Статья дня
Игорь Поляков Профессионал      220     Распечатать

Почему не «работает» церковное крещение?

С начала девяностых годов прошлого века мы стали свидетелями массового явления — крещения в церкви. Многие стали участниками этого «движения». Уже достаточно сказано о социальных и психологических причинах этого явления — утрата веры в привычные социальные ценности, необходимость чувствовать связанность с чем-то значительным, потребность во что-то верить и т. п. Несмотря на массовость, каждый участник этого «движения» связывал с принятием крещения что-то свое личное, пусть смутные, но все-таки надежды на лучшую жизнь.

Основания для таких надежд находятся не только в естественном стремлении человека к жизненному благополучию, но в церковной догматике: «Крещение есть Таинство, в котором верующий … умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Православный катехизис, п. 285).

Прошло много времени с того момента, и уже можно подводить итоги. Что дало крестившемуся человеку его крещение? Привело ли оно к улучшению жизни человека? На основе своего двадцатилетнего священнического опыта могу уверенно сказать: «Нет, крещение не „работает“, не дает улучшения жизни человека».

Конечно, есть исключения. Но они связаны в большей степени с радикальным изменением привычной жизни человека, чем с его внутренними изменениями. Например, мать потеряла ребенка и после крещения полностью погрузилась в выполнение бесконечных церковных предписаний. Это, конечно, отвлекает от горя, и в этом смысле можно говорить о пользе крещения и церковной жизни.

Крещение в церкви наших современников продолжается и сегодня, правда, не столь масштабно, как в девяностых годах. И поэтому важно понять, почему не «работает» крещение. Где же обещанная «духовная и святая» жизнь? Что можно сделать, чтобы крещение приводило к улучшению жизни человека? Для ответа на эти вопросы воспользуюсь своим опытом практикующего психолога.

С психологической точки зрения, крещение — это инициация, переводящая человека в новое состояние и дающая ему жизненные ресурсы в этом состоянии. В настоящее время примеры подлинных инициаций мы находим, как правило, только в сохранившихся архаических культурах. Например, инициация мальчика в число воинов племени или инициация девочки в девушку, готовящая её к замужеству. Для этих инициаций характерны тяжелые физические испытания, вызывающие глубокие и сильные переживания. Можно сказать, даже необходимое физическое и эмоциональное потрясение, которое на время инициации полностью овладевает человеком. Для чего это нужно?

Как уже говорилось, инициация — это психологический ритуал включения человека в новую, качественно иную, жизнь. Чтобы это «включение» произошло эффективно, по-настоящему, необходимо опираться на уже существующий жизненный опыт человека. Этот опыт есть у всех людей — это опыт рождения, опыт нашего появления на свет. Рождение является для ребенка и физическим, и эмоциональным стрессом, даже при нормальных родах. Меняется тип питания, дыхания, температурный режим, меняются все ощущения, прохождение через родовой канал вызывает сдавливание тела младенца и заставляет непривычно работать его мышцы. Травма рождения хорошо описана и изучена еще в начале прошлого века (например, Отто Ранк).

Неслучайно ритуалы инициации имеют символику погружения в матку (пещера, тесная хижина, купель) и символический выход из неё. Это всегда вызывает недоумение у взрослого человека, даже у современников Христа: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин.3, 4). Да, «может», если захочет родиться для новой жизни. Очевидно, что для этого необходимо соединение двух составляющих: сильного эмоционального переживания, похожего на наш опыт рождения, и осознанного представления о той новой жизни, в которую он рождается. Соединение этих компонент в обряде инициации дает новую жизнь и ресурсы для её проживания. Об этом говорит и Христос: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родиться от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие"(Ин.3,5).

Что мы имеем в современной Церкви? Во-первых, священники не готовят крещаемых к эмоциональному переживанию нового рождения, «рождения от Духа» (Ин. 3,6), потому что сами не знают, что это такое. Да и зачем это делать? Народ и так покупает эту услугу. Во-вторых, сам народ не знает, во что он крестится, а Церковь не объясняет. Зачем объяснять, если они и так крестятся? Вот поэтому Крещение и не «работает» — не дает человеку желаемой трансформации жизни, её улучшения.

Предвижу возражения религиозных фанатиков: «Как Вы смеете так думать? Разве Вы не знаете, что Крещение соединяет человека с Церковью Небесной?» Да знаю, что соединяет. Но человек платит в Церкви земными рублями, а не «небесными». А земные рубли достаются большинству тяжелым трудом, и человек вправе за свои заработанные деньги получить от Крещения хоть что-то в этой земной жизни. Но, увы, ничего не получает. Вот и приходится нам, психологам, «доделывать» то, что не делает Церковь.

220 комментариев (комментировать)
Теги: моральные принципы, современность, крещение, христианские традиции, церковь, психология
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 15.06.2011

Обсуждение статьи:

  • Опять лжебатюшка пишет бред и ересь. Вы тролль и провокатор. И вовсе Вы не православный. Христос сказал :" В мире будете иметь скорбь", а также "возненавидит вас мир" и проч, проч. Какая такая "польза" от крещения? А Царствие Небесное- это пустой звук??? Если вы даже не заглядывали в Евангелие , нечего впадать минимум в 2 ереси, и смущать незнающих людей. Взгляды Ваши оккультистские, языческие и не надо прикидываться овцой, сами вы - волк в овечьей шкуре, "пастырь чужой, овцы не его". ЛИЧНО для Вас объясняю, что знает каждый новоначальный- без внутреннего изменения своей жизни (покаяния - метанойя по-гречески, нечего и ожидать каких-то результатов). И крещение -это Вам не колдовство. А сами Вы поостерегитесь - Бог - он видит все, покайтесь, а то будет поздно.

    Оценка статьи: 1

  • Игорь Поляков, больно и страшо было читать статью священника, ктотрый 20 лет отдал Престолу Божию, принадлежит к числу тех, кто в 90-е годы как раз и проводил массовые крещения, не успевая ничего объяснить. А теперь назвывает себя психологом, обвиняет своих собратьев и призывает ждать от Крещения особых духовных состояний. В отсутствии которых виноваты священники.
    Вам ли не знать, что Крещение - лишь возможность работы над собой. И победа над грехом и диаволом без усилий не дается.
    Вы отчетливо понимаете, что, оплачивая поступление в ВУЗ, вы не вправе требовать на выходе головы, наполненной знаниями, если не приложили к этому никаких усилий. Почему же Вы не говорите, что ВУЗы не работают? Многие ли из тех, кт крестился на волне моды были готовы работать над собой? Сколько из них трудясь не достигли ничего? Как можно в этом случае говорить о том, что Таинство не работает?
    Проблема необходимости осознанного Крещения отчетливо осознается в Церкви. И сейчас предпринимаются все меры к тому, чтобы ввести обязательную предварительную катехизацию для крещаемых и их крестных. Самое большое противодействие - со стороны самих людей, не желающих уделить этому время и силы.
    Отождествляя купель Крещения с вагиной, Вы кощунствуете и соблазняете очень многих людей. Вам ли не знать отношения Церкви к фрейдистским основам современной психологии. Нельзя корни и решения всех проблем человека видеть исключительно в сфере телесного низа. Так Вы открыто исповедуете отношение психолога к человеку только как к высшему примату. Церковь же призывает человека к вечности. А ради нее к вышеестественному образу жизни. И именно из перспективы предстоящей вечности стоит оценить действенность Таинства.
    Всякое же стремление свести Таинство к чему-то только земному, психологическому для священника выглядит, мягко говоря, странно. Недаром Вы определили себя только как психолога. Но как священник Вы не можете не помнить слова Господа: " Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18,7) Вы соблазнили своей статьей многих. Бог Вам судья!

    Оценка статьи: 1

    • священник Михаил Самохин, Вы меня извините, но что без призыва цервки человеческая душа не вечна? на мое мнение Каждая человеческая душа бесценна и вечна как с крещением так и без него.

      • Наталья Дюжинская, вечна, но качество этой вечности сильно зависит от Крещения

        Оценка статьи: 1

        • священник Михаил Самохин, Вечность она и на то Вечность что не зависит от крещения и не может быть качественной , первого или второго сорта.Мы люди все равны для Бога-крещеные, буддисты, мусульмане и люди других вероисповеданий, атеисты тоже. А так по Вашим словам получается что невозможно попасть в рай одной религии не попав в ад другой?
          А может все зависит от Качества Крещения и качества священников

          • Наталья Дюжинская, откуда у Вас такая определенность в отношении Вечности? Почему Вы решили что она не зависит от Крещения? Люди одинаково любимы Богом. Но не равны перед ним насильник и святой, убийца и молитвенник.

            Оценка статьи: 1

        • Cвященник Михаил Самохин, хотел чиркнуть пару строк об энергоинформационной природе церковных таинств, да вот убоялся ожидающей меня "некачественной" вечности, хотя крещен во младенчестве, но не воцерковлен, по всей видимости.
          А крещение как типичная процедура церемониальной магии прекрасно работает независимо от места и времени проведения обряда. Просто нужно обладать соответствующей чувствительностью, чтобы ощутить это в полной мере на собственной шкуре в буквальном смысле слова. Правда, результаты его работы редко удается "потрогать руками и попробовать на зуб".
          Добавлю к сказанному только вот это. На мой взгляд, в XXI веке церковные таинства требуют не слепого поклонения, а пристального научного изучения. Желающим найти хоть какие-нибудь результаты исследований в этой области рекомендую ознакомиться со статьями доктора физматнаук Э.Э. Годика.
          Всем желаю здравствовать

          • Савушкин Юрий, бояться "некачественной Вечности" шаг в правильном направлении. А отождествление Таинства с магией - большая ошибка. Имхо.

            Оценка статьи: 1

            • Долой физику!

              Михаил Самохин, эдак мы с Вами договоримся до того, что церковь каким-нибудь эдиктом или решением очередного собора отменит законы физики. Заметьте, не Бог-отец, не Бог-сын, а именно церковь. Или все происходящее внутри христианских храмов не подчиняется законам физики?
              А вот как быть с оценкой качества вечности... Где взять критерии и как проверить применимость? Или просто - верую ибо абсурдно!

              • Савушкин Юрий, а при чем тут физика? Церковь в оценке вечности основывается на Священном Писании. Вопрос только в том, почему Вы отождествляете физику с магией? Честные физики Вас не поймут

                Оценка статьи: 1

                • Докатились!

                  Михаил Самохин, теперь у Вас и магия вне физики!
                  Значит, если физика сегодня не может объяснить явление, происходящее в материальном мире, то явление это не физическое, а ...? Эдак мы всех физиков за ненадобностью уконтропупим!
                  Так "скрежет зубов во тьме внешней" в Новом Завете - это о качестве вечности? Вы мне еще местные иерусалимские идиомы про "игольное ушко" и "геенну огненную" к оценке качества предложите присовокупить!
                  Правда, у меня всегда остается последний шанс прямо на смертном одре, как у того разбойника на кресте.
                  И последнее. Воскресение в физическом теле в Судный день тоже будет происходить в строгом соответствии с физическими законами, установленными Всевышним, или где?
                  Dixi

                  • Савушкин Юрий, физика - наука экспериментальная. И все, что не проверяемо экспериментально и не повторимо экспериментально в компетенцию физики не входит. Если физика чего-то объяснить не может, то это объясняет религиозная метафизика. До тех пор, пока физика метафизику не опровергла последняя по научным законам имеет право на существование. К тому же, многое закисиит от того, что Вы понимаете под материальным миром. А чем Вам так неприятен "скрежет"? Это еще не самое страшное, что Вы могли прочесть. Все приведенные Вами сравнения в значительной степени аллегории, поясняющие неведомое на доступном уровне. Что касается тел по всеобщем Воскресении, некоторые богословы предполагают, что они по своим свойствам будут подобны телу Воскресшего Спасителя, то есть несколько отличаться по физическим свойствам от тех тел, которые есть у нас сейчас. Лично я предлагаю Вам дождаться Страшного Суда и лично изучить физические свойства своего нового тела. Если Вам будет до того в момент определения Вашей Вечности. Искренне желаю Вам успеть воспользоваться шансом разбойника. Аминь!

                    Оценка статьи: 1

                    • Михаил Самохин, Ваши рассуждения о физике и метафизике не выдерживают критики, а посему остаются без комментариев.
                      А вот воскрешение не в физическом, а в каком-то еще религиозно-метафизическом теле для меня полная неожиданность! Когда же была принята подобная версия и кем? Очень бы хотелось знать.
                      Если мне память не изменяет, это только в царствии Небесном у нас будут другие тела, и жена моего покойного старшего брата не сможет претендовать на замужество со мной. А вот в Судный день мы должны быть в СВОЕМ НАТУРАЛЬНОМ теле. Не по чину Вам вводить паству в заблуждение!
                      Ведь именно угроза перенаселения Земли после Второго пришествия породила русский космизм с целью переселения "лишних" жителей на другие планеты. Или уже и это вовсе не "медицинский факт", как говаривал тов. О. Бендер?
                      За сим я нашу дискуссию, с позволения сказать, прекращаю.
                      Желаю здравствовать

                      • Савушкин Юрий, с каких пор Чижевский и Циолковский являются авторитетами в области толкования Священного Писания? Что касается критики физики, то почему Вы не приводите аргументов? Может быть я мешаю Вам продвигать Ваши "духовные тренажеры"? А потому разговор об этом должен быть как можно менее конкретен?
                        Подробнее об учении св. отцов о телесном воскресении читайте здесь: http://www.portal-slovo.ru/theology/42556.php Обратите внимение на цитаты учеников святых апостолов, уверенных в том, о чем я написал. И только потом делайте выводы о том кто кого и куда ведет. Дальнейшую дискуссию со сторонником аппаратного оздоровления человеческого духа считаю невозможной в силу еретичности подобного убеждения.

                        Оценка статьи: 1

                        • Михаил Ковалев Михаил Ковалев Читатель 18 июня 2011 в 04:13 отредактирован 18 июня 2011 в 04:18

                          Воскреснем иначе...

                          священник Михаил Самохин, Когда мы решаем сложнейшие вопросы теологии, то должны обратить внимание ,в первую очередь, на слова самого Бога , сказанные нам в Иисусе Христе. Прочитал ссылку о телесном воскресении. Не умаляя достоинств и чести Апостолов и святоотческих писаний, всё же надо иметь ввиду, что наивысшим авторитетом обладают слова Самого Иисуса Христа. Он Бог! Видевший его , видел Отца Небесного и слышавший Его слышал Отца Небесного. Вот что сказал Иисус саддукеям по вопросу воскресения: ..."заблуждаетесь , не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах" /Мф. 22:29-30/. Да, мы воскреснем и будем живы, но различие между мужчиной и женщиной перестанет быть существенным. Однако, надо иметь ввиду и жёсткую и бескопромиссную позицию Иисуса Христа, значит, Самого Бога , в вопросе возможности расторжения брака. Здесь действительно есть тайна Божья и мы её пока не знаем.

                        • Юрий Савушкин Юрий Савушкин Читатель 18 июня 2011 в 14:55 отредактирован 18 июня 2011 в 14:55

                          Наконец-то!

                          Михаил Самохин, сердечно благодарю Вас за присвоение мне почетного титула еретика! Хорошо уже то, что Вы меня анафеме не предали, а от церкви отлучить не можете. Правда, остается один только вопрос: "До скольки раз прощать брату моему?"
                          PS. C каких это пор Ч и Ц являются основателями космизма. Вы еще Кибальчича туда запишите.
                          PPS. А дискутировать с еретиком то же, что и "давать святыню псу". Мало того, что жемчуг растопчет, так еще, не дай Бог, пожрёт подателя оборотившись.
                          Желаю Вам в дальнейшем избегать общения с еретиками как в Рунете, так и в реальной жизни.

                          • Савушкин Юрий, не дождетесь! Я говорил о еретичности учения. А со свиньей Вы себя сами сравнили. Не стал бы так л бы этому радоваться.

                            Оценка статьи: 1

                            • Михаил Самохин, я думал уже "заткнуть фонтан" и не отвечать на неприкрытое хамство, но тешу себя надеждой, что за нашей, с позволения сказать, дискуссией следит кто-нибудь еще.
                              Чем, спрашивается, Вам так досадили невинные средства восстановления биополя и здоровья человека (эниомодуляторы), что Вы меня в еретики зачислили. Я не столь опасен для церкви, как Дж. Бруно.
                              Позволю себе заметить, что церковь в очередной раз "запрещает" другим использовать то, что давно и с успехом использует в своей повседневной практике, а именно "инструментальные средства интенсификации процессов взаимодействия паствы, священника и, выразимся так, Сил Небесных. Я просто перечислю только те, которые известны почти всем: иконы, свечи (кстати, широко применяются в церемониальной магии), ладан (любой может использовать дома для ИЭ-очистки помещения), копьецо (весьма специфическое), семисвечие и т.д. (в заалтарной части не бывал, более точно не знаю, выдумывать не буду). Кроме того, сама архитектура храмов, настенные росписи и пр. споспешествуют целенаправленному протеканию внутри информационно-энергетических процессов (см. работы М. Лимонада и А. Цыганова). Мог бы продолжить, например, о специфических конструкциях и функциях "престолов", но не хочу писать доклад.
                              За подробностями - в личку.
                              PS. Господи! Прости их грешных, ибо ...
                              Dixi

                        • Или я не понимаю русского языка, или нас просто дурят

                          Михаил Самохин, вот Вам цитата из Вашей ссылки.
                          "Святые Отцы настаивают: человек воскреснет в той же самой сущности (пусть и сущности, обладающей некими преображенными свойствами), которая составляет нашу нынешнюю телесность. Вот что, например, говорится об этом в «Макарьевском корпусе»: «…в воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, «волос не погибнет» (Лк 21. 18), и все соделается световидным, все погрузится и преложится в огонь и свет, но не разрешится и не сделается огнем, так чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые."
                          О каком теле по воскресении здесь идет речь? Вопрос, естественно, риторический.

        • священник Михаил Самохин, т.е. вы склоняетесь к языческим ритуалам, признаваю, что Бог не всемогущ и ему, в виду этого, не под силу принять в Царствие Божие праведника без крещения

    • священник Михаил Самохин, автор по моему не отождествляет купель с вагиной. а вот крещение с символическим рождением - вполне, и это обоснованно. а про вагину - это больше ваши домыслы. можно спорить о символическом подобии купели и матки, хотя похоже, автор прав.

      Вам ли не знать отношения Церкви к фрейдистским основам современной психологии.

      а разве психологов должно волновать отношение церкви? почему тогда церковь не прислушивается к мнению психологов? на мой лично взгляд, религия - очень плохой суррогат подлинно человеческого духовного развития... и что? вы прислушаетесь?

      Оценка статьи: 5

      • священник Михаил Самохин священник Михаил Самохин Дебютант 15 июня 2011 в 17:10 отредактирован 15 июня 2011 в 17:26

        Александр Смирнов, но автор позиционирует себя как священник. А уже потом как психолог. А это уже либо обман, потому что на первом месте подходы психологические, несовместимые с позицией Церкви. Либо сознательный соблазн. Так что "или крестик сними или трусы надень"(с) (из анекдота)
        Кроме того, встатье написано: "Неслучайно ритуалы инициации имеют символику погружения в матку (пещера, тесная хижина, купель)" Стоит задавать вопрос о том, какаим путем возможно погружение в матку? Или Вы предложите альтернативные пути?
        В описании второго рождения священнику, как мне представляется, вовсе не обязательно употреблять фрейдистские аллегории.

        Оценка статьи: 1

        • Татьяна Черных Татьяна Черных Дебютант 15 июня 2011 в 17:12

          священник Михаил Самохин, вот я тоже подумала: зачем тогда такой наряд. Совершенно спокойно отношусь к психологии, уважаю ее достижения, но мне совершенно непонятно, зачем критиковать религиозные догмы в костюме священника.

          Оценка статьи: 3

        • священник Михаил Самохин, это имхо, не фрейдистские аллегории. да и будь они фрейдистские... вы читали Фрейда? сами? я читал. не так он страшен, как пытаются представить. я бы сказал, вообще не страшен.

          Оценка статьи: 5

          • Александр Смирнов, в том-то и дело, что Фрейда я читал. Для меня это не жупел, а человек, ошибки которого повлияли на всю последующую судьбу психологии. Совокупность хороших диагностических методов, интересных теорий, талантливых наблюдений абсолютно лишена единой методологической базы потому что до сих пор она базируется на понимании человека, как совокупности комплексов телесного низа. Но человека нельзя сводить только к этому. Таким образом мы культивируем подсознательное отношение психолога к человеку, как совокупности реакций, комплексов, детерменизмов. Душа, свобода и, самое главное, личная ответственность человека при этом отходят на задний план. Фрейд гипертрофировал табуированную, животную сторону человеческой психики. И сделал ее основой секулярного подхода к человеческой душе. В этом есть глобаольное расхождение с христианской антропологией. Простите, наболело.

            Оценка статьи: 1

            • священник Михаил Самохин, понял вас. так с тех пор сто лет прошло, очень многое изменилось в представлениях о человеке. что хочу сказать? на одном форуме активно полемизирую с православными . и в то же время в спорах всплывает масса точек соприкосновения, под многими вещами (высказываемыми православными) я бы подписался. в том числе и во взглядах на. скажем так, душевные проблемы и их решение. давайте искать точки соприкосновения. все это обсуждаемо - если без ажитации и враждебности. и часто к взаимной пользе.
              мне показалось, что в статье купель сравнивается отнюдь не с женскими половыми органами, а скорее с материнским лоном. имхо, вещи абсолютно разные, не так?
              ранним фрейдизмом психология и даже психоанализ не ограничивается.

              Оценка статьи: 5

              • Александр Смирнов, обсуждаемая статья вовсе не способствует ученой дискуссии. Автор уничижительно говорит о Таинстве, считает, что оно "не работает", что его надо "доделывать". Такое из уст священника - нонсенс. По теме. Я в курсе того, что уже Юнг считал Фрейда заблуждавшимся. Я вижу юнгианские корни выводов автора. И не согласен с тем, что именно экзистенции крещаемого составляют необходимую основу Таинства. Для священника долгом является понимание и разъяснение того, что Таинство это не магия, не энергетические оккультные манипуляции. И не окультуренная форма первобытных инициаций. Таинство - встреча с Живым Богом, дающая свободу от рабства страстям, но и обязывающая к серьезной работе.
                Православию чужд излишний физиологизм понимания духовного рождения. Тем более некорректно описывать его в терминах "материнское лоно" и, тем более" матка". Это вопрос терминологии отношения к Таинству. О том, что современная психология также далека от Фрейда, как мы от обезьяны, я в курсе. Но Вы спрашивали о Фрейде, я ответил.

                Оценка статьи: 1

            • священник Михаил Самохин, а ещё церковь официально признала Землю круглой только в 1992 году. (Да, я прекрасно знаю, что речь идет именно о католической церкви). Но разве научные достижения так яро надо отрицать? В науки уже сформировался давно проверенный механизм. Ставите новый эсперимент, предоставляете его результаты и таким образом опровергаете старые суждения. В ваших словах не прослеживается никакого описания эксперимента. По этой причине ваши слова ПОКА ЧТО являются необоснованным суждением.

        • священник Михаил Самохин,а вам не кажется, что именно священник должен быть психологом? Ведь выйти на исповедь, принести и покаятся и быть прощенным - целое дело. Я крестилась в зрелом возрасте "за компанию", а потом уже начинает приходить. И мне повезло. Иначе я бы ушла. Жаль, что у нас очень мало - единицы истинно верующих батюшек, как талантов - единицы. Все-таки нести доброе сложно, но необходимо. Но жить хочется всем, это понятно. А вера и религия - вещи разные. Когда "батюшка" тебе говорит - идите выучите Евангелие (извините, наизусть не знаю), а потом приходите исповедоваться, а на входе в храм написано - "Войдет сюда всяк...", веришь второму.

          • Ольга А, священник должен обладать хорошими знаниями в области психологии. Именно поэтому в современных семинариях она изучается.

            Оценка статьи: 1

            • Ольга А Ольга А Дебютант 20 июня 2011 в 13:34 отредактирован 20 июня 2011 в 13:51

              священник Михаил Самохин, опять же повторюсь - жаль, что и это учебное заведение выпускает двоечников. А автор этой статьи, наверное, просто себя понять хочет, вот и мечется. Храм не дал, Фрейд даст. Фрейд тоже не даст. Покоя-то не будет. Просто все кинулись в церковь, как в панацею. Все хотят любви, но не все в силах ее нести. А на самом деле здорово, что есть храмы. Осторовок любви и доброжелания, а не фанатичной веры и спроса - это всегда прекрасно. Лучше, чем матки Фрейда. Но, "каждый выбирает по себе...". Я после крещения ехала в переполненом автобусе, мне было хорошо и спокойно, и совсем не трогали разборки окружающих. Мне 42 и нас этому не учили, а жаль. Любви учить нужно. У нас в городе две церкви - в одной батюшка, бывший офицер и его сын. священник. К ним и подходить приятно. А в другой постоянно, кроме настоятеля, меняются священники. Побыли - и уходят. Теперешний зазывает таки просто. Почему вы не ходите. В субботу - заповедь! Я сама читаю, мне интересно. И прочитала - "не человек для субботы". Наверное, просто мало профессий, ответственных и не допускающих "двоечников". Для меня это - учителя, врачи и священнослужители. И почему-то очень жаль, что последние "косячат". Ведь знали, на что шли, и знают, что будут люди приходить и спрашивать.

    • священник Михаил Самохин, любая идея, даже самая возвышенная, превращается в диавольскую, если её начинают рассматривать плоско и однообразно, недоступной и запрещенной для обсуждения. Благодать Святого Духа не отменяет физиологию и психологию человека. В статье предлагается психологический взгляд на Крещение, который должен служить понимаю и углублению веры. Веры, которая должна приносить "осуществление ожидаемого" (Евр.11,1).
      Что значит "соблазнили"? В том, что предложил немного подумать? Разве тупость и необразованность являются добродетелями? Возможно, для Вас являются. Но это не достойно священника. Бог Вам судья!

  • Игорь Поляков, почему Вы решили, что церковное крещение не работает? Что у всех крещённых людей на лбу должна появиться какая-то надпись или вырости рога на голове? Я вот лично ощутил в себе изменения после крещения - чаще стали искушения от бесов! А, это и значит, что бесы принялись атаковать меня, чтобы увести меня с пути Божьего!
    Если и Вы почувствовали изменение в своей жизни в худшую сторону - это и есть начало борьбы бесов с Вами за Вашу же душу! С Уважением к Вам Валерий Сунцов.

    • Валерий Сунцов, Ваши частые искушения от бесов после крещения как раз говорят о том, что крещение не работает.
      Результатом крещения должны быть не рога на лбу или искушения от бесов, а дары Духа Святого:"Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания ... иному вера ...иному дары исцелений ..."(1Кор.12,8,9). Если бы крещение, совершенное над Вами "работало", то от Духа Святого Вы бы получили мудрость для понимания статьи. Статья написана о том, что в современной Церкви нет надлежащей подготовки в величайшему Таинству, и эта подготовка должна затрагивать не только сознание, но и глубинные слои психики человека. Это понятно даже школьнику, но почему-то не Вам. Если после крещения в Вашей жизни появились бесы и исчезла способность понимания простых вещей - это говорит о том, как работает крещение современной церкви.

      • Игорь Поляков, Крещение и не должно работать "автоматом", необходим труд самого человека по изменению своей жизни.

        >Если бы крещение, совершенное над Вами "работало", то от >Духа Святого Вы бы получили мудрость для понимания статьи.
        Аргумент на 5+! )) Далее можно не комментировать. Крещение, конечно, должно способствовать понимаю статей именно этого автора, и священники несомненно должны учесть этот факт при подготовке ко Крещению. ))

  • Автор, видимо, считает нормой инфантильность в каждом человеке. Если священник не водит тебя за ручку, не решает вместо тебя твои проблемы, не преображает твою жизнь, то именно он виноват в том, что Крещение "не работает", а не сам крещаемый, которому "не объяснили". Да, не объяснили, ну и что? Разве мало сейчас литературы? Море. Масса возможностей найти свой путь в христианстве и реализовать себя. Если ждать, когда священники начнут шевелиться, так и жизнь пройдет.

  • Комментарий был удален

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 13 июня 2013 в 15:53

      Татьяна Гуртовая, у нас не переходят на личности, Ваш комментарий удален.

  • У вас очень хорошие статьи. Люди не Бога ищут, а батюшек. Куда проще придти в церковь, к попу, чем поработать над своей душой и найти Бога в ней. Крещение работает, но до него нужно созреть самому,а не потому что вроде как надо. Это долгий путь души, и бесы реально должны просто бежать от крещеного как черт от ладана. Плох тот верующий в Бога, от которого бесы не разбегаются. Иисус для этого и умер, чтобы мы от бесов не мучились. А про причастие вообще 100% правильно написали. А сколько травятся водой святой! сотнями за раз. Куда лучше взять дома чистую воду в крещение и уверовать, что она святая. Либо самому над ней молитвы прочесть. А не пить воду с фикалиями как в 2010 году народ напился воды. Духовно развитые люди не религиозные фанатики, а ищущие истины Бога. А вот это внушение, что мы все настолько грешны, что ужас,ужас. Если ребенку внушать что он дебил - он станет дебилом. Если все время верить, что ты грешен как никто другой - им и станешь. Бог настолько невелик в понимании попов, что создал таких никчемных созданий как люди... и ничего уже тысячи лет не меняется. Бог это любовь, а не каратель.

  • Болобол Трындиков Болобол Трындиков Читатель 1 января 2016 в 22:22 отредактирован 1 января 2016 в 22:23

    Не держите на людей зла, а что вам сделано, вы об этом забудьте. Знайте только, что вы хуже всех. Что ниспослано, - все от Господа во исцеление, во исправление. Когда на тебя неправду скажут, ты поблагодари и попроси прощения. Только тогда будет награда, когда вы не виноваты, а вас ругают. Скажи только: «Прости меня ради Христа, я еще хуже, чем ты обо мне думаешь». Старец Николай (Гурьянов)
    ЗНАЙТЕ ВЫ ХУЖЕ ВСЕХ!!!!! Не забудьте - помните каждую секунду!!!!
    Так чем же Бог отличается от того, чье имя нельзя называть.. Все посылают страдания получаются ... по сути то...

Посмотреть все комментарии (220)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: