Сергей Пузырев   Мастер

Чем отличаются гражданские права и свободы от прав и свобод человека? Часть 1

Недавно в Интернете была опубликована информация о конфликте, возникшем в одной из стран Балтии между местным населением и прибывшими сюда на маневры военнослужащими американского флота. Речь шла о грубых нарушениях американскими солдатами правил поведения в общественных местах и их действиях, оскорбляющих права и достоинство местного населения. Короче говоря, американцы вели себя по-хамски по отношению к людям, принимающим их на своей земле.

Gonzalo Aragon, Shutterstock

Этот случай показателен тем, что освещает сразу несколько завуалированных сторон таких понятий, как свободы и права человека, на которых мы раньше особо не заостряли внимания. Абсолютная свобода оказалась иллюзией. В двухполярном мире не может быть никакой свободы для отдельно существующего маленького государства, если оно не осуществляет функции международного кошелька, как Швейцария.

А освобождаясь от одного «хозяина», все мелкие страны неизбежно попадают в зону влияния другого господина, солдаты которого могут мочиться на твою клумбу, приставать к твоим родственникам и т. д., показывая тем самым, что никакого равенства в геополитике не существует.

Философия правовых аспектов, связанных с жизнедеятельностью человека, исходит из понимания социальной метафизики, которая обнаруживает социальное бытие людей и вещей за рамками их непосредственно пространственного, телесного проявления и взаимодействия. Это свойственно любому человеку, когда он учитывает в своем сознании и деятельности не только то, что непосредственно перед ним расположено, но и «видит» дальше, основываясь на своих чувствах.

Бытие определяет сознание — говорит одно из направлений философии, имеющее задачей понимание бытия, создание и совершенствование инструментов такого понимания. Это чувства семьи, собственности, нации, когда интересы народа, такие, какими он сам их понимает, заменены интересами правящего сословия. На фоне имеющейся идеологии, основанной на мифе, в который верят, который сплачивает общество, живущее по закону больших чисел («большинство»), где в общей массе растворяются отдельные человеческие интересы.

И здесь задача государства должна состоять не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально-экономические процессы. Невыполнение этих условий взаимоотношения власти с гражданским обществом может привести к сужению спектра прав и свобод граждан. Это приводит к тоталитаризму или утрате стабильности, конфликтам и кризису (уничтожение государства).

Таким образом, гражданские права и свободы — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство, и состоят они из личных прав человека, политических и социально-экономических. В данном случае речь идет о стремлении человеческого познания с целью закрепить и использовать принципы, понятия, схемы, позволяющие ориентироваться в сложной временной и пространственной организации социальных процессов.

Человеческое общество, являясь самостоятельной общностью, тем не менее, не отделено от окружающего мира. Здесь в качестве основного определителя свойств и качеств вещей и особенности всех явлений выступает такая величина, как мера — один из принципов всеединства, обусловливая его ограниченность и целостность. В понимании всеединства по Плотину: «Всякое содержит в себе все и созерцает себя во всем другом, так что все — всюду; и все во всем, и всякое сущее есть все».

Мера может выражать количественно-качественные особенности предмета или системы (границы нормального существования общества). Мера определяет рамки, в которых система остается в единстве своего качества и количества, т. е. сама собой. Так права и свободы граждан, гарантированные государством, могут быть законно ограничены, например, такими понятиями, как обязанности. В конституции так и записано, что человек не только имеет право, но и обязан выполнять какие-то условия («соблюдать», «платить», «сохранять», «защищать», «заботиться», «получать» и т. д.).

Конфуций, например, разработал правила поведения и требования не только для каждой личности, но и для общества: «Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник — чиновником». Он считал, что конструкция общества должна быть прочной и всеми уважаемой — все должны знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Эта государственная конструкция должна состоять из двух этажей. На верхнем этаже должны думать и управлять, а на нижнем — трудиться и повиноваться.

Такой социальный порядок с небольшими отклонениями существует во всех философских учениях. Например, материализм, которому Лейбниц придал обобщенный смысл и противопоставил идеализму: «Представление, согласно которому мир является большой машиной, работающей — как часы без помощи часовщика — без содействия Бога, есть идея материализма и фатальности и направления на то, чтобы под предлогом превращения Бога в надмировой разум фактически изгнать из мира провидение и божественное руководство».

Проблема осмысления социальной многомерности вещей «внешних» (данных человеку) и «внутренних» (скрытых от человека) остается открытой до сего времени. Где одни и те же вещи «внутри» разных процессов и систем существуют и действуют различным образом. Например, юноша и девушка, влюбленные друг в друга, не собираются поставлять будущей родине будущих солдат или рабочих. Они строят свою семью, повинуясь природному инстинкту, и инстинктивно, в то же время, строят свое государство.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права: признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения; а также всех прав, указанных в конституции.

Продолжение следует…

Опубликовано 25.07.2014
Дата первой публикации 16.07.2014

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Разговор с чиновником
    - Скажите, я имею право?....
    - Конечно имеете.
    - Вы не дослушали. Я имею право...
    - Конечно-конечно
    - Так значит я могу...
    - А кто вам сказал, что вы что-то можете?