Игорь Вадимов Грандмастер

Электрички Северо-Запада России. Можно ли говорить про «любовь к халяве»?

Электрички Северо-Запада. Питерские… и те, которые после. Можно ли назвать поведение пассажиров этих электричек «любовью к халяве»?

За последние лет 15 тарифы изменились так, что тарифы 90х годов и вспоминать-то не след. Отставим воспоминания о 90х в сторону, будем разбираться только с 2000ми. Последние 10 лет рубль более-менее стабилен. Стабилен и рост тарифов.

(Здесь и далее — все написанное — строго ИМХО и так, как это помню именно я.)

Когда-то билеты стоили до 200 рублей (СПб-Малая Вишера). Я с гордостью честно платил полную сумму, а народные массы текли мимо касс напрямую в электрички. Контролеры и тогда и теперь делились на «ближних» и «дальних» (название — условное). «Ближние контролеры» (те, что от Питера до… ну, скажем, до Любани) шли иногда по двое, чаще — по четверо, физически крепкие, мощные ребята, готовые выдрать свое из «этих паразитов-пассажиров». Они обнюхивали пенсионные удостоверения пассажиров (назовем их «зайцами в законе»), проверяли служебные удостоверения (у «профессиональных зайцев»), у особо наглых «просто-зайцев» могли изъять поддельное или чужое удостоверение, а могли и выгнать зайца из поезда. На мой полный билет до М. Вишеры смотрели в недоумении и компостировали его. Таковых, как я, в вагоне были единицы. Зайцевая масса попросту давали им по 20р, это вполне служило заменителем билета. Давать эти деньги надо было без сдачи. При повторном (возможном) появлении контролеров напоминание о том, что тут уже были контролеры и они получили «свои» 20р, не действовало, мол то было тем, а это — нам. При втором проходе группы контролеров проверка билетов шла вовсе не так мягко («зайцемасса» сопротивлялась повторной экспроприации на 20р), как в первый раз, но тогда они хоть не придирались к поддельным пенсионным и служебным удостоверениям.

«Дальние» контролеры — это пара дам с «билетопечатающими механизмами» в руках и кондукторской сумкой через плечо, готовые «обилетить» каждого «не успевшего купить» билет на электричку. На форс не давят, истерик не устраивают, к фанатам «Зенита» не подходят. Готовы продать билет до ближайшей станции за те же 20р — с выдачей билета (!).

Прошло время, билеты стали дорожать. Сначала — около 200р, далее 220р, 280р,… Теперь 340р, и, говорят, что это все равно далеко не предел, пассажирские перевозки в России убыточны, следует ждать дальнейшего роста тарифов.

Состав групп контролеров несколько изменился. Теперь «ближние» ходят с силовым усилением, здоровенными парнями в темных куртках с надписью «охрана». Бывает с таким же усилением ходят и «дальние», но они часто ходят и в прежнем составе. Такое ощущение, будто «дальние» малость подразмножились — если раньше от Малой Вишеры до моей дачи я обычно контролеров вообще не видел, то теперь почти каждый раз с ними сталкиваюсь. И бываю вынужден брать билет от М. Вишеры… И если раньше цена билета была около 10р, попросту не об чем говорить, то теперь это уже рублей 50. Почему неточно называю стоимость? Не выдержав ценового прессинга, начал немного мухлевать и я. Теперь контролерам-обилечивателям в поезде «от» Малой Вишеры я называю в качестве места назначения предыдущую (по отношению к моей) станцию. Так вот — до нее теперь 40р. А до моей, кажется, 50р.

При этом выработалось соотношение — чем больше стоил билет, тем меньше народа его покупало. «Во искоренение», РЖД решило сделать вход/выход на перрон/с перрона электричек по билету. Даже боюсь подумать, в какую прорву денег вылилось это. И покупка, и содержание на многих станциях кучи аппаратов, препятствующих проходу безбилетников, открывающих проход только обладателю билета. И содержание кучи охранников на той же куче станций, рядом с теми турникетами. Все это при том, что после Любани на многих станциях элементарно нет касс по продаже билетов и там даже желающие купить билет остаются зайцами. А после Малой Вишеры… я вообще не знаю станций, на которых ЕСТЬ билетные кассы, а значит там принудительно озайцованы вообще ВСЕ пассажиры. И обилетить их могут только «дальние» контролеры, пара женщин, терпеливо ходящих из конца в конец электрички.

Так вот — РЖД убило кучу денег на турникеты, вызвав дикие очереди в кассы электричек (оказалось, что на тотальное обилечивание, с учетом льготных категорий, их количество не рассчитано).

Подойдите к кассам как-нибудь утром в субботу. Поезд на М. Вишеру уходит утром в «7 с копеечками», чтобы доехать на метро, надо сесть в самый первый поезд метро. Подойдите и послушайте, куда едет народ рано-рано утром в субботу с Московского Вокзала СПб в поезде на Малую Вишеру. С унылым постоянством — «Сортировочная», «Обухово», «Обухово», «Сортировочная» (для иногородних — ближние станции) — надо же пройти через турникет! Иногда говорят «до Малой Вишеры — пенсионный» и суют какую-то справочку.

Когда я прошу билет до Малой Вишеры, меня всегда переспрашивают — «льготы есть?»

А потом с контролерами зайцы разбираются уже сами. Старый тариф «20р. в руки» к весне сего года был уже «30р. в руки», контролеры сами объясняли это общим подорожанием, ростом тарифов железной дороги.

Многие покупают билеты примерно до середины поездки, или до границ действия «ближних бригад», а далее пытаются от контролеров «отбрехаться». Понятно, что им обидно — все-таки не за 20р (или — «до Сортировки») сели в вагон, заплатили рублей 150−200-с-лишком за билет до Колпина, или до Любани, или до Чудова, а их достали «уже после»…

После Малой Вишеры картина уже совсем другая. Платфомы низкие, не огорожены турникетами, билетных касс на платформах нет, билетов никто больше не покупает… Э-э-э, опять-таки — ИМХО. Если бежать в кассу в Малой Вишере и покупать билет, то в поезде займут «козырные места» и придется садиться на то, что осталось. По поезду ходят несколько групп контролеров (в период максимальных перевозок — 2−3 группы), которые и обилечивают и проверяют билеты у тех, кто говорит, что билеты у него уже есть.

Обратный путь «с дачи домой» несколько отличается от пути «из дома на дачу», ибо

на электричке от дачи до Малой Вишеры редко можно наткнуться на контролеров, примерно один раз из 3х поездок, посему обычно платить не приходится.

на электричке М. Вишера-СПб можно занять выгодное место в поезде, чтобы одна из двух курсирующих до Любани пар контролеров наткнулась на вас как можно позже. И тогда со спокойной совестью можно просить продать билет «отсюда и до Обухово». Контролеры усмехаются, но продают билет без возражений — при таких-то вздутых тарифах!

Большинство же пассажиров по-прежнему или «льготники», или платят 30р лично контролеру, или бегают. Те, что бегают — весьма забавны — пробежать за минуту остановки аж два вагона электрички — настоящий подвиг. Но со стороны выглядит смешно.

Подытоживая, хотел бы сказать вот что:

Я ездил в электричках еще при СССР, знаю, что это было такое. Тогда платили все или почти все. Доли процента, или 1−2 процента от общего числа пассажиров, ехавшие зайцами, боялись контролеров. И вовсе не из-за какой-то «репрессивности» правившего режима. Просто было принято платить, был порядок на местах, при попытке «качать права», контролеры быстро высвистывали милиционеров и далее заяц разбирался уже с милицией.

Когда «перестройка» переросла в «перекройку собственности» и в крах для большинства пассажиров электричек, то оные пассажиры просто не имели возможности угнаться за инфляцией и платить в поездах. И тогда, в 90е годы, паникующее тогдашнее правительство и создало кучу льготников, в том числе — пенсионеров и… пр.

А теперь, когда людям, в большинстве своем платить уже есть чем, вместо того, чтобы вздувать тарифы для тех, кто платит, и сохранять льготы, следовало бы:

1. урезать тарифы хотя бы вдвое

2. ликвидировать все льготы (по крайней мере обеспечить реальную оплату льгот от тех, кто какие-то категории населения объявил льготником)

3. обеспечить выполнение оплат по 1му и 2му пунктам.

Это позволило бы РЖД получать за перевозки много больше, чем они получают теперь и прекратить сказочки о «невозможности самоокупаемости пассажирских перевозок»

Почему я так думаю? Примитивный подсчет. Сейчас в вагоне до М. Вишеры платят 3−4 человека по 340р, еще человек 30−40 платят по 1/10 цены, прочие или зайцы или льготники, или платят непосредственно в карман контролеров.

Итого: Доход контролеров неизвестен, но высок и стабилен, доход государства примерно 3400р.

При оплате по предложенному варианту доход контролеров должен стать высоким ввиду роста их зарплаты, а РЖД получит с одного вагона (при цуне до М. Вишеры одного билета 150р (меньше половины от нынешнего)) 70*150 = 10500р. А если учесть, что и те, кто стоят — тоже заплатят за билет? Государство получит в разы больше денег… Получило бы… — ведь это никому в РЖД не нужно.

Опубликовано на личной странице 03.10.2011
Дата первой публикации 03.10.2011

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: