Александр Аб Мастер

Можно ли защититься от слежки конкурентов?

Современный бизнес очень страдает от шпионажа, имеющего самые разные формы. В простейшем виде это — слежка со стороны конкурентов. Цель слежки — получить преимущества экономического характера. При этом о морали и речи нет.

Amir Kaljikovic , Shutterstock.com

В ход идет все! Но уяснить себе, что ведется слежка, доказать ее, а уж тем более остановить и наказать организаторов — дело сложное, затратное по части финансов и нервов. Если слежка ведется довольно грамотно, то наличие ее может установить лишь квалифицированный специалист по информационной безопасности. Его услуги обойдутся вам в круглую сумму. И не факт еще, что слежка со стороны конкурентов прекратится. Она может перейти на более высокую степень скрытности с применение более совершенной аппаратуры.

Противодействовать такой слежке для вас окажется делом очень затратным. И еще вопрос, насколько увеличатся расходы по сравнению с наносимым бизнесу уроном со стороны конкурентов. В ряде случаев владелец офиса даже не подозревает, каким образом о его секретах узнают конкуренты. Вот наиболее распространенный способ.

В какой-то момент в вашем офисе внезапно перестает работать городской телефон. Вы даете поручение сделать заявку на АТС на предмет выяснения причины и, если требуется, вызова мастера для ремонта. Но что случилось? Все банально до смешного. Нанятый конкурентами специалист для организации за вами слежки перерезал телефонный провод. Мастер с АТС по заявке пойдет к вам лишь на следующий день. (Если же телефон заработал без его помощи, то заявка аннулируется.) Это позволяет под видом мастера появиться в вашем офисе и начать кодовую операцию «Жучок». Перерезанный на входе в офис провод соединяется снова. Но перед этим в разрыв включается миниатюрный передатчик, получающий энергию от линии телефонной сети. Работает такой передатчик в УКВ-диапазоне, и его сигнал (а это — ваши разговоры по телефону) передается на УКВ-приемник. Радиус приема достаточный для того, чтобы вести прослушку незаметно. Например, в автомашине или в подъезде соседнего дома. Подключение к приемнику магнитофона, срабатывающего на сигнал через реле, вообще автоматизирует прослушку.

Запомните: открывая бизнес — откажитесь от городского телефона! Помимо такой необходимой меры своей защиты от конкурентов, пригласите (хотя бы на время) специалиста по информационной безопасности и попросите проверить офис на наличие подслушивающих устройств. С помощью различных индикаторов он выявит их по излучениям и удалит. Но самое главное в борьбе с подслушиванием: не ведите деловые переговоры в своем офисе. А где их можно вести? Разумеется, не у себя дома (нет гарантии в том, что прослушивающее устройство не установлено и там). Не в автомашине. И даже не на улице. Пригласите пришедшего в офис человека, проявившего повышенный интерес к вашему бизнесу, в ресторан или дорогое кафе. По ходу переговоров не сообщайте наиболее важную информацию вслух — есть риск, что беседу запишут на диктофон мобильника. А вам это надо? Можете сказать: «Ну, это выглядит примерно так». И на бумажной салфетке кратко пишите основную суть и там же чертите схемы, но лишь косвенно относящиеся к делу.

Наш глаз устроен таким образом, что проще запомнить крупные линии, чем мелкий текст. Что получается? Если к вам конкуренты подослали шпиона, то они никакой конкретной информации не получат. На диктофоне разговор ни о чем, а с салфетки текст в полном объеме запомнить не удастся — зрение автоматически сконцентрируется на линиях схемы.

Если же шпионажа нет (в чем надо еще убедиться), то вы дали будущему союзнику по бизнесу общее направление по ближайшей перспективе. Если его заинтересовала ваша идея, предложите заключить на юридической основе какие-то соглашения. Пусть даже второстепенные (важна печать на документе и подпись!). В этом случае вы уже имеете возможность контролировать ситуацию и при утечке информации, соответствующей рассказанной вами в ресторане или кафе, знать, кого подозревать и «брать за жабры».

Не забывайте никогда о том, что «слив» важной информации чаще всего происходит через сотрудников. Посвящайте в суть дела только тех, кому доверяете полностью. И никогда ничего не оставляйте по бизнесу в своем офисном компьютере. Необходимую информацию держите на флешке под сложным паролем. В дополнение к нему на ней обязательно должна быть программа, блокирующая подбор пароля по количеству попыток. Даже в случае кражи флешки с такой программой воспользоваться ее содержимым не смогут.

Не ведите важные деловые переговоры по обычному мобильнику. Его тоже можно прослушивать. В крайнем случае (если уж никак не обойтись), купите хороший смартфон, который имеет доработанную ОС «Андроид» (закрыты «дыры») и позволяет шифроваться от прослушки. С него можно анонимно отправлять СМС, анонимно заходить в Интернет. Но самая, пожалуй, полезная функция вот эта: если смартфон украли, то злоумышленники ничего не извлекут из его памяти. Вы с любого другого мобильного устройства отправляете на украденный смартфон секретный сигнал, по нему память тут же полностью стирается.

Тема защиты от вредоносной деятельности конкурентов стоит очень остро. Не посчитайте за лишнее отнестись к ней с повышенным вниманием. Тогда вам не придется крутить озадаченно головой и сокрушенно разводить руками, произнося народную мудрость: «Знал бы где упасть — соломку бы подстелил».

Опубликовано 20.04.2015
Дата первой публикации 08.04.2015

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я вот слежу за конкурентами. С помощью сервиса atrends.ru который показывает все обхявления конкурента в Яндекс ДИректе

     
  • ...И хотя бы один пример успешной защиты или кражи "секретов".
    Известна старая байка о том, что для конкурентов достаточно знать(узнать), ЧТО сделано, а КАК - это не проблема и дело техники.

    Меня умиляют эти страшилки о шпионаже в то время как море разливанное всяческих бесплатных открытого доступа "рацух", которые бери к разработке и наваривайся, "сколько влезет".

    Известна ещё одна "бородатая" байка о совестливом японце, который хорошо наварился на публикации то ли "Маленткие хитрости", то ли "Мастеру на заметку" из журнала "НиЖ" и припёр в Москву, чтоб найти автора и отдать ему тысячу долларов в качестве гонорара(по его подсчёту)

    Оценка статьи: 5