Наталия Новикова
Наталия Новикова Мастер

Религия, мораль или право? А что выберешь ты?

1) Термин «религия» понимается в нескольких значениях:
 — мировоззрение о существовании в мире борьбы Человека против Дьявола;
 — образ жизни;
 — поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит;
 — система символов, моральных правил, обрядов и культурных действий.
Ранее христианство решало проблемы отношений индивидуумов к власти религиозной и светской. По мнению Нового Завета познание божественных духовных законов и церковной социальности оказывает сильное влияние на образ человеческой мысли, его поведение и последовательность действий по отношению к морально-правовым требованиям, запретам, законам и т. д. При этом не допускается пренебрежение к государственным нормам: нет власти не от Бога и всякая власть — от Бога. Представитель власти — Божий слуга, заслуживающий уважения, доверия и даже любви, определённый человеку и обществу «на добро»; покорность правовым нормам — воля Божья. Христиан призывают признать себя субъектами моральных требований и правовых запретов, но подчёркивают их подчинение высшему общему духовному началу.
Десять заповедей (Не создавай себе других богов; Не делай себе кумира; Не произноси имени Господа напрасно; Отдыхай в субботний день; Почитай своих родителей; Не убивай; Не прелюбодействуй; Не кради; Не делай ложных доносов на ближних; Не желай ничего, что у ближнего твоего) помогают достичь гармонии духовного и вещественного начала в человеке и обществе.
В книге Деяний святых апостолов представляют идеи равенства всех людей в отношении прав, свобод и обязанностей, отрицая привилегии и освобождения от ответственности по каким-либо признакам.
2) Правила морали, на первый взгляд, выступают в качестве указаний на то, как и каким должно быть. В её содержание входят:
• моральные принципы — фундаментальные представления о должном поведении человека;
• моральные нормы — конкретные правила поведения.
В свою очередь моральные нормы в зависимости от способа оценки подразделяются на два типа:
 требования — запреты (не лги, не бойся и т. д.);
 требования — образцы (будь храбрым, ответственным).
Исторически первым возник запретительный тип моральных установок. Запреты и образцы являются сторонами моральных требований, которые определяют границы между недопустимым и желательным вариантами поведения, взаимно связывая и дополняя друг друга.
Основами морали являются:
 совесть — нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла;
 долг — нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении.
Основными категориями морали являются представления о добре и зле, позволяющие оценивать действия и поступки людей. Добро — главная ценность человека. Добру противостоит зло.
Особенность морали состоит в том, что она основана на ценностях — предпочтениях людей, исходящих из их идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе, как о состоянии полного согласия человека с действительностью и самим собой. Отсюда исходят добродетели — доброта, великодушие, сострадание, честность, надежда и т. п. Им противостоят пороки — ненависть, зависть, гордыня, эгоизм, жадность и т. п.
Нравственный идеал — высшая моральная цель, выражающаяся в «золотом правиле» нравственности. Со временем оно часто изменялось, но сохраняло в себе идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде его можно выразить так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».
3) Существует множество определений права:
 совокупность юридических норм;
 система общеобязательных норм поведения;
 наука;
 система права;
 система правосознания;
 свобода;
 справедливость (равенство).
При этом право как система права находит выражение в источниках права, а её правовое содержание составляется нормами права. Элементы права в рамках его системы: суперотрасли (частное, публичное), отрасли (гражданское, уголовное право), подотрасли (жилищное, авторское право), институты (заключение и расторжение брака, алименты родителей), субинституты, нормы.
Правовая норма состоит из трёх частей: гипотеза, диспозиция, санкция. Если объяснить по-простому, то это будет выглядеть вот так: если…, то…, иначе.
В нашей стране понятия «право» и «справедливость», на мой взгляд, далеки друг от друга — что является немаловажной проблемой на сегодняшний день. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство. Хотя мы знаем множество примеров из истории, когда право вступало в противоречия с моралью, — практика тоталитарных режимов.
Право имеет характерные признаки: нормативность, системность, государственная воля, общая обязательность, формальная определённость, связь с государством.
В России иерархическая система нормативно-правовых актов (НПА) выглядит следующим образом:
1) Законы.
2) Подзаконные акты.
3) Муниципальные акты.
4) Локальные, корпоративные акты.
Система НПА в РФ постоянно изменяется. В некоторые законы просто вносятся поправки или дополнения, некоторые приходится создавать впервые, а некоторые — полностью или частично отменяются.
Конечно, нормы закона не регулируют все стороны жизни, как например мораль.
С моей точки зрения все виды законов служат общим целям: утверждение общечеловеческих ценностей, согласование интересов личности и общества, обеспечение и возвышение достоинства человека, поддержание общественного порядка.
Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на множество отмеченных отличий между вышеперечисленными нормами, они всё равно имеют и общие черты, среди которых на первом месте стоит, конечно же, направленность на всеобщее благо. Эти законы представляют собой сложные совокупности норм, в которых соприкасается вещественное с духовным и индивидуальное с общественным. В них потребности-интересы-ценности и нормы-цели-средства человека приобретают цивилизованный порядок. Они стараются использовать весь комплекс общечеловеческих истин и ценностей, которые могут активно влиять на поведение людей с помощью различных воздействующих факторов: дозволительных, поощрительных, рекомендательных, обязывающих, запрещающих и др.
Изменение пропорций злого и доброго в самом себе происходит постоянно в течение нашей жизни. Различные виды законов некоторым помогают двигаться к вершине нравственного самосовершенствования, а некоторым — просто не позволяют опускаться ниже среднего предела зла.

Опубликовано на личной странице 25.02.2012
Дата первой публикации 25.02.2012

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: