскивали и на такие ситуации, ибо тараторила она весьма бойко. Слова были русскими, но по тому, как строились предложения, чувствовался довольно плохой перевод какого-нибудь англоязычного руководства. Этот «фонтан» я перекрыл встречным вопросом: «Вы уважаете свободу личности? Если люди вам говорят, что не хотят дальше участвовать в ваших опросах, почему вы так упорствуете? Где же ваша этика ведения телефонных опросов?»…

Думаете, на этом их наскоки прекратились? Я никак не мог понять, чем обусловлена такая прыть, пока не догадался: так это же разновидность сетевого маркетинга! Звонящим нужно зарабатывать себе репутацию, набирать очки или баллы… Возможно, я действовал не самым лучшим способом, но некоторые гавкающие собаки понимают только палку. Не стану раскрывать подробностей; скажу лишь, что это был откровенный блеф с моей стороны. Однако желаемого результата я добился: звонки прекратились.

Моя жена — отнюдь не робкая овечка, не умеющая за себя постоять, но… Получилась классическая иллюстрация к известному психологическому правилу: «Научитесь говорить нет, иначе вы рискуете впутаться в неприятности».

Мне могут возразить: мол, в других странах давно проводятся телефонные опросы, и люди с удовольствием в них участвуют. Оставим в покое другие страны. Мы имеем дело с современной российской действительностью, и в нашей стране нередки случаи, когда в ходе таких вот «телефонных опросов» у людей параллельно выуживались сведения совсем иного характера: например, сколько человек в квартире, приватизирована она или нет, и так далее. Несложно себе представить какую-нибудь бабулю, растаявшую от неожиданного внимания к ее персоне и готовую выложить все о своей семье.

Я никого не собираюсь пугать, а предлагаю лишь разобраться. Вы ведь не видите того, кто вам звонит. Так почему вы должны верить этому человеку на слово? Если кто-то позвонит вам и представится «доверенным лицом президента» (или губернатора), вы поверите? Станете отвечать на вопросы? Скорее всего, нет. Тогда почему многие с такой легкостью соглашаются участвовать в телефонных опросах? Ответ пусть каждый поищет для себя сам.

Ну, а если вам действительно не все равно, как дальше будут развиваться супермаркеты сетей «Фитюлечка» и «Фигулечка», предлагаю несколько несложных правил, чтобы не «лохануться».

1. Попросите звонящего внятно назвать свое имя, фамилию, затем название фирмы, Ф. И. О. старшего менеджера и контактный телефон. Попросите также обождать у аппарата, пока вы сходите за бумагой и ручкой. Не удивляйтесь, если после этого трубку молча повесят.

2. Если звонящий называет вам сотовый телефон начальства (не важно, с длинным федеральным номером или прямым городским) — это тоже повод задуматься. У солидных фирм, проводящих маркетологические исследования, должны быть «нормальные» (то есть проводные) телефоны. Всякие отговорки вроде «Шефа трудно застать на месте» — это несерьезно. Требуйте имя и телефон того из руководителей, которого можно застать.

3. Получив эти данные, попросите у звонящего номер его телефона и скажите, что уточните у начальства, действительно ли проводится такой опрос, и потом перезвоните сами. Если и здесь начнутся запинки, невинным тоном спросите, почему вашего собеседника это удивило.

4. Не поленитесь заглянуть в «Желтые страницы» или иной телефонный справочник. Солидная фирма не жалеет денег на информацию о себе в подобных изданиях.

Если же все оказалось чистой правдой, мысленно пошлите подальше таких скептиков, как я, и участвуйте на здоровье в проводимых опросах. И пусть с помощью бескорыстных рыцарей-маркетологов жизнь в вашем городе станет еще удобнее!

Опубликовано 9.02.2007
Дата первой публикации 26.01.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Светлаков Сергей Светлаков Читатель 6 февраля 2009 в 22:03 отредактирован 6 февраля 2009 в 22:04
    Не все так просто

    Статья, конечно полезная, но не все так просто, автор слишком жестко относится к телефонным опросам. На мой взгляд, нужно разделить опросы, целью которых является собственно мнение людей, и звонки, с целью, простите, впендюрить Вам то, чего Вам совершенно не нужно. В чем отличие, в первом случае задаются только общие вопросы, ничего не предлагается и интересуются только поверхностыными личными сведениями, которые нужны для обработки данных, во втором случае вас будут долго пытать и мучить вплоть до выяснения кто в вашей семье занимается по субботам чтением утренние газеты=) И если это опрос, врядли по инструкции оператору положено выдавать полные сведения о компании, только общие, и от Вас этого также не требуется, особенно в отношении начальства никто вам ничего не скажет, а сами бы сказали номер своего начальника непонятно кому? В общем истина как всегда посередине, просто нужно разграничить и знать после какой ступени соц.опрос превращается в продажи=) А покупать или не покупать - решать вам... в общем как всегда нельзя так критично относится к звонкам, это как в природе, если убить всех на наш взгляд назойливых насекомых, то нарушиться хрупкое расновесие в среде. И хочу заметить, что к опросам имею самое прямое отношение, и понимаю людей, которым наши опросы неинтересны.

     
  • Алёна Щегловская Алёна Щегловская Дебютант 26 октября 2008 в 00:20 отредактирован 26 октября 2008 в 00:21

    Граждане!)
    Одумайтесь, о чем Вы? О лохотронах, людях, которые специально выманивают Ваши личные данные с какими-либо корстными целями или о тех людях, которые действительно проводят опросы? Не вижу в обсуждении разницы.

    Неужели уважаемым действительно понравилась шутка с арбузами и другие подобные? Поймите, наконец, что времена, когда все хотели обмануть всех прошли! Что на том конце провода (в магазине, у кассы, в разных других местах, облюбованных интервьюерами) в 99% случаев находится честный человек, который зарабатывает себе этим на жизнь.
    Что будет с Вами, если вы потратите 5 минут своего личного времени и ответите на пару вопросов? Конечно, при условии, что Вы не спешите. А если Вы ни при каких условиях не хотите учавствовать, хотя бы имейте уважение к СЕБЕ и не издевайтесь над человеком. У нормальных интервьюеров установка - не хамить, улыбаться, говорить спасибо, пожалуйста - в общем всячески проявлять вежливость, именно поэтому он не сможет Вас послать туда же, куда посылаете его Вы. Однако, это не значит, что он не захочет этого сделать.

    Сейчас рынок стал настолько конкурентным, что любые Ваши желания легко могут удовлетворить. Поэтому не удивляйтесь, что Кирби приезжает показывать Вам свои пылесосы - это самая что ни на есть обыкновенная практика бизнеса.

    Категорически не согласна со статьей и могу сказать, что как только с Вами начали разговаривать в агрессивной интонации - не нужно продолжать разговор и хамить в ответ, спокойно скажите, что, мол "девушка, до свидания" и положите трубку.

     
  • Анекдот в тему

    Раннее утро. Звонит телефон. Снимаю трубку и говорю "алло". В трубке женский голос "А вот если бы вы вместо своего дурацкого "алло" сказали "Я пользуюсь только прокладками фирмы "Проктол енд гембл" с крылышками, то получили бы приз в 1000 долларов" и пошли короткие гудки. Кладу трубку. Через 15 минут снова звонок. Хватаю трубку и быстро говорю "Я пользуюсь только прокладками фирмы "Проктол енд гембл" с крылышками". В трубке голос шефа "Ну и как - не жмут?".

     
  • Большое спасибо автору, очень нужная статья. Рекомендую читать всем. Я раньше считала телефонные опросы явлением относительно безобидным. Думала: ну, поспрашивают про какие-нибудь товары или услуги, я отвечу, жалко что ли? Если предложат что-то купить, я откажусь, не силой же заставляют покупать. А потом моя семья попала в точно такую же ситуацию, какая описана в статье. Середина дня, я и папа на работе, звонит телефон, мама снимает трубку, и девушка на том конце провода начинает задавать вопросы о том, что мама думает про некий товар. Мама отвечала, девушка ее совсем заболтала, наконец, попрощалась и обещала перезвонить.

    Вечером мама рассказывает об этот разговоре, и мы начинаем понимать, что вопросы какие-то подозрительные: слишком их много и слишком подробно девушка выясняла мамины интересы и образ жизни, вдобавок пыталась узнать наш адрес проживания. Мы вместе решили, что участие в этом опросе надо прекратить. Мама легко поддается чужому влиянию, поэтому в следующий раз трубку взяла я и сказала, что мама не может подойти к телефону. Милый голосок в трубке сразу исчезает и девушка яростно на меня набрасывается: "Я разговариваю не с вами! Немедленно позовите вашу мать к телефону! Она мне обещала, вы не имеете права отказываться!".

    Попытки перевести разговор в более спокойное русло и объяснить девушке, что моя мама ничего ей не должна, провалились. Попытки отвадить ее с помощью ругани тоже провалились, ругаться она умела лучше нас. Вешаю трубку -- она тут же перезванивает. Звонит весь вечер, допоздна, когда уже, считай, ночь наступила. Утром, когда я и папа уходили на работу, телефон стали отключать, чтоб не оставлять маму наедине с этой девушкой. Она дозвониться не могла, но и мы были лишены возможности звонить домой. Вечером приходим, включаем телефон -- сразу звонок.

    За несколько дней мы все дошли до белого каления, ходили больные и взвинченные, со всеми ругались, и искали, у кого бы можно взять взаймы телефон, который позволяет записывать телефонные разговоры, чтобы подать заявление в милицию. К счастью, эта девушка в конце концов сама отстала, вероятно, переключилась на более податливые объекты.

     
    • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 8 января 2008 в 02:00

      Предлагаю всем действенный способ. Для такого случая и просто хулиганского доставания по телефону. Для хулиганов этот способ вообще идеальный, ведь для них ваша ругань и угрозы - развлечние.
      Берете трубку, удостоверяетесь, что это именно такой звонок, и кладете трубку на стол. Минут через пять можете проверить, если отключились, то кладете трубку. И до следующего звонка. С хулиганами прокатывает звонка через три-четыре, им становится неинтересно.
      В вашем случае могло бы тоже помочь, ведь ей не интересно зациклиться на одном клиенте и терять время. А еще лучше взяли бы телефон с определителем и в черный список такую девушку.

      Оценка статьи: 5

       
  • красивые ответы на вопросы!! хорошая статья, попасть на лохотрон легко, а вот вернуть деньги трудно! вообще интересно мы живем, разве раньше можно было ТАК повеселиться, (конечно не в роли жертвы) А если серьезно то действительно, сейчас опросы набирают обороты, и на улице и по телефону. Я человек любопытный и на улице всегда участвую, чтобы понять КАК и зачем это делается. И самое интересное, что в основном это чисто рекламные акции, и только раз (а мне постоянно везет на такие вещи, так как я провожу в разъездах весь день) я попал на действительно серьезное исследование нового товара, то есть КАК И В КАКОМ виде покупатель хотел бы видеть новое изделие известной марки.

    Оценка статьи: 5

     
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 1 марта 2007 в 20:10

      Гораздо "интереснее" - хорошо бы, чтобы милиция заинтересовалась - когда под видом опросов тех же бабулек на улицах гипнотизируют и заговаривают до того, что они идут в сберкассу или домой с мошенниками и все деньги отдают!

       
  • Распечатать и повесить над телефоном! Во всех квартирах! И в школах ввести в образовательную программу (без сдачи зачёта аттестат не выдавать)! Правда, это не единственное, что надо знать наизусть в наши дни...

     
    • Владислав Котовцев Владислав Котовцев Профессионал 9 февраля 2007 в 16:32

      Княгинюшка! Может примете эстафету и продолжите? Глядишь, появится целое пособие "Как не быть лохом". Если есть, что написать, не держите втуне!

       
  • Статья интересная. Никогда не отвечаю на предложения поучаствовать в опросах (неважно по телефону или нет). Если меня что-то не устроит в работе магазина "Фитюлечка" и т.п. или появятся какие-то предложения и пожелания, всегда можно обратиться к менеджеру данной организации. А "добровольно" информировать кого-попало не стоит.

    Оценка статьи: 5

     
    • Хорошая статья и актуальная! Только вчера у нас в доме обзванивали людей и предлагали сухую чистку мебели и ковров бесплатно (какая-то рекламная акция). Моя соседка согласилась, дала свой адрес.
      Я узнала и позвонила в милицию. Обещали проследить за тем, кто появится в ее квартире.
      Вот привыкли мы поддаваться на теплые слова даже по телефону

       
      • Ирина Петровна

        Статья понравилась. Действительно очень актуально. Я то же попадалась "на удочку" и рассказала то, что совершенно не касалось изночальной темы опроса. И только через некоторое время поняла, что многое нельзя было говорить.

         
        • Владислав Котовцев Владислав Котовцев Профессионал 9 февраля 2007 в 12:17

          Дорогие авторы и гости!

          Еще раз повторяю: сам терпеть не могу "страшилок" и не собираюсь никого пугать. Но ведь достаточно нескольких крупиц здравого смысла, чтобы понять: в нынешние "смутные времена" (мнение центральных телеканалов оставим на их совести), как в любые времена подобного толка, всегда в изобилии появляются люди, желающие обогатиться быстро и без особых хлопот.

          Я очень мало бывал за границей и не знаю, насколько там привычны телефонные опросы. Даже если и в порядке вещей, нам-то что? И почему мы должны верить тому, кого не видишь?

           
          • Михаил Васильев Михаил Васильев Читатель 9 февраля 2007 в 12:27
            Комментарий

            Мне тоже звонили и предлагали демонстрацию пылесоса. Согласился. Приходили, почистили. Пылесос действительно чудесный, выполняет множество операций, но цена очень большая.

            Оценка статьи: 5

             
            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 9 февраля 2007 в 13:09

              О, насчет "приходили" - про это тоже хорошо бы, чтоб кто-то написал. Ходят по квартирам, рассказывают бабулькам про то, что в честь юбилея фирмы замечательный набор черте-чего, который стоит 8000, продается за 2000, бабки кидаются к соседям деньги занимать, а вечером их дети обнаруживают, что коммивояжер втюхал их маме какие-то китайские ножи и прочее на общую сумму рублей 300 по магазинным ценам.

               
              • Владислав Котовцев Владислав Котовцев Профессионал 9 февраля 2007 в 16:29

                К тому же, пока обрадованная бабуля расписывает соседке достоинства "чудо-товара" (например, "выводителя шлаков из организма"), "коммивояжер" нередко остается в квартире один ("Я мигом!" – сообщает ему бабуля) и может сделать "ряд интересных находок". Иногда настолько интересных, что поскорее ретируется с ними из квартиры.

                Воистину в наших сограждан фантастически переплетается подозрительность сталинских времен и доверчивость времен развитОго коммунизма.

                 
  • Очень хорошая и правильная статья. Эх,если бы мне её вовремя прочитать, перед тем, как я стала участником выставки "OPEN" в Харькове. Об этом - в моей статье.

    Оценка статьи: 5

     
  • О желтых страницах информация понравилась!

     
  • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 8 февраля 2007 в 14:23

    А я однажды здорово повеселился. Звонит кто-то, спрашивает о строительном супермаркете.
    - Вы знаете такой магазин?
    - Знаю!
    - А что вы там покупаете?
    - Арбузы!
    - Что?
    - Арбузы!
    - Это же магазин строительных материалов!
    - Ну и что, а там сзади на полочке арбузы, я их всегда покупаю, вчера целых два!
    Минут через пять он почти поверил, что там продают арбузы. А потом интереснее.
    - А что надо включить в ассортимент?
    - Арбузы!
    - Но они же там есть!
    - Где? В строительном магазине?
    - Но вы же их там покупали?
    - Молодой человек, вы пьяны? Какие арбузы в строительном магазине?
    В общем, минут десять веселья получил. Больше не звонили...

    Оценка статьи: 5

     
    • Чудесно! А еще на эту же тему вспомнилось: писатель Сергей Лукьяненко в каком-то интервью рассказывал. Когда к нему в магазинах подходят рекламные девушки с просьбой ответить на несколько вопросов об их магазине и дать свой телефон, Сергей отвечает, дает телефон и ждет звонка. Дальше ему звонят операторы, сообщают, что он выиграл приз, за которым надо придти на фирменную презентацию, причем обязательно вместе с женой. Собака зарыта в том, что на презентации супругов будут уговаривать сделать дорогую покупку, и вместе с покупкой они получат свой восхитительный приз. Женщин легче "развести" на покупку, поэтому агенты и настаивают, чтобы приходили семьями (у жены интерес, у мужа -- деньги в кошельке).

      Тут для Сергея и начинается самое приятное. Звонит ему, судя по голосу, пожилая дама, и начинает сладно-сладко, медовым голоском, уговаривать придти на презентацию, и "обязательно возьмите с собой жену, ей будет так интересно". Лукьяненко послушал и говорит: "А я голубой, у меня жена -- мужчина. Можно нам вместе на презентацию?" Бабуля тут же потеряла дар речи, минуту стояла гробовая тишина, а потом бабуля закатила истерику и долго разорялась, мол, такие-сякие, куда мир катится, да вас всех запретят скоро и т.д. Лукьяненко слушал и веселился. А потом рассказал об этой истории в интервью и поделился планами на будущее: в следующий раз скажет, что он мусульманин, у него четыре жены и он хочет привести на презентацию всех своих жен.

       
      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 1 апреля 2007 в 09:17

        Забавно, конечно, только судя по Вашему же комментарию дальше, давать свой телефон может оказаться небезопасным для других членов семьи. Лучше разыгрывать интервьюеров на месте. Моя знакомая с серьезным видом сообщала им, что выбирает именно этот вид стирального порошка, потому что только он способен промыть ее пышные волосы.

         
  • А я-то всегда завожу длинные разговоры, а потом жалею.

     
  • Весьма полезный скептицизм, надо сказать По телефону ведь не только опросы устраивают; моей жене два раза уже звонили на мобильный якобы из милиции: "Ваш сын..." и т.д. с предложением заплатить энную сумму, дабы не заводить уголовного дела. Если в первый раз были шок, срочные поиски сына (находившегося на тот момент в метро, т.е. вне связи), консультации со знакомыми адвокатом и милиционером, то во второй раз (знание - сила!) она просто попросила звонящего внятно назвать имя и фамилию сына (раз уж звонят, то, естесственно, он представился), а также полные ФИО его родителей и адрес проживания - для контроля. Звонки прекратились
    +5 и за тему, и за изложение

    Оценка статьи: 5