• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Проценко Грандмастер

Можно ли распознать психические нарушения в детском возрасте? Часть 1

Всем родителям, конечно же, хочется видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Однако не всегда жизнь складывается так, как нам бы того хотелось. Случается, что появляются на свет малыши, требующие особого внимания и терпения.

В этой статье мы поговорим о детках с патологиями психического развития, обсудим синдромы психических нарушений и заболеваний, возникающих в детском возрасте. Ведь знать признаки надвигающейся проблемы лучше заранее, поскольку, чем раньше начато лечение и приняты все необходимые меры, тем больше шансов исправить ситуацию в пределах возможного и помочь такому ребенку адаптироваться в этом мире.

Итак, какие же «подводные камни» в развитии малышей могут увидеть внимательные родители?

Первое нарушение — синдром невропатии. Это нарушение, которое можно обнаружить достаточно рано — от рождения до 3 лет. Такой ребеночек очень беспокоен, он часто срыгивает, страдает запорами и поносами, нарушениями аппетита и сна, он чувствителен к погоде — словом, это целый букет, получить который родителям тяжело. При всем при этом никаких органических патологий у такого малыша не обнаруживается, и все врачи только разводят руками — практически здоров.

Все — кроме невропатолога, который обычно ставит такого ребенка на учет и будет внимательно следить за его развитием, чтобы не пропустить развития неврозов или более серьезных проблем в старшем возрасте. Совсем не обязательно, что такой ребенок непременно эти проблемы получит, но нервная система — это его слабое место, он находится в группе риска и требует повышенного внимания.

Еще одно нарушение — ранний детский аутизм. Этот синдром проявляется отчетливо после 4 лет, когда обычно начинает прогрессировать. Обусловлен он в первую очередь наследственностью и проявляется главным образом в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими. Но это не значит, что малыш просто необщителен — здесь все обстоит гораздо сложнее. Ребенок изо всех сил, активно стремится к одиночеству, избегает общения и со взрослыми (включая родителей), и со сверстниками. Он ВСЕГДА ведет себя так, словно он — один в этом мире, о чем он думает и что он чувствует — для окружающих тайна за семью печатями. Он плохо понимает разницу между одушевленными и неодушевленными предметами, однако явно предпочитает неживую природу.

Самые обычные явления — попытка познакомиться, поиграть, даже погладить по голове — вызывают у таких детей неадекватные по силе негативные реакции, причем самым сильным раздражителем является лицо человека и взгляд прямо в глаза. Этим детям настолько сложно переносить такие сверхназгрузки на психику, что они впадают в истерику, в слезы, убегают, отворачиваются, прячут лицо за ладошками — все, что угодно, лишь бы их оставили в покое, наедине с собой.

Такие малыши страдают от многочисленных страхов, на которые, впрочем, они не жалуются окружающим, а вырабатывают свои защитные ритуалы. Интеллект у них вовсе не обязательно снижен, более того, возможна сверходаренность в какой-либо области, они очень легко оперируют символами (а вот образами — нет). Однако такому ребенку сложно проявить и развить свои таланты, потому что имеются проблемы с концентрацией внимания, в их действиях нет целенаправленности.

Нередко они словно «живут в выдуманном мире»: годами играют в одни и те же монотонные игры, причем нередко с предметами, совершенно не предназначенными для игры; имеют большой словарный запас (понимают речь практически любой сложности), однако почти не пользуются речью для общения, предпочитая уклоняться от него по возможности совсем, а если таковой возможности нет — ограничиваются жестами и короткими репликами.

О себе такой малыш говорит в третьем лице: «он» (даже в том возрасте, когда другие дети давно говорят «я»). Речь его певуча, нередко наедине с собой он словно «конструирует» слова, перебирая слоги — но совершенно бесцельно, будто играет со звуками, пересыпая их, как камушки в ладонях (в норме дети занимаются таким словотворчеством с прикладной целью — для обозначений понятий, явлений и существ нашего мира; слова же аутистов практически неприменимы ни к чему конкретному).

Если попросить его нарисовать что-либо, то, вероятнее всего, это будет маленький, но очень четко выполненный рисуночек, теряющийся на пространстве листа. Однако если ребенок пожелает дать пояснения к нарисованному, он может выдать об этой мини-картиночке очень много информации, которую без его комментариев мы никогда бы там не увидели.

В перспективе у такого ребенка останутся вышеперечисленные особенности поведения, и это будет называться акцентуацией характера — крайним вариантом в пределах нормы. Однако дело может принять и более серьезный оборот, если разовьется шизофрения.

Как же вести себя родителям, если их ребенок именно таков? Во-первых, обязательно проходить индивидуальную терапию у психотерапевта. Во-вторых, не «перевоспитывать», не пытаться обращаться с ним, как с обычным ребенком, не перегружать его нервную систему тем, что ему переносить тяжелее всего — то есть прямым общением. Но и не лишать малыша общества полностью, иначе он не сможет адаптироваться в социуме и недуг может прогрессировать.

Будьте рядом с ним — но не навязывайтесь ему, не смотрите ему в лицо, не заглядывайте прямо в глаза. Рисуйте с ним, учите его понимать и выражать свой внутренний мир хотя бы таким способом. Не пресекайте его «ритуалы»: ему это необходимо. Лучше пытайтесь присоединяться по мере возможности к его действиям, давая понять, что вы — вместе. Прекрасная терапия — «лечение животными»: общение с лошадьми, дельфинами оказывает хорошее воздействие — однако доступна она, увы, немногим.

Существуют и другие нарушения — страхи, гипердинамический синдром (детская гиперактивность) и так называемый синдром бродяжничества, но о них мы поговорим в следующий раз.

А родителям, прочитавшим эту статью, хочется посоветовать не впадать в паранойю и не выискивать судорожно у своего ребенка все то, о чем они здесь узнали. Диагноз, тем более такой серьезный, никогда не ставится на основании прочитанных в Интернете материалов, и особенно — без специальной подготовки. И, конечно же, найдя совпадения в одном-двух признаках, тоже рано бить тревогу: любой диагноз — это совокупность симптомов.

Однако если у вас имеются сомнения и тревожных моментов довольно много, чем раньше вы проконсультируетесь со специалистами — тем больше вы сможете помочь и своему ребенку, и себе самим.

Статья опубликована в выпуске 2.03.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Если вы врач, тогда понятно, почему у нас сплошь больные дети. Вы ни слова не сказали об энцефалопатии. А ведь в России этот диагноз можно ставить практически 95 процентам детей. И последствия самые нехорошие - отставание в учебе, неврозы и прочая гадость. А между тем, на ранней стадии, ребенка можно "выправить" курсами (3) массажа, но сделать его надо до года жизни. Определяется тоже просто - в основном это тремор губ при плаче. У моего первого ребенка придурошный врач пропустил, сейчас пожинаю последствия.

    • Валерия Пахомова, а я читал что-то про пробы, которыми выделяют патологии у ребёнка, например тот же ДЦП, но выходило так, что их проводят, когда у ребёнка уже должны сформироваься речь, характер в общих чертах, хабитус определённого типа проявился - что же тогда остаётся корректировать? Если не дай Ктулху какаянть патология, то уж ничем не поможешь... По крайней мере на фотках к той статье были показаны дети, которым осенью уже в школу. Вообще в журналах для родителей публикуются самые разные статьи, а на следующий год те же журналы дают прямо противоположные рекомендации - не знаешь, чему и верить.

    • Статья мне понравилась, я считаю, что распознавать надо, потому что потом это рождает кучу проблем.
      Например, моему ребенку невропатолог поставил диагноз - это самая энцефалопатия, только не потрудился рассказать что это и как от этого избавиться без вреда, наоборот он назначил препараты, которые назначают эпилептикам, шизофреникам и людям с прочими явными психическими заболеваниями. Хорошо что обратились к другому и он и рассказал про массажи, ванны с морской солью, про необходимые препараты, которые действительно восстанавливают НС.

      • Марина Курочкина, Энцефалопаию надо лечить комплексно, т.е. в первую очередь- это медикаментозное лечение, потом физиотерапия( массаж и т.д.). Массаж- это опосредованное действие на мозг, а этого недостаточно для преодоления энцефалопатии.

  • Можно, только не нужно. Чего ради? С младенчества таскать ребёнка по врачам и больницам, лишить земных радостей неизвестно ради какой цели - либо силком заставить приносить пользу обществу, либо сделать удобным для интернатских сиделок. Пусть занимается чем хочет! Главное - чтоб ему было комфортно и ничто не нарушало его замкнутого мирка. Или вы хотите поднатужиться и сделать из него солдата-срочника или фрезеровщика? Это принесёт только муки - вам, но прежде всего ему.
    Я и сейчас говорю о себе в третьем лице, а такие мелкие рисуночки часто делал в детстве. Со временем всё-таки стал распределять на листе какую-никакую композицию. Но кстати до этих мелких рисуночков в уголке я делал другие - несколько объектов, разнесённых далеко один от другого, а посередине большой дом или какаянть гора, а объекты и человечки как бы висели над ней или просвечивали сквозь неё.