Наталья Проценко Грандмастер      5     Распечатать

О чем могут рассказать детские рисунки?

Еще совсем недавно при виде детского рисунка родители и воспитатели просто радовались — ребенок творит, он занят интересным для него делом! Однако с тех пор, как «психология пошла в массы», каракули наших малышей находятся под пристальным вниманием: почему таким цветом? Почему такого размера? Что вообще означает выбранный сюжет?

Периодически на родительских форумах возникают темы вроде: «Помогите, мой ребенок изображает все черным!» или «Моя дочка рисует только цветы и животных, и никогда — людей»…

Мамы и папы вместо того, чтобы просто гордо вешать произведения своих чадушек на стенку в детской, штудируют работы психоаналитиков, а также специалистов, занимающихся проективными рисуночными тестами, и пытаются выяснить для себя, что же может означать любовь к оранжевому или отсутствие на рисунках младшего брата.

Чтобы не отсылать желающих к трудам объемным и зачастую понятным только подготовленным специалистам-психологам, попытаюсь систематизировать информацию, «закодированную» в детских рисунках, в сравнительно небольшом формате цикла статей.

Итак, о чем же в первую очередь рассказывают детские рисунки?

Конечно, о том, что важно для ребенка. Рисунок — всегда продукт не столько сознания, сколько «совместной работы» сознательного и бессознательного. Человек любого возраста, и в особенности человечек маленький, проецирует на изображение свои переживания и эмоции, поэтому рисунок — это рисованный «рассказ» (притом искренний!) о том, что его волнует и занимает. Изображая какой-либо объект, малыш так или иначе передает свое отношение к нему, а значит, обязательно «выдаст» в первую очередь то, что для него важно.

Поэтому, изображая что-либо, ребенок пытается рисовать в первую очередь значимых людей — то есть ярко эмоционально окрашенных, любимых (либо активно нелюбимых, однако об этом позже).

Иногда значимых людей ребенок изображает в виде животных. В любом случае в детских рисунках животные — существа персонифицированные.

Те люди, которые занимают главное место в душе малыша, обязательно присутствуют на рисунках, причем выделяются яркими цветами, красивыми деталями, значительным размером, расположением на листке «выше всех».

Если же малыш «забывает» нарисовать кого-либо из членов семьи (в том числе порой и себя), либо рисует его крошечным, блеклым, невыразительным, в отдалении от других, много раз исправляет изображение либо вовсе его стирает («не получилось!») — это сигнал тревоги, о причинах которого необходимо задуматься. Вероятнее всего, даже вместе с детским психологом.

Кроме того, ребенок рисует значимые ситуации — то есть «прорабатывает» в своем подсознании тот опыт, который ежедневно получает в семье и в ближайшем окружении. Либо тот, который отставил яркий след в душе, даже будучи мимолетным. Поэтому сюжет рисунков даст возможность понять то, как ребенок видит, к примеру, свою семью. А еще разобраться, не травмировало ли его какое-либо происшествие, ускользнувшее от внимания родителей.

Маленькие дети еще не умеют «проговаривать» свои проблемы и страхи, а вот нарисовать их — это им вполне по силам. Ну, а чутким родителям по силам вовремя обратить внимание на такие рисунки.

Что же еще мы можем «увидеть» в изображении?

По мнению А. Л. Венгера, Дж. Дилео, Ф. Гуденаф, М. З. Друкаревич и других исследователей рисуночных методов психодиагностики, это, как правило:

• уровень общего умственного развития (насколько «по возрасту» выполнен рисунок);

• активен ребенок или пассивен;

• каково его умение планировать свои действия и уровень самоконтроля, имеется ли импульсивность;

• что для него характерно — эмоциональная неустойчивость (лабильность) или, напротив, «косность» (ригидность);

• имеется ли тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);

• наличие у ребенка страхов;

• есть ли депрессивные тенденции;

• каковы особенности его реакции на стресс (агрессия, уход в себя, что-то еще);

• каков у ребенка уровень агрессивности (а также каковы ее формы: физическая и вербальная, защитная и невротическая агрессия);

• что характерно для ребенка — направленность на общение (экстравертность) или, напротив, на свой внутренний мир (интровертность); преобладание рационального или эмоционального подхода к миру;

• есть ли склонность к демонстративности поведения;

• насколько удовлетворена потребность в общении, а также имеется ли, напротив, избегание общения (аутизация);

• степень социализированности ребенка (адаптации к обществу) и конформности (умения приспосабливаться к людям);

• наличие антисоциальных тенденций;

• отношение ребенка к сексуальной сфере;

• отношение его к семье в целом и к отдельным членам семьи.

Чтобы в полном объеме разобраться в том, как именно увидеть эти признаки, в чем они выражаются и как их интерпретировать, необходимо, безусловно, читать не статьи в Интернете, подобные данной, а проходить специальное обучение.

Однако некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание внимательным и неравнодушным взрослым, мы, безусловно, рассмотрим — в следующей статье. Потому что наша задача — постараться увидеть все важное и правильно его «прочесть», избегая категоричности.

Рисунок — это всегда «частный случай», и рассматривать его нужно только в «связке» с другими рисунками ребенка, с его пояснениями к изображенному и с его семейной ситуацией.

5 комментариев (комментировать)
Теги: рисунки, развитие, детский психолог, психоанализ, ребенок, дети
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 20.07.2009
Дата первой публикации 04.05.2009

Обсуждение статьи:

  • Комментарий был удален

    Оценка статьи: 5

    • Елена Альвик, по одному рисунку, не зная ситуации, в которой он был нарисован, да еще и не видя самого ребенка, трудно сказать что-то вразумительное.
      Дело в том, что рисунок мог носить ситуативный характер (вот в этот момент он чувствовал себя мрачно и одиноко), либо у ребенка банально под рукой был только черный карандаш (бывает и такое: дети вместе в саду рисовали, карандашей на всех не хватало, и он рисовал, чем уж досталось)....
      А еще детки в возрасте до 5 лет часто рисуют самыми контрастными цветами, чтоб было выразительней. А выразительней контраста, чем на белом фоне черный или красный, и не придумаешь.....

  • Наталья Проценко, опечаточку исправьте:
    Кроме того, ребенок рисует значимые ситуации – то есть «прорабатывает» в своtм подсознании тот опыт

    Оценка статьи: 5

  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 22 июля 2009 в 14:19

    Интересно и познавательно. Полезно...

    Ребенок рисуя бочку с водой в которой плавает рыба, обязательно изобразит все враз, несмотря на то, что рыбы не видно. И это потому, что это ЕСТЬ. При этом никакого отклонения у ребенка нет, а есть свое ВИДЕНИЕ МИРА.

    Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (5)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: