Ирина Вороненко Читатель

Полиция. Новое имя – старые проблемы.

Полиция. Новое имя — старые проблемы.
Похоже, что новый закон о полиции, принятый в марте 2011 года, сильно взбудоражил умы и сердца наших граждан. Действительно, сегодня отношение к правоохранительным органам, получившим новое имя «Полиция», мягко говоря, негативное.
Мало кто, завидев на улице представителя полиции, сможет подумать: «я спокоен, я защищен». Как бы ни описывали всевозможные плюсы новоиспеченных правоохранителей в соответствующем законе, пока что в сознании многих жителей России полицейский не является гарантом безопасности их жилья, имущества и, наконец, жизни.
Но так ли на самом деле все плохо?
Давайте разберемся!
Корень проблем.
Проблема взаимодействия полиции и общества родилась в «лихих 90-х», когда шел целенаправленный развал СССР и честная правоохранительная системы была не нужна. В это время происходит зарождение бизнеса в России и как следствие такого неконтролируемого процесса — формирование криминального рынка. В связи с этим часть работников милиции уходила в коммерцию, а часть, пользуясь своим положением, занималась так называемым «крышеванием». Следствием такого состояния дел не могло не стать взятничество, аморальное поведение представителей правоохранительных органов, которые могли оправдать виновного и подвергнут несправедливому наказанию невиновного. И до сих пор, надо признать, образ всемогущего бандита в погонах живет во многих умах наших граждан.
Проблема такого созданного образа, конечно, далеко не всегда имеет под собой основания. В этом «заслуга» СМИ — новости телеканалов, первые страницы газет и даже новостные ленты Интернет изданий так и пестрят громкими скандалами в МВД.
Таким образом, вырисовывается достаточно сложная и многогранная проблема.

1) Как и в любом ведомстве, в структуре правоохранительных органов у каждого сотрудника есть своя «бумажная волокита». Кто хоть раз занимался отчетностью, тот поймет, насколько это кропотливая и подчас нудная работа, отвлекающая от основной практической работы. Не будем подвергать сомнению необходимость в отчетности — это часть работы и сотрудников правоохранительных органов. Однако дело усложняется наличием в структуре власти так называемой вертикали, которая явно мешает эффективной работе — районные отделы полиции формируют «правильные» отчеты, чтобы послать их областным, областные добавляют туда еще больше несуществующих данных, чтобы не выглядеть бледно перед федеральным руководством, а оно, в свою очередь, подправляет эти отчеты до полной фантастичности, чтобы заслужить поощрение от высшего руководства страны. В итоге, до вершины такой вертикали доходит абсолютно идеальный отчет о работе на местах. Стоит добавить лишь, что часто вершина часто не знает, что творится в самом низу.
Возможно, стоило бы изменить саму структуру подчинения полиции, чтобы на местах городские, районные и областные управления полиции были подотчетны органам местного самоуправления — мэрам городов, главам районов, губернаторам областей. Эти чиновники не входят в состав МВД, они не заинтересованы в «правильных» цифрах, они больше озабочены криминогенной обстановкой в их городе, районе или области.
2) В ходе преобразований в структуре полиции уже в этом году предполагается численное сокращение штата полиции до 1 106 472 человек. Вроде бы сама мысль о сокращении заманчива — излишняя «раздутость» штата не нужна. Однако, по давней привычке мы невольно сравниваем «как у нас» и «как у них», имея ввиду США. Так вот в США на 100 000 человек населения приходится всего 350−500 офицеров полиции. Исходя из этих данных, общий штат российского МВД должен быть около 700−715 тысяч человек (если принять, что население России — 143 млн. чел). Выходит, что от «раздутости» штата МВД мы так и не ушли…
3) Еще один момент в деятельности заставляет задуматься. Повсеместно существует переход кадров из силовых структур в судейский корпус. Большинство судей с пониманием относится к тому, как выполнена работа сотрудниками правоохранительных органов. Нарушение процедур и норм гражданского и уголовного права некоторым судьям, если так можно сказать, «близка», если сам судья — бывший прокурорский работник, который подобный непрофессионализм воспринимает как норму. Это порождает своеобразную круговую поруку правоохранительных органов и судов: суды подписывают нужные обвинительные приговоры, находясь в негласном сговоре с полицейскими, которым нужно закрывать дела. Можно предложить практику перехода из МВД в судейский корпус запретить. Это, разумеется, ограничит права полицейских как граждан, но поможет восстановлению справедливости в решениях судей.
4) Невысокая ответственность за правонарушения, совершаемые полицейскими. Это очень важная черта в нынешней правоохранительной системе. Она очень сильно пересекается с той самой отчетностью — как правило, в полиции «своих не выдают». А если и происходят какие-либо наказания — они весьма условные и незначительные. За примерами далеко ходить не нужно — ведь как часто мы наблюдаем картины безнаказанности на дорогах, как часто видим трогательное единение на улицах представителей полиции и лиц кавказской национальности, явно не имеющих ни прописки, ни регистрации в Москве. И при этом так же часто можно видеть полицейского, прогоняющего старушек, торгующих у метро всякой мелочевкой. Что это? Осознание безнаказанности и вседозволенности? Желание заработать на добавку к зарплате? Похоже, что одной переаттестации новым правоохранителям будет мало — умение вести себя корректно в любой ситуации не появится только лишь с единственной переменой в названии структуры. А между тем, сотрудник полиции — не только хранитель порядка, но и его символ, а поэтому за нарушения он должен нести гораздо более серьезную ответственность, чем обычный гражданин.
5) Имидж всегда играл важную роль в обществе. Имидж человека или целой группы людей, находящихся у власти, имеет огромное значение. Сюда входит и манера говорить, внешний вид, самосознание своей миссии. Для изменения самого образа сотрудника правоохранительных органов следует поработать и над его внешним видом — изменить форму одежды, знаки отличия, манеру общения с гражданами. Тогда наверняка изменится и отношение граждан к полицейскому. Он должен вселять надежду и уверенность, а не страх.

В интернет-обсуждении нового законопроекта «О полиции» приняло участие огромное количество людей. В итоге многие замечания в новой версии законопроекта «О полиции» учтены. Однако тот факт, что закон принят, не решает многих проблем, в том числе тех, о которых здесь шла речь. Конечно, многим может показаться, что их один голос ничего не значит. Но в нашей стране проживают миллионы! Давайте все вместе подумаем, что мы хотим изменить, какой мы хотим видеть ту структуру, которая должна служить обществу в целом и помогать каждому гражданину, что в работе полицейских для нас играет решающую роль, что мы сами готовы привнести, чтобы улучшить нынешнюю ситуацию? Ведь если не мы сами об этом позаботимся, то кто?

Опубликовано на личной странице 26.05.2013
Дата первой публикации 26.05.2013

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: