• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Голубков Грандмастер

Как страна входила в «Брежневский застой»?

В наше время часто можно услышать восторженные воспоминания о «Брежневской эпохе» как о периоде всеобщего сонного процветания, спокойствия и относительного благодушия, сопровождавшемся энергичными объятиями рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции с властями и коммунистической партией. Вот только воспоминания о детстве и юности мешают восприятию этакой пасторальной картинки…

Город Бишкек, Киргизия Фото: Depositphotos

Нынешний Бишкек в мои школьные годы назывался городом Фрунзе. Большая, красивая и зелёная столица союзной республики. Жили мы практически в центре, за тогдашним ЦУМом, в шумном, но относительно благополучном районе. Поэтому странно было наблюдать, когда где-то в обед 17 мая 1967 года на центральной улице «ХХII партсъезда» стали кучковаться возбуждённые толпы людей. Сначала на тротуарах, а потом и на проезжей части, мешая движению автомобилей и троллейбусов. Похоже, что намечалась какая-то очередная разборка молодёжи.

В принципе, картина была привычная для того времени. Прошедшая война, голодные годы и сталинские репрессии согнали в Среднюю Азию множество народов. В едином жизненном котле, помимо местного населения и славян, здесь «варились» поволжские немцы, уйгуры и дунгане, чеченцы и ингуши, корейцы и крымские татары — всех и не перечислить. Стычки на этнической почве происходили довольно часто, перерастая зачастую в затяжные войны между молодёжными бандами.

Но в этот раз всё было по-другому…

Раздался звук разбиваемых тут и там витринных стёкол. Пойманный «за рога» троллейбус был остановлен и перевёрнут толпой, после того как из него пинками выкинули всех пассажиров. Запылала одна машина… вторая… Третьим и четвёртым пылающими автомобилями стали милицейский «газик» и пожарная машина, попытавшаяся то ли потушить пожар, то ли разогнать толпу.

Из разгромленного центрального гастронома ящиками вытаскивали на улицу спиртное, расхватываемое здесь же, на лету. Пьяная вакханалия продолжалась до позднего вечера. Страшно было представить, что творилось на окраинах, в многочисленных, густонаселённых и без того неблагополучных районах — «шанхаях», и в саманной «Кузнечной крепости», если в центре власть захватила и бесчинствовала озверевшая многолюдная толпа…

Утром с балкона четвёртого этажа была видна только пустынная улица. Пахло дымом и гарью. Ветер трепал и таскал по воздуху обрывки бумаги. Тишину вымершего города нарушал только мерный гул проезжавших иногда бронетранспортёров да треск мотоциклов армейских патрулей.

Месяц порядок в городе поддерживали военные, о милиции одно время напоминали только валявшиеся кое-где в кустах и на деревьях фуражки и обрывки форменного обмундирования. Ни одного милиционера в форме долго потом не было видно на улицах.

Информации, как всегда в таких случаях, не было никакой, поэтому город переполнялся слухами. Только один до сих пор не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть — о том, что это была организованная попытка воспользоваться конституционным правом выхода республики из состава СССР. Что, мол, было сформировано «теневое правительство», куда вошли старейшины родоплеменных кланов и представители нацинтеллигенции. И точное количество жертв до конца неясно, суды были закрытыми. Но вся остальная информация подтвердилась, даже удалось впоследствии поговорить с непосредственными участниками этих событий и изучить некоторые доступные материалы.

А произошло вот что…

Даже тот, кто никогда не жил в Средней Азии, всё равно имеет представление, что такое восточный базар. Это некий Вавилон, центр Вселенной, со всеми её прелестями, достоинствами и недостатками. Милиционеры не придумали в то утро ничего лучше, чем на виду у всех торговых рядов и разномастных покупателей в базарный день скрутить и препровождать тумаками в свой опорный пункт двух подвыпивших солдат-стройбатовцев, сбежавших из части в самоволку к своей подружке. «Дамы сердца» по каким-то причинам не оказалось дома в столь ранний час, и бойцы начали буянить и приставать к местным жителям, вызвавшим в итоге милицию.

Один из бойцов, Исмаилов, начал кричать в толпу, что его убивают менты, демонстрируя при этом кровь на лице. Этого оказалось достаточно, чтобы базар тут же взорвался с криками: «Мы своих сынов отправляем в армию, а эти … (менты) их убивают!»

Ненависти к власти и милиции накопилось столько, что достаточно стало одной такой искры, чтобы вспыхнул вселенский пожар! Волна беспорядков и погромов покатилась по всему городу, охватывая всё новые и новые районы и сметая всё на своём пути, как цунами.

Два центральных районных отдела милиции были тут же взяты штурмующими. Из КПЗ, следственных изоляторов и ИТК-12 были выпущены заключённые, документация — разграблена и сожжена. Толпа вооружилась захваченным оружием, превратившись в лютого хищника-зверя. Запах крови и неминуемой быстрой наживы вскружил голову и притупил разум. Начались нападения на сберкассы, отделения Госбанка, уличные грабежи и убийства.

Городской отдел милиции смог отстоять свой арсенал: сержант из дежурной части засел с пулемётом Дегтярёва у оружейки и не давал поднять головы нападавшим.

К вечеру в город ввели войска местного гарнизона и беспорядки были пресечены.

По официальным данным, которые удалось добыть:

  • В бесчинствах приняли активное участие свыше 5000 человек.
  • Данные по раненым разнятся — от 6 до 27 сотрудников милиции. Гражданских — неизвестно, смерть одного нападавшего задокументирована при штурме арсенала.
  • Сожжено два здания райотделов, 27 автомобилей и 11 мотоциклов милиции.

На закрытых заседаниях судов 19 человек осуждены на срок до 15 лет лишения свободы по статье 73 УК Киргизской ССР («Массовые беспорядки») и более 500 — по статье «Злостное хулиганство».

Стройбатовец Исмаилов был осуждён военным трибуналом Фрунзенского гарнизона на четыре года по статье «Злостное хулиганство».

Подобные восстания, вылившиеся в антиправительственные и антимилицейские выступления с большим количеством жертв, прокатились волнами цунами в начале правления Брежнева в 1966−67 годах во многих местах: в Чимкенте, Джамбуле, Степанакерте, Кишинёве, Туле и других городах и посёлках. О некоторых мало известно до сих пор.

На этом можно было бы и закончить, но…

Проходя срочную службу волею судьбы и военкомата города Москвы в начале 70-х опять в Киргизии, мне удалось дополнить свои воспоминания рассказами очевидцев и участников событий.

История невольного зачинщика бунта, бывшего стройбатовца Исмаилова, на этом, оказывается, тогда не закончилась. Отбывать наказание он был направлен в местный ИТК-12. Через год, почти день в день, 19 мая 1968 года, он стал одним из организаторов и активных участников бунта заключенных и беспорядков в колонии, при которых одного из «активистов» администрации сожгли заживо, а 140 человек были ранены. У Исмаилова, похоже, криминальный талант прорезался!

Раздались выстрелы и пулемётные очереди. Бунт на этот раз подавляли внутренние войска. Число погибших заключенных неизвестно до настоящего времени. Из открытых источников известно лишь, что тогда приговорили к расстрелу троих зачинщиков, а восемнадцать человек получили по 15 лет. Один из восемнадцати, кстати, был и Исмаилов. Дальше следы его теряются…

Вот такое «спокойное» тогда было вхождение страны в болото «Брежневского застоя».

Что еще почитать по теме?

Какие они были — 1960-е?
Какие они были — 1970-е?
Трагедия в Лужниках в октябре 1982 года: как это было?

Статья опубликована в выпуске 4.03.2018
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Володя, многое из того, что описывается в этом рассказе, я не знал. О самом бунте слышал, но сути не знал до сих пор. Теперь знаю. Считаю, что ты хорошо поработал и заслуживаешь нормальной оценки!

    Оценка статьи: 5

  • Очень удачной, кстати оказалась фотография к рассказу.
    По этой площади я ходил как минимум десять лет.
    Если смотреть на фото, то справа и поближе, метрах в пятидесяти находилась моя школа №2, а слева и подальше, метрах в ста пятидесяти находился в угловом здании этот гастроном, который громили в рассказе, а во дворе стоял наш дом. Слева объектив не зацепил перекрёсток, на котором утром после погромов, когда ввели войска, стояли корма к корме два танка с расчехлёнными пулемётами...
    Большое спасибо оформителю за фото!

  • Очень удачной, кстати оказалась фотография к рассказу.
    По этой площади я ходил как минимум десять лет.
    Если смотреть на фото, то справа и поближе, метрах в пятидесяти находилась моя школа №2, а слева и подальше, метрах в ста пятидесяти находился в угловом здании этот гастроном, который громили в рассказе, а во дворе стоял наш дом. Слева объектив не зацепил перекрёсток, на котором утром после погромов, когда ввели войска, стояли корма к корме два танка с расчехлёнными пулемётами...
    Большое спасибо оформителю за фото!

  • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 4 марта 2018 в 10:15 отредактирован 4 марта 2018 в 10:16 Сообщить модератору

    Ох уж, эти агитпропщики!
    На окраинах бунты бунтовали всегда.
    Когда чеченцев вернули при Хруще - сначала они понаехавших русских пытались подмять, а потом эти русские, которые в большинстве своем фронтовиками были - собрались толпой, организовались и нескольких наиболее активных - повесили у своих же ворот на фонарях, а многим что-нибудь поломали, хорошо отметелив.
    В Невинномысске рабочие волнения в начале 60х автоматчики расстреляли.
    А еще... еще... - да, вроде и все.
    При Хрущеве погудели - и при раннем Брежневе.
    А потом - тишь да гладь.
    И ключ под ковриком оставляли. И дети на улице дотемна где-то носились, а родители не боялись - ни, что их своруют и на запчасти разберут, ни, что их в сексуальное рабство - то ли в притон, то ли вовсе "в зарубеж", ни - что их на иглу посадят.
    А вспомнив тот бунт 1967 - почему не вспомнили 80е-90????
    Когда тысячи беженцев в чем были, бросив все что было - в Россию не уезжали, а бежали!
    Когда тех, кто убежать не успел - просто перерезали!
    Ах, эта избирательная память на события.
    И СССРа-то давно уж нет - ан, правдорубы по-прежнему выискивают крупицы дерьма, чтобы побросать. Вы, правдорубы, лучше бы горы перестроечного дерьма разобрали.
    Эх, люди...

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Голубков Владимир Голубков Грандмастер 5 марта 2018 в 09:05 отредактирован 5 марта 2018 в 09:06 Сообщить модератору

      Игорь Вадимов, будет время, обязательно вспомню и 80-е и 90-е. И не обязательно в тёмных цветах. В каждом времени присутствует в равной степени и плохое и хорошее. А тут просто вспомнились эти события, свидетелем которых был когда-то.
      Гораздо позже, кстати, начала проясняться и некая подноготная этого вала многочисленных народных волнений и беспорядков.
      Повторюсь, что бунты прокатились тогда по многим городам страны, не только по Кавказу и Средней Азии.
      При этом основные претензии предъявлялись милиции, райотделы и горотделы сжигались и разграблялись. Это был период 67-68 гг.
      На пике этих волнений Министерство охраны общественного порядка было ликвидировано и правопреемником его стало Министерство внутренних дел.
      МВД возглавил друг и соратник Брежнева - Щёлоков. А борьба за это кресло была мощная.
      И почти сразу всё стихло.
      Если подумать, то в этом можно углядеть некоторую странность...(можно назвать, конечно это и не странностью, а крупицами дерьма, это уж как-кому захочется назвать...)
      Спасибо за внимание к теме и оценку.
      Успехов!

      • А-а-а-а-а, Владимир Голубков, так дело в том, чтобы все показать в "темных цветах"...
        А я-то думал - Вы рассказали о том, как проходило Ваше детство -- банды, избиения на улицах и стрельба с городе днем.
        Бедняжка.
        А у меня детство было (если сравнить с детством нынешнего поколения) просто замечательным.
        Можно было гулять на улице (родители говорили "торчать" и мама временами кричала в окно, чтобы быстро шел делать уроки) хоть дотемна - и никто не боялся, что изнасилуют, украдут, продадут на органы... - не было такого.
        Сестра училась в институте в Москве, ездила в Москву учиться из Калининграда (а до него от нас еще автобусом), много раз возвращалась последней электричкой, шла домой по тропинке через лес (специально фонарик у нее был) - да, было страшно (а вдруг?). Боялись родители, боялась она - но "а вдруг" за несколько десятков раз не случился ни разу. Это же был СССР, маньяков тут не было...
        Родители часто ключ оставлял под ковриком - и никто и никогда из чужих этим не воспользовался.
        На весь Калининградский район был 1 (один) наркоман. Так в ту школу по области паломничество учителя организовали - как он вляпался, как его лечить и как пороть педагогов, прошляпивших этот ужас, парень курил маковую соломку.
        Я по вечерам зимой хватал санки и бежал на стадион, там мы катались - пока свет не отключат, часов до... 21:00. Ну - или пока не вывалялись в снегу настолько, что уже и белье промокало.
        И никакая мама совершенно не волновалась за киднеппинг, бандитизм или хулиганство.
        Почтовые ящики не запирались! -- И НЕ ВОРОВАЛИ!

        Уж если по этому сравнивать, мы почти в раю жили. Правда - в раю с сервелатом или ветчиной только по заказам, по праздникам.
        И шампанское было только Советское и на Новый Год. И на Дни Рождения.
        А насчет Щелокова, Брежнева и пр... - была подковерная борьба.
        Те, кто победил полили дерьмом тех, кто оказался побежден.
        А повторяться с рассказами, что будто бы везде и всегда... - это не к нам, тем, кто тут и тогда уже жил и помнит ту жизнь. Эту брехню надо приберечь на те времена, когда мы уже умрем, или не сможем топтать клавиатуру. Еще лет 20 подождите - и начинайте рассказывать о стр-р-р-рашной жизни в СССР. Особенно умно было бы взять факты из конца 80-х и 90х - и озаглавить "вот такой была жизнь в СССР" -- главное, чтобы мы, те кто тогда жил и помнит ту жизнь, не имели возможности на эту ложь ответить, ведь истинно-западная свобода слова именно в этом и состоит, чтобы не дать слова тем, кто знает о событиях правду.
        P.S. Понимаю - на слова "маньяков тут не было" - сразу сработал условный рефлекс, был и Чикатило и Мосгаз и какой-то там "душитель"... -- но чтобы такая прорва, как вывалила на улицы в 90е -- не было никогда.

        Оценка статьи: 5

        • Игорь Вадимов, Вы, как я понимаю жили и провели своё детство в военных городках? Никто не спорит - там всегда было больше порядка.
          Утверждать, что "везде и всегда" никогда не пытался и не берусь. Тем более, что любое виденье, или восприятие, оно всё равно - сугубо субъективно.
          Почтовые ящики...
          Это отдельная тема. Если и воровали, то довольно редко. Иногда, правда поджигали, но тоже редко. Милая деталь, конечно, почтовый ящик. Но не основной показатель.
          Кстати, за три года жизни в Вашингтоне очень редко закрывал машину на парковках, обычно даже и стёкла не опускал. И так поступает большинство американцев (правда в относительно безопасных районах, не чёрных и не латинос, или афганских).
          Ну и что?...
          Разве это говорит в целом об Америке?
          Просто - другие приоритеты + действующее законодательство для всех, а не только для большинства.

          • Владимир Голубков, жители военных городков не были заизолированы в пределах заборов и колючки.
            И в заборах были дырки - мы пацаны, по большей части именно в дырки лазали. Дырка на гаражи, дырка на санно-лыжную горку - так прямо с санками и лыжами и лезли...
            Моя сестра, возвращаясь последней электричкой много десятков раз (может сотен, но... я в это время обычно уже спал) доказала безопасность того Подмосковья -- ночью, в лесу между Калининградом и городками.
            Когда родители купили машину, мы с папой летом в отпуск объездили всю европейскую часть СССР, от Петрозаводска на севере до Саратова на востоке, Калининграда на западе и Кавказа на юге.
            Почти везде ездили семьей, иногда вдвоем с ним.
            Ночевали, съехав с шоссе и чуть отъехав от него.
            Ночевали у Днестра, у Днепра, купались там.
            Стояли на берегу, возле обрыва в Одессе. Ночевали на Немане. Ночевали на Волге... Да везде - где ездили.
            И - НИ РАЗУ. НИКТО. НИКОГДА. К нам не приставал.
            Еще раз, для особо упертых - НИ РАЗУ. НИКТО. НИКОГДА. Не был агрессивен. Против нас.
            Посему рассказы "в темных цветах" про бытие в СССР - я называю брехней.
            Я там и тогда жил. Я знаю на собственном примере.
            А об жизни в США милый рассказ, что в одном из районов для богатых можно было даже не закрывать машину - милый штрих к жизни в богатом районе США.
            Я два года жил в Палермо, там тоже есть миленькие районы для богатых. Они, правда, огорожены общей стеной, поверху колючка и видеонаблюдение... Там тоже можно не закрывать машину. Я разок был с коллегой по работе, он тогда машину закрыл, но окна оставил открытыми - уж больно жарко...
            А есть там районы, где воры на мопедах стараются вырвать у туристов сумки...
            У моего коллеги пытались сорвать с плеча "Зенит" (это в 90е происходило) - ХА!
            А есть районы... мы в один сунулись сдуру. Хорошо, группой в десяток здоровых лбов - так к выходу уходили на прямой передаче, пока местные в нас не распознали иностранцев...
            Так что - есть примеры и примеры.
            Кто-то видит, как было вокруг спокойно. Ни наркотиков, ни наркоманом, ни бандитов, ни, почти, преступности. А кто-то рассказывает, что были и Мосгаз и Чикатило и какой-то там "душитель" - и распространяет их с тех точек на карте, где они были - на весь СССР и с тех года-двух, что они действовали от начала убийств до их поимки - на все время существования СССР.
            А ведь по сравнению со "святыми 90ми" (прости, Господи) - все эти маньяки - просто детишки. Вот в 90е, когда воры, бандиты и маньяки встали у власти... - это было да... И по сию пору этих от власти полностью еще не оторвали. Они же друг за друга горой, все всех своих прикрывают - и орут при этом о "святых 90х" и ущербе для демократии.

            Оценка статьи: 5

            • Татьяна Пучкова Модератор 5 марта 2018 в 11:58 отредактирован 5 марта 2018 в 16:20 Сообщить модератору

              Игорь Вадимов, ну раз уж речь зашла о машинах...
              Не про Америку. Сибирь. Промышленный город. Район с красноречивым названием Заводской. Длинные пятиэтажки образуют большой прямоугольный двор. Ставила машину возле дома на выходе из двора. Одним боком к моим окнам, другим к дорожке, пересекающей двор по диагонали. То есть половина жителей этих домов, хоть два раза в день, да проходили в паре метров от машины. Порой забывала закрыть двери. А незакрытые окна - моя печаль и первый признак, склероз подкрался под крыльцо. Но ничего с машиной не случилось. Не угнали, ничего не украли и даже лягушку какую в салон не подбросили.

              Как то в пасмурный, дождливый день сработала сигнализация. Глянула я в окно, возле машины два парня, пнут колесо и смотрят, выглянет кто или нет. Сердце екнуло, грабители! Проверяют дома ли хозяин.

              Что делать??? В панике выбежала на балкон.
              - Ваша машина?
              - Моя!
              - У вас окно открыто. Сиденья от дождя намокнут...

              Это было не в СССР, в России, два года назад.)

            • Игорь Вадимов, да всё правильно, кто бы спорил! Просто я ещё раз хочц сказать, что не бывает как однозначно лучезарного прошлого, как и его совсем уж мрачной окраски. В каждом времени есть и плохое и хорошее.
              Помните, Янукович в юности отсидел за меховые шапки. Это же вполне официально озвучивалось. Заходил в общественный туалет, срывал шапку у расположившегося на толчке посетителя и убегал. Куда он без штанов побежит, пока-а-а застегнётся. Более-менее безобидно, без крови. А у меня во дворе за шапку такую же кроличью стоимостью 16 рублей убили знакомого парня, шестнадцатилетнего Олега Погожева.
              Отец у него был кинохроникёром и снял похороны. На сорок дней смотрели когда, то девчонка, которая при нападении с Олегом была опознала в толпе на кладбище убийц. Их поймали тогда.
              А грабили тогда (шапки, часы) довольно часто. У меня, кстати. опубликован рассказ в ШЖ - как меня грабили с ножом, пытаясь снять часы. Просто хочу сказать, что явление это было довольно распространенное.
              Было это всё в "благополучные" шестидесятые года, во времена моей юности.
              Но говоря об этом, публикуя рассказы я вовсе не ставлю целью обмазать страну, СССР чёрной краской...
              Правда жизни прежде всего в том, что добро и зло уживаются рядом. И там где есть человек, они всегда будут, в той, или иной степени.
              Очернительством огульным негоже заниматься так же, как и сплошной идеализацией.

              • Золотые слова, Владимир Голубков, согласен почти со всем.
                Всякое тогда было! Были и маньяки. Были и воры. Были и убийцы. И грабили и убивали.
                Но при этом, повторюсь, мы с отцом в начале 70х, точнее с 1969 по 1979 объездили всю Европейскую часть СССР и нигде ни разу не имели проблем от хулиганов. Это было.
                При этом я и все остальные мои друзья, как жившие в городках, так и в соседних деревнях - гуляли/таскались по улице, играя то в то то в это - без страха, даже не думая, что нам кто-то может "сделать плохо". И это - было.
                Но при этом, как пелось в популярной тогда песне "кто-то кое-где у нас порой" - и воровали и грабили. В темноте, по темным закоулкам, драпая при первой угрозе появления милиции. Вся гопота тогда до икоты боялась ментов.
                А, кстати, сразу после войны в Ленинграде воры на пару лет установили свою власть в общественном транспорте, их просто боялись замечать - они сходу резали финкой по глазам. Не слышали про такое? Но, как только они распоясались - за них взялся ОББ - и за несколько лет их всех вывели под ноль. И к стенке и в лагеря на пару десятков лет...
                А вот когда воры и бандюки пришли в 90е годы к власти в бывшем СССР - тут такое началось, что до сих пор не расхлебали.

                Оценка статьи: 5

    • Татьяна Пучкова Модератор 4 марта 2018 в 15:20 отредактирован 4 марта 2018 в 22:49 Сообщить модератору

      Игорь Вадимов, соглашусь с вами , есть определённая избирательность памяти, когда из исторической канвы выдергиваются только те ниточки, которые подтверждают позицию автора. Причины понятны. Но если хоть немного добавить объективности, то описаные трагические события в Киргизии в период застоя в составе СССР стали для неё, скажем так, не самым большим злом. Скорее наоборот.

      В то время руководством страны худо-бедно гасились всплески национальной вражды. А вот выход из застоя и последующие годы свободы принесли много потрясений и жертв. Не будем говорить о русских, вынужденных, бросая все, бежать из среднеазиатских республик.

      В Киргизии во время межэтнической Ошской резни 1990 года погибло по официальным данным больше 1000 человек по неофициальным - около 10.000. Помню перегороженые дороги и автоматчиков на въезде во Фрунзе...

      А Ферганские погромы 1989 года в Узбекистане? Тысячи турок-месхетинцев с семьями самолетами вывезли в Россию, чтобы сохранить им жизнь.

      Или стычки между узбеками и киргизами в 2010 году? Сотни погибших и десятки тысяч беженцев, вывезенных в Узбекистан.
      2015, 2016 годы. Новые жертвы в старой драме...
      Ферганская долина похожа на вулкан. И никто не знает, затухнет ли он хоть когда-нибудь.
      Так может дело было вовсе не в БЗ? Точнее, не в нем одном.

      • Татьяна Пучкова, соглашусь полностью.Ферганская долина ещё не раз напомнит о себе. И полыхнёт ещё не раз. Здесь слишком много чего пересеклось и перемешалось ещё со времен Великого Щелкового пути. Тут и большое количество осевших китайцев (уйгур, бежавших в 50-е годы из Китая при подавлении армией волнений мусульманского населения) и впитавшаяся с молоком матери обида узбеков на ленинско-сталинскую национальную политику, своеобразно "нарезавшую" границы союзных республик... Да и самое главное: Ферганская долина - главный, если не основной поставщик наркотиков (опиумный мак)

      • Татьяна Пучкова, БЗ стало мемом, фигурой речи, его вбросил в оборот кто-то из журналюг в угаре критики правления ЛИБа. Ему самому кто-то из спичрайтеров вписал научный аналог - стагнация. Он произнёс его, будучи где-то в Германии, как предупреждение о застое экономики. Толика БЗ оч даже помогла бы в решении текущих проблем, обозначенных в свежем Послании (в будущее) ВВП.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, вот честно, не люблю эти термины, ставящие штампы на определенные исторические периоды. И тут просто повторила их за автором.
          На самом деле жизнь гораздо разносторонее. Да и время вносит свои поправки в оценку событий. И оказывается "застой" - не такой уж и застой. А звучащая так оптимистично "перестройка" по сути просто развал большой страны...

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 4 марта 2018 в 05:27 отредактирован 4 марта 2018 в 05:30 Сообщить модератору

    Тема БЗ многогранная и требует хотя бы беглого анализа всех сторон жизни. Стартом стала "Пражская весна" 68 г., а финишем - Афган. Было много забот о военном паритете, но ни одного выстрела или пуска не было сделано по нападавшим извне врагам, а Союз наказал долго жить от внутренних несварёнок.Сейчас наблюдается нечто подобное. Оценка:5

    Оценка статьи: 5