• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Владимир Тарасенко Профессионал

Качественные дороги. Всё новое - это хорошо забытое старое?

Небезызвестная в среде дальнобойщиков система (конец 2015 года) планировалась и создавалась не сразу. Такие сложные системы не создаются в два щелчка. Помимо справедливой платы на ремонт дорожного покрытия, система выполняет ещё две интересные функции…

pixabay.com

Для информации — вот эти функции:

1. Автоматическая фиксация нарушений ПДД и отправка данных в ГАИ (либо на стационарных пунктах контроля, либо посредством передатчика GPS/ГЛОНАСС). Думаю, не нужно объяснять, что безопасность на дороге весьма важна.

2. Фиксирование каждого грузовика на карте (т.е. можно сравнивать декларируемый маршрут с реальным). Хотя вариантов практического применения модуля GPS/ГЛОНАСС гораздо больше. В общем, если скрывать нечего, то такой модуль никогда не помешает.

Немного обывательской «лирики».

Стоит ли бояться увеличения цен на товары, если цены на услуги автомобильных перевозок возрастут на стоимость пользования трассами федерального значения (например, 3 рубля за 1 км)?

Предположим, некий магазин в городе, А закупил 5 тонн какого-либо товара в городе Б. Нужно его перевезти из города Б в город А. Расстояние между городами равно 1000 км. За 1 км дополнительно перевозчик будет брать 3 рубля, т. е. на расстояние в 1000 км стоимость перевозки увеличится на 3000 руб. Предположим, что единица товара — это 1 кг, тогда для получения возможного увеличения цены для потребителя нужно 3000 руб. разделить на массу в кг (т.е. на 5000 кг). Итого: увеличение цены может составить 0,6 руб. Если же увеличить массу груза до 10 тонн, то это увеличение составит 3000/10000=0,3 руб. на единицу товара.

Расчёт этот приблизителен и не учитывает другие факторы (например, сопутствующие издержки), но помогает оценить картину в целом. Даже если округлить и взять увеличение равным 1−3 руб. за единицу товара, то много ли это? Увеличение же стоимости на товар, реализуемый поштучно, будет ещё более незначительным. Очевидно, что существенного подорожания не будет (если не учитывать различного рода спекуляции, но это уж отдельный вопрос), поэтому АТП (автотранспортное предприятие) или частные перевозчики могут смело поднимать цены на свои услуги.

Весьма вероятно, что поднятие цены со стороны перевозчиков на колёсной базе у торговых сетей не вызовет радости и они начнут искать либо более дешёвый способ доставки грузов (вариант 1), либо, не меняя способа доставки (если используется доставка именно грузовым автотранспортом), территориально более близкого оптового поставщика (вариант 2). Для варианта 1 альтернативой вполне может стать железнодорожный транспорт (он более дешев, чем автомобильный, в плане соотношения расходов и массы груза, если речь идёт о перевозке на значительные расстояния), а услуги колёсного транспорта будут необходимы при доставке от ж/д-станции до дверей магазина или для перевозки грузов на небольшие расстояния. При варианте 2 произойдёт обычное сокращение расходов на доставку, т.к. уменьшается расстояние из Б в А.

По сути вопроса.

Как и сейчас, в СССР автомобильный грузовой транспорт вносил существенный вклад в грузоперевозки, но тогда парк грузовых авто принадлежал или напрямую подчинялся государству (и весь доход шёл именно государству), поэтому можно было реально планировать нагрузку на дорожную систему и своевременно обновлять/ремонтировать её. Отличие в том, что тогда была единая система (объединявшая воедино не только ж/д и грузовой автомобильный транспорт), а сейчас автомобильные перевозки — это значительное число частных компаний, которые работают прежде всего на себя, и их абсолютно не заботит амортизация дорожного полотна.

Таким образом, усиление контроля за передвижением грузопотоков необходимо прежде всего для грамотного планирования нагрузки на транспортные сети (автомобильные дороги, железные дороги) и их своевременное обслуживание. Если оценка износа, планирование расходов на амортизацию железных дорог относительно легко сводится в более-менее стройную систему, т.к. основные игроки — это компании со значительным (иногда и 100%) участием государства, то с автодорогами ситуация совсем иная и требует другого подхода, который и начал осуществляться в конце 2015 года.

P. S. Как говорится, любишь получать прибыль, пользуясь общественной собственностью (дорогами), люби и платить за своевременный ремонт этой собственности…

Статья опубликована в выпуске 10.12.2015
Обновлено 20.12.2015

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Тут вот еще один комментарий, копирую:
    "Для информации.
    Работаю в транспортной компании - более 100 единиц тех, кто более 12 тонн разрешенной полной массы. Раньше в диспетчерской работали 5 милых женщин плюс технический специалист плюс начальник. И они обеспечивали круглосуточную поддержку парка, тем более что у нас используется система удаленного мониторинга: контроль и управление подвижным составом по GPS и сотовой сети. Мы вступили в "Платон". Во-первых, усложнилась логистика - не всегда понятна прокладка маршрутов из учета платить/ не платить. И в соответствующий отдел пришлось взять двух новых людей: их зарплата 2х30 тысяч рублей в месяц плюс премии и бонусы. Также еще 4 человека (4х25 тысяч) в диспетчерскую: система работает со многими ошибками и их регулярно приходится исправлять в круглосуточном режиме, вплоть до оплаты изменений маршрута по факту, включая забеги в офис "Платона". Бегать всем уже надоело: туда 30 минут на машине, посему за диспетчерской пришлось закрепить служебный автомобиль с водителем (плюсуем его зарплату и эксплуатационные расходы, хотя это лишь Рено Логан). Кроме того. По словам нашего главного бухгалтера на нынешнем историческом этапе оплату за километр не удается отнести к себестоимости и платить приходится с прибыли, с которой мы и так платим налоги... Компания не участвует в любых мероприятиях, организованных дальнобойщиками, однако с учетом выше сказанного, включая возросшую себестоимость перевозок в условиях экономического кризиса, с 15 декабря она лишь понимает тариф на перевозку: цифра - коммерческая тайна, но в процентах она глубоко двузначная. С 1.03.2016 года (удвоение оплаты за 1 км пробега) мы ее еще раз посмотрим...
    Тем, у кого в методичках записано деление "1,53 рубля за км на 20 тонн груза" и "это не серьезно" - желаю удачи..."

    Оценка статьи: 1

  • Лариса Панченко Читатель 10 декабря 2015 в 11:07 отредактирован 10 декабря 2015 в 11:15 Сообщить модератору

    Так, теперь про тезис "фуры ломают дороги"
    Построенная по ГОСТ федеральная дорога обязана круглогодично выдерживать вес большегрузов с полной массой до 40 т (осевые в районе 10 тонн). Скажете - многие возят с перегрузом? И опять соглашусь и задам встречный вопрос - а ВЕСОВОЙ КОНТРОЛЬ для кого создан? Контролируйте, выявляйте перегруженные машины, наказывайте! Штрафы для любителей повозить с перегрузом введены давно, и они просто драконовские! Можно было на всех трассах вместо рамок Платона наставить посты автоматического весового контроля, и быстро бы отучили возить перегруз.
    А негабаритчики (которые возят неделимые тяжеловесные грузы) и так ездят по спецразрешениям с возмещением вреда дороге. Им просто разрешение на провоз тяжеловесного груза не выдадут, пока они не компенсируют ущерб дороге.
    Ну и самое главное: ПЕРЕСТАНЬТЕ ТЫРИТЬ ДЕНЬГИ НА ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ! Стройте как положено, с использованием качественных материалов и технологий - и не будут дороги разрушаться каждый год.
    Я не буду тут приводить разные ссылки на видео, в которых асфальт наматывается на колесо грузовика, или колея на трассе там, где грузовики не ездят, или как строят дороги в дождь и снег, или давать ссылки на статьи, как строят дороги за бюджетный счет к домам разных чиновников, и сколько нарушений при выборе подрядчиков на строительство дорог - это все и сами можете найти при желании.
    И про то, что ООО "РТ-инвест транспортные системы" кому принадлежит, тоже уже в комментариях написали. И какая она кривая и непродуманная и неработающая, тоже не буду писать, потому что это уже детали.
    А обсуждать эти детали - значит, согласиться с самим фактом введения "Платона" и необходимости лишь "донастройки" системы. Но тут не донастройка нужна. Тут отмена полная нужна и наказание тех, кто допустил появление "Платона".
    У меня пока все.
    Вспомнила еще про отслеживание местоположения машин. Ага, оно очень нужно. Например, грабителям. Получил незаконно от оператора системы Платон информацию, какие машины оплатили проезд по такому-то маршруту, начало которого по адресу нахождения завода по переработке цветмета, например, и встречай эту машину, грабь не хочу. Очень удобно, да.

    Оценка статьи: 1

  • Да, господа прокомментировавшие, не забудьте поставить минимальную оценку этому "творению"

    Оценка статьи: 1

  • Не читайте статью, там передёргивание фактов. Слишком явно заказная статья.

    Оценка статьи: 1

  • Владимир Тарасенко, вы не профессионал, а дилетант.
    Написанная вами (вами ли?) статья далека от реальности, что неудивительно, учитывая цель, с которой она писалась и размещалась здесь.
    Причем дилетант как в глазах заказчика, так и в глазах читателей.
    Заказчик вам бы попенял, что вы не всю фактуру в статье изложили (или планируется продолжение?) Например, что перевозчики на большегрузах все поголовно не платят никаких налогов, а дороги разламывают, гады, и все беды на трассе от них (ну то есть "тонко" так надо было стравить водителей легковых и грузовых машин). И непонятно что возят в своих фурах, наверно, паленую водку и гашиш по 20 тонн
    А с точки зрения внимательного читателя фразы "...АТП (автотранспортное предприятие) или частные перевозчики..." достаточно, чтобы понять, что вы вообще не понимаете, о чем пишете.
    С точки зрения налоговой, что АТП, что частные перевозчики - это все едино частный бизнес, ООО, ПАО или ИП - разница лишь в размере автопарка и в системе налогообложения.
    Еще цитатка: их абсолютно не заботит амортизация дорожного полотна.
    Вранье голимое. Оно никого не заботит. И не должно заботить. Есть государство, которое этим занимается на деньги налогоплательщиков. Еще раз, по буквам - государство строит и ремонтирует дороги согласно нормативам с использованием средств налогоплательщиков-пользователей дорог. Средства берутся из налогов. На данный момент все владельцы машин платят два налога - транспортный (региональный налог) и топливный акциз (его целевое назначение - прямиком в дорожные фонды).
    Налоги начисляются всем владельцам транспортных средств - и грузовым, и легковым, в зависимости от мощности двигателя. Большегрузы платят в год от 35000 рублей и выше (в разных регионах ставка разная, самая маленькая - в Чечне).
    Топливный акциз платят все, кто покупает топливо на заправках. Примерно 7 рублей с литра. Пока даже не будем вспоминать, что вводя в 2009 году топливный акциз, государство обещало отменить транспортный налог, а потом "забыло" это сделать.
    По нормативу фура проходит в сутки 400 км (в Уставе автомобильного транспорта записано и в Правилах перевозку грузов). Пусть даже 20 рабочих дней в месяце ездит, хотя реально и суточный пробег бывает больше, и без выходных машина работает. Но для расчета примем нормативный пробег, который получается 8000 км в месяц, или 96000 в год. Расход примерно 35 литров дизеля на 100 км пробега. Итого в год топливный акциз - это 235000 рублей с одной машины+35000 транспортный налог. 270000 с одной машины в год владелец отдает на строительство дорог. Машин в стране около 2000000, как вчера Медведев сказал (ну ему же можно верить?) Ну давайте в два раза уменьшим число машин, а то у меня на калькуляторе нулей не хватает. Сколько там вышло? 2,7 или 27 (я запуталась в нулях, честно скажу) триллиона на дороги в год? что - МАЛО? Где эти деньги??? ГДЕ ДОРОГИ?
    Вы можете сказать, что не все платят налоги. Соглашусь, и даже приведу пример, что за 2014 год по топливному акцизу недосбор порядка 120 млрд рублей (т.е. потребители топлива на заправке по 7 рублей с литра заплатили, а заправка эти деньги государству не перечислила). И задам встречный вопрос - а почему тогда налоговая служба так плохо работает и не собирает налоги в должном объеме? Это чья проблема - добросовестных налогоплательщиков или государства?
    И вот на этом фоне вводят ТРЕТИЙ по сути налог на одно и тоже - на проезд по федеральным дорогам с грузовых машин максимальной массой свыше 12 тонн. Я уж молчу, что перевозчики еще платят массу разных налогов, не связанных с использованием дорог - это НДС (все, кроме ИПшников - их государство освободило от уплаты НДС), вмененный налог, налог на прибыль, взносы в ПФ и в соцстрах. Да, соглашусь, что как и во всякой другой отрасли, есть некий процент тех, кто работает без регистрации и не платят налоги, но опять же - это вопросы к налоговой: выявляйте тех, кто работает под черным флагом, наказывайте, вся нормативная база для этого есть.
    Но нет - стране настойчиво впаривают систему взимания платежей "Платон", задуманную именно как систему ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ, а сейчас уже начали выкручиваться и навешивать на неё различные функции - и серых-то перевозчиков Платон за ушко на солнышко выведет, и контрабанду возить не позволит. А в шоу "Голос" Платон не споет и сказку ребенку не расскажет? А что - мог бы, петь и врать его "родители" и их "прихлебатели" (это не вы, Владимир Тарасенко?) умеют очень хорошо!
    Вы там успокоительные расчеты приводите, насколько подорожает единица товара. Ага, согласна. Только умножьте ваш результат на 5-10. Потому что производство - это не только одну буханку со фабрики в магазин один раз привезти. Это (загибайте пальцы) - привезти топливо, привезти технику на поле, привезти семена, привезти удобрение, вывезти урожай на элеватор, привезти муку, привезти оборудование для пищевого производства, привезти другое сырье, привезти упаковку, а вот потом отвезти в магазин. И это ведь еще довольно простая технологическая цепочка, а есть товары и более сложные. И везде используется автотранспорт.
    Вы там ратуете за перевозки РЖД? И опять соглашусь. На длинные расстояния, где совсем нет дорог (ремарка - в Якутии, на Дальнем Востоке есть вообще непроходимые участки ФЕДЕРАЛЬНОЙ трассы - за проезд по ним тоже оплатонивать будут?) можно везти РЖД. А у нас рельсы ко всем фабрикам, заводам, складам проложены? А тарифы какие у РЖД, знаете? И что они постоянно растут? А сроки доставки по жд? Вот узнайте сначала и потом напишите нам, хорошо?
    Продолжу в следующем комментарии...

    Оценка статьи: 1

  • Очередное воровство поощряемое властью

  • Уже и тут благолепные ольгинские тексты...
    Платон - жульничество и идиотизм, от затеи до реализации. "Все платят синьору Помидору, потому что овощи".

    Оценка статьи: 1

  • Просто скопирую некоторые вещи.
    С одной стороны - "Аналогичная система работает в Белоруссии и плата за километр составляет, в переводе на российские рубли, от 6,5 до 10,5 рублей, в Словакии 14,5 рублей, в Германии до 18,5 рублей, в Австрии 27,а в Польше до 37 рублей за километр. Российский сбор составил всего 3,73 рубля за километр, что от 2 до 10 раз ниже, чем в соседних странах."
    Плюс проскальзывала информация что дороги строились и строятся по нормативам нагрузки на дорожное покрытие которые современные грузовики существенно превышают.

    С другой стороны - "концессионное соглашение было заключено с ООО "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС) без проведения конкурса ... и сколько пришлось переплатить за «секретность» - 10% или 60% неизвестно."
    "Особую пикантность проблеме придает то, что РТИТС на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу. Почему государство не взяло на себя функцию контроля и сбора денег? По словам министра транспорта Максима Соколова на запуск этой системы у государства не было средств. Но нашлись инвесторы, вложившие в разработку 29 млрд. рублей, из которых 27 млрд. - кредитные средства «Газпромбанка». На что конкретно были потрачены 29 млрд. рублей – неизвестно. Желающие прочесть сам текст концессионного соглашения и разобраться в этом вопросе, лишены такой возможности – документ отсутствует в свободном доступе."
    "Перед запуском системы изготовлено и выдано 200 тыс. приборов для работы в системе «Платон» - по количеству предварительных заявок от перевозчиков. Оставшиеся 1800 тыс. устройств РТИТС не изготовил, сославшись на отсутствие предварительных заявок. Естественно, что всем желающим они не достались. Водители, которые попытались воспользоваться вторым способом оплаты – с помощью маршрутной карты - столкнулись с тем, что сайт «Платона» не работал, плохо прокладывал маршруты, предлагал запутанную систему оплаты. Достаточно странной была идея запустить систему без тестового режима. Например, в Германии, тестовый период системы оплаты составил около 2 лет."
    "Собранные деньги, а за первый год планировалось собрать 50 млрд. рублей, не сразу отправлялись в дорожный фонд, а попадали на счет РТИТС в «Газпромбанке», то есть могли «прокручиваться» и обрастать процентами."