Анна Сидельникова Профессионал      0     Распечатать

Что дарят детям на Новый год?

«Уважаемый Дедушка Мороз. От всей души поздравляю тебя с Новым Годом. Желаю тебе быть всегда здоровым и не получать глупых писем. Подари мне, пожалуйста, карту для снижения цены на „lego“ в лего-магазинах. Я тебя очень прошу и отблагодарю. Передай привет Снегурочке. Я хожу в школу и музыкальную школу. У меня три брата, большая квартира и добрые родители». Это реальное письмо мальчугана 8 лет.

© Africa Studio, Shutterstock.com

О чем только не просят дети Деда Мороза, некоторые — коротко и по-деловому, другие — не забыв поздравить самого Дедушку и справиться о его здоровье, третьи — доложив о своих успехах за отчетный период.

Например, в этом году дети просят: игровую приставку, собачку-робота Гоу-Гоу, PSP, ноутбук, плейстейшен-3 для всей семьи и большой красный трактор для братика… А может быть и такой вариант: «В прошлом году мой брат Сергей рассказывал Вам стихотворение в ДК СК. А в этом году мы собираемся на Кремлевскую елку в Москву. Может быть, увидимся! Я хочу на Новый год планшет и карту памяти. А мой брат Серёжа хочет 10 игрушек Монсуно».

Деду Морозу пишут даже взрослые: «Лучшим подарком для меня будет пятерка по математике за год у Максима и место в детском саду для Маргариты»

Что дарят детям на Новый год? Теперь, в век стремительного развития гаджетов, у среднеобеспеченных родителей даже сомнений не возникает, что желателен высокотехнологичный подарок. Дети-школьники по-прежнему мечтают о статусных вещах, только на смену фотоаппаратам, кассетным магнитофонам и тетрисам прошлых лет пришли смартфоны, айпады и прочие достижения инженерной мысли. Однако у части детишек весьма востребованы суперкуклы, косметика, радиоуправляемые машины.

Полезные подарки — лыжи, коньки, ролики, мяч, санки — все-таки потеряли свою былую привлекательность, когда были редкостью и радостью в эпоху дефицитной советской действительности. Вот удивительный парадокс: сколько гордости, ликования и счастья довелось испытать тем, кому удалось в свою пору добыть, урвать, достать ценную вещь в довольно жестких условиях борьбы за человеческое существование. Как был прав Гекльберри Финн, сказавший: «Только то и приятно, что трудно достать».

Развивающие игрушки для малышей и младших школьников будут восприняты с особым энтузиазмом тогда, когда кто-то из родителей готов сам включиться в совместный процесс выпиливания, выпекания, сборки модели или разборки головоломки прямо после вручения подарка. Кстати, в последнее время в продаже появилась масса чрезвычайно занятных и умных настольных игр на любой возраст, которые могут оказаться настоящим кладом для тех домочадцев, кто ценит возможность совместного творческого времяпрепровождения. Недаром мудрая реклама морского круиза гласит: «Подарок года — это побыть вместе».

Особые трудности при выборе подарков родители испытывают обычно в двух случаях. В одном из них игрушки и вещи покупаются постоянно по первому или второму требованию ребенка, в другом — когда ребенок их явно заслужил. Возможной причиной и той, и другой стратегии являются трудности, которые родители сами испытывали в своем детстве в связи с подарками. Может быть, их было очень-очень мало и полдетства ушло на лелеянье мечты о некой игрушке или на завидование сверстнику-обладателю вожделенной вещи.

Вот грустная реплика одной их нынешних мам: «Помню, мама всегда говорила, что подарки — это не важно, важно, чтобы пришли дорогие гости и отпраздновали наши именины. Когда тебя спрашивают, что подарить, надо отвечать: чего выдумали? Не нужно никаких подарков, сами приходите и все». Другая с сожалением вспоминает: «Я ужасно стеснялась ходить в гости на праздники, потому что мой подарок был самым скромным, самым худшим из всех. И как же я негодовала на маму за то, что я не могла быть со всеми на уровне».

Родители, выполняющие все прихоти ребенка и покупающие детям вещи по первой просьбе, воспитывают их по типу кумира семьи. Один из отцов говорит об этом так: «Мы так скромно жили, что мне даже в голову не приходило попросить о чем-либо у своих родителей. Пусть хоть сын порадуется всему. И потом, если я пытаюсь отказать ему в чем-то, то он просто начинает психовать. Зачем мне это?»

В другом варианте день-деньской занятые родители заваливают ребенка игрушками и вещами, чтобы хоть как-то компенсировать ему недостаток тепла и внимания. Одно из самых печальных последствий такого подхода — это тот факт, что у родителей, не способных ставить границы и говорить ребенку «нет», ребенок не в состоянии адекватно оценивать собственные возможности, не чувствует себя в безопасности и поэтому очень не уверен в себе. Немедленно получая всё желаемое, такие дети теряют способность радоваться подаркам. Исчезает и сказочное обаяние новогодних дней.

Вторая стратегия родителей — когда ребенку делают подарки в случае, если он их действительно заслужил, обычно встречается при требовательном стиле воспитания (по типу Золушки) или при весьма ограниченном бюджете семьи. И здесь хотелось бы напомнить вот что. Согласно определению, подарок — это вещь, которую даритель по собственному желанию и безвозмездно преподносит с целью доставить удовольствие получателю подарка. Ключевое слово здесь — безвозмездно. Как сказала Сова, «Безвозмездно — то есть даром». А то, что вручается за послушание, за достижение особых успехов и прочее, — это вознаграждение, то есть поощрение и компенсация затраченных усилий и времени. Гонорар, жалование и зарплата тоже относятся к разряду вознаграждения. Так что речь идет о разных вещах.

Если в детско-родительских отношениях есть место только наградам, то возникает риск того, что процесс воспитания сведется к денежно-торговому взаимодействию между поколениями. Чтобы этого не случилось, необходимо время от времени, сообразуясь с размером кошелька, делать ребенку настоящие подарки. Ни за что, просто так. Потому что каждый из нас достоин в этой жизни самого наилучшего просто по факту своего рождения. Просто потому, что мы живем на этой Земле.

Комментировать
Теги: психология общения, новый год, воспитание, родители, подарки, ребенок, дети
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 19.12.2012
Дата первой публикации 18.12.2012