• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Анатолий Пастухов Грандмастер

Что делать, если у продавца нет сдачи?

Полагаю, многие сталкивались с такой ситуацией: товар выбран, вы протягиваете продавцу деньги, но тот отказывается вас обслуживать. Причина? Нет в наличии на данный момент нужной суммы на сдачу. Как правило, речь о мелких купюрах. Что же делать в таком случае?

Robert Kneschke , kezling.ru

Если продавец заинтересован в получении платежа, то он предложит вам вместо сдачи взять что-то еще из товара. Фактически тут скрытая «нагрузка» из советских времен. Если вам «дополнительно» ничего не надо, а на выбранный вами товар оплата достаточно приличная, продавец проявит инициативу и пойдет по другим отделам разменивать ваши деньги. Если товар «мелочный», вам придется искать размен своими силами.

Но как же тогда быть с хорошо известной фразой на тот счет, что покупатель всегда прав? А никак. Дело в том, что эта фраза нигде не узаконена. А с другой стороны, вроде как все еще действуют прежние финансовые правила, коль не появились новые? А в прежних покупателю дан шанс требовать сдачу в любом случае. Не верите? Вот выписка из письма Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104 о правилах эксплуатации ККМ (контрольно-кассовых машин) при осуществлении денежных расчетов с населением: «…руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами в количестве, необходимом для расчетов с покупателями».

Но этому предписанию более десяти лет! Тогда оно касалось, скорее всего, тех магазинов, которые обслуживаются через РКЦ (расчетно-кассовые центры). Сейчас же много небольших частных магазинов.

Похоже, Минфин сделал попытку учесть и частный сектор торговли. Во всяком случае, чуть позже появилось письмо Правительства от 17 марта 1994 г. N 1−314/32−9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли», которым запрещается предлагать покупателю вместо денежной сдачи любые товары или требовать от потребителя самостоятельно разменивать деньги. Как видим, косвенно под это письмо вроде бы подпадает и частная розничная торговля. Радуемся? Но в статье 426 п. 1 гражданского кодекса черным по белому написано: «Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами». Речь о том, что кто-то платит наличными за товар точно по ценнику (тогда сдача не требуется), а кто-то подает за «мелочевку» большую купюру, и продавец вынужден будет «очистить» на сдачу кассу и остаться без разменной суммы.

Согласимся, ситуация спорная. По-своему будет прав продавец, которому смена оставила пустую кассу, и по-своему — покупатель, не желающий с тысячной купюрой рано утром бегать по всему городу в поисках размена. Но вернемся все же к вопросу: «Что делать, если у продавца нет сдачи?» Во времена СССР рекомендовалось требовать «Книгу жалоб и предложений» и оставлять в ней соответствующую эмоциям запись. Тогда это действовало, поскольку довольно четко работал народный контроль. Но где вы сейчас увидите такую книгу? Даже если она и есть, бесполезно в нее писать жалобу «на деревню дедушке». По логике, можно обратиться в Роспотребнадзор. Хотя у него и несколько иные функции, все же там при нескольких одинаковых жалобах проверяют порой и финансовую составляющую обслуживания покупателей. В крайнем случае, подавайте иск в суд. Но, как сами понимаете, чтобы судиться — нужно время. И, конечно, нужны крепкие нервы.

Какой же оптимистичный для покупателя вывод может быть из написанного? Пожалуй, более приемлемый способ не сталкиваться с ситуацией, когда у продавца нет сдачи, — иметь при покупке купюры разного достоинства в той сумме, которую предполагаете потратить при походе в магазин. Формально вы можете при конфликте посоветовать продавцу предложить владельцу магазина установить терминал для безналичной оплаты (через пластиковые банковские карты) или заключить расширенный договор с банком на финансовое обслуживание с завозом разменных сумм. В некоторых случаях продавцы создают на кассе разменный «фонд» из своих личных денег, а к концу работы изымают эту сумму себе в кошелек. Тоже решение проблемы.

А вообще, старайтесь обслуживаться там, где прежде у вас никогда не появлялись сложности с получением сдачи. Хотя, разумеется, совет этот бесполезен в дороге. И все же, на «своей» территории определитесь с магазинами, в которых вас уважают.

Статья опубликована в выпуске 29.09.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Жалко времени на прочтение - ничего путного кроме совета носить с собой разменные деньги

    Оценка статьи: 2

  • А сколько лет (десятилетий) этим думам. В последние лет 10-15 (а может и больше), особенно, как стал пользоваться банковскими карточками, не сталкивался с этой проблемой.

    Оценка статьи: 2

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 29 сентября 2014 в 00:32 отредактирован 29 сентября 2014 в 00:41 Сообщить модератору

    " Это худшее (не лучшее) из приличных дешёвых."
    Тема пустяково-пустяшная. Самый короткий ответ и выход - взять у продаца расписку на сумму прописью и зайти попозже.

    (время за компом становится пыткой: задержки, анемия мышки и пр.,пр. частокол, пока доберёшься до изнурительной печати с изуверскими задержками)

  • насчёт книги жалоб автор неправ
    согласно 55 постановления правительства..
    книга в обязательном порядке должна предъявляться покупателю...
    её регулярно читают Роспотребнадзор, и в отделах защиты прав потребителей в муниципальных администрациях.
    За нарушения правил торговли есть административная ответсвенность

    Я лично добился привлечения продавца к админ.ответственности за отказ выдачи мне данной книги.
    Насчёт сдачи... да.. ответственность сейчас не предусмотрена, но продавец сам заинтересован в наличии сдачи..
    вообще у меня давно нет проблем с этим, как то всё всегда без проблем разруливается...

  • Валентина Иванова Читатель 9 мая 2016 в 15:05 отредактирован 24 мая 2018 в 20:09 Сообщить модератору

    Я работаю в продуктовом магазине с 7:30 до 23:00 разменка мелочью мне на смену оставляют 5-7 тыс. у нас в магазине стоит банкомат так люди совсем обнаглели снимают тысячу и покупают булку хлеба за 20 рублей в итоге к 19:00 у меня касса пустая и приходят покупатели берут мороженое за 16 рублей подают 100 а мне им сдачи нет, у меня же не отделение сбербанка и разменка не резиновая где мне ее взять объясните тогда??? хорошо судить пока сам не окажешься на моем месте стоят и хомят типо законы знают я их тоже знаю НО ГДЕ ВЗЯТЬ ТО??? вот и какой суд мне что то присудит? в моих интересах продать товар но я реально не знаю как выйти из такой ситуации с самого утра мы всем деньги меняем а вечером мы с покупателями ругаемся...

  • Солидарна с Валентиной. Работала в зоомагазине 7/7, по 1 человеку в смену. На размен в кассе должна лежать 1500, но вот каким номиналом она осталась со вчерашней смены - никого не волнует. Начальство когда разменяет, а когда и нет. Всю выходную неделю мы со сменщицей каждая наменивали везде мелочь, и вот буквально за первые 3 часа работы размена нет.