• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Александр Захаров Профессионал

Каким должен быть «общепит»?

Кому из нас не приходилось обедать в разного рода кафе, столовых, кафетериях и других заведениях, называемых емким словом «общепит»? Плохо промытые стаканы, грязные столы, огромная, медленно двигающаяся очередь, откровенная грубость обслуживающего персонала — все это картинки из нашей, хочется верить, уже прошлой жизни.

Постепенно ситуация меняется: на смену большим ресторанам приходят маленькие уютные кафе, где приветливые официанты предлагают широкий выбор хорошо приготовленных блюд. Итак, давайте разберемся, что же такое «общепит» сегодняшний, и как сориентироваться в огромном количестве появившихся общепитовских заведений.

Предприятие общественного питания — это предприятие, выполняющее функции по изготовлению, реализации и организации потребления кулинарной продукции и предоставлению услуг. Иными словами, это заведение, в котором изготавливают еду на продажу, продают ее и предоставляют возможность здесь же эту еду потреблять.

Для того чтобы предприятие общественного питания могло осуществлять свою деятельность, оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке, т. е. иметь устав и свидетельство о регистрации. Кроме того, предприятие должно иметь лицензию на право осуществления деятельности по изготовлению и реализации продукции (услуг) общественного питания, а также сертификаты на изготавливаемую продукцию. Предприятие, в ассортимент которого включены винно-водочные изделия, должны иметь лицензию на право торговли алкогольной продукцией.

В зависимости от уровня обслуживания, оборудования и т. п. все предприятия
общественного питания подразделяются на типы (ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная и т. д.), а рестораны и бары также и на классы (люкс, высший, первый).

Тип и класс заведения выбирает его собственник, а городская администрация, через свое подразделение, отвечающее за состояние торговли, проводит аттестацию предприятия с целью определить, соответствует ли заявленный тип и класс заведения реальному состоянию. В каждом регионе разрабатываются свои аттестационные правила, в основе которых — требования государственных стандартов, предъявляемые к помещениям, оборудованию, инвентарю, перечню предоставляемых услуг, технологическим режимам производства продукции, а также другие требования, учитывающие особенности данного региона.

Для получения класса «люкс» предприятие должно обеспечивать потребителям высокий уровень обслуживания в сочетании с предоставлением дополнительных услуг (предварительный заказ по телефону, продажа сопутствующих товаров, организация зоны отдыха и т. п.). Торговый зал заведения этого класса должен быть оформлен по индивидуальному проекту, в едином художественном стиле с использованием декоративных художественных материалов. Аналогичным образом (по индивидуальному проекту) должна быть оформлена вывеска. Инвентарь и оборудование должны гармонировать с интерьером. Печатная продукция (меню, ценники, упаковка и т. п.) должны быть выполнены в едином фирменном стиле. Все сотрудники, включая официантов, должны иметь специальное образование и носить фирменную (единого стиля) одежду.

Предприятия общественного питания, претендующие на «высший класс», также должны обеспечивать потребителям высокий уровень обслуживания. Торговый зал должен быть оформлен в едином стиле, с учетом индивидуальных особенностей предприятия. Вывеска должна быть выполнена по индивидуальному проекту. Оборудование и инвентарь должны гармонировать друг с другом. Работники должны носить одежду единого образца. Все сотрудники, за исключением работников торгового зала, должны иметь специальное образование.

В заведениях классов «люкс» и «высший» в обязательном порядке вас должны обслуживать официанты.

Наконец, предприятия «первого класса» должны обеспечивать потребителям надлежащий уровень обслуживания, оформляться в соответствии со специализацией заведения, иметь типовую вывеску, типовое оборудование, обычные упаковочные материалы. Сотрудники предприятия должны иметь санитарную одежду (белые халаты и шапочки). Работники, занимающиеся приемкой и разбраковкой товара, должны иметь профессиональную подготовку.

Приятного Вам аппетита!

Статья опубликована в выпуске 16.02.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • не знаю как насчет норм и правил, как то не особо интересовался этим, но старый, "добрый" общепит еще далеко не изжил себя и встречается как в больших городах так и в маленьких поселениях. И говорить что сейчас многое изменилось не совсем верно, не изменилось а стало заметнее, потому что таких точек как кафе и рестораны стало больше! И они заметнее, из за рекламы.

    Оценка статьи: 3

  • у меня первая ассоциация с названием статьи - столовые, а про них толком ничгео и не описано.. да и остальная информация как-то не особо полезна.. может хотелось подчерпнуть в статье информацию о том какой минимальный выбор блюд должен быть в столовой, какие требования по чистоте посуды, к чему можно придераться, а к чему придераться нету смысла..

    Оценка статьи: 1

  • Прямо какие-то инструкции, ни мыслей, ни полетности души

  • Антон Алексеенко Читатель 20 сентября 2009 в 18:17 отредактирован 23 мая 2018 в 08:31 Сообщить модератору

    в нашей стране вообще много чего "должно быть", для того же общепита, либо торговли (да и для многих других сфер деятельности) разработаны тысячи "инструкций", "требований", "норм", "регламентов" и прочей мути. Однако порой соблюсти все эти тонкости не под силу даже крупным компаниям. Лично мне нравятся маленькие уютные заведения, хозяева которых относятся к своему делу с душой, пусть и нарушая часть этих многочисленных "надо". На мой взгляд, автор статьи ограничился лишь констатацией факта... однобоко как-то получилось

    Оценка статьи: 3