• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Мышление «по привычке»: так ли разумен «человек разумный»?

«Прапорщик:
 — Взвод! Берем совковые лопаты и роем канаву!
Солдат:
 — Товарищ прапорщик, штыковой-то лучше!
Прапорщик:
 — Мне не надо как лучше — мне надо, чтобы вы задолбались».

Ситуации, подобные описанной в анекдоте, я нередко наблюдаю в жизни с единственным отличием: в большинстве случаев имеет место не злонамеренность, а инерция процесса мышления. Именно она заставляет нас совершать массу неоптимальных, нерациональных, необдуманных действий.

Наверное, самый яркий пример: множество наших соотечественников тратят массу сил и времени на садовых участках. По сути, для многих «дачные выходные» превращаются в продолжение рабочей недели. Знакомство дачников с рациональными методами обработки земли (а особенно их результатами) неизменно вызывает восхищение. И — все… Предложения помочь, научить, попробовать самим обычно вызывают типичную реакцию: «Да ну!» И снова за лопату, со вздохами и жалобами на здоровье и на то, что времени совсем не остается. Словно бесконечная и нелегкая работа сама по себе доставляет какое-то извращенное удовольствие.

А почему, собственно, «словно»? Так и есть. У многих из нас искажены представления о целях и приоритетах деятельности.

Например, в нашем примере добродетелью считается много и усердно работать. Задумайтесь: «работать», а не «сделать». Процесс оказывается важнее результата. И все бы ничего, будь результат не важен или доставляй сам процесс подлинное удовольствие. Но такое увидишь не часто. Но почему-то «выгоды» тяжелого и малопроизводительного труда перевешивают. Потому что с детства мы приучены к тому, что «без труда не вытянешь рыбку из пруда». И если урожай вдруг не задастся, у дачника есть внутреннее оправдание: он ведь делал, что мог, а главное — столько сил положил, что никто не посмеет его упрекнуть.

А кто этот упрекающий «кто-то»? Да прежде всего — сам человек, наша контролирующая часть. Это перед самими собой нам приходится оправдываться, ориентируясь на слепо усвоенные некогда установки. К сожалению, обычно они не уравновешиваются установками заботиться о своем здоровье и достигать результата. А еще у нас глубоко укоренена установка, что «наука — это одно, а жизнь — это другое». Презрение к «ученой мудрости» демонстрируется нам с детства, но, наверное, ярче всего проявляется, когда после окончания учебы молодому специалисту объясняют, что все, чему он учился — это, конечно, хорошо, но на практике придется учиться всему заново.

Приведу пример. Есть теория, что древнейший известный представитель рода Homo, изготавливая самые первые каменные орудия, не мог мысленно смоделировать проект изготавливаемого предмета. Как же он делал каменные орудия? Существует версия, что человек умелый подбирал заготовку нужной формы и раз и навсегда найденной последовательностью операций превращал ее в орудие нужной формы. Условно говоря: если по ходу обработки скол пошел не так, заготовка просто отбрасывалась. Исправить ее, скорректировав свои действия, гоминид уже не мог, ведь из поколения в поколение передавалась именно строгая последовательность операций.

Но вспомним, что речь идет об очень примитивном человеке. Казалось бы, тот этап развития давно преодолен. Но нет… Разве не так же поступают описанные выше дачники? Да и не только они. Подобная инертность мышления встречается в любой сфере, ее проявления пронизывают повседневную жизнь.

Например, одна моя знакомая уверена, что, отправляясь в отпуск, нужно брать с собой чисто выстиранную и выглаженную одежду. И обнаруженная в чемодане невыстиранная вещь вызывает бурю негативных эмоций: как можно? И то, что вы едете в отпуск надолго и вам в любом случае предстоит постирушка в течение отпуска (а значит, привезенная вещь будет заодно постирана), роли не играет. Ритуальное действие, усвоенное от предков, должно быть выполнено в точности, как положено.

Подобным образом старая самка шимпанзе обучает молодых самок раскалывать орехи. Она не показывает: «Вот орех, можно его расколоть и добыть вкусную сердцевину». Нет, она сидит в окружении молодежи и демонстрирует строгую последовательность операций, которая в точности и усваивается. Нет осознания конечной цели и ведущих к ней действий, которые могут быть при желании изменены. Есть алгоритм действий, ведущий к желаемому результату, как нечто целое. Естественно, о каком-либо усовершенствовании процесса при таком подходе не может быть и речи. Да оно и понятно: речь-то об обезьянах!

И конечно же, сфера, где каждый мнит себя знатоком — это воспитание. Аргументы здесь встречаются самые разные: от быдловатого «Нас воспитывали без всякой науки» до отстраняющегося «Я лучше знаю, как воспитывать моего ребенка». При этом многие из нас хранят в памяти собственные детские обиды, вызванные ошибками наших собственных родителей. Некоторые даже помнят, как в сердцах бросали родителям: «Вот вырасту — никогда со своими детьми так не буду делать» (такая вот попытка в закамуфлированной форме сказать всесильным родителям, что они не правы). Но когда доходит до дела, мы если и вспоминаем, как сами детьми оказывались в подобной ситуации, воспоминания эти обычно игнорируем и действуем по накатанной. Почему?

Причины могут быть разными, но одна из них, важная в контексте нашего разговора: мы поступаем так, как умеем. Модель поведения в семье, выстраивания вертикальных и горизонтальных отношений, мы, как правило, воспринимаем и усваиваем в детстве. Причем воспринимаем мы эти модели как абсолютно естественные, и чтобы подвергнуть их критическому анализу, требуются более чем серьезные усилия. А так, по накатанной — проще. И не важно, что при этом мы уподобляемся античным строителям, привычно имитировавшим в камне деревянные конструкции предшествующих эпох, давно не соответствующие ни материалам, ни приемам строительства.

Но согласны ли мы и далее уподобляться нашим отдаленнейшим родственникам или хотим думать и действовать, как человек подлинно разумный?

Благодарю моего постоянного соавтора Наталью Колпакову за неоценимую помощь в написании статьи.

Статья опубликована в выпуске 14.06.2011
Обновлено 19.11.2019

Комментарии (47):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Константин Манкин Читатель 23 июня 2012 в 03:07 отредактирован 23 июня 2012 в 03:08 Сообщить модератору

    Отличная статья. Жизненная. Хватает практичности. Просто восхищение испытываю, когда наконец-то на подобного стиля статью натыкаюсь

  • Александр Смирнов,
    Про дачников вы абсолютно не правы.
    Я думаю мало таких которым важен результат.
    Мне, да и многим больше важен сам процесс.
    Что бы вы не говорили, смена вида работы тоже отдых и гораздо лучший чем просто изображать бревно.
    А урожай, если будет, то просто приятно.

  • О типах мышления.

    Описанный тип мышления является вполне нормальным типично женским. Это ведь азы, что Женщина акцентирована на процесс, а Мужчина на результат. Мы (М и Ж) разные уж на генетическом уровне и задачи по Жизни у нас разные, естественно, что и мышление тоже разное. Святые Отцы образно говорят, что по Жизни Женщина смотрит под ноги, а Мужчина в даль. И только вмесе они достигнут цели, не свалясь при этом в пропасть. К сожалению, многие семьи разваливаются именно из за не понимания и не принятия типа мышления своей Половины. Не исключение в этом и Автор статьи, на чей взгляд сосредоточивание внимания на процессе не разумно и является "мышлением по привычке".
    Для меня такое мышление тоже чуждо, но я не считаю его ущербным.

    • Евгений Крайнев, к предыдущему комментарию могу добавить, что среди "экономической" эмиграции в Греции 75 - 80% женщины. Большинство женщин в возрастве 35 - 60 лет, почти все работают не пускаясь в блуд. В отличии от мужчин, греческий язык осваивают в срок от 6 месяцев до года, а мужчины от двух до трех лет, при этом знания греческого языка среди этой категории мужчин, как правило хуже.

      Оценка статьи: 4

      • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 23 июня 2012 в 11:37 отредактирован 23 июня 2012 в 11:39 Сообщить модератору

        Дмитрий Винтер, подтверждаю!
        Я приехала в Германии 16 лет тому назад, в 40 лет, не зная ни слова по-немецки. Через три года закончила фармацевтический колледж с отличным дипломом и работала потом в аптеке. Уже лет 14 читаю художественную литературу на немецком, в том числе и поэзию, а недавно начала сама заниматься поэтическими переводами...на немецкий!!!
        Я об этом рассказываю не в порядке хвастовства, а к тому, что учиться действительно никогда не поздно - было бы желание и привычка "работать головой". И ещё к тому, что женщины на самом деле более способны к языкам, чем мужчины : и потому, что у них более развито ассоциативное мышление, очень помогающее в изучении языков, и потому, что женщины склонны к подражательству, они "обезьянничают" и "попугайничают", что, опять же, хорошо для овладения языком.

    • Дмитрий Винтер Дмитрий Винтер Читатель 17 июня 2011 в 15:03 отредактирован 17 июня 2011 в 15:15 Сообщить модератору

      Евгений Крайнев, нет типично женского или мужского мышления = есть человеческое! А "Святые Отцы" много чего говорят, что бы прихожан ублажать и доход получать. К тому же, в статье говориться об обще человеческих аспектах мышления и деятельности, а не об отношениях между полами или о так называемых семейных. А то, что новаторов больше среди мужчин, скорее виноваты "Святые Отцы", до сих пор влияющие на воспитание и мировоззрение людей, привнося в это свои патриархальные вгляды и суждения.

      Оценка статьи: 4

  • Комментарий удален
  • Комментарий удален
    • Александр Смирнов Александр Смирнов Грандмастер 16 июня 2011 в 23:17 отредактирован 16 июня 2011 в 23:18 Сообщить модератору

      Вячеслав Старостин, по-моему это несколько иной аспект, другая тема: умеем ли мы получать удовольствие от самого процесса деятельности. причем любой деятельности. хотя я лично видел очень немного людей. способных осознанно выполнять какую-либо деятельность и получать удовольствие даже от рутинной работы. как правило все, что можно, делается на автомате (не касаясь деятельности, требующей некоего креатива), а работа и на службе, и на той же даче, все же воспринимается как необходимость. которую нужно сделать и отделаться. не всегда и не всеми, но по моим наблюдением подавляющим большинством.

      А вы не задумывались над тем, что этим же людям милей ЖИТЬ, а не уже прожить жизнь? "Работать" - это жить. Это образ жизни, а не конкретно выполненная работа.
      и именно этого чаще всего как раз не происходит

  • Александр Смирнов, спасибо за статью.

    Что значит "мышление "по привычке"? Полагаю, в статье речь идет об инертном мышлении. При чем здесь новаторство и традиционализм?! Уважаемые комментаторы, прежде чем начать спор, предлагаю определиться с понятиями. Автор, нам нужна Ваша помощь!

    • Валерия Алексеева, автор вернулся! извиняюсь, дел много.
      статья именно об инертности мышления. о закрытости для нового опыта. это не обязательно значит, что человек должен быть новатором и "прокладывать новые пути". вовсе нет. скорее что учиться никогда и никому не поздно и традиции хороши ровно до тех пор, пока не появились новые, более эффективные метода сделать то же самое. а также о том, что не нужно бояться приложить собственный ум для анализа происходящего и поиска новых решений, если ситуация так или иначе заходит в тупик.

      • Александр Смирнов, "...скорее что учиться никогда и никому не поздно..."
        Вот тут Вы явно ошибаетесь. Мозг человека учится интенсивно и полноценно примерно до 40-45 лет. Далее начинается медленное, и вначале этого процесса совсем незаметное, угасание способности к обучению. Миновав этот возрастной предел большинство людей, за редчайшим исключением, становятся консервативны и их очень трудно обучить чему-либо новому и заставить это новое родить самих.

        • Дмитрий Винтер Дмитрий Винтер Читатель 15 июня 2011 в 21:34 отредактирован 15 июня 2011 в 21:39 Сообщить модератору

          Сергей Русич, "учиться никогда и никому не поздно!"
          В качестве примера = первые слова на новогреческом языке я услышал в возрасте 44 лет. считал, что нет необходимости, да и поздновато учить еще один язык дополнительно. Три года обходился общением на английском. в Греции более 50% греков говорят на английском. а те, кому менее 30 лет почти все, при этом многие намного лучше меня. За восемь лет, на слух, не заглядывая в учебники научился не только говорить. но и написал на греческом языке заявку на изобретение и получил патент. И сегодня я продолжаю учиться, каждый день узнаю что-то новое. Возрастная планка, как порог обучаемости = это самоограничение, а не реалии, за исключением явных диагнозов. Я встречал людей, которые приступали к обучению в возрасте за 80 лет, да то, что они могли запомнить в 17 за день требовало у них усилий в течении двух трех. другое дело, когда человек с детства почти ничему не учился + находился в консервативной или не способствующей обучению обстановке = способность к обучению сходит на нет. Яркий тому пример = мальчик "Виктор", который вырос вне общения с людьми. найденный в возрасте около 15 лет. Его так и не сумели научить говорить!
          К этому, надо добавить, что в процессе воспитания и жизни, мы впитываем наряду с полезной и не верную информацию. Например: калорийность пищевых продуктов, на основании которой составляются многие диеты = явная не научная концепция, культивируемая в рекламных целях. из этой же серии = маргарин лучше сливочного масла = еще одна ложь. Но, по инерции, когда слышат многократно повторенную ложь, частенько наблюдается принятие ее за истинность.
          Кроме этого существует и другой аспект. Это, когда в процессе приобретения знаний, при решении конкретной задачи, люди пытаются воспользоваться дополнительной, но сбивающей с правильного пути решения задачи информацией. Есть задачи, которые ученики первых – вторых классов решают быстрее, чем люди окончившие школу или даже институт. Вот в этих случаях, причиной как раз и является инерция мышления. И все аспекты, затронутые в статье и комментариях нельзя рассматривать по отдельности = они все вместе совокупность наших новаторских достижений и консервативности, в большей или меньшей степени присущие каждому.

          Оценка статьи: 4

          • Дмитрий Винтер, Вы, как и предыдущий оратор, приводите в пример ИСКЛЮЧЕНИЕ, которое, как общеизвестно, лишь подтверждают ПРАВИЛО. Моей матери было далеко за 70 лет, когда она впервые увидела компьютер. Возраст не помешал освоить игры. Она и по сей день, в 82 года, с удовольствием гоняет довольно сложные стратегические игрушки, раскладывает сложнейшие пасьянсы, играет с компом в шашки и шахматы. Однако, мать так и не научилась пользоваться Интернетом, мылом, Скайпом, она не научилась печатать на клаве, хотя я потратил на её обучение машинописи туеву хучу времени, пардон за оборот речи, но по-иному сказать не могу о месяцах затраченного на это занятие времени. Или, вот еще пример, мой младший родной брат, 52 года, с трудом осваивает компьютер уже 3-й год. Даже игры, которые очень любит. А у него 2 высших образования. И я, 57 лет, бездарь в области математики и точных наук в школьные времена, человек не сумевший освоить ни одного языка, кроме русского, с моему великому стыду, совершенно свободно владею компом на уровне не последнего юзера. В области моих интересов: графичекие редакторы, сканирование, растровая и векторная обработка графики, работа с видео-аудиоредакторами, создание сайтов, стратегические игры, работа во всех приложениях Майкрософт Офиса и т.д. Если бы не собственная лень, уж поверьте на слово, был бы способен стать Мастером в Школе Жизни. Но всё это - исключения. А я говорю о БОЛЬШИНСТВЕ людей, которые решительно не способны обучаться после 45 лет. Ваши же знакомы е и Вы сами попали в безвыходную ситуацию и были вынуждены изучать языки. Уверен, что попади Вы в Грецию или иную страну Европы в 1-15 лет, то знали бы почти безукоризненно не только греческий, но и английский и, наверняка, еще пару-тройку языков. Вы - счастливое исключение. Удачи Вам!

            • Сергей Русич, если человек не ходит, его мышцы атрофируются, а суставы перестают сгибаться. С мозгом аналогично. Естественно, существует возрастное снижение умственной, как впрочем и физической работоспособности с возрастом. Но регулярными тренировками, если не избавиться полностью, то хотя бы существенно замедлить можно и нужно.
              В деревнях и станицах, до сих пор можно встретить взгляд на спорт как на блажь. Городские жители, в основном, согласны с занятием спортом (правильней физкультурой). И что? Много занимающихся спортом Вы видите вокруг себя? Так же и с мышлением.

              Оценка статьи: 5

              • Вячеслав Чермных, в основном согласен с Вашим комментарием. С маленьким дополнением, у людей в сельской местности почти не встречается недостатка в физических упражнениях. Поэтому, чаще у этих людей практически нет необходимости в занятиях физкультурой, и как следствие, взгляд на занятие спортом, как на блажь.

                Оценка статьи: 4

            • Сергей Русич, я скорее не исключение, а правило. Для меня греческий язык = пятый, на котором я могу общаться + понимаю еще 12 языков. Это правило не работает в лишь в нескольких случаях = отсутствие желания или необходимости. Сводится на нет, при травмах головного мозга и отсутствии его треннировки. Часто барьером служит самовнушение = мне это не осилить или мне это не дано, по той лишь причине, что при попытке достижении результатов, часто пытаются перескочить через пропущенный раздел, без которого совершенно не возможно понять требуемое. Мешающими факторами являются также вера в нереальное и отсутствие веры в свои силы и возможности. И Вам удачи!

              Оценка статьи: 4

          • Вячеслав Чермных Вячеслав Чермных Дебютант 15 июня 2011 в 22:13 отредактирован 15 июня 2011 в 22:14 Сообщить модератору

            Дмитрий Винтер, у меня перед глазами была пара впечатляющих примеров. Одна женщина, пенсионного возраста, боялась что её выгонят с работы. Чтоб не выгнали, освоила персоналку (самостоятельно) и Клиппер (предок Excel). А молодёжь при этом шарахалась от компьютеров. Начальник отдела, грамотный электронщик-разработчик в 60 лет изучил программирование, причем Си и 1С бухгалтерию.
            Так что для тех кто действительно хочет что-то изучить возраст не проблема. Главное не вестись на стереотип, который нам внушает общественное мнение.
            Существенный момент, эти люди и до того хорошо головой работали.

            Оценка статьи: 5

        • Сергей Русич, даже если умение быть открытым опыту стала естественной? да и возрастной предел в данном случае, думаю, поставлен не только физиологией... споосбность к обучению конечно не та, что в юности - зато накапливается опыт и по идее должно формироваться умение анализировать и мыслить. если этого нет, как в большинстве случаев - тогда конечно, челвоек становится необучающимся.

          • Александр Смирнов, я пишу о большинстве людей, а не о исключениях, как Вы, наверное, заметили. Именно их касается развитие болезни Альцгеймера (старческого слабоумия). Большинство из старшего поколения еще помнят Л. И. Брежнева с его чмокающими съёмными зубными протезами и частыми засыпаниями во время своих выступлений. Однако, как мне кажется, немногие помнят, что Леонид Ильич был весьма шустёр и совсем не глуп в молодости.

  • Александр Смирнов, пока один писал, другой читал, а третий огород вскопал. Каждому своё. Кому-то радость от ума, а кому-то лишь страдания, часто из-за непонимания, либо злости и зависти. Благими намерениями...

  • Виктор Мостовой Читатель 14 июня 2011 в 19:31 отредактирован 25 мая 2018 в 09:16 Сообщить модератору

    Вот она славянская душа....

  • Александр Смирнов,

    Человеческий прогресс основан на хорошо известном обезьяничании. То есть, пара индивидов делают какое-то открытие, а 99 % его просто копируют. Привычное и устоявшееся - это своеобразная защита от риска. Я, допустим, если мне говорят "Тут можно срезать путь", иду всё-таки традиционным путем. Рискнуть можно, когда есть время, или это крайняя необходимость. Иначе, срезая путь неизведанным маршрутом я рискую потерять еще больше времени. То есть, есть какой-то баланс между освоением новых идей и приверженности проверенным методам. Кидаться на всё новое и неизвестное - глупо, тупо придерживаться старого - тоже. Диалектика, однако!

    Оценка статьи: 5

  • Александр Смирнов, Лень - мать всех пороков. Человек копает до седьмого пота и думает что он не ленив. Ленив мыслить.Возразите если я не прав.

  • Дмитрий Винтер Дмитрий Винтер Читатель 14 июня 2011 в 13:06 отредактирован 14 июня 2011 в 13:13 Сообщить модератору

    Александр Смирнов, Вы пишите: «Есть теория, что древнейший известный представитель рода Homo, изготавливая самые первые каменные орудия, не мог мысленно смоделировать проект изготавливаемого предмета. Как же он делал каменные орудия? Существует версия, что человек умелый подбирал заготовку нужной формы и раз и навсегда найденной последовательностью операций превращал ее в орудие нужной формы. Условно говоря: если по ходу обработки скол пошел не так, заготовка просто отбрасывалась». Вот только, эта теория не находит подтверждения в археологических находках. По описанной Вами теории должны были образовываться отвалы испорченных заготовок, чего не наблюдается. «Человек умелый» был более рациональным и изобретательным, чем многие сегодня живущие. Он не мог себе позволить портить заготовки – подходящий материал не так часто встречался, а иногда за ним на поиски он отправлялся за 50 и более км от места проживания.
    Еще цитата: «И не важно, что при этом мы уподобляемся античным строителям, привычно имитировавшим в камне деревянные конструкции предшествующих эпох, давно не соответствующие ни материалам, ни приемам строительства». Это полный нонсенс. Античные строители передавали в камне элементы деревянных конструкций, по требованию заказчиков, придавая зданиям те очертания, которые были привычны для восприятия заказчика, проявляя при этом исключительную изобретательность и великий талант. Процитированные из статьи примеры, выглядят подгонкой под тему. Да и другие примеры не безупречны. Надо тщательней подбирать материал.
    А вот цитата из комментария C. Русича: «Да, не у всех хватает ума и интеллекта для создания чего-то нового, но достаточно его для того, чтобы сохранить и передать следующим поколениям. Чтобы не пришлось снова и снова изобретать колесо и т.д. Так что для нормального развития общества, имхо, нужны и те, кто изобретает, думает, ищет, новаторствует, и те, кто просто сохраняет и передает». Эта мысль и в ряде других комментариев.
    При этом, даже у людей изобретательных и не глупых, существует инерция мышления и поведения. Эта инерция вызвана в первую очередь тем, что было внушено во время воспитания. Чем больше человек был подвергнут внушению, а в более позднем возрасте и самовнушению, тем он сильнее держится за устаревшие догмы, не выдерживающие проверки логикой и практикой. Яркий пример тому = комментарий Михаила Ковалева.
    Мне понравилась Ваша попытка обратить внимание на инерцию поведения и мышления людей, за это четыре.

    Оценка статьи: 4

    • Дмитрий Винтер,
      Вот только, эта теория не находит подтверждения в археологических находках. По описанной Вами теории должны были образовываться отвалы испорченных заготовок, чего не наблюдается.
      в том-то и дело, что вроде бы именно это и наблюдается. во всяком случае припоминаю из литературы. найти источник не смог, увы. но читал, точно. масса заготовок, недоделанных, с неправильно пошедшим сколом и т.д.

      При этом, даже у людей изобретательных и не глупых, существует инерция мышления и поведения. Эта инерция вызвана в первую очередь тем, что было внушено во время воспитания. Чем больше человек был подвергнут внушению, а в более позднем возрасте и самовнушению, тем он сильнее держится за устаревшие догмы, не выдерживающие проверки логикой и практикой.
      собственно именно об этом и статья

      Античные строители передавали в камне элементы деревянных конструкций, по требованию заказчиков, придавая зданиям те очертания, которые были привычны для восприятия заказчика, проявляя при этом исключительную изобретательность и великий талант.
      спасибо, попробую уточнить. возможно, вы и правы - но нужно перечитать литературу. мне кажется, что прав я, что это не требование заказчиков - но опять же, вполне могу и ошибаться. гляну источники, отпишу по результатам. спасибо за конструктивную критику.

  • Александр Смирнов,
    периодически, действительно нужно об этом писать. Для того, хотя, чтобы немного встряхнуть инерционность мышления. В жизни присутствует и то и другое: и передовое, инновационное и стандартное. И оба они нужны. Что касается НОТ, о котором упоминалось. Не могу полностью согласиться с мнением автора о бывшем в том веке, в СССР НОТ. ПО крайней мере там, где я работала, в сфере фармации, приходило очень много методических полезных рекомендаций, которые действительно можно было использовать и они действительно были эффективнее.

  • Александр Смирнов, если уж червяк попал в хрен, он думает, что слаще места нет

  • Анна Вишневская Анна Вишневская Дебютант 14 июня 2011 в 09:49 отредактирован 18 июня 2011 в 13:00 Сообщить модератору

    Александр Смирнов, интересные наблюдения.
    Но вывод делается очень уж однозначный.

    Есть простое объяснение описанному - люди разные. И дачникам монотонная физическая работа ДЕЙСТВИТЕЛЬНО доставляет удовольствие. И у некоторых женщин (да и мужчин) не выглаженное белье или отсутствие порядка на любимой полочке вызывает сильнейший дискомфорт. Точно так же, как у Вас дискомфорт вызывает непонимание рациональных мотивов.
    P.S. Ну нельзя из мышки сделать ежика, как ни старайся А вот счастливую и эффективную мышку можно.

  • Александр Смирнов, хорошая статья.
    Люди моего возраста и старше, возможно помнят такое название НОТ (Научная Организация Труда). Лозунгов было много, действий мало. Когда я попробовал найти реальную литературу по этому вопросу, то всё свелось к двум трем советам. Типа организуй рабочее пространство так, чтобы поменьше таскать заготовки от станка к станку. И еще несколько подобных. И весь НОТ. А вопросам рациональной умственной работы там практически не уделялось внимания и вовсе. Всё сводилось к освщению рабочего места.

    Оценка статьи: 5

  • Александр Смирнов, мне понравилась ваша статья. Действительно, на бытовом уровне мы иногда делаем что-то совершенно бессмысленное.
    Пример с огородом - это вообще на злобу дня. При этих ценах на воду уже давным давно не выгодно высаживать на огороде помидоры, огурцы, клубнику и т.д. Можно посадить цветы, зелень, газон, какие-то травы вроде душицы, невысокие деревья. Так нет, свекры упорно гнут спину над этими помидорами, которые потом в итоге получаются еще и хилые и крошечные (на участке у мужа очень истощенная земля). И почему-то мне доказывается, что СВОЙ помидор - вкуснее. Но фактически он ничем не вкуснее.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Черных, а не нужно землю истощать. Нужно её подкармливать или соблюдать севооборот. Тогда и земля родить будет и воздаваться по трудам. Именно потому, что заведенные предками правила и навыки агрокультуры большинством горожан утрачены, потеряна последовательность действий, исчез алгоритм работы с агрокультурами, помидоры и другая огородина стала хиреть на дачных участках. В этом как раз-то ума и нет. Так же как в том, чо ныне вытворяется с нашим государством и нашей культурой. А когда нет ума о чём мы говорим? Правильно! О безумии!

  • Божественно разумен, ибо он подобие...

    Александр Смирнов, Было марксистское определение мышления. Дал его Владимир Ульянов в книге "Материализм и эмпириокритицизм": ...процесс мышления идёт от живого созерцания , к абстрактному мышлению и от него к практике". Истинность результатов мышления проверяется практическими результатами успешными или провальными. Христос говорит , по смыслу, то же самое: "По плодам их узнаете их". Плоды бывают худые и добрые. В том виде, в котором мы собираем знания , ни одна человеческая голова не в состоянии вместить их. Накапливаются и сохраняются они в виде совокупной культуры людей определённого общества. Опора на чужой опыт при этом абсолютно обязательна и это очень уязвимое место. Нужна нетерпимость ко всякого рода лжи. Это для взрослыж ложь очевидна/ и то не всегда/, а детские души открыты и не защищены... Сей мир заражен и искажён ложью. Что касается мышления, то не мы раскладываем у себя в голове по полочкам информацию и запоминаем практические навыки. Мышление есть постижение Смысла поступающих образцов мыслей и навыков практических действий. За ложью нет смысла. А Бог есть Истина.

  • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 14 июня 2011 в 08:30 отредактирован 14 июня 2011 в 08:32 Сообщить модератору

    Александр Смирнов, я согласен с Л. Есиповой. Статья поверхностная. И древние, имитирующие в камне деревянные изделия имели целью не только скопировать, но и увековечить. Именно благодаря глиняным, каменным, металлическим предметам имитирующим что-то хрупкое или нестойкое к воздействию времени, мы знаем как жили предки. И потом, Вы не заметили возможно, но кто-то долго и упорно думал, разрабатывал и созидал новую форму каменного топора, обсидианового наконечника для стрелы или для копья и научил этому другого, третьего, сотого. Да, не у всех хватает ума и интеллекта для создания чего-то нового, но достаточно его для того, чтобы сохранить и передать следующим поколениям. Чтобы не пришлось снова и снова изобретать колесо и т.д. Так что для нормального развития общества, имхо, нужны и те кто изобретает, думает, ищет, новаторствует, и те, кто просто сохраняет и передает. И далеко не все прапорщики тупы, а в Вашем анекдоте так и вовсе мудр, и не все дачники консерваторы. Извините, но выше "трояка" статья не тянет. Из-за односторонности и шаблонности мышления.

  • Милая Любимая Читатель 14 июня 2011 в 08:15 отредактирован 14 июня 2011 в 21:46 Сообщить модератору

    Александр Смирнов, кто хочет действовать, как человек разумный, тот и действует... Кто хочет по накатанной - катится. Оба варианта - возможны, и каждый по своему занятен. Каждому - свое... И выбор есть в любой точке. Спасибо за статью.

    Оценка статьи: 5

    • Муляр Ирина Читатель 14 июня 2011 в 15:46 отредактирован 14 июня 2011 в 16:17 Сообщить модератору

      Милая Любимая,
      только грустно мне от процентного соотношения катящихся по накатанной без особого задействования умственного аппарата и тех, кто действует как человек разумный

      Девиз жизни подавляющего большинства народу: "Мощное и неудержимое наступление на грабли" - неистребим!!!!

      Из века в век, из поколения к поколению передаются разные "мудрости", над которыми ну никак не хочет задуматься "как бы человек разумный".
      Хотя всё лежит на поверхности и так просто, как и всё по-настоящему мудрое и гениальное. Только чуть извилиной шевельни. Так нет же - и это уже лениииииво!

      "Авось, как-нябудь, и так сойдёт" - вот второй по популярности девиз того же большинства народу.

      Взять, к примеру, наиглавнейшую сторону жизни, касающуюся КАЖДОГО из нас без исключения - ЗДОРОВЬЕ.
      Нам с детсва внушили, что думать о нём и не надо! Чего задумываться с младых ногтей, если о нём позаботятся. "Добренькие" "внимательные" врачи, "передовая" медицина, а также раздувшаяся от миллиардных прибылей фармаиндустрия с бесчисленным количеством лекарств и препаратов, которые только здорово облегчают кошелёк, а болезнь загоняют вглубь, избавляя от симптомов и боли, но не делая человека здоровым

      В результате инфантилизм и безответственность по отношению к своему ЕДИНСТВЕННОМУ организму достигла просто-таки чудовищных размеров! А нездоровье усугубляется ещё и внушённым рекламой потреблением синтетической ядовитой пищи, а также культу кулинарии и чрезмерными по количеству передачами на ТВ, посвящёнными ТЕРМООБРАБОТКЕ и издевательству над натуральными продуктами, которая и является главным виновником (наряду с плохой водой и загрязнённым воздухом) возникновения болезней!

      Немногие даже из тех, кто не утратил привычку задумываться, наконец-то поняли, что необходимо питаться в корне по-другому. То есть, так, как и было задумано Создателем, который для каждого живого существа на планете определ свою еду.
      Для "человека действительно разумного" это - плоды (фрукты, ягоды), овощи, зелень, орехи, злаки, мёд и мёдопродукты (пыльца. перга). Остальное - от избытка гордыни, обуявшей человека, раздутого самомнения и желания "подправить"... Бога.

      Вот и доправили. Помирают "здоровые" мужики, не доживая даже до пенсии. А женщины за 50 выглядят на все 70 с гаком, мучаясь от ожирения, диабета, осеопороза, артрита, высокого давления, женских болячек, рака.

  • Людмила Есипова Людмила Есипова Мастер 14 июня 2011 в 07:52 отредактирован 14 июня 2011 в 10:16 Сообщить модератору

    Если вдуматься, то автор недалёк от предмета обсуждения. Очень поверхностный взгляд на развитие, далёк от реалий и упрощён ради того, чтобы доказательства соответствовали желаемому.
    Человеку в детстве нужны образцы поведения, в его же интересах, ради выживания. Тех, что заложены (тоже вроде без участия ума не хватает, тем более, что есть разные культуры, преемственность её и сохраняет.
    Остальное появляется в результате личного опыта, тех шишек, которые он набивает и которые заставляют его думать. Чужой опыт тут бессилен. Изменяясь человек как бы отрицает себя предыдущего. Это сложно, часто болезненно. Именно этим как раз и занимался с солдатами прарорщик. своего рода инициация для того чтобы получился солдат с соответствующим мышлением.
    Если человек этого не хочет, значит ему нужен именно этот опыт, жить по накатанной другими плоскости.
    Я только коснулась проблемы, она ещё глубже, но для этого надо иметь не стереотипное мышление, что автору и желаю приобрести.

    Оценка статьи: 3

  • Хорошая статья, спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Гельмут Курцбах Читатель 14 июня 2011 в 03:59 отредактирован 14 июня 2011 в 04:00 Сообщить модератору

    Александр Смирнов, статья хорошая, поставил пятак. Но анекдот бы я поменял. Дело в том, что прапорщик не глуп: задолбавшиеся солдаты нарушат меньше безобразий, чем незадолбавшиеся, а ему за эти безобразия отвечать. Так что, его поведение вполне рационально и здраво.

    Тут подошло бы иное.

    Учёные поставили на дороге столб высотой три метра с перекладиной. К перекладине привязали гроздь бананов, а сам столб смазали маслом, чтобы нельзя было взобраться на него.

    Идёт шимпанзе, видит бананы. Пытается допрыгнуть — не получается. Пытается взобраться на столб — соскальзывает. Пытается потрясти — столб массивный и не шатается.

    Внутренний голос говорит шимпанзе: «Думай, обезьяна, думай!». Шимпанзе подумала с полчасика, раздобыла длинную ветку, привязала к ней лианами острую ракушку, перепилила верёвку, на которой висели бананы, и съела их.

    Учёные повесили новые бананы. Идёт мужик (по соображениям политкорректности цвет кожи упоминать не станем, но вспомним, что шимпанзе ни в бывшем СССР, ни в зарубежной Европе, ни в США не водятся). Видит бананы. Пытается допрыгнуть — не получается. Пытается взобраться на столб — соскальзывает. Пытается потрясти — столб массивный и не шатается.

    Внутренний голос говорит ему: «Думай, мужик, думай!»

    — Да хрена тут думать, трясти надо!

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья! Ей давно пора было появиться!

    Оценка статьи: 5

  • Ох, как же мало среди людей новаторов. Ох, как же сложно им живется У меня есть нехорошая привычка: даже когда мне предложили проверенный другими порядок действий, я все равно делаю по-своему. Даже если новый способ неправильный - я должна в этом убедиться