Александр Платов Грандмастер

Можно ли использовать свою квартиру под офис?

Чтобы начать свой бизнес, гражданину РФ требуется, во-первых, зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя, во-вторых, отыскать подходящее помещение. Поиск аренды — дело хлопотное, да и платить за нее придется немало. А можно ли использовать жилую квартиру под офис?

Оказывается, закон допускает это при соблюдении определенных условий. Первое: частное лицо, которое намерено вести свой бизнес на дому, должно быть его собственником. Второе: предпринимательская деятельность не должна нарушать законные интересы и права других граждан. Третье: собственник может использовать жилую квартиру под офис только для работы в качестве ИП (индивидуального предпринимателя) или для профессиональной деятельности. Правда, закон последнее понятие не раскрывает. Здесь можно предположить, что такую деятельность осуществляют люди творческих профессий, репетиторы, внештатные бухгалтеры, адвокаты и другие фрилансеры.

А вот использовать собственную квартиру для размещения промышленного производства не допускается. Также запрещено открывать в жилой квартире детский сад, мини-прачечную или магазин. Для этого требуется перевод жилого помещения в нежилое, а также соблюдение норм пожарной безопасности, СЭС и пр. Что касается юридического лица, то оно, естественно, тоже не может использовать арендованную им жилую квартиру под офис, если квартира не переведена в нежилой фонд. Арендовать жилое помещение юридические лица вправе только для проживания там своих сотрудников.

Таким образом, для того чтобы заниматься репетиторством в своей квартире, писать стихи, шить, вязать и составлять бухгалтерские отчеты или писать статьи в Интернет на продажу, менять назначение помещения не требуется. А вот если вы задумали использовать свою квартиру в качестве магазина или сдавать ее под офис для юридического лица, то смена ее статуса неизбежна.

Как перевести свою квартиру в нежилой фонд? Это, оказывается, можно сделать не всегда. Изменения категории не допускается в следующих случаях:

1. Если помещение не оборудовано отдельным входом.
2. Если часть помещения остается жилой.
3. Если помещение обременено правом третьих лиц, т. е. находится под залогом, сдано в аренду и пр.

Если все требования соблюдены, то для передачи квартиры в нежилой фонд надо обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. При этом представляются следующие документы:

1. Свидетельство о собственности (подлинник или заверенный нотариусом).
2. Технический паспорт помещения.
3. Поэтажный план дома.
4. Проект перепланировки или переустройства квартиры, если планируется.

Законом предусмотрен срок в 45 дней для вынесения решения по вашему заявлению. Если оно положительное, то выдается подтверждающий документ, на основании которого можно проводить переустройство квартиры и использовать ее как нежилое помещение. И поскольку его назначение поменялось, значит, требуется квартиру перерегистрировать.

Орган местного самоуправления вправе отказать использовать квартиру под офис в следующих случаях:

1. При отсутствии необходимых документов.
2. При несоблюдении условий перевода квартиры в нежилое помещение.
3. При несоответствии проекта перепланировки строительным требованиям.

Отказ предоставляется в письменной форме со ссылками на статьи закона, по которым перевод невозможен. Если вас не устраивает такое решение, то обжаловать его можно в судебном порядке.

Так можно ли использовать жилую квартиру под офис? Оказывается, можно. Но хлопот с этим делом — не оберешься.

Опубликовано 17.03.2011
Дата первой публикации 27.02.2011

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Использовать жилище под офис не лучшая идея. Тем более, что аренда сейчас не такая уж и дорогая. Я сейчас как раз на старте, в поиске помещения, но уже присмотрела хороший офис в бизнес-центре от компании Теорема. Вариант самый подходящий, на нем скорее всего и остановлюсь.

     
  • Если уговоры не помогают, то надо жаловаться - участковому или в Роспотребнадзор. Мне последняя организация помогла в борьбе с МГТС, повесившая на своём офисе напротив моих окон десяток кондиционеров, которые не давали спать по ночам.Приезжали специалисты и делали замеры уровня шума, который был существенно превышен.

     
    • 2 раза приходил участковый. На 1-й вызов состався протокол.Получила ответ. По местному административному законодательству о тишине, он имеет право с 7 час. утра до 22х часов вечере шуметь. 2-й участковый думаю даст такой же ответ. Роспотребнадзор. Чтобы вызвать его сделать замеры, нужны деньги. Знаю, что днем уровень шума не превышал 40 дцб,а ночью 30 дцб.У меня такие замеры были. Но это уже другая история. Нужна консультация юриста.

       
  • Вопрос. Сосед за стенкой использует однокомнатную квартиру, как офис. И там же установил резиновый манекен для боксирования. Дом панельный. Когда он боксирует, у мены в квартире идет вибрация и конечно глухой гул. Очень меня раздражают эти ощущения. Ни на какие уговоры не реагирует. Что делать?

     
  • А что насчет 10 столов с программистами?

     
  • Сергей В. Воробьев Сергей В. Воробьев Комментатор 14 июня 2011 в 00:55 отредактирован 14 июня 2011 в 00:57

    Офис
    О́фис (англ. office) или контора (нем. Kontor) — помещение, здание, комплекс зданий в котором работают служащие. В офисе принимают клиентов, хранят и обрабатывают документы, архивы и т. п..
    ru.wikipedia.org
    ОФИС (англ. office) — официальная штаб-квартира фирмы, помещение, в котором находится официальное представительство фирмы, ее руководство. Место расположения фирмы указывается при регистрации фирмы…
    Яндекс.Словари›Экономический словарь, 2007


    Про отдельный вход и перевод в нежилое сказано в статье.

    Если этого не сделано, но в вашем офисе предполагается ежедневный приход/уход на работу сотрудников и прием клиентов, лучше откажитесь от этой затеи - рано или поздно соседям надоест, настучат, и лавочку прикроют даже если вы ИП.

    Равно как и организовать без посетителей и сотрудников исключительно собственноручно свечной заводик, сопровождаемый шумом или запахами - тоже чревато.

    Вобщем, можно сидеть за компьютером, вышивать крестиком и писать картины маслом, что конечно офисом назвать даже при желании трудно.

    Следовательно,

    Можно ли использовать свою квартиру под офис?

    ответ однозначен - нельзя.

    Оценка статьи: 4

     
    • Сергей В. Воробьев, ничего личного, но вы не правы.
      У меня есть несколько клиентов, у которых непосредственная административная часть бизнеса (бухгалтерия, юристы, финотдел) вынесена в офисы расположенные в квартирах.
      Соседи счастливы, так как без их финансового участия на лестничных клетках всегда чисто, пальмы в горшках стоят, видеодомофон на халяву и по вечерам никто музыку громко не ставит и песни не орет.
      А когда по юр.адресам и на производство менты с заказными проверками приходили, бизнес парализовать не получилось, так как непосредственно голова этого бизнеса была удалена территориально, а юридически в квартиру оснований заходить не было никаких.
      А даже если соседи вдруг окажутся невменяемыми и ринутся стучать, то что? Запретить сидя у себя дома заниматься своей проф.деятельностью (право, бухгалтерия, написание ПО и проч.) кто может? Только суд, но таких решений я еще не встречал.
      Это конечно если самому палку не перегибать и не устраивать из офиса базар-вокзал.

      Оценка статьи: 5

       
      • У меня есть несколько клиентов, у которых

        У меня есть несколько знакомых, у которых в подъезде в жилых квартирах

        - портняжная мастерская (когда бальные платья еще ничего, но они ж заразы еще и шубы шьют)
        - адвокатский притон (с очередями перед подъездом. На отдельный вход адвокатишко не заоаботал)
        - риэлтерским притонам несть числа. Ныне каждый спекулянт числит себя иностраным словом и гордится своей популярностью.
        - собачников разводящих щенков чиста для бабла тоже много
        - продолжите сами.

        Если кто-то понимает "можно" как "пока не застукают", то можно. Жлобью все можно.

        Если статья об этом, то мне жаль что я не понял и простодушно влез, прошу убавить из моей оценки 3 балла.

        Сергей В. Воробьев, ничего личного, но вы не правы.

        Мне пох Ваше личное ко мне отношение, мы здесь статью обсуждаем. И я в своих суждениях более прав чем вы, ее написавший.

        Оценка статьи: 4

         
  • Александр Платов, отличная статья коллега, полностью согласен! Я бы еще добавил, что в такой "офис" милиции с внезапным визитом в разы сложнее нагрянуть, что в ряде случаев очень актуально, т.к. зачастую конкурента проще заказать ментам, чем честно с ним бороться, что некоторые и делают.

    Оценка статьи: 5

     
  • Александр Платов,
    да, с подобным геморроем уже приходилось сталкиваться. Маленький нюанс : необходимо учитывать еще и расходы на поощрение неподкупных чинуш.

     
  • Александр Платов, а вот у меня собственный дом с довольно большим участком, где есть ещё пара нежилых строений, могу я там организовывать производственную деятельность и регистрировать ООО в жилом доме в качестве офиса?

    Оценка статьи: 5

     
    • Сергей Супрун,
      обращайтесь напрямую в налоговые органы. Они Вас направят в нужном направлении , либо пресекут любую инициативу на корню сразу-же. А регистрировать ооо Вам надо-ли ?
      Вы ведь не указали Вашу итоговую цель : пироги выпекать или Микки-маусов на халатиках вышивать ? Выплата штрафов "если" , вряд ли перевесит выплату добровольной мзды "когда"...

       
  • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 17 марта 2011 в 16:40

    Но хлопот с этим делом – не оберешься.
    Единственная проблема, которая вытекает из текста статьи - отдельный вход.
    Только на практике все не так просто. Вот что нужно для этого в Москве:
    заявление с указанием причин перевода;
    копии свидетельств о праве собственности на квартиру;
    справка о том, что в квартире никто не прописан;
    проект переустройства и перепланировки помещения;
    согласование проекта в Санэпидназдоре, Госпожнадзоре, АПО;
    техническое заключение МосжилНИИпроекта или другой организации, имеющей лицензию на проведение изыскательских работ в жилых зданиях;
    поэтажный план здания и экспликация;
    справка из районного управления о том, что дом не признан аварийным и не стоит в планах на капремонт и реконструкцию;
    информационное письмо из АПУ о возможности устроит отдельный выход в помещение;
    выписка из ЕГРП;
    акт технического обследования;
    копии уставных документов для юридических лиц и копии свидетельств о регистрации и постановки на учет в налоговый орган для ПБОЮЛ.
    Чтобы перевести квартиру в нежилое помещение, понадобится разрешение городской межведомственной комиссии при департаменте жилищной политики и жилищного фонда Москвы и отдельное разрешение от Мосжилинспекции.

    Услуги фирм на это - от 50 т. руб.

    Оценка статьи: 5

     
    • Олег Антонов, а в эти "от 50 т." включены стоимости всех этих справок и откаты? В Москве все поставлено на поток. Если попытаться все делать самому - пустят несколько раз по кругу по инстанциям и нет уверенности, что в конечном счете будет дешевле.

       
  • Александр Платов, а как насчет частного дома?

     
    • Уважаемый Юрий

      У меня дачка в садовом кооперативе под Тулой, всего 7 км от центра и хорошее автобусное сообщение. Так вот, последние пару лет наметилась следующая тенденция: скупаются запущенные дачи, делается ремонт и там открывают "офисы". Взял в кавычки, поскольку в прямом смысле это, конечно, не то, что мы понимаем под этим словом. Но, люди приезжают туда на работу, что-то складируют, продают и предоставляют разные услуги населению. На крыше одной из таких дач я даже видел соответствующую вывеску. Думаю, что связано это с нехваткой, а потому, и очень дорогой арендой помещений для ведения частного бизнеса. Купить в собственность старую дачу и использовать ее в качестве офиса окупится очень быстро. А коммерческая деятельность на ней, насколько я понимаю, не возбраняется.

      В этой связи, с вашего позволения, приведу из моего дачного сайта цитату статьи о правовом положении личного подсобного хозяйства:

      "Личное подсобное хозяйство ведется гражданином, возможно, вместе с его семьей, в целях удовлетворения своих потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения такого хозяйства. Продукция, произведенная или переработанная в личном подсобном хозяйстве, является собственностью его хозяина. Поэтому реализация гражданами такой сельскохозяйственной продукции не считается предпринимательской деятельностью. (Статья 2 Федерального закона № 112 от 07.07.2003 «О личном подсобном хозяйстве»).

      Таким образом, правовое положение личных подсобных хозяйств позволяет нашим дачным труженикам свободно реализовывать выращенный урожай, получать с этого доход и не платить с него налога."

      А почему, к примеру, я не могу на своей даче вязать корзинки из ивового прута или плести лапти из липовой драни и продавать желающим?

       
      • Александр Платов, Чисто формально, если ива растет на участке, то корзинки не противоречат закону . Вообще неувязка между фразами: "в целях удовлетворения своих потребностей" и "реализация гражданами такой сельскохозяйственной продукции" - не находите? Цель - удовлетворить себя. Продает - значит не удовлетворяет, что противоречит цели - нужно участок экспроприировать.
        У нас аналогично в одном поселке сделали чуть ли не промзону - там и хорошая металлобаза (дешевая), и склады стройматериала, и производство ДСП, окон и еще что-то. Пустили из города свой автобус.

         
  • Вопрос

    Александр, а разве ООО не может быть зарегистрировано на адрес местожительста? (обычно, Гендиректора)

    Оценка статьи: 5