Максим Валиулин Читатель

О штрафах за нарушение законодательства о труде и охране труда (Часть1)

В конце прошлого года был принят целый ряд законов, так называемый «пенсионный пакет» законов. Официальный сайт Пенсионного Фонда Р Ф выделяет 8 таких законов (http://www.pfrf.ru/paketzak/), но хотелось бы обратить внимание на один из них, который и увеличивает штрафы за нарушение законодательства о труде и об охране труда, называется он Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

В этом 421-ФЗ есть статья 11, которая начинается словами «Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения». Однако прежде, чем говорить об изменениях, давайте вспомним, какие штрафы существуют сейчас. Сейчас в КоАП существует одна единственная статья 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» и по этой статье предусмотрены следующие штрафы (санкции)

должностное лицо (ДЛ) 1 -5 т.р.,

лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП) — 1−5 т.р. или приостановление деятельности (ПР) — 90 суток,

юридическое лицо (ЮЛ) — 30−50 т. р или ПР- 90 суток

За повторные нарушения страдает ДЛ дисквалификацией (дискв) — 1−3 года.

Такая вот административная ответственность существует сейчас. Штрафы, если сравнить с пожарными или Ростехнадзором (минимум 150 и 200 т.р. на ЮЛ соответственно) небольшие. Как мы видим, имеется некоторая несоразмерность в суммах штрафов и это решено исправить. Как это делается с помощью статьи 11 421-ФЗ? Достаточно просто.

Во-первых, существующая статья 5.27 КоАП переименовывается и звучит ее название «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» и количество частей в ней увеличивается до 5 (пяти). Становиться интереснее? Читаем закон дальше.

Итак,

ч.1 — Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП влечет предупреждение или наложение административного штрафа на ДЛ — 1−5 т.р., ИП — 1−5 т.р. и ЮЛ — 30−50 т.р.

Обратите внимание, что по санкциям, эта часть практически повторяет ч.1 существующей статьи без дисквалификации и приостановки и есть предупреждение. Даже стала мягче, но продолжаем изучение документа

ч.2 — Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) влечет наложение штрафа на граждан 3−5 т. р, на ДЛ — 10−20 т.р.

Достаточно интересная часть статьи, в которой нет ни ИП, ни ЮЛ, т. е. нет работодателя. Здесь, видимо рассматривается такая ситуация. Прораб Вася, с которым заключен трудовой договор, приводит на стройку работников типа Равшана и Джамшута, которые работают вместе (вместо) с бригадой Васи. Все договоренности устные, эти люди на стройке как бы есть и их как бы нет, а директор Васи их не видит, не знает и соответственно валит все на Васю, которому и грозит штраф. Будут ли применены какие-то санкции непосредственно к работодателю, если он вдруг начнет защищать Васю и признает трудовые отношения с Равшаном и Джамшутом? Изучаем статью дальше.

ч. 3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем влечет наложение штрафа на ДЛ — 10−20 т.р., ИП — 5−10 т.р., ЮЛ — 50−100 т.р.

Как мы с вами видим, санкции к работодателю или его уполномоченному лицу уже более жесткие. Рассмотрев первые 3 части новой статьи 5.27 КоАП мы нигде не обнаружили санкций для лиц, ранее подвергнутых к ответственности за аналогичное правонарушение, т.к. эти санкции приведены в ч. 4 и 5.

ч. 4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на

ДЛ — 10−20 т. р или дискв. 1−3 года

ИП — 10−20 т.р.

ЮЛ — 50−70 т.р.

ч. 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение штрафа на

граждан 5 т.р., ДЛ — дискв. 1−3 года, ИП — 30−40 т.р., ЮЛ — 100−200 т.р.

Как мы с вами видим, суммы штрафом изменились и достаточно существенно. В денежном выражении при первой проверке Государственной инспекцией труда размеров штрафов может быть для

граждан — 3−5 т., ДЛ 21−45 т. р, ИП — 6−15; ЮЛ 80−150 т.р. и эти суммы набегают без учета охраны труда, как вы заметили, словосочетание охрана труда не встречается даже в названии новой статьи. Неужели забыли про охрану труда? Ни в коем случае не забыли, зря, что ли принимали целый пакет законов и в том числе (ну как его не упомянуть) Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Однако, вернемся к статье 11 421-ФЗ.

Во-вторых, данная статья 11 добавляет в КоАП новую статью 5.27.1, которая называется «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации» и эта статья тоже содержит 5(пять) частей, но разбор новой, пока еще не действующей статьи КоАП продолжим позже.

Благодарю за внимание.

Опубликовано на личной странице 13.07.2014
Дата первой публикации 13.07.2014

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: