• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Леонид Котляр Мастер

Полвека КАМАЗу. Как завершалась подготовка производства?

Строительство заводов было завершено, тепло в заводские корпуса подано, кипела работа по завозу, монтажу и пуско-наладочным работам оборудования. Крупное оборудование уже испытывалось в режиме автоматической работы.

Фото: Brücke-Osteuropa. Общественное достояние

Перейти к предыдущей части статьи

Даже минутная работа в таком режиме прессов линий — синхроматик при изготовлении панелей пола, крыши, проёма дверей кабины — вызывала восхищение. И не зря начальнику бюро крупных штампов, руководившему непосредственно их доводкой в Японии, фирма поставила при жизни памятник.

На прессово-рамном заводе (ПРЗ) направили в отдел главного конструктора разработки штампов, дали новую квартиру, и опять повторилась дата 12 сентября, когда вселился в неё. Так случилось и далее — прожил в этой квартире ровно 12 лет, переехал в новую, номер которой тоже заканчивается этим числом.

Некоторые штампы, изготовленные в разных городах и странах, не обеспечивали нужного качества детали или работали нестабильно, их приходилось доводить до кондиции. Однако были и случаи, когда штамп полностью забраковывался.

Такое случилось с 028 втулкой установки кабины на раму. Пришлось разрабатывать новый технологический процесс изготовления детали и штамп к нему. Никто не вмешивался в творческий процесс, ожидался только результат.

Простота детали (плавный переход одного диаметра втулки в другой) сама всё подсказывала, помог опыт, полученный на прежней работе.

Штамп был быстро разработан и изготовлен. По новому процессу исходную заготовку предстояло покрыть твердой смазкой — хозяйственным мылом, для этого отправить на Агрегатный завод, а затем вернуть обратно на ПРЗ.

Каждое выставление штампа на прессе собирало ответственных за освоение детали. Новоявленная простота изготовления, безотказность оснастки вызывали много вопросов. Наконец технологический процесс одобрил главный технолог КАМАЗа.

Неожиданно возмутились технологи ПРЗ — разработчики отдела методов обработки и сборки (ОМОиС). Говорили: мы не знаем, что такое редуцирование. А волочение проволоки знакомо? Конечно, волочение проволоки и козе понятно! Так вот, при волочении металл тянут, а при редуцировании толкают. А ещё проще можно? Ну да, санки с ребёнком тянут, а коляску толкают.

И дискуссия продолжала разгораться с новой силой. Так что же происходит с заготовкой при штамповке? Пояснял: при толкании втулки через матрицу штампа идёт увеличение её длины и утолщение стенки. Отвечали: а у нас здесь листовая штамповка и толщина металла не меняется. Поэтому катите свою коляску на другой завод. По такому случаю и напишем новый техпроцесс. Технологическое управление (ТУ) КАМАЗа, которое любили называть тормозным управлением, изменило маршрут изготовления детали, чтобы всё было под одной крышей. Ушла деталь на Агрегатный завод.

Многие смежники не смогли своевременно подготовиться к поставкам КАМАЗу узлов и деталей, закрепленных за ними. Так случилось с резинотехническими изделиями (РТИ), внутри резиновой манжеты стальная деталь — закладная арматура. Смежники не могли освоить у себя изготовление таких деталей, а время пуска главного конвейера неуклонно приближалось.

Приходилось больше заниматься доводкой штампов, дольше бывать в цехах, чем стоять за кульманом. В результате был назначен начальником технического бюро цеха ремонта и эксплуатации штампов (ЦРиЭШ).

Все ремонты стали выполняться по заданию технолога цеха с приложенными эскизами, кратким содержанием работы и конечным сроком исполнения. Контакты технологов со слесарями-инструментальщиками стали более тесными. Приступили к созданию каталога быстро изнашиваемых (БИД) деталей штампов и т. д.

И случилось неожиданное — начальник цеха и его заместитель уволились с работы. Так пришлось стать и.о. начальника (ЦРиЭШ).

За смену — две оперативки у себя с начальниками участков цеха и два совещания у зам. директора завода по производству. Бесконечные разговоры с гостями, проверяющими ход подготовки к пуску конвейера, раньше 21 часа не покидал работу на заводе.

В условиях подготовки пуска главного конвейера около 180 наименований деталей не имели штампов, т. е. основные цеха (рам, мелкой, средней и крупной штамповки) не могли их изготавливать. Выпуск этих деталей раздали вспомогательным цехам, имевшим универсальное оборудование и высокую квалификацию персонала.

Такие технологические процессы именовались обходными и существовали не один год. Их передача основным цехам в дальнейшем носила не только технические, но и психологические барьеры. Во вспомогательных цехах появлялись участки изготовления деталей по обходным процессам.

Нарушение графика освоения деталей по обходным процессам (по обходу) жёстко наказывалось, но и без всяких мер люди стремились быстрее начать выпуск грузовиков.

Интересный факт этой истории из жизни: из парткома завода зачастила молодая красивая женщина. Самым деликатным образом агитировала к вступлению в партию большевиков. Тогда, возможно, и приставку и.о. можно будет убрать. Я не сопротивлялся, но предлагал условие, что к любому серьёзному делу нужен график его исполнения.

Ну, конечно, отвечала собеседница, а я продолжал: вот как такое можно понять без графика? «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». И после этих слов у посланницы парткома в руке появился платочек, молча удалилась.

Стенки кабинета состояли из прозрачных витражей, что позволяло постоянно осматривать часть цеха, и всё происходившее в кабинете тоже хорошо просматривалось. Начальники участков самостоятельно соорудили этот кабинет, без малейшего указания, что частично снимало агрессию входящих в него людей.

Неожиданно кабинет наполнился цеховой элитой — слесарями-инструментальщиками высоких разрядов. Торопился на вечернюю заводскую оперативку. Цеховая элита молча смотрела в глаза.

Отвечал: вам-то какое дело? Любовница приходила, что, нельзя? Кабинет быстро освобождался. Кто-то произнёс: ну да, дело житейское. Из разведданных узнал: наш начальник далеко пойдёт, если любовница из парткома.

На одном из совещаний у главного инженера иностранцы (немцы) долго спорили с нашими спецами об увязке объёмов работ со сроками исполнения, возникла пауза, в тишине переводчица тихо произнесла: а можно нам с Котляр познакомиться?

Да, вот он перед вами — и закрыл совещание, а меня ждали в цехе, познакомились и только. Затем со специалистами фирмы Nothelfer состоялась длительная работа над штампами изготовления поперечин рамы. Они своими силами по нашим рекомендациям быстро устраняли выявленные огрехи.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 7.02.2019
Обновлено 26.07.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: