• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Грандмастер

Можно ли воспитать человека вне человеческого общества?

Маугли — прекрасный персонаж Киплинга, очаровывающий уже не первое поколение читателей. Маугли, воспитанный волками, пантерой и медведем. Маугли, отличающийся красотой, умом и благородством. Маугли — дивная сказка джунглей…

Тарзан, воспитанный с пеленок обезьянами, герой и защитник живой природы. Сэр Галахад, обороняющий крепость джунглей. По книге, Тарзан научился говорить, смог даже жениться и общаться с людьми различного общественного положения, в том числе и с представителями высшего общества, не обнаруживая никаких обезьяньих повадок.

Единственное, что осталось у него от обезьян — это острое чувство территории стаи, желание защитить любой ценой свой «заповедник» в джунглях, духовное сродство со всеми дикими животными. Но так как желание защищать природу присуще и самым лучшим из людей, то можно сказать, что Тарзан является почти идеальным образцом человеческой породы.

Разнообразные «маугли» и «тарзаны» проходят через всю мировую литературу, начиная от старых сказок, в которых детей воспитывали и животные, и феи, и гоблины, и домовые, заканчивая современной фантастикой, где воспитанием уже начали заниматься роботы и компьютеры.

Но дело в том, что при всей привлекательности этих историй, они остаются всего лишь сказками. Человек, воспитанный вне человеческого общества, будь его воспитателями что роботы, что волки, уже не может считаться человеком. Он им и не является.

В развитии человека существуют определенные границы, временные пороги, когда закладка той или иной функции оптимальна или уже становится невозможна. Ребенок учится говорить, подражая родителям, учится прямохождению, подражая взрослым — ведь всем известно, что дети отнюдь не сразу начинают стремиться к хождению на двух конечностях, начинают они с передвижения подобно животным, на четвереньках (большая площадь опоры, меньше вероятности упасть). Если ребенка не обучать ходить, то он так и будет бегать на четвереньках, даже когда вырастет.

К подростковому периоду (12−13 лет) в мозг закладывается уже весь интеллектуальный потенциал, который в дальнейшем лишь развивается. Реальный Маугли не смог бы выучиться человеческой речи, человеческому поведению, не воспринял бы моральные ценности, присущие людям. Даже идеальный Маугли Киплинга, и тот мыслит категориями джунглей даже тогда, когда живет с людьми.

Люди, воспитанные вне человеческого общества, страдают заболеванием, которое называется «синдром Маугли». Это — совокупность ряда признаков, которые проявляются у тех, кто воспитывался и рос вдали от людей. К таким признакам относится неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализация, страх перед людьми (люди воспринимаются как чужие, не «члены стаи», существа другой породы), неумение пользоваться столовыми приборами (тот, кто страдает синдромом Маугли, может отличать вилку от ложки, но пользоваться ими не в состоянии).

«Маугли» можно научить имитировать человеческое поведение, но это будет именно дрессура. Точно так же обучают собак проситься на прогулку, а кошек — пользоваться коробкой с песком. Правда, если ребенок был возвращен к людям до наступления «подросткового порога» 12−13 лет, его еще можно адаптировать к социуму, но психические отклонения останутся у него до конца жизни.

Для тех же, кто переступил возрастной порог, настоящая адаптация невозможна. Например, реальный Тарзан никогда не научился бы прямохождению, так как эти навыки закладываются в раннем детском возрасте, а к обезьянам Тарзан попал совсем крошкой. Единственное, что было бы возможно для Тарзана — «обезьянья» походка, с опорой на костяшки пальцев.

Известен случай, когда девочка, воспитанная собаками, отождествляла себя с собакой даже тогда, когда научилась говорить. С ее точки зрения, она не принадлежала к человечеству, а была именно собакой. Случается, что абсолютно здоровые в привычной звериной среде «Маугли» умирают, попав в человеческое общество — для них это не только физиологический, но и глубокий культурный шок.

Человек — настоящий человек, а не существо, имеющее физиологию человека — может быть воспитан только в социуме, в обществе, в группе людей — через адаптацию человека к условиям жизни. Только личное общение позволяет получать и передавать опыт, который включает в себя и элементарные принципы гигиены, которым родители обучают детей, и культурные, и духовные ценности. Высшие духовные ценности вообще не могут быть переданы другим путем, кроме непосредственного общения в социуме. Если человек является участником многих различных групп, общностей людей, то у него появляется возможность для развития во многих направлениях.

Именно социум, общество, общность людей делает человека не просто двуногим прямоходящим млекопитающим, но истинным гомо сапиенсом — человеком разумным.

Статья опубликована в выпуске 20.01.2009
Обновлено 1.03.2021

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Маха Флай, следуя логике автора, получается, что "маугли" "тарзан" (не имею ввиду лит. персонажи), это не гомо сапиенс, так как они не умеют разговаривать и ходят не прямо. А, например, скинхед, который режет и убивает людей по расовым признакам это получается - гомо сапиенс.

    Оценка статьи: 5

  • "Малыша" Стругацких не упомянули. А так статья интересная.

  • мне статья категорически не понравилась!
    Человек это высшее животное (но при этом все же остается животным) И есть всего три отличия, которые отличают человека (гомо сапиенса) от животного.
    1. почитание старших (животное не почитает старших)
    2. умение и желание уничтожать себе подобных без физиологических потребностей (это только гомо сапиенсы способны убивать друг друга из за расовых отличий)
    3. Только гомо сапиенсы продолжают поучать (тиранить) своих детенышей, когда те уже в этом не нуждаются.
    "Маугли" (а данном случае не имею ввиду лит. персонажа не является человеком - что за бред? Да он больше гомо сапиенс, чем многие живущие в современном обществе.
    По крайней мере он не работает, он способен найти себе сам пропитание! в то время время как 80% "разумных" гомо сапиенсов зашиваются на работе и сводят концы с концами, а многие не знают чем кормить своих отпрысков.
    еще одно, гомо сапиенс - человек разумный... а животное у нас не разумное (по логике), тем не менее ни одному животному не пришло в голову начать курить, употреблять алкоголь, наркотики и т.д.
    я хочу сказать, что у вас слишком идеализировано понятие человека - гомо сапиаенса, а реальности вы не видите, до сути не докопались. по этому статья не понравилась. Слишком однобокая и идеализированная.
    5 поставил, случайно вышло.

    Оценка статьи: 5

    • Дело в том, что статья как раз совсем не идеализированная и вполне отвечает современному пониманию человека в социальных науках. просто тут, скорее всего, следовало говорить о том, что вне человеческого общества не может вырасти личность, а гомо сапиенс - это просто принадлежность к человеческому виду.
      Автор же не отстаивала идею, что животные хуже чем люди.
      Кстати, помимо Ваших трех отличий можно выделить множество других, не менее (а то и более) важных.

  • София, замечательная статья!
    Некоторое время назад видела передачу о детях, воспитанных животными. До сих пор осталось какое-то трудно объяснимое чуство... Да, действительно, у этих людей, потом, всю жизнь проявляется в поведении влияние их первых "воспитателей"

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья. Можно еще привести пару примеров реальных Маугли, о том, какими они были и насколько смогли адаптироваться среди людей.

    Оценка статьи: 5

  • Все было хорошо, пока не добралась я до башни из слоновой кости. Все ж это другой образ, София, другой смысл. В башнях из слоновой кости уже состоявшиеся люди от мира, его суеты спасаются - а вовсе не маугли в них воспитываются. Лучше б заменить башню чем-то более подходящим по смыслу.

    Кстати, и заголовок бы тоже обдумать. Общество собак, или волков, или обезьян - все равно можно было бы обществом назвать. Или нет? Или все ж с некоей натяжкой...

    Кстати, о башня, вот - из грамота.ру:

    Башня из слоновой кости - символ мечты; о предмете мечтаний, оторванных от жизни. Выражение принадлежит французскому поэту и критику Ш.О. Сент-Бёву (1804-1869) (стихотворное послание к Виллеману, вошедшее в сборник "Мысли августа"). Образ восходит к словам католической молитвы, в которой такое наименование дано Деве Марии.

    • Тут о башне из слоновой кости несколько в ином смысле говорилось, но вы правы, Люба, лучше вообще это убрать, чтоб не было вопросов и недопонимания. Так что я и убрала
      Спасибо.

      • София Варган, о башне из слоновой кости чаще всего вспоминают. когда хотят видеть оттуда сияние звезд - сверху и не слышать болванов - снизу.
        В детстве на меня неизгладимое впечатление произвела история Каспара Хаузера. За давностью времен позабылся автор, но именно тогда во мне проснулось сочувствие к человеку - Каспара, что называется, ввели в общество, но общество отнеслось к нему как у дрессированной обезьяне. Позднее я много читала о детях, найденных где-то в стаях собак, волков. И совершенно душераздирающая реальная история - в российской деревне несколько лет назад обнаружили ребенка, который жил с кошками - шипел и царапался, как они. есл, что они... Мать и бабка-алкашихи заперли его в чулане, чтобхлопот не доставлял, и кроме кошек, он никого и не видел. Статья была опубликована в газете "Версия"