• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Авторская колонка
Алекс Грант Грандмастер

Энергия будущего – рабы, нефть или внимание клиента?

Звон цепей, глухие стоны да всплески воды через равные промежутки времени от ударов множества весел. Вот и все печальные звуки, которые, вероятно, слышали рабы на галерах. Невольники не только перевозили товары. Они и сами были товаром. Самым востребованным и не теряющим цену ни при каких обстоятельствах.

Реконструкция галеры с отдыхающими рабами Фото: ru.wikipedia.org

Ведь кто-то должен был перемещать тяжести, кормить скот, строить дворцы, молоть зерно. Правда, последнюю работу можно поручить ветряным мельницам, а того же вола приспособить под вспашку земли. Но даже с помощью такой подручной «тягловой» силы сложно обеспечить создание необходимого количества вещей. Ведь население стран росло и его потребности — тоже.

«На смену крестьянской лошадке пришел «железный конь» — в поле выехал трактор. Рабовладельцы распахнули ворота и сняли оковы со своих «подопечных». Те наивно с облегчение вздохнули и с неподдельной тоской оглянулись назад: на теплые общежития и кормушки с не слишком, правда, изысканным рационом, но зато — всегда доверху наполненные.

Разумеется, скоро сказывается только сказка. Между моментом, когда невольников отпустили на свободу и когда в бак сельскохозяйственного транспорта, победоносно булькая, заливалась солярка, пролегла целая эпоха. Уголь. Экономисты утверждают: именно блестящие куски антрацита, твердое «черное золото» позволило прервать, казалось бы, бесконечный поток продажи на том же Черном континенте — Африке — «черного живого товара». Рабы не могли конкурировать с более выгодным энергоносителем. Их эпоха канула в лету.

Пароходы, паровозы, паровой молот последовательно сменили механизмы, использующие газ, нефть, атомную энергию. Электрические провода прекрасно заменили громоздкие каравеллы, зависящие от капризной розы ветров. Транспортировка товаров практически перестала быть проблемой. Так же, как и их производство.

Однако, «отрубив дракону одну из голов», фабриканты с удивлением обнаружили на месте прежней еще несколько новых, главная из которых — реализация производимых продуктов.

Вкуснее, удобнее, престижнее, оригинальнее, быстрее — разве не такими заголовками пестрят билборды, заборы, экраны телевизоров и мониторов современности? Выбросить старое, купить новое. И… поспешить на работу, дабы заработать на это самое «новое».

Круг замыкается. И с приятным для работодателей чуть слышным звоном защелкивается виртуальный ошейник рабства. На крепкой шее очередного невольника. Том самом — с не слишком высокой самооценкой, поднять которую сможет только очередная электронная игрушка, с довольной миной продемонстрированная завистливым зрителям. Мы — не рабы, рабы — не мы?

Поговорили? Вот и славно. А теперь — бегом за хлебушком. Завтрак, душ, транспорт, проходная, стол в офисе… Опаздывать на службу нам с вами, сами понимаете, никак нельзя.

Статья опубликована в выпуске 16.10.2018
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошая, моя тема.
    Но при том, что она мне близка, ищу в ней недостатки:

    1) кто есть, был раб? Собственность господина, хозяина, призванная работать бесплатно, за хлеб и воду, которую могли обменять, продать или даже убить на усмотрение хозяина.
    Раб сегодняшний, офисный или заводской - только раб в своем ментальном понимании. Он не может сменить место работы, т.к. его привычка, стереотипы и сомнительно плачевное материальное положение не позволяют ему этого сделать.
    Отсюда - раб вчерашний и раб сегодняшний = рабы разные.

    2) большинство из нас рабы по собственному желанию, так сказать. Рабы, способные, как минимум, увеличить процент свободы и уменьшить градус зависимости от государства, работодателя, вещей.

    Сегодняшние хозяева нас, рабов - вещи, деньги, мода, государство и наше нежелание изменить свое положение, свою судьбу.
    Удивительно для многих, но мы не столь зависимы от денег (мы можем прожить на 200 долл., но не хотим).
    Мы можем потреблять меньше вещей - но поддаемся рекламе и политике потребления.
    Мы можем меньше зависеть от др. людей - жен мужей детей, родителей, друзей, соседей... но не хотим, т.к. считаем, что это самое верное рабство, зависеть от своих близких, терпеть их тиранию.

    Мы много что можем. Но мы не хотим.