Дмитрий Веркшковский
Дмитрий Веркшковский Читатель

Дача взятки: преступление и наказание

Адвокат Мелков Алексей Валерьевич
Дача взятки: преступление и наказание
Пределы коррупции в современной российской действительности переоценить невозможно — их просто нет. При этом такие самостоятельные, но тесно взаимосвязанные составы преступлений, как получение и дача взятки, весьма латентны. В таких случаях работники органов внутренних дел обычно «убивают двух зайцев»: становятся обладателями определенного материального блага и раскрывают преступление. Правда, последствия таких преступлений порой оказываются непоправимыми. Об этом и пойдет речь далее.
Закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. устанавливает, что коррупция есть злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, дача и получение взятки, коммерческий подкуп или другое незаконное использование своего должностного положения физическим лицом вопреки законным интересам государства и общества в целях получения выгоды в виде ценностей, денег и прочего имущества либо услуг имущественного характера для себя или других лиц либо незаконное предоставление подобной выгоды указанному физическому лицу иными лицами.
Противодействие коррупции, в свою очередь, — это деятельность органов государственной власти, федеральных и местных, а также институтов гражданского общества, организаций и рядовых лиц по:
• предупреждению коррупции, выявлению и устранению ее причин;
• предупреждению, пресечению, выявлению, расследованию и раскрытию коррупционных правонарушений;
• сведению к минимуму и ликвидации последствий правонарушений коррупционного характера.
Очевидно, что искоренение коррупции раз и навсегда является утопией. Особенно в такие времена, как сейчас, когда общество с точки зрения морали и справедливости характеризуется абсолютной деградацией. Однако стремиться к ее минимизации не просто желательно, но необходимо.
Как будем наказывать?

Мелков Алексей Валерьевич
«Дача взятки: преступление и наказание»

Ответственность за дачу взятки регламентируется ст. 291 Уголовного кодекса. Согласно ее положениям дача взятки должностному лицу, в том числе иностранному, лично или через посредника карается штрафом в размере 15−30-кратной суммы взятки или лишением свободы сроком до двух лет с обязательной уплатой штрафа в 10-кратном размере от суммы взятки.
Дача взятки должностному лицу, в том числе иностранному, в значительном размере лично или через посредника, согласно ч. 2 ст. 291 Уголовного кодекса, наказывается штрафом в размере 20−40-кратной суммы взятки или арестом на срок до трех лет со штрафом, равным 15-кратной сумме взятки.
Дача взятки должностному лицу, в том числе иностранному, лично или через посредника в счет совершения незаконных действий (либо бездействия) карается штрафом в размере 30−60-кратной суммы взятки или арестом на срок до восьми лет с обязательной выплатой штрафа, равного 30-кратной сумме взятки (ч. 3 ст. 291 Уголовного кодекса). При этом взяткодатель должен четко понимать, что он дает взятку именно за совершение должностным лицом незаконного деяния (бездействия).
Ч. 4 ст. 291 Уголовного кодекса регламентирует: если деяния, описанные в ч. 1−3 ст. 291 Уголовного кодекса, совершены организованной группой или группой лиц по предварительному сговору и в крупном размере, они караются 16−80-кратным сумме взятки штрафом с лишением права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности сроком до трех лет или арестом на срок от пяти да 10 лет, дополненным штрафом, равным 60-кратному размеру взятки.
Наконец, для предусмотренных ч. 1−4 ст. 291 Уголовного кодекса деяний, которые совершаются в особо крупном размере, наказание составляет штраф в размере 70−90-кратной суммы взятки или арест сроком от семи до двенадцати лет вместе со штрафом, равным 70-кратному размеру суммы взятки.
Что касается лиц, которые дали взятку, но при этом активно способствовали раскрытию и расследованию преступления, а также лиц, ставших жертвами вымогательства со стороны должностных лиц, и лиц, добровольно признавшихся в совершении преступления уполномоченным органам, то они, согласно примечанию к ст. 291 Уголовного кодекса, от уголовной
Мелков Алексей Валерьевич
«Дача взятки: преступление и наказание»

ответственности освобождаются. Эта важная поправка обеспечивает защиту от нарушения прав и законных интересов граждан страны.
Добровольным будет считаться сообщение, которое заявитель сделал по собственной воле. При этом оно не должно быть обусловлено тем, что о взятке узнали органы власти. Другие мотивы заявителя значения не имеют.
Постановление Пленума Верховного Суда № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10.02.2000 г. обращает внимание на то, что субъектом получения взятки, согласно примечаниям к ст. 285 Уголовного кодекса, может быть лицо, которое постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняет административно-хозяйственные либо организационно-распорядительные функции в госорганах, муниципальных и государственных учреждениях, органах местного самоуправления либо функции представителя власти. Выполнение указанных функций по спецполномочию означает, определенные функции возложены на исполняющее их лицо законом, нормативным актом, распоряжением или приказом должностного лица с более высоким служебным положением или органом, правомочным на это. Такие функции могут иметь одноразовый характер, осуществляться в определенный период или совмещаться с основной работой (например, присяжные заседатели).
В число представителей власти входят лица, которые реализуют законодательную, судебную или исполнительную власть, также к ним относятся работники государственных, контролирующих и надзорных органов, обладающие распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от них, или правом принимать решения, подлежащие обязательному исполнению гражданами и организациями вне зависимости от их ведомственной подчиненности.
Большое значение имеет и то, какие именно административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции выполняло лицо, уличенное в получении взятки. К административно-хозяйственным функциям можно отнести полномочия по распоряжению и управлению денежными средствами и имуществом, которые находятся на банковских счетах и балансе учреждений, организаций, воинских частей, а также другие действия, как то: указания о начислении заработной платы и премий, контроль за материальными ценностями и установление порядка их хранения.
Мелков Алексей Валерьевич
«Дача взятки: преступление и наказание»

Организационно-распорядительный функции, в свою очередь, состоят из руководства коллективом, подбора и расстановки кадров, организации работы и отдыха подчиненных, назначения поощрения и дисциплинарных взысканий, поддержание дисциплины.
Видовой и родовой объект и предмет преступления, названные в ст. 291 Уголовного кодекса, тождественны объекту и предмету такого правонарушения, как взяточничество (ст. 290 Уголовного кодекса). Объект — деятельность аппарата власти и управления, осуществляемая в соответствии с законом. А предмет — ценные бумаги, наличные деньги и иное имущество (даже то, что ограничено в обороте или изъято из него), а также услуги имущественного характера, которые должны быть оплачены, однако достаются взяточнику по явно заниженной стоимости или вовсе безвозмездно (например, строительство дома, ремонт квартиры и т. п.). Предметом преступления не могут быть услуги нематериального характера, которые не приносят взяткополучателю сколь либо существенной имущественной выгоды (например, помощь в приобретении очень редкого товара).
Субъект получения взятки общий.
Если взятку передает не сам взяткодатель, а посредник, то он также будет нести уголовную ответственность по ст. 291.1 Уголовного кодекса. Однако от посредничества следует отделять мнимое посредничество, при котором лицо получает от взяткодателя определенные имущественные ценности якобы для передачи их в качестве взятки должностному лицу, однако на самом деле этого делать не собирается и присваивает все ценности себе. Такие действия подпадают под иные статьи Уголовного кодекса: ст. 159 (мошенничество) и ст. 160 (присвоение). На практике подобная схема встречается довольно часто.
Преступление, подпадающее под ст. 291 Уголовного кодекса, является умышленным, причем умысел обязательно прямой, т. к. лицо, передающее взятку, полностью осознает, за какие действия (бездействие) оно платит, и действительно этого желает. Состав такого преступления формален, т. е. оно считается завершенным с момента получения должностным лицом или с его согласия хотя бы одной или нескольких частей передаваемых ценностей.

Мелков Алексей Валерьевич
«Дача взятки: преступление и наказание»

Следует обратить внимание на то, что если должностное лицо не согласилось принять взятку, то действия взяткодателя квалифицируются как покушение на дачу взятки и подпадают под ст. ст. 30 и 291 Уголовного кодекса.
Цели и мотивы дачи взятки могут быть различными. Взяткодатель может руководствоваться как побуждениями личного характера, так и корыстными побуждениями. Ответственность за дачу взятки допускает и одновременное привлечение к уголовному преследованию за действия, составляющие самостоятельное преступления. В подобных ситуациях содеянное оценивается по совокупности преступлений.
Описанные выше положения являются своеобразной базой, основой, на которой строится борьба с коррупцией. Однако законодатели не сидят без дела и постоянно совершенствуют систему государственной защиты. Так, много действенных инструментов предлагает Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», вышедший 4 мая 2011 г. Он, несомненно, станет еще одним шагом на пути преодоления извечного бича российской государственности.

Опубликовано на личной странице 06.09.2012
Дата первой публикации 06.09.2012

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: