• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Ткачев Грандмастер

Стоит ли оплакивать свою молодость?

Принято считать, что молодость — лучшее время жизни и ни один другой возраст не может с ней сравниться. Быть молодым — значит, быть здоровым, красивым, перспективным. Значит, познавать мир, путешествовать, горячо влюбляться, преданно дружить, быть полным радостных надежд. Быть модным, продвинутым, полным жизни.

naturemania, Shutterstock.com

Быть немолодым — напротив, испытывать проблемы со здоровьем, терять внешнюю привлекательность, быть разочарованным в любви, дружбе, самой жизни. И сокрушаться о днях так быстро минувшей молодости.

Сколько книг и гимнов посвящено глупой молодости, сколько фильмов снято, сколько картин написано? И как мало сказано без чувства горечи и сожаления о том огромном куске жизни, который есть за ее пределами? И вообще, есть ли жизнь за молодостью?

В нашем обществе царит культ физической красоты и молодости. Изображения молодых и привлекательных — везде. Кинематограф — для молодых, музыка — для молодых, мода — для молодых. Образы людей среднего возраста встречаются гораздо реже, а людей пожилого возраста увидишь разве что на упаковках с лекарствами — а что еще делать тем, кому за… сят, как не постоянно болеть?

На работу ищут молодых и шустрых, до сорока, и редко — опытных и умудренных. Отношения стараются строить также с теми, кто помоложе. Кое-где даже кредиты выдают до определенного возраста, словно боятся, что человек не успеет выплатить всю сумму и околеет раньше срока.

А так ли прекрасна и беззаботна молодость и все, что с ней связано? Стоит ли так убиваться по тому, что тебе уже не восемнадцать? Нужно ли так печалиться тем, что молодость прошла, и так ли плох возраст, который начинается за ее пределами?

Разве самые большие испытания, как правило, не выпадают именно на раннюю молодость, годы взросления и становления? Первое горькое разочарования в любви, первое предательство в дружбе, первое осознание того, что мир не так добр и хорош, как учили в школе и пишут в книгах. Первое постижение того, что, оказывается, все люди разделены какими-то невидимыми перегородками и даже между тобой и твоим лучшим другом и верной возлюбленной гораздо большее расстояние, чем ты думал. Одним словом, когда безоблачное, мягкое и теплое, как мамина щека, детство почему-то вдруг заканчивается и начинается новая, взрослая жизнь.

Мои самые окаянные дни выпали на возраст 14−20 лет. Непонимание, кем хочу быть и почему кем-то быть нужно, сложности во взаимоотношениях со сверстниками, с противоположным полом, интернат, служба в армии, нервный поиск себя и своего места с явным несовпадением желаний и возможностей… Многое из того, что тогда было, я вспоминаю с чувством отвращения и далеко без ностальгии.

Когда я смотрю на нынешних школьников, взбирающихся с трудом в автобус, с огромными ранцами за спиной, когда я смотрю на свою дочь, которой в скором времени придется определиться, «кем быть, чем заниматься», когда я смотрю на все это «племя младое и незнакомое», я им совсем не завидую, а скорее, жалею, понимая, какой непростой и долгий путь им придется пройти, прежде чем занять свое место под этим тусклым солнцем. Сколько придется доказывать себе и остальным, что ты человек и чего-то стоишь, сколько страхов и комплексов, борьбы и испытаний их ждет впереди. Сколько непонимания, неприятия, отторжения, сколько сил и нервов будет испытано и затрачено, прежде чем придет осознание истинных ценностей и ценностей ложных. Сколько из них не доживет до своей зрелости?

Я понимаю только сейчас, когда моя красивая и глупая молодость навсегда простилась со мной и на ее место вступила с проседью на висках степенная зрелость, сколько невзгод, страхов и треволнений она навсегда унесла с собой. Я безмерно счастлив от того, что уже не тороплюсь доказывать кому-то, и себе в первую очередь, чего я стою. От того, что умею отличать настоящее от поддельного, глубокое от поверхностного, доброе от злого. От того, что знаю цену словам и поступкам. От того, что мои тридцать три несчастья, наконец, закончились и я больше не боюсь.

Не боюсь двоек в школе, недовольства моих родителей, чужого мнения, показаться смешным, показаться глупым, увольнения с работы, развода, сломать себе ногу. От того, что свободен. Свободен от тысячи ложных комплексов, которыми бурлила моя глупая молодость. Я думаю, что еще немного — и я перестану бояться самой смерти, потому как уже сейчас понимаю, какой смешной и глупой жизнью мы часто живем.

Зрелый возраст — возраст ума и опыта, когда только начинаешь по-настоящему жить своей жизнью. И жить не так, как за тебя решили твои родители, школа, институт, твоя жена и твой начальник, твой социум… А так, как ты сам ее, свою жизнь, понимаешь. Зрелый возраст — как возраст свободы.

Статья опубликована в выпуске 8.02.2014
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Михаилу Лермонтову не было и тридцати, когда он написал:

    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!


    А гораздо старший Георгий Шенгели признался:

    Мне хорошо, что будущего нет,
    И прошлое забыто на вокзале...
    Себе гербом избрал бы якорь я
    С обломанными навсегда клыками!..

    • Валерий Хачатуров, мне тоже казалось, что в в тридцать я свою жизнь прожил (часто это так и бывает-).

      Думается, что самый счастливый день действительно будет тогда, когда придется распрощаться с этим самым смешным из глупых миров-) Просто страшат боль и неизвестность.

  • Детство уходит по-английски — не прощаясь...
    - Маразм приходит по-нашему — не поздоровавшись...

    Cтатья понравилась.

    Оценка статьи: 5

  • Понравилось

  • Мне статья понравилась. Она как-то странно перекликается с моим текстом о старении.

  • Хорошая статья, интересно задуматься над затронутыми вопросами. Мне кажется, что не так все было трагично. Ведь были же радость и удовлетворение от своих маленьких побед, от преодоления комплексов, от своего возмужания в конце концов, хотя, наверное, с "высоты" зрелого возраста не просто объективно оценить то, что чувствовал тогда.

  • В каждом возрасте, впрочем, как и во всём, есть свои плюсы и свои минусы.
    Не набил бы шишек ЛГ в молодости - стал бы он умным в зрелости?

    Оценка статьи: 4

  • Как правило, оплакивают женщины, чья счастливая жизнь планировалась именно в молодости. Или женщины, которые планируют новую жизнь, будучи далеко уже не молоденькими. Да и то - всё больше вздыхают, нежели оплакивают... Оплакивают ли мужчины?

    Еще как оплакивают! Сколько слёз пролил автор-ЛГ... Одно радует - зрелым стал, сильным и самодостаточным. Умным. Не боится уже чужого мнения. И, если ему как следует поднатужиться, то - мудрым. Наверное.

    • Вячеслав Старостин, я рад, что Вы рады за меня-)

      Все мы, в той или иной, оплакиваем свою молодость, чего уж там... Прост тот упор, который делается и то отношение, которое навязывается всем нам, часто не дают возможности задумать, а о чем плачем-то?

  • Стоит ли...... А стоит ли, вообще, жить? Так как живёт наш герой? Да уж лучше чашу с.... Я бы начал с портвейна. Ну, хоть как-то изменить восприятие. Это же разрыв мозга. В самом названии статьи столько тоски по ушедшим годам, столько безутешных слёз по утраченной молодости. Зачем её оплакивать, даже если она сделала тебя таким, какой ты есть сейчас, надо метнуть кусок по-пахучей в эти "окаянные дни".

    Оценка статьи: 1

    • Гоша Саутин, хватает герою и портвейна, и прочих радостей, уж поверьте-)
      Смотрите на написанное, как на приглашение задуматься. Только и всего.

      • Гоша Саутин Гоша Саутин Читатель 10 февраля 2014 в 10:19 отредактирован 10 февраля 2014 в 10:40 Сообщить модератору

        Игорь Ткачев, о чём задуматься? О том, как жалок наш герой, смотрящий в своё прошлое и вспоминает его "с чувством отвращения"? О том, что, пройдёт пара-тройка лет и у ЖГ(жалкий герой) солнце нашего сегодняшнего общения станет "тусклым"? Уж пусть тогда он останется свободным от всего, как в старом анекдоте:
        - Кто это?
        - Это неуловимый Джон.
        - Почему он неуловимый?
        - Он неуловимый потому, что нафиг никому не нужен.

        Оценка статьи: 1

        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 10 февраля 2014 в 10:56 отредактирован 10 февраля 2014 в 10:57 Сообщить модератору

          Гоша Саутин, ну, умный человек всегда найдет то, о чем задуматься-) И не торопитесь отвергать все - всю статью: обычно это качество не думающего, но поспешного в суждениях, человека.

          Чувства отвращения к прошлому не испытываю - это несколько иначе называется. А акцент на негатив в прошлом - как прием для читателя найти свой собственный баланс (не принимайте все написанное, как исповедь. Хотя даже исповеди - лишь слова-)

          Я понимаю, что вас не переубедю. Тогда почитайте, например Сократа о его рассуждениях о молодости и старости. Или Сенеку. Там есть мысли, поверьте-)

          • Игорь Ткачев, кто бы что бы не мыслил о молодости и старости, это только рассуждения, вы правы, это только мысли. А если человек не способен принимать себя любого, и в прошлом, и сегодня, и не готов принять себя завтра, а говорит: "Многое из того что было, вспоминаю с чувством отвращения" - это выглядит ОЧЕНЬ жалко. Обиженный, капризный ребёнок, и только.

            Оценка статьи: 1

            • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 10 февраля 2014 в 11:22 отредактирован 10 февраля 2014 в 11:24 Сообщить модератору

              Гоша Саутин, "многое" - не все-)
              Может, этот обиженный ребенок мыслит правдивее и умеет анализировать четче, а не только любит свое прошлое по простому общему принципу, "потому что оно мое"?
              И не получится ли при такой любви, как раз оплакивание своего прошлого - то, о чем вы написали - "мне жаль ушедших дней, по ним тоскую я"? Где больше жалости, кто здесь более жалкий? По-моему, те, кто сожалеет о своей молодости -) Видите, какой логический вывод-)

              Был такой писатель Пешков-Горький: в "Мои университеты" он часто признается в нелюбви, и даже ненависти, к своим "младым дням" и испытаниям, которые выпали на его долю. Уж не буду упоминать других.

              Там есть мысль-)

              Да, и "жалко" - это эмоциональная, стереотипичная оценка, как правило, ВНЕШНЕГО, по общему признаку. В жалкости часто есть такие глубины, такой потрясающий ум, о которых вы можете, по причине своей молодости, пока и не подозревать-)

              • Игорь Ткачев, потянулись за лаврами Пешкова?
                Вот такие пешковы и другие, о которых вы не упомянули, и воспитали поколение страдальцев, для которых, каждый день, это не радость жизни, а муки. И каждый прожитый их день - тяжкий каторжный труд.

                Пешкова, как очернителя в угоду коммисарам в топку!

                Оценка статьи: 1

                • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 10 февраля 2014 в 12:14 отредактирован 10 февраля 2014 в 12:14 Сообщить модератору

                  Гоша Саутин, есть еще простая реальность: вас бы, современного, в те условия. Уверен, ваши переживания были бы ярче, страдания еще больше-)

                  Знаете, умение глубоко чувствовать и переживать всегда порождает страдание. Свое и чужое.

                  А еще есть реализм и объективизм: когда вам наступят на ухо, страдание для вас станет уже не гипотетическим, вымышленным, а вполне реальным-)